Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения
проект на тему

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchey_pedagogiki.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Адмакина Марина Евгеньевна

 старший воспитатель  

МАДОУ «Детский сад № 47» г.Саранск                  

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.

Мы, решили попробовать и не ошиблись, внедрение инновационной деятельности в наш педагогический процесс внес много нового.

Инновационная деятельность в нашем дошкольном образовательном учреждении ведется по физкультурно-оздоровительному направлению.

        Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…

        Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

        На современно этапе развития системы дошкольного образования оздоровительное направление работы детского сада становится все более значимым.

        Актуальность направления определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Удельный вес здоровых дошкольников в дошкольных образовательных   учреждениях составляет 25-30 % от общего количества воспитанников.

      Наше дошкольное образовательное учреждение  работает в инновационном режиме по проблеме «Использование здоровьесберегающей педагогики в развитии детей дошкольного возраста».  

                 Цель  нашего инновационного проекта: Выявление механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи данного проекта:

Разработать, апробировать и реализовать комплексы здоровьесберегающих  технологий по инновационному проекту;

Создать спортивно-оздоровительную среду, обеспечивающую эмоциональный настрой детей и условия для организации двигательной активности и проведения закаливания детей;

Выявить интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему спортивно-оздоровительной работы;

Повышать иммунитет специфическими и неспецифическими методами;

Осуществлять просвещение родителей по вопросам использования инновационной педагогики и проведение физкультурно-оздоровительной работы  с целью повышения их роли в профилактической работе по оздоровлению детей.

Гипотеза:  Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться   при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению   с использованием  классических  инновационных здоровьесберегающих технологий.

Новизна заключается:

Формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающей корректно влиять на воспитательную позицию семьи;

Использование  здоровьесберегающей педагогики в игровом варианте, обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго;

Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности  за своё здоровье;

Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик.

     Только при наличии в ДОУ надлежащих условий для воспитательно - оздоровительной работы  с детьми  дошкольного возраста можно выполнить поставленную цель – оздоровление детей.    

        Для реализации  данного проекта  в нашем детском саду созданы определенные условия:

        - Физкультурный  зал оснащен необходимым стандартным и нестандартным   спортивным  оборудованием и инвентарем 92,3%;

        - Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием и медикаментами на 91%;

        - Оборудована физкультурная площадка на территории детского сада;

        - Приобретены тренажеры (велотренажеры, беговая дорожка, тренажер гребля, сттеппер, диски «Здоровье» и т.д.);

        - микроцентр «Физкультурный уголок» и  во всех возрастных группах оснащены  различным стандартным и нестандартным оборудованием, необходимым для проведения подвижных игр, закаливающих мероприятий;

- Оборудованы групповые зоны по проведению мероприятий по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста;

Для того чтобы успешно и качественно реализовать  основной проект ДОУ «Использованию здоровьесберегающей педагогики  в развитии детей дошкольного возраста», педагоги всех возрастных групп  в рамках данной инновационной деятельности  изучили состояние здоровья  своих воспитанников, провели анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка», разработали подпроекты, которые успешно применяют для оздоровления  детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

         Подпроекты  в  каждой возрастной группе:

«Терренкур» - это система дозированной ходьбы, прыжков и бега с использованием прохождения маршрутов по территории детского сада, старшая и подготовительная к школе группа;

«БОС-здоровье» в образовательном процессе детей дошкольного и школьного возраста по реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина, подготовительная к школе группа.

Каждый подпроект имеет свои цели, задачи, сроки и пути реализации, содержит перспективный план  с  различными комплексами упражнений, предполагаемые или ожидаемые результаты.

        Для качественной реализации воспитательно-оздоровительного процесса воспитателями каждой возрастной группы ведется необходимая документация:

  1. «Лист Здоровья» составлен на каждого ребенка (с указанием диагнозов заболеваний, группы здоровья, физкультурной группы и физического развития данного ребенка);
  2.  «Паспорт Здоровья» на каждого ребенка;
  3.  «Тетрадь закаливания»,  где указаны виды, методы и приемы закаливания и ведется учет перенесенных детьми заболеваний с целью проведения щадящего режима закаливания;
  4. Перспективный и тематический планы проведения подвижных игр в течение дня, которые включают в себя мордовские народные  подвижные игры,  рекомендованные  региональным образовательным модулем  дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»   (авт.: О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н.Киркина и др.)
  5. Календарные планы по физкультурно-оздоровительному направлению;
  6. Папки по физкультурно-оздоровительной работе в группе, где сосредоточены все материалы по данному направлению, проводимые с детьми и родителями;

Контроль за здоровьем детей и  руководство организацией оздоровительных процедур  в рамках оздоровительного проекта ведет врач-педиатр.

Результаты проекта: сформирована нормативно-правовая база по вопросам оздоровления дошкольников; улучшены информационно-методические условия для педагогических кадров ДОУ в области оздоровительной работы с детьми; разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с дошкольниками оздоровительных мероприятий (на основе мини-проектов); сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ; взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками; обобщение  и распространение  опыта работы в здоровьесберегающей педагогики; созданная в МДОУ физкультурно-оздоровительная среда на 100% соответствует требованиям СанПин.

Проведенная нами работа  показала, что  в результате использования здоровьесберегающей педагогики в развитии детей дошкольного возраста  происходит  повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей; формируется осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни; повышается уровень профилактической работы в ДОУ.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М. , 2001 г.

Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 2012 г.

Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»

Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ,2001 г.

Гурич А. Г. «Теория биологического поля» М, 1944 г.

Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М. ,1997 г.

Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. , 1999 г

Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М. , 2010 г.

Маркова Л. С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. , 2008 г.

Праздников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 2011 г.

Сивачева Л. Н. «Физкультура – это радость» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ МБДОУ Г.МЦЕНСКА "ДЕТСКИЙ САД №14" НА ТЕМУ "ВАРИАТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УЕТОМ ИХ САМОБЫТНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ"

В программе представлены основные направления деятельности ДОУ, гипотеза, цели и задачи, а также работа на разных этапах, продукты деятельности и другое.  РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА...

Проект Мотивация педагогов для участия в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

ПроектМотивация педагогов для участия в инновационной деятельности  дошкольного образовательного учреждения...

Использование здоровьесберегающей педагогики в инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения

Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье&helli...

Сборник "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ"

В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

В сборник вошли научно-методические материалы, подготовленные воспитателями и специалистами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...

«Основные направления инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений»

Доклад«Основные направления инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений»...