Здоровьесберегающая технология " Оздоровительный комплекс : Сауна- Бассейн_ Фитобар"
проект
Технология разработана для того, чтобы как можно эффективее использовать имеющиеся в детском саду условия для активного оздоровления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sauna_2.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области (МБДОУ д/с №16)
ПРОЕКТ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
САУНА – БАССЕЙН – ФИТОБАР
автор: Антипова М.В.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя»
В.А. Сухомлинский.
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения. В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка; формирование у него основ здорового образа жизни; укрепление его здоровья, его физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие.
(слайд 3) Однако, проанализировав сложившуюся ситуацию в ДОУ, мы выявили противоречие. С одной стороны, в детском саду созданы условия для физического развития детей, для сохранения и укрепления его здоровья: имеется спортивный зал для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных досугов, праздников, занятий кружков; спортивная площадка; сауна, бассейн. С другой стороны, увеличилась общая заболеваемость детей, снизился индекс здоровья.
(слайд 4) Анализ научно-методической литературы свидетельствует о попытках научного обоснования использования плавания, сауны, фитотерапии и закаливающих процедур в воспитательно-оздоровительном процессе детей.
(слайд 5) Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
(слайд 6) Оздоровительные свойства водяного пара были известны многим народам. Греки, по свидетельству Аристотеля, переняли обычай париться у народов Древнего Востока. Гиппократ и другие древнегреческие врачи назначали банные процедуры при заболеваниях как терапевтическое средство. На Руси баня издревле использовалась для борьбы с недугами.
Оздоровительное воздействие термотерапии складывается из следующих компонентов:
- сухой жар убивает микробы на теле человека, открывает и прочищает все поры тела, снимает с верхнего слоя кожи омертвевшие слои эпидермиса, улучшает кожное дыхание
- сухой жар - сильный раздражитель - дает толчок многим физиологическим реакциям. Под его воздействием изменяется терморегуляция, улучшается легочная вентиляция, повышаются активность центрального и периферического кровообращения, функциональные возможности сердечнососудистой системы
- Улучшается деятельность сальных желез
- повышение активности кровообращения, сильный разогрев кожи влекут за собой увеличение потоотделения. Пот уносит с собой излишки тепла и конечные продукты обмена веществ
- способствуя энергичному выводу шлаков, термотерапия облегчает работу почек, улучшает вводно-солевой обмен. С потом удаляются и излишки молочной кислоты, накопление которой в мышцах вызывает чувство усталости. Непременным условием термотерапии является удовольствие от получаемой процедуры.
- Итак, термотерапия может применяться с целью оздоровления детей (закаливание, тренировка сосудов, приобщение к здоровому образу жизни).
(слайд 7) С древних времен наши предки использовали всевозможные растения для профилактики и лечения различных недугов. Фитотерапия— это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами.
(слайд 8) Чередование кратковременной гипертермии и охлаждения (воздушного или водного) является мощным закаливающим средством, средством тренировки сосудистого тонуса (профилактика вегетососудистых дистоний).
Использование термотерапии (адаптированной для детского организма) в сочетании с плаванием, личной гигиеной и положительными эмоциями создает необходимые предпосылки для оптимизации процессов роста и развития ребенка. Данная оздоровительная процедура воздействует на организм ребенка многогранно. Тепло, вода, пар, резкое изменение температуры, массаж, даже самый простой, - все эти факторы, объединившись, создают целый комплекс раздражителей, на которые организм отвечает соответствующими реакциями.
Поэтому мы разработали и реализовали проект: «Оздоровительный комплекс «Сауна - бассейн - фитобар»».
(слайд 9) Актуальность. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
(слайд 10) Целью данного проекта является: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада Оздоровительные задачи:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
- совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства
- формировать правильную осанку, гигиенические навыки Образовательные задачи:
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями
- создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности
Воспитательные задачи:
- воспитывать потребности в здоровом образе жизни, вырабатывать потребность в физических упражнениях и играх
(слайд 11) Участники проекта:
- воспитанники с 4 до 7 лет (участвуют в разных видах деятельности: познавательной, игровой, практической)
- инструктор по физической культуре (организует деятельность детей и родителей)
- медицинская сестра (оказывает помощь в организации оздоровительных процедур детям)
- педагоги (осуществляют педагогическое просвещение родителей по теме)
- родители (участвуют в совместной деятельности, делятся опытом с другими) (слайд 12) Ожидаемый результат:
- снижение уровня заболеваемости детей ДОУ
- повышение уровня физической подготовленности воспитанников
- формирование у воспитанников осознанной потребности в здоровом образе жизни
- развитие физических и нравственных качеств детей, расширение кругозора, сохранение и укрепление здоровья
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (слайд 13) Работа велась в следующих направлениях:
- создание развивающей предметно-пространственной среды
- оздоровительно-профилактическая работа с детьми
- работа с педагогами и сотрудниками доу
- взаимодействие с семьями, социумом
(слайд 14) Для реализации проекта была создана соответствующая предметно- пространственная среда: красивый, уютный, безопасный водный мир, доброжелательная атмосфера.
(слайд 15) Приобретено и изготовлено необходимое оборудование, (слайд 16) Оздоровительно - профилактическая работа с детьми в комплексе «Сауна-Бассейн-Фитобар» включает набор медико - оздоровительных методик, приёмов, способов: дыхательной гимнастики, разные виды массажей, пальчиковой гимнастики, динамические паузы, мимические разминки, фитотерапию, игры и игровые упражнения по профилактике и коррекции речи, плоскостопия, осанки; оздоровительные дорожки, аквапроцедуры, релаксации.
Вся работа оздоровительно - профилактического комплекса «Сауна - Бассейн - Фитобар» осуществляется совместно с медицинским работником.
(слайд 17) За основу мы взяли разработки Маргариты Николаевны Кузнецовой по оздоровлению в условиях «бассейн - сауна - фитобар». Анализируя описанную методику и учитывая существующие в нашем ДОУ условия, при проведении оздоровительных процедур руководствуемся следующей схемой:
- Раздеваются воспитанники при температуре воздуха 22-25 градусов тепла.
- Перед занятием проводится разминка в галерее бассейна, включающая несколько общеразвивающих упражнений для разогревания организма.
3. Затем прием гигиенического и одновременно контрастного душа.
(слайд 18) 4. Растирание полотенцем - это своеобразный подогрев. Растирание повышает температуру кожи на 2-4° и более по сравнению с исходной. Это увеличивает скорость протекания термовосстановительных процессов.
5. Потом дети проходят в сауну, которая обеспечена современной электрической печью, разноуровневыми посадочными местами для детей.
В процедуре термотерапии различают два периода: адаптации (пассивное прогревание организма, ускорение кровотока и микроциркуляции) и через 3 минуты после начала процедуры - период интенсивного прогревания, характеризующийся интенсивным потоотделением и сдвигом водно-солевого равновесия.
Ребенок должен уметь контролировать свое самочувствие, знать правила поведения в термокабинете, поэтому нецелесообразно использовать термотерапию у детей младше 4 лет.
Во время процедуры спрашиваем детей об их самочувствии, предлагаем им, в
случае необходимости, спуститься на нижнюю полку для индивидуального
подбора режима. Длительность пребывания детей в кабинете термотерапии 4-5 минут.
Одним из основных этапов в сауне является дыхательная гимнастика - дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох в игровой форме («Упрямый ослик», «Плакса», «Весёлая пчёлка», «Часики», «Каша кипит» и др.); рисование дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие не прерывистые вдохи, выдохи - «Паровозик», медленные и размеренные - «Океанский лайнер»).
Очень легко осваивают дети приёмы самомассажа, для этого создаётся соответствующий эмоциональный настрой и игры.
Следующая фаза (охлаждение организма). Для охлаждения используется помещение с температурой воздуха 22-25°С.
(слайд 19) В период отдыха дети «активно» отдыхают, проводят мини блиц - турниры «Кто больше знает пословиц», поговорок о здоровье, здоровом образе жизни, играют в игры на внимание и воображение, разгадывают тайну целебного напитка, рассуждают о благоприятном влиянии бани и сауны на наше здоровье делают массаж.
(слайд 20) Дети попадают в бассейн, преодолевая определённые препятствия - оздоровительные дорожки: «Тропинка Здоровейки», «Дорожка Спортика», «Путь Здоровейки», которые способствуют профилактике опорно - двигательного аппарата, острых респираторных заболеваний (ОРЗ) и повышению адаптивных возможностей организма.
Каждое занятие в бассейне для детей и взрослых большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость, на протяжении всего занятия играя, даже самые робкие быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения.
(слайд 21) В фитобаре мы все вместе пьем чай с лимоном. В сочетании с чаем лимоны обладают энергетической силой. Преимущества этого напитка многочисленны и разнообразны: он служит прекрасным средством чистки человеческого организма, способствует избавлению от стресса и дает силы для активного образа жизни. Лимонный чай действует на организм как антисептик и помогает предотвратить различные инфекции и заболевания.
Таким образом, совместная оздоровительно - творческая деятельность медиков, педагогов, детей, протекающая в форме живого, насыщенного, эмоционально - игрового контакта, является внутренним движением каждого ребёнка к формированию здорового образа жизни и развитию личностных качеств.
(слайд 22) Важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальной возможности каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо тесное сотрудничество, взаимодействие педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация занятий по плаванию в плавательном бассейне спортивно-оздоровительного комплекса
В практике работы МБДОУ детский сад №»20 «Снегурочка» накоплен положительный опыт обучения детей плаванию в плавательном бассейне спортивного комплекса....
"Оздоровительно-профилактический комплекс – сауна, бассейн, фитобар – в дошкольном учреждении"
Поиск и разработка эффективных методов профилактики респираторных заболеваний у детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, представляет собой важную задачу не т...
Оздоровительно-профилактический комплекс – сауна, бассейн, фитобар – в дошкольном учреждении.
Поиск и разработка эффективных методов профилактики респираторных заболеваний у детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, представляет собой важную задачу не только в педиатрии, но и всей...
Использование здоровьесберегающей технологии: «Формирование речевого дыхания в бассейне у старших дошкольников с нарушениями речи»
Согласно ФГОС одна из задач, стоящая перед педагогами ДОУ – обеспечение преемственности основных образовательных программ: целей, задач, содержания, реализуемых в рамках рабочих программ всех сп...
«Реализация здоровьесберегающих технологий (оздоровительно – развивающая программа М. Л. Лазарева «Здравствуй!»
laquo;Реализация здоровьесберегающих технологий (оздоровительно – развивающая программа М. Л. Лазарева «Здравствуй!»...
ПРОЕКТ по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающей технологии оздоровительного массажа с использованием шарика Су-джок
Одним из приоритетных направлений современной социальной политики государства является сохранение и укрепление здоровья детей. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ ...
2023г. Здоровьесберегающая технология: плавание в бассейне.
Использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающей техн...