Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении.
статья на тему

Формирование здорогого  образа жизни подрастающегопоколениряпоколения - одна из главных задач страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении.

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью,  к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении и дома вместе с родителями. С каждым годом ухудшающееся состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением детей приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Очень большое значение в дошкольном образовании имеет  физкультурно – оздоровительная технология, которая направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей. Реализация этой технологии, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

2. Правильная организация прогулок и их длительность.

Прогулка в детском саду - это один из основных режимных моментов, который направлена на общее укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, а также на физическое, умственное, художественно-эстетическое и познавательно-речевое развитие детей. Для того чтобы прогулка давала эффект, может меняться последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями).

4. Облегченная одежда в детском саду.

5.Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна имеет большое значение в двигательной деятельности детей. Ее оздоровительные цели:

  • постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;
  • поднятие мышечного и психического тонуса;
  • создание хорошего настроения на вторую половину дня;
  • закаливание организма ребёнка;
  • профилактика нарушений осанки.

6. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

  • Постепенное увеличение закаливающих воздействий. При закаливании детей недопустимо быстрое, форсированное снижение - или увеличение продолжительности процедуры.
  • Систематичность - это регулярное повторение закаливаний, воздействий, так же, как и умывание, на протяжении всей жизни.
  • Последовательность в проведении закаливающих процедур.

7. Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой.

8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке.

9. Самомассаж.

 Для развития ребенка уже в раннем дошкольном возрасте возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса.  Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

10. Витаминотерапия.

 В любое время года включать в рацион питания дошкольника фрукты, овощи, различные витаминные  напитки.

11. Фитотерапия.

Немногие знают о пользе даров природы. Они повышают иммунитет, улучшают функциональное состояние организма. Например, некоторые садовые цветы имеют лекарственное значение.

12. Массаж по назначению врача.

Физкультурно-оздоровительные технологии и  Медико-профилактические тесно связанны между собой и в педагогический процесс воплощаются неразрывно друг от друга. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

От возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, данных индивидуальных психолого-педагогических особенностей, времени года, режима работы ДОУ зависит направление работы по физическому воспитанию детей. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности.  В таких целях на каждого ребенка из группы составляется индивидуальная карта здоровья.

 Всестороннее гармоническое развитие детской личности включает в себя не только физкультурно-оздоровительные и медико-профилактические технологии, осуществляемые в детском образовательном учреждении. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний по приобщению ребенка к здоровому образу жизни среди родителей.

 Этого можно достичь с помощью рассказов о методах и приемах формирования представлений детей о ЗОЖ, привлечения в праздничные и оздоровительные мероприятия детского сада. Реализация специальных мероприятий:  консультации, практические занятия, наглядная агитация. Совместное проведение праздников «День здоровья», веселые старты, соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья».

Важным условием для формирования здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей. Например, можно изготовить стенд» Как сделать ребенка здоровым и счастливым играя в подвижные игры».

Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми и процессом воспитания ребенка в семье. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника. Система взаимодействия ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать фундамент культуры будущего взрослого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: как сохранить здоровье детей

здоровьесбегерающие технологии в дошкольных учреждениях направлены на обеспечение адаптации ребенка в социуме, реализацию потребностей детей в двигательной активности, в эффективном развитие двигатель...

Мастер класс для родителей "Здоровье-сберегающие технологии в детском образовательном учреждении»

Мастер -класс для родителей "Здоровье-сберегающие технологии в детском образовательном учреждении"...

Проект «Применение технологии «БОС. Класс здоровья - Малыш» в условиях дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время в России отмечается тенденция к ухудшению показателей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.  Как показывает практика, в силу, объективных...

Статья "Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учрежденииСегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольног...

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении

Здоровье сберегающие технологии в ДОУ...

Круглый стол с родителями Тема: "Здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении".

Знакомство родителей с современными здоровье сберегающими технологиями, применяемыми в дошкольном учреждении....