Консультация для педагогов детского сада по теме: "Игры для детей с повышенной двигательной активностью"
консультация (старшая группа) на тему

Дамыймаа Светлана Байыртыевна

Эту консультация предназанчена для  воспитателей детского сада.

У многих воспитанников выявлен повышенный компонент гиперактивности с синдромом дефицита внимания. У детей с общим недоразвитием речи проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Для оказания психолого-педагогической помощи мы разработали цикл занятий для детей с повышенной двигательной активностью, учитывая особенности их развития (низкая концентрация, переключение вни­мания, несформированность мелкой моторики, нарушения двигательной координации, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях, агрессивность). Эти занятия изначально планировались как совместные с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для детей с повышенной двигательной активностью

У многих воспитанников выявлен повышенный компонент гиперактивности с синдромом дефицита внимания. У детей с общим недоразвитием речи проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Для оказания психолого-педагогической помощи мы разработали цикл занятий для детей с повышенной двигательной активностью, учитывая особенности их развития (низкая концентрация, переключение внимания, несформированность мелкой моторики, нарушения двигательной координации, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях, агрессивность). Эти занятия изначально планировались как совместные с родителями.

Наши игры и упражнения могут использовать педагоги и родители, чтобы обучить ребенка техникам, с помощью которых он сможет управлять своим поведением. При формировании группы психолог приглашает к участию семейные диады. Одно из условий — обязательное участие в работе не только ребенка, но и родителя. Большинство упражнений проводится в парах и рассчитано на отработку навыка взаимодействия друг с другом, снижение уровня агрессивности.

Цель: психологическая помощь ребенку в осознании собственных особенностей и адаптация к реальным условиям жизни, оптимизация детско- родительских отношений.

Задачи: оптимизация тонуса мышц; развитие произвольности и самоконтроля; развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, концентрации внимания и двигательного контроля; устранение импульсивности; обучение элементам самомассажа; снятие психомышечного напряжения; обучение родителей способам взаимодействия и эффективным приемам общения с гиперактивным ребенком.

Структура занятия с гиперактивными детьми:

  • растяжки (нормализация гипер- и гипотонуса мышц) (4-5 мин);
  • дыхательные упражнения (улучшение ритмирования организма, развитие самоконтроля и произвольности) - 3-5 мин;
  • упражнения для мелкой моторики (развитие межполушарного взаимодействия) -5-8 мин.

Основные темы занятий:

«Звезда», «Море», «Любопытная Варвара», «Шалуны», «Шарик», «Каратист», «Черепаха», «Маска», «Водопад», «Незнайка».

«Шарик»

Задачи: оптимизация тонуса мышц; развитие у детей произвольности и самоконтроля; межполушарного взаимодействия, концентрации внимания;

формирование произвольной регуляции собственной деятельности; расслабление мышц живота; освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц рук; обучение родителей способам взаимодействия и эффективным приемам общения с гиперактивным ребенком.

  1. Растяжка «Половинка». И.п.: сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение по осям: верх-низ, лево-, правостороннее.
  2. Дыхательное упражнение «Надуй в животе шарик». И.п.: сидя на полу. Вдох. Сначала детям предлагают расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик. Пауза. Выдох. Затем им нужно втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
  3. Упражнение для развития мелкой моторики рук «Колечко».

Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала упражнение выполняется одной рукой (отдельно каждой), затем двумя руками вместе.

«Кулак - ребро - ладонь - огонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости, распрямленная ладонь на плоскости. Дети выполняют, а по команде «Огонь!» быстро прячут руки за спину. Проба выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе.

  1. Функциональное упражнение «Послушай тишину». И.п.: сидя на стуле. Закрыть глаза и послушать запись пения птиц и шума воды.
  1. Игра «Кто за кем». Дети становятся друг за другом. Водящий, посмотрев на них, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. Эту игру можно усложнить, например, после того как ребенок отвернулся и перечислил товарищей, он поворачивается и называет изменения в их одежде, прическе (если дети поменялись вещами, сменили прическу).
  1. Релаксация «Шарик».

Представьте, что вы надуваете воздушный шар.

Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох - пауза, выдох - пауза. Мышцы живота расслабились. Теперь легко сделать вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Легко... ровно... глубоко.

  1. Релаксация «Поза покоя».

Дети должны сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Они, сидя, слушают текст, произносимый тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

У нас игра такая, очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье...

И становится понятно, расслабление приятно.

Эффективность работы возрастает только при плодотворной работе всех специалистов, и, конечно же, при наличии эмоционального сопереживания и контакта с родителями. В процессе работы мы поняли, что детям нужна наша любовь и принятие их такими, какие они есть. Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, а его внутреннее состояние окрашено положительными эмоциями, он знает, что справится с любыми трудностями - это придает ему уверенности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узю муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Ст.воспитатель: Дамыймаа С.Б.

Ноябрь 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей с повышенной двигательной активностью

Игры и упражнения для развития внимания и снижения импульсивности....

План-конспект занятия для детей с повышенной двигательной активностью (гиперактивными). Тема занятия «Шарик» (для детей 5-7 лет).

Цель: психологическая помощь ребенку в осознании собственных особенностей и адаптация к реальным условиям жизни, оптимизация детско-родительских отношений; формирование позитивной самооценки, снятие н...

Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

«Оздоровление детей через повышение двигательной активности».

Тема здоровья детей особенно важна в наше время. Среди многообразных факторов, влияющих на снижение состояния здоровья и работоспособности организма, является значительное снижение двигательной активн...

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

Консультация для родителей в рамках семейного клуба «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. При проведении их на свежем воздухе оздоровительный эффект подвижных игр усиливается. В игре дети упражняются в самых ра...