Организация адаптации детей дошкольного возраста к водной среде.
статья по теме

Большагина Ольга Ивановна

Организация адаптации детей дошкольного возраста к водной среде.

 

1.Введение.

Здоровье детей – это будущее страны. Всё лучшее общество стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем, об их здоровье является одной из основных задач государства.

Климатические условия севера характеризуются длительной и суровой зимой, холодным и  коротким летом, большим количеством дней в году с неблагоприятной погодой, контрастностью и переменчивостью среднесуточных температур и атмосферного давления, что позволяет исследователям оценивать их как экстремальные. Проживание на севере приводит к повышению напряжения в работе всех функциональных систем организма, к снижению его адаптации. Длительное воздействие низких температур и укороченный световой день являются мощными факторами, провоцирующими гипокинезию и замедляющими физическое развитие детей.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма.

 Дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием.

 Одним из методов улучшения состояния здоровья детей является совершенствование медико-педагогических подходов к воспитанию культуры здоровья с помощью физических упражнений. Физическая культура и здоровый образ жизни является надёжной защитой, способной помочь нашим детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, связанным со значительным ускорением ритма жизни, существенным обострением экологической обстановки как главного регулятора состояния и функций организма детей.

  Ведь  как мы знаем, что заложенный  фундамент здоровья в детстве, это залог здоровья на долгие годы. Ведь только мы инструкторы-педагоги должны активно вовлекать родителей в систему мер поддерживающих и улучшающих состояние здоровья малыша.

Для решения этих важных проблем я поставила перед собой следующие цели и задачи:

 Цель:  разработать систему педагогической  работы  с педагогами, родителями и детьми, обеспечивающую  адаптацию к водной среде детей дошкольного возраста.

    В соответствии с поставленной целью,   я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы организации адаптации детей дошкольного возраста к водной среде в психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать комплексы занятий и игровых упражнений для содействия смягчения адаптации  к водной среде для детей с водобоязнью и детей, вновь прибывших в дошкольное учреждение.

3. Разработать рекомендации для родителей о значении плавания для  сохранения и укрепления здоровья детей, привлечение их к активному участию в жизни ДОУ, педагогическое просвещение родителей.

4. Обогатить развивающую среду бассейна пособиями для  преодоления водобоязни у детей.

2. Работая по  теме  самообразования  « Организация адаптации детей дошкольного возраста к водной среде», и применяя свой инструкторский опыт, я предлагаю очень серьёзно отнестись к адаптационному периоду. Ещё теперь и потому что дети приходят в детский сад не с годика как раньше, а открываются группы с трёх летнего «тепличного» возраста, значит адаптация к водной среде бассейна идёт вслед за адаптацией к детскому саду.

 Но как не приобщить малыша к плаванию, если мы знаем все только положительные и благоприятные воздействия  его на детский организм.  

   Как организовать адаптационный период, чтобы было еще больше заинтересованных малышей и их родителей?

 Очень важно, чтобы первые впечатления ребёнка  от знакомства со свойствами водной среды были положительными. Практически все взрослые люди осознают, насколько важно уметь держаться на воде и плавать.  Ведь умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю жизнь и является тем навыком, который необходим человеку в самых разнообразных ситуациях, а так же чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, т.к. сейчас идеально здоровых детей немного.

Но, к сожалению, не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди детей встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Бывают дети, страдающие от страхов. Они боятся непривычных изменений среды, боятся погружения в воду, когда вода, соприкасаясь со слизистой носа и глаз, вызывает неприятные ощущения, а предметы воспринимаются в искажённом виде. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затруднённость дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.

Обучение плаванию, как рекомендуют в пособии «обучение детей плаванию» Ю.А.Короп и С.Ф.Цвек, - это в первую очередь подготовка психики обучаемого к пребыванию в непривычной среде.

Поэтому  вопросы психологической подготовки при начальном обучении плаванию приобретают первостепенное значение. В связи с этим я использую на занятиях нестандартное оборудование, схемы-модели к упражнениям, играм. У одних детей процесс обучения плаванию протекает сравнительно легко, без затруднений. У других он вызывает определённые трудности, требующие от обучаемого умения проводить специальную психологическую подготовку с этими боязливыми и нерешительными детьми.  Многие дети  не в состоянии  понять задание и правильно выполнить необходимую координацию движений руками и ногами, для большинства детей была так же характерна водобоязнь. Найдя статью из научно-теоретического журнала №8 -2004г, где доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Кубани А.И. Погребной рекомендует упражнения в воде с добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальчиковой гимнастики – доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т.п.

Кроме того были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание воображение мышление и др.), а так же упражнения, способствующие развитию физических качеств.

 Работа по адаптации к водной среде большая и трудоёмкая. Есть много педагогической литературы которую я изучила о проявлениях «адаптационной» болезни, ведь многие дети, поступив в детский сад, начинают болеть. Так и у большинства детей, которые впервые сталкиваются с большой массой воды, пугаются и ни за что не хотят входить в воду. Это не случайность – дети переживают «эмоциональный стресс».

Акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека.

Но как научить  детей уверенно и безбоязненно держаться на воде? С чего начать адаптационную работу?

 Основная программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста « Обучение плаванию в детском саду», авторами которой являются – Осокина Т.И., Тимофеева В.А., Богинина Т.Л.. В этой программе раскрыты все этапы обучения и возрастные группы, начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивая детьми старшего дошкольного возраста.

 Я подобрала и применяю в работе комплекс для адаптации детей с водобоязнью.

Всю работу по адаптации я делю  на периоды:

1 период – это создание условий по адаптации детей к водной среде.

* Изготовление психотерапевтических игрушек для снятия психогенной напряженности малыша.

* Разработка игр и игровых упражнений на преодоление водобоязни.

* Оформление фотоальбома с поэтапным посещением ребёнка бассейна.

2 период – работа с родителями.

 Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, физически и духовно красивыми. Работа по полноценному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья детей невозможна без активного участия семьи, ведь семья – это первая и основная социальная группа, в которой закладываются основы личности ребёнка, его отношение к здоровью. Поэтому в ДОУ подготовила информации о значении плавания для физического развития детей, укрепления их здоровья.  Для родителей 1 младшей группы провожу занятие в бассейне, где показываю, чем будут заниматься дети, знакомлю с помещением бассейна (знакомлю с требованиями ДОУ к посещению бассейна).

 Посещаю родительские собрания с презентацией, так же в конце учебного года(апрель м.ц) в первой младшей группе, а затем ещё раз уже во второй младшей (Ведь не все могут быть на родительском собрании), где предлагаю консультации ( Первые упражнения в домашней ванне).

За 1-2 месяца до начала занятий плаванием на родительских собраниях в начальных группах необходимо провести беседы об организации и содержании занятий. В этих беседах следует обратить внимание на значение занятий плаванием, помощь родителей при обучении. Кроме того,

нужно рекомендовать родителям проводить закаливающие процедуры: обтирания, ножные ванны со снижением температуры воды. Разработала правила поведения детей в бассейне, а затем ознакомила педагогов и родителей.

Работа с родителями детей, посещающих бассейн, является важной составляющей всей оздоровительной и обучающей программы занятий  в бассейне.

3 период так же наиболее важный –  знакомство с детьми или адаптационная работа с детьми.

 

 Самая важная задача для инструктора:

Увлечь ребёнка, сформировать у него потребность, привычку заниматься плаванием. И ещё не менее важная задача – не напугать малыша и вводить его в  «водный мир» плавно и постепенно, от известного к не известному. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста или ребёнка вновь прибывшего.  

 Создание конкурса рисунков « Где живёт рыбка?» для детей и их родителей. Выразить свои эмоции посредством рисования.

В своей практике я очень часто сталкиваюсь с боязнью воды даже детей 5-7лет, что было связано с попытками родителей самостоятельно научить их плавать. Таких детей очень трудно потом научить  плавать и помочь им полюбить воду.

Для этого с первого занятия я использую психотерапевтические игрушки. Все они сшиты из красивой ткани, легко обрабатывающейся и быстро сохнущей. Эта  ткань обтягивает мяч и малыш ещё раз убеждается, что если нужно полежать на поверхности воды, то  делаем вдох, ну а если нужно что- то достать со дна выполняем выдох.   Отказ от вспомогательных средств происходит после освоения движений ног и регулируемого дыхания. Последнее состоит из глубокого вдоха через рот, продолжительной задержке дыхания с погружением лица в воду и выдоха через рот и нос одновременно, после чего дыхательный цикл повторяется.

Важным моментом подготовки к занятиям в бассейне  является психологический настрой.

1. В апреле-мае месяце до первого занятия на воде начинается «теоретическая» адаптация: детей приводят в бассейн на экскурсию, знакомят с залом, чашей, игрушками (все игрушки яркие, красивые). Кроме этого, малышей приглашают посетить занятия в старших группах. Дети видят положительные эмоции занимающихся, у них снимается напряженность, появляется желание самим войти в воду.

2. В группе воспитатели проводят беседы с ребятами о бассейне, рассказывают как можно интересно проводить время на воде и под водой. Ведь например чтобы поиграть в водолазов нужно научится открывать глаза под водой. Водолазы работают на важных объектах: строят туннели, электротелефонные линии, маяки, мосты, а также порты.

 Ну как? Все умеют возводить мосты? Ну а под водой, да еще и с открытыми глазами? Вот пройдёт немного времени и к вам придут малыши и вы сможете показать и цирковых тюленей, и дельфинов, и уточек и даже медузу.

3.Велика роль первого занятия. Первое занятие полностью проводим на суше. Для этого используем надувной бассейн (он располагается рядом с большим). Здесь они познают культурно-гигиенические навыки. Учим пользоваться губкой и мылом, дадим им возможность не торопясь открыть жидкое мыло, мочалка из сеточки(потом это всё сэкономит время) . Здесь дети надев рукавичку-рыбку воображают, как они будут плавать на следующих занятиях. Дети должны видеть улыбающихся сотрудников, слышать спокойную речь и конечно же тихую, спокойную музыку.

 О том, что музыка – выражение гармонии, знал ещё Пифагор, который применял её и для лечения и для воспитания детей. Ученый ставил музыку на тот же уровень, что и математику.

 Для лечения людей от разных болезней музыка применялась в Индии, Тибете, Китае и в других странах. В Тибете знали о том, что плохое психоэмоциональное состояние человека может стать причиной заболеваний какого-либо внутреннего органа или всего организма. В Древней Греции одним из главных требований к врачам, судьям и педагогам было многолетнее изучение и знание музыки. Египетские жрецы пользовались воздействием целебной музыки. В 20 веке учёные стали активно изучать квантовое, частотно-волновое влияние музыки на человека. В Парижской Академии цвета, звука и движения эффект музыки определялся при воздействии на клетку крови звука различной частоты в порядке хроматической гаммы. Фабьен Маман – музыкант и рефлексотерапевт – совместно с другими специалистами и физиком Штернхаймером с помощью микроскопа получили интересные данные о наличии тесной и прямой связи между формой и цветом клетки крови и частотной воспроизводимого звука. Оказалось, что при звучании ноты «до» клетка вытягивается в длину, звучание ноты «ре» влияет на окраску клетки… В итоге исследователи отмечают, что звук «ля» характеризуется частотой, которая наиболее приближена к гармоническому строю элементарных частиц, это универсальный звук, хорошо воспринимаемый всеми без исключения. Он успокаивает и вызывает расслабление организма. Ритм музыки - это снятие психогенной напряженности, что является одной из главных причин водобоязни.

 Второе занятие на малой воде познавательного характера проводим с каким либо персонажем.

Очень тихая и спокойная музыка, яркие игрушки и ребёнок уже « окунулся» в игру. Игра для них – лучший способ знакомства с окружающим миром. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову, активизирует внимание.

 С третьего по восьмое занятие, так же проводим в форме игры, игровые упражнения.

Всё это для младших групп. Но здесь есть но, т.е те ребята которые всё же пропускают занятия по тем или иным причинам, а если он пропускает значит отстаёт в подготовке. Герхард Левин в пособии «Плавание для малышей» очень хорошо раскрыл тему «Организация начального обучения плаванию малышей», но он предлагает три варианта комплектования  учебных групп. После нескольких занятий целесообразно перераспределить детей в зависимости от их успехов… Но я имея  нарукавники воспользовалась такой возможностью,  дети занимаются и те и другие. Мы даже выдвинули девиз : « Себя показать и другим помочь». Детям очень нравится показывать свои успехи так же малышам, даже если он в нарукавниках.

Обучение малышей плаванию проходят в три этапа:

1-этап – привыкание к воде.

Привыкание к воде – это прежде всего приспособление к свойствам воды. Надувные нарукавники удерживают ребёнка у поверхности воды, они так же помогают активней двигаться в воде, уберегают от неприятных ощущений, от неожиданного погружения в воду. В возрасте 3-5 лет активные, произвольные движения в воде очень важны, поскольку ощущения взаимодействия воды и тела ребёнка благоприятно сказываются на его здоровье, развитии.

Организуя первые занятия с детьми 3-4 лет, я даю общее задание двигательной активности, « что сделать», но  не указываю « как сделать». Например: дана команда переместится от одного бортика бассейна к другому. Кто-то побежит по дну бассейна, кто-то, используя возможность удерживаться у поверхности воды (с помощью нарукавников), попытается продвигаться, выполняя плавательные движения. Такая свобода выбора движений при выполнении общего задания сделает занятие комфортным для каждого ребёнка и обеспечивает возможность успешно решать задачи занятий. Для повышения активности ребёнка в период адаптации к новой среде используются знакомые « сухопутные» движения и игры: «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Лодочки»,

«Приходите в гости к нам» и другие; различные варианты ходьбы и бега, прыжков и движений рук и ног (с поддержкой и без неё).

2- этап – освоение воды.

Полученный в процессе привыкания к воде опыт употребляется для того, чтобы постепенно освоить водную среду.

 Стараюсь доступно объяснять детям, что свойства воды требуют от человека спокойных движений.

На первых занятиях особое внимание уделяю равновесию в воде. Приглашаю на занятие к малышам детей из группы чуть более старшего возраста т.е из средней группы. Ребёнок  показывает, взрослый поясняет, что погружение начинаем выполнять с расставленными ногами на ширину плечь. Как уже говорилось, что объяснение упражнения должно снимать чувство страха, доказывать ребёнку уверенность в собственной силе и смелости. На первоначальном этапе обучения важно умело управлять бессознательной психической деятельностью детского организма, всячески поддерживать обучаемых в непроизвольном копировании плавательной техники, попутно объясняя ошибки.

На шестом-восьмом занятии мы пробуем скользить, но сначала скользим в рукавичке. Это наша весёлая помощница рыбка-озорница, она нам показывает как правильно скользить по поверхности воды.

 Скольжение первое показываю со стульчика, им так веселей, а раз весело, значит мы забыли о боязни. Ребёнок сам выбирает, как он будет скатываться с горки ( с доской- в этом случае она у нас ледянка, в нарукавниках, с мячом, игрушкой или вообще без ничего)  малыш встаёт на стульчик (у него в ножках камушки и он очень устойчив) и ребенок скользит. Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее от первых скольжений, я поддерживая подталкиваю, помогаю проскользить и  ставлю малыша на ноги,   поясняя, что ребятам очень нравится кататься с ледяной горки, а у нас она в о д я н а я , они катаются (на пузике) вытянув руки и ноги. Лежим до тех пор пока не остановимся…

3 – этап – овладение плавательными движениями.

Важно помнить, что прежде чем приступать к обучению плавательным движениям, нужно освоить погружение.

 Зачем начинающему пловцу нужно  уметь нырять?

Ответ на этот вопрос прост: лишь тот, кто попытается целиком погрузиться в воду, сможет обнаружить, что вода  способна его держать. Человеческое тело испытывает на себе подъемную силу воды.

 Это ощущение сразу же уменьшает страх утонуть.  Опять приглашаем нашу Капельку, что она нам сегодня посоветует?

-Сначала нужно научиться задерживать дыхание, надутые щеки – « символ» этого упражнения.

-Погружение 

Приседания в воду, при выполнении дети стоят вплотную спиной к стене где сливной желоб, так им проще если что, то можно сразу задержать падение за трубу. Только после упражнений на погружение мы начинаем надевать нарукавники.  В них дети сразу (оживают), и мы приступаем к игре и только. Прыжки в воду доставляют детям радость и удовольствие. Важно включать ныряния и прыжки в каждое занятие, видоизменяя отдельные фрагменты заданий, добиваться, чтобы каждый раз возникали различные ситуации погружения и восстановления равновесия.

Погружение в воду с головой совершается с задержкой дыхания. Перед этим научить детей плотно закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе.

После этого выполняются упражнения на умывание, поливание, брызгание. Следующие упражнения связаны с непосредственным погружением головы в воду – до подбородка, до глаз, лицо полностью, с головой. Чтобы помочь детям обрести уверенность в выполнении  перечисленных упражнений, всё делаем вместе и опять же берём в помощники (куклу сделанную из мяча), Капитошку или Осьминожка.

Упражнения для освоения погружения в воду можно вводить с третьего - четвёртого занятия. Число погружений затем постепенно увеличивается.

Открывание глаз в воде.

Для плывущего человека умение открывать глаза и смотреть в воде

помогает сохранить правильное направление,  облегчает ориентировку во время ныряния, доставания со дна предметов и т.д.

После того как дети научатся  погружаться в воду с головой и делать выдох в воду, их надо учить и этому умению.  Рассказать, что вода прозрачная и чистая.  Для этого можно предложить рассмотреть, стоя в воде, различные предметы, находящиеся на дне бассейна. Затем следует показать, как под водой можно открывать глаза и осматривать  всё вокруг.  Дошкольники легко привыкают ориентироваться  в  воде  с открытыми глазами.  Они могут собирать несколько предметов, разложенных на дне.  В более старших группах  строят « подводные замки», плавают в подводных лабиринтах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekoendatsii_roditelyam.docx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вся правда об адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду.организация игровой деятельности

Консультация для родителей. как помочь адаптироваться малышу к условиям детского сада. Организация игровой деятельности...

Консультация "Адаптация детей младшего возраста к водной среде".

Плавание  с самого раннего детства - один из самых простых способов сделать ребёнка закалённым, здоровым и физически развитым....

Двуязычие – как успешная адаптация детей дошкольного возраста к окружающей среде.

Россия всегда являлась многонациональным государством. В настоящее время в России проживают люди более 150 национальностей, а по некоторым данным даже до 200 национальностей, не считая единичных предс...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Организация активного отдыха детей дошкольного возраста посредством здоровьезберегающей среды

Целью здоровьесберегающих технологий является – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отн...

Проект "Дельфиненок" по укреплению, оздоровлению и адаптации детей дошкольного возраста к водной среде

Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, потому что появилась возможность эффективного закаливания и оздоровление детей через использование бассейна детского сада...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена проблеме  адаптации детей  дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содерж...