Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении.
статья на тему
Формирование здорогого образа жизни подрастающегопоколениряпоколения - одна из главных задач страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении.
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении и дома вместе с родителями. С каждым годом ухудшающееся состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением детей приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Очень большое значение в дошкольном образовании имеет физкультурно – оздоровительная технология, которая направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей. Реализация этой технологии, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
2. Правильная организация прогулок и их длительность.
Прогулка в детском саду - это один из основных режимных моментов, который направлена на общее укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, а также на физическое, умственное, художественно-эстетическое и познавательно-речевое развитие детей. Для того чтобы прогулка давала эффект, может меняться последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями).
4. Облегченная одежда в детском саду.
5.Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна имеет большое значение в двигательной деятельности детей. Ее оздоровительные цели:
- постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;
- поднятие мышечного и психического тонуса;
- создание хорошего настроения на вторую половину дня;
- закаливание организма ребёнка;
- профилактика нарушений осанки.
6. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).
Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
- Постепенное увеличение закаливающих воздействий. При закаливании детей недопустимо быстрое, форсированное снижение - или увеличение продолжительности процедуры.
- Систематичность - это регулярное повторение закаливаний, воздействий, так же, как и умывание, на протяжении всей жизни.
- Последовательность в проведении закаливающих процедур.
7. Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой.
8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке.
9. Самомассаж.
Для развития ребенка уже в раннем дошкольном возрасте возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.
М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
10. Витаминотерапия.
В любое время года включать в рацион питания дошкольника фрукты, овощи, различные витаминные напитки.
11. Фитотерапия.
Немногие знают о пользе даров природы. Они повышают иммунитет, улучшают функциональное состояние организма. Например, некоторые садовые цветы имеют лекарственное значение.
12. Массаж по назначению врача.
Физкультурно-оздоровительные технологии и Медико-профилактические тесно связанны между собой и в педагогический процесс воплощаются неразрывно друг от друга. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
От возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, данных индивидуальных психолого-педагогических особенностей, времени года, режима работы ДОУ зависит направление работы по физическому воспитанию детей. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности. В таких целях на каждого ребенка из группы составляется индивидуальная карта здоровья.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности включает в себя не только физкультурно-оздоровительные и медико-профилактические технологии, осуществляемые в детском образовательном учреждении. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний по приобщению ребенка к здоровому образу жизни среди родителей.
Этого можно достичь с помощью рассказов о методах и приемах формирования представлений детей о ЗОЖ, привлечения в праздничные и оздоровительные мероприятия детского сада. Реализация специальных мероприятий: консультации, практические занятия, наглядная агитация. Совместное проведение праздников «День здоровья», веселые старты, соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья».
Важным условием для формирования здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей. Например, можно изготовить стенд» Как сделать ребенка здоровым и счастливым играя в подвижные игры».
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми и процессом воспитания ребенка в семье. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника. Система взаимодействия ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать фундамент культуры будущего взрослого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-144765-1355322743.jpg)
Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.
Состояние здоровья детей вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-972979-1510574575.jpg)
Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: как сохранить здоровье детей
здоровьесбегерающие технологии в дошкольных учреждениях направлены на обеспечение адаптации ребенка в социуме, реализацию потребностей детей в двигательной активности, в эффективном развитие двигатель...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/19/picture-856257-1513661687.jpg)
Мастер класс для родителей "Здоровье-сберегающие технологии в детском образовательном учреждении»
Мастер -класс для родителей "Здоровье-сберегающие технологии в детском образовательном учреждении"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/23/picture-285208-1566570326.jpg)
Проект «Применение технологии «БОС. Класс здоровья - Малыш» в условиях дошкольного образовательного учреждения
В настоящее время в России отмечается тенденция к ухудшению показателей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика, в силу, объективных...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-1085057-1542870524.jpg)
Статья "Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учрежденииСегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольног...
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении
Здоровье сберегающие технологии в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-1458784-1676537891.jpg)
Круглый стол с родителями Тема: "Здоровье сберегающие технологии в дошкольном учреждении".
Знакомство родителей с современными здоровье сберегающими технологиями, применяемыми в дошкольном учреждении....