Главные вкладки

    Закаливание естественными природными факторами в условиях ДОУ и в семье
    статья на тему

    Истрия закаливания, способы закаливания детей дошкольного возраста, организация закаливания в детском саду, закаливание естественными природными факторами в семье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Закаливание естественными природными факторами в условиях ДОУ и в семье

    Содержание

    1. Введение

    2. Истрия закаливания

    3. Закаливание естественными природными факторами в условиях ДОУ

    3.1. Способы закаливания детей дошкольного возраста. Общая методика

    3.2. Организация закаливания в детском саду

    4. Закаливание естественными природными факторами в семье

    5. Заключение

    1. Введение

    Самое бесценное, чем человека наделяет природа - это здоровье. Статистика дает нам следующие цифры. На 20 % здоровье человека зависит от наследственности. Еще на 20 % положение здоровья определяется экологической обстановкой. От здравоохранения здоровье человека зависит лишь только на 8,5 %. И 51,5 % здоровья человека определяется его образом жизни.

    Элементами здорового образа жизни являются:

    • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
    • окружающая среда;
    • отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя;
    • здоровое питание;
    • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения;
    • личная и общественная гигиена.

    Особо важную роль в здоровье человека играет закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

    Целями данной работы являются:

    • ознакомление с приемами закаливания детей в условиях ДОУ, домашних условиях, рекомендациями по проведению процедур закаливания;
    • формирование основ здорового образа жизни.

    Для выполнения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

    • воспитать потребность детей в здоровом образе жизни;
    • укрепить здоровье детей;
    • развить выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды;
    • повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

    Закаливание — система специальных терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Это  испытанное средство укрепления здоровья. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие

    Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является.

    Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено,  зависит и от состояния окружающей среды, и от здоровья родителей, и от наследственности, от условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов приводит к ухудшению адаптационных процессов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма.

    Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

    Георгий Несторович Сперанский, советский педиатр, активный участник создания системы охраны материнства и детства, рассматривал закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям. Говоря о принципах закаливания детей, Г. Н. Сперанский всегда подчеркивал, что любые применяющиеся закаливающие воздействия должны вызывать положительные эмоции у ребенка. Плач и двигательное беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют.

    Любое совершенствование – это длительная тренировка. Следовательно, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

    Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

    Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития.

    Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой обучения в ДОУ. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

    Организм ребенка – дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

    2. История закаливания

    Закаливание как набор «процедур», которые направлены на лучшее самочувствие закаляющегося объекта, известно с самых древних времен.

    Древняя Греция, Древний Рим, Китай, Индия и наша родина – все эти страны славны своей историей закаливания на протяжении очень долгого времени.

    В Древней Греции закаляли не только мальчиков Спарты, но и мужчин, и даже старцев. А с ними закаляли и уделяли должное внимание тренировкам и женской части спартанского населения. Женщины тренировались по своим программам, облегченным по сравнению с мужскими. Спартанские врачи считали, что спортивные занятия укрепляют женщин для беременности и родов. Но не только Спарта – страна, зацикленная на физической форме, вошла в историю.

    Приемником многих традиций Древней Греции, в том числе и относительно физического здоровья, стал Древний Рим – римские термы вмещали в себя очень большое количество людей, так, термы (бани) Диоклетина могли вместить одновременно до трех с половиной тысяч купающихся. В термах были не только аналоги современных бассейнов, но и места для переодевания, горячие песочные и грязевые ванны, бассейны с холодной водой, душ, а на крышах были специально оборудованные места для принятия солнечных ванн.

    Даже в Древнем Египте, где солнца хоть отбавляй круглый год, отдельно описывалась польза солнечных лучей для здоровья человека.

    Древняя Индия – родина йоги. Немалое количество «упражнений» йоги направлены на закаливание.

    В Древнем Китае профилактика заболеваний вообще носила статус государственной заботы – поэтому размах и масштаб мероприятий мог бы поразить наших современников. Физические упражнения, водные процедуры, массаж, лечебная гимнастика и солнечные ванны, все это вместе с диетой являлось обычным (и обязательным) занятием жителей тех времен.

    На нашей родине, Руси, закаливание (по мнению некоторых исследователей) вообще носило массовый характер. Баня и купание в проруби на Крещение, омовение в водах рек до первых крепких морозов. Все это нашло отражение в работе А. Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии». Там он, среди прочего, писал: «Все действует на человека: пища его и питание, внешняя стужа и теплота, воздух и даже самый свет». Отрицать это современным людям было бы глупо – закаливание, потерявшее свою значимость во время перестройки и последовавших 90-х, аккуратно возвращается в наш современный быт.

    Многие родители выбирают для своих детей секции по плаванию или по занятиям самообороной, надеясь укрепить таким образом иммунитет ребенка. Зачастую, к сожалению, получается иначе: устав на тренировках ребенок не успевает восстановиться к школьным занятиям и стресс «накапливается», приводя постепенно к нервному истощению. А это совсем не тот результат, к которому стремится система закаливания! Для того, что бы закаливание было эффективным, необходимо соблюдать ряд правил и методик.

    3. Закаливание естественными природными факторами в условиях ДОУ

    На мой взгляд, очень важно, чтобы в ДОУ уделялось достаточное внимание физическому развитию детей, в частности — закаливанию. Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье. Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.

    Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родителям необходимо принимать в этом активное участие. Ничего сложного эта методика собой не представляет.                                Главное – придерживаться основных принципов закаливания:

    • постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;
    • систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
    • учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

    3.1. Способы закаливания детей дошкольного возраста. Общая методика 

    Способы закаливания солнцем, воздухом и водой

    Закаливание воздухом

    Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

    • прогулки на свежем воздухе;
    • воздушные ванны;
    • утренняя гимнастика на свежем воздухе.

    Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

    Самый простой  и доступный способ закаливания – закаливание воздухом. С этой целью длительное время дети находятся на открытом воздухе с максимально открытыми частями тела (в зависимости от температуры наружного воздуха). Оно наиболее доступно и эффективно для детей раннего возраста. Закаливание происходит при максимальном пребывании ребенка летом на воздухе, где проводят игры, утреннюю гимнастику, занятия.

            Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого ребенка на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела ребенка.

    • Прогулки на свежем воздухе

    Проводятся в любое время года независимо от погоды.  Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого ребенка  в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха. Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом – игрой в мяч и другими подвижными играми.

    • Воздушные ванны

     Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например, к закаливанию водой. Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

    Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16°C, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

    После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22°C. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

    • Утренняя гимнастика на свежем воздухе.

            Наиболее разнообразным  и естественным способом является утренняя гимнастика, проводимая на воздухе  и в помещении при открытых окнах и фрамугах.

            Физкультурные занятия, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении  температура воздуха постепенно снижается через каждые 2 – 3 дня  с таким же постепенным облегчением одежды  детей.

     Не следует допускать перегревания, для этого не надо кутать детей. В теплую погоду – дать детям побегать босиком (потом помыть ноги с мылом). В помещении необходимо обеспечивать нормальную температуру воздуха.

    Закаливание солнцем

    Влияние солнечной энергии благотворно сказывается на жизненно важных физиологических процессах организма: повышает обмен веществ и сопротивляемость организма к заболеваниям; улучшается самочувствие, сон, аппетит. Злоупотребление солнцем оказывает отрицательное действие на растущий организм ребенка.

    • Солнечные ванны

    Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют теплообмен.

    Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно, иначе  вместо  пользы  они  принесут  вред  (ожоги, тепловой и солнечный удары). Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении. Однако игры эти должны быть спокойного характера.

    Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда  воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру,  когда  солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – с 9 до13 часов и с 16 до 18 часов; на юге – с 8 до 11 часов и с 17 до 19 часов. Первые солнечные  ванны  надо  принимать при  температуре  воздуха  не  ниже  18°C. Продолжительность  их  не  должна превышать 5 минут (далее прибавлять  по  3-5  минут,  постепенно  доводя  до часа). Воздушных ванн время  приема  солнечных  ванн  нельзя  спать!  Голова должна быть прикрыта чем – то вроде панамы, а глаза темными очками.

       Закаливать солнцем можно уже с одного года, при температуре + 20°C,   5 – 6 минут, затем увеличивая до 20 – 25 минут. Для детей более старшего возраста  –  40 – 50 минут в течение дня.

            Пребывание детей под лучами солнца при чередовании с играми в тени, оказывает наиболее оздоровительное влияние, особенно в сочетании с купанием, обливанием или обтиранием.

    Закаливания водой

    Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается.

    Из водных процедур в детских садах используются:

    • Обтирание

    Обтирание – начальный этап закаливания водой. Это самая нежная из всех водных  процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого  обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

    • Обливание стоп и полоскание горла

    Обливание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обливание стоп проводится в течение всего года перед сном водой с температурой вначале 26 – 28°C, а затем снижая ее до 12 – 15°C.  После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23 – 25°C, постепенно  каждую неделю она снижается на 1 – 2°C и доводится до 5 – 10°C.

    3.2. Организация закаливания в детском саду

    Организация закаливающих процедур  требует от дошкольных работников четкого выполнения правил.

    1. В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определённое время.
    2. В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен быть обсуждён вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.
    3. Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии заведующей детским учреждением с учетом состояния здоровья и физического развития ребёнка, его индивидуальных особенностей, условий жизни дома.
    4. Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона и погоды.

    Как говорилось ранее, естественными средствами закаливания в ДОУ являются воздух, вода и солнце.

    Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок, по какой –  либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые нагрузки. И 2 – 3 дня после болезни с ребенком  не проводится интенсивное закаливание.

    Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.

    Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними.

    «Программа воспитания в детском саду» предусматривает закаливание детского организма как необходимое условие их полноценного физического воспитания.

    Основные задачи закаливания – укрепление здоровых детей, развитие   выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды,   повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

    Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке – систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная  с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.

    В качестве основных средств закаливания используются естественные  природные факторы: воздух, вода, солнечный свет – при непременном соблюдении следующих условий:

    • учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;
    • комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;
    • постепенность  в  увеличении  силы воздействия природных факторов;
    • систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды;
    • спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

    Закаливающие  мероприятия особенно важны в период повышенной заболеваемости, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом    система закаливания должна сохраняться, но сила воздействующего фактора  снижается. Должен быть усилен контроль врача в этот период и строгий индивидуальный подход к каждому ребенку.

     Нужно помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды.

    Закаливание свежим воздухом показано всем детям, но в зависимости  от состояния ребенка нужно проводить или общие, или частичные воздушные ванны. То же относится к водным мероприятиям - используют  местные или общие процедуры и температура воды подбирается индивидуально.

    Врач ДОУ:

    • разрабатывает план мероприятий по закаливанию детей в разные сезоны года на основе данных тщательного изучения здоровья каждого ребенка, его физического воспитания в семье и в детском саду;
    • дает конкретные указания для медицинского и педагогического персонала по организации и методике проведения всех мероприятий по закаливанию детей в каждой возрастной группе данного дошкольного учреждения;
    • обучает медицинский, педагогический персонал методике проведения закаливавших процедур;
    • проводит беседы с родителями о значении закаливания для укрепления здоровья детей, обучает их методике проведения разных мероприятий по закаливанию ребенка в семье;
    • осуществляет систематический контроль за работой персонала по закаливанию детей в каждой возрастной группе, за соблюдением врачебно – медицинских указаний по отношению к детскому коллективу и каждому ребенку в отдельности;
    • осуществляет ознакомление воспитателей с результатами влияния закаливающих мероприятий на состояние здоровья детей и, при необходимости, вносит соответствующую коррекцию (в зависимости от степени закаленности детей, эпидемической обстановки, заболевания  ребенка,  изменения погодных условий, сезона года и т.д.).

    Медицинская сестра ДОУ:

    • участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соответствии с разработанным врачом планом;
    • составляет и контролирует режим проветривания, график проведения специальных процедур;
    • помогает воспитателю и помощнику воспитателя овладевать методикой намеченных в плане мероприятий;
    • ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей;
    • регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми.

    Воспитатели ДОУ:

    • при помощи помощника воспитателя, руководствуясь назначениями врача,  осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию детского организма в своей группе;
    • продумывают организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур;
    • следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию;
    • следят, чтобы одежда детей соответствовала температуре воздуха помещения и улицы.

    Таким образом, при организации закаливания в детском саду задействованы весь персонал учреждения и  дети. Для детей важен положительный фон проводимых процедур, поэтому вся работа проводится в атмосфере взаимопонимания и положительных эмоций, что является не маловажной частью организации закаливания.

    Закаливание – это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью  физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

    4. Закаливание естественными природными факторами в семье

    Естественное закаливание – один из обязательных принципов сознательного родительства.

    На самом деле, как ни странно, это не требует от родителей долгих приготовлений, составлений графиков и режима закаливающих процедур. Вся прелесть метода естественного закаливания в том, чтобы просто позволить ребенку расти в естественных условиях. Это не требует абсолютно никаких материальных и временных затрат, долгой теоретической подготовки.

    Замечали ли вы когда-нибудь, что дети, которые бегают всю зиму без шапки, катаются с ледяных гор в расстегнутой куртке, бегают летом по лужам, как ни парадоксально, очень редко болеют?

    Новорожденный ребенок приходит в этот мир абсолютно беспомощным существом, и естественное материнское желание – защитить и обогреть его. Однако, следует помнить о том, что младенец обладает уникальной способностью быстро адаптироваться к условиям окружающей среды. Он не нуждается в закаливании, потому что в его организме работают природные адаптационные механизмы, проверенные тысячелетиями естественного отбора. Следовательно, главная родительская задача – не «испортить» эти механизмы, позволив ребенку развиваться естественно.

    Если создать малышу тепличные условия – постоянно высокая температура воздуха, купание в слишком теплой воде, отсутствие малейших сквозняков, стерильная окружающая среда, это не убережет ребенка от болезней, а только приблизит их. Для такого ребенка малейший сквозняк действительно будет стрессом для организма, и в такой ситуации очень легко активизируются вирусы, которые и приводят к болезням.

    Естественное закаливание в семье – это не только обтирания или обливания холодной водой, это принципиальное изменение образа жизни. Здесь важно множество факторов, и все они взаимосвязаны, даже те, что с первого взгляда кажутся не связанными с закаливанием.

    Домашняя обстановка

    Самое главное – доброжелательная обстановка в семье. Любой психологический стресс является также и стрессом для организма ребенка, поэтому в таком состоянии проще заболеть. Родители должны постараться в любой ситуации излучать оптимизм, спокойствие, уверенность в себе, и конечно, не забывать выражать свою любовь к ребенку при помощи слов и тактильного контакта.

    Выражение эмоций

    Важно позволять ребенку выражать эмоции, причем неважно, какие. Родителям стоит помочь ребенку выражать эмоции допустимым образом, «выпускать пар», потому что будучи загнанными внутрь, они разрушительно воздействуют на психику, вызывая неврозы и комплексы, что в свою очередь, ведет к ослаблению организма и болезням.

    Длительные прогулки

    Все мы знаем, как полезны для здоровья прогулки на свежем воздухе: кислород необходим для правильной работы всех органов, включая мозг; солнечные лучи способствуют выработке витамина Д; воздух помогает легким очиститься от загрязняющих частиц и аллергенов, облегчает дыхание во время болезни; двигательная активность способствует слаженной деятельности сердечнососудистой и иммунной систем организма. Не говоря уже о том, что на прогулке маленький человек познает мир, общается с новыми людьми, получает положительные эмоции.

    Физическая активность

    «Движение – жизнь», поэтому не ограничивайте ребенка в формах двигательной активности, от этого напрямую зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Конечно, каждой маме приятно видеть ребенка, увлеченного сложением конструктора или чтением книги, но не стоит забывать о том, как важно физическое развитие ребенка!

    Достаточный минимум одежды

    Главное правило заключается в том, что ребенку лучше переохладиться, чем перегреться.

    Это не значит, что следует немедленно окунуть младенца в прорубь или заставить школьника бежать босиком по снегу. Такие радикальные способы закаливания также имеют место, но для их правильной реализации нужно всей семьей вести подобный образ жизни, иначе дети, очень тонко чувствующие фальшь, не проникнутся этими идеями и это не принесет им пользы.

    Просто с самого рождения позволяйте малышу побольше времени проводить в небольшом количестве одежды, разрешите побегать дома голышом.

    Вообще, кутание ребенка как в помещении, так и на улице очень опасно. Мы часто можем переусердствовать в этом вопросе, потому что в тех условиях, когда взрослому прохладно, ребенку тепло. Это происходит из-за того, что у детей обмен веществ протекает намного интенсивнее, чем у взрослых, а значит, за одно и то же время организм ребенка вырабатывает больше тепла, чем организм взрослого человека. Потливость вызывает болезнь куда чаще, чем переохлаждение! Если ребенок слишком тепло одет на прогулке, он вспотеет, а затем при раздевании пот начнет испаряться и тело ребенка переохладится. Перепад температуры и может быть вредным для ребенка.

    В целом, одежда должна быть удобной и дышащей, чтобы ребенку было легко и приятно двигаться в ней.

    Хождение босиком

    Прохладные ноги не говорят о том, что ребенку холодно и не принесут ему вреда. Это полезно и дома, и на улице летом – по травке или песку. Современные ортопеды придерживаются мнения, что здоровому ребенку не нужна строго ортопедическая обувь для правильного формирования стопы: как раз таки лучше, чтобы малыш побольше бегал босиком по разнообразных поверхностям дома и на природе.

    Уборка и увлажнение

    Квартиру нужно ежедневно проветривать и регулярно увлажнять воздух в ней – при помощи влажной уборки и увлажнителя воздуха. Лучше поддерживать температуру дома не выше +22. Обязательно стоит пересмотреть интерьер на предмет наличия пылесборников.

    Водные процедуры

    Купание в прохладной воде очень полезно для ребенка – он начинает активно двигаться, согреваясь движением. Конечно, если ребенок плачет, это сигнал о том, что ему совсем не комфортно, а значит стоит подобрать другую температуру воды методом проб. Также очень важно не допускать большого перепада температуры и влажности при выходе из ванной. Часто старшее поколение советует прогреть ванную перед купанием малыша, напустить пару, но это создает опасность переохлаждения разогретого ребенка при выходе оттуда. Вы замечали когда-нибудь, что младенец начинает резко плакать, когда его достают из воды и несут в комнату? Именно поэтому следует постараться не переусердствовать с температурой воды, а дверь в ванную оставить приоткрытой при купании, в этом случае резкого перепада температуры не будет, а значит ребенок перенесет выход из воды легче.

    Также родители имеют возможность включить в спектр закаливающих процедур обливание, душ, зимнее купание, и, как вариант, закаливание в парной.

    Обливание – один из этапов закаливания. Оно бывает местное и общее. Местное обливание  –  обливание  ног.  Для  первых  обливаний  целесообразно применять воду с температурой около + 30°C, в  дальнейшем  снижая  ее  до  +15°C  и  ниже.  После  обливания  проводится  энергичное   растирание   тела полотенцем. Общее  обливание  надо  начинать  с  более  высокой  температуры преимущественно летом.  Душ  действует  сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как  более теплая, чем даже вода при обливании.

    Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале  закаливания температура воды должна быть около +30-32°C и  продолжительность  не  более минуты. В дальнейшем можно  постепенно  снижать  температуру  и  увеличивать продолжительность до 2 минут, включая растирание тела.  Регулярный  прием  указанных  водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

    При купании осуществляется комплексное  влияние  на  организм  воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды  18 – 20°C и 14 – 15°C воздуха. Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные  водные процедуры.  

    Зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Пребывание в воде длится не более 30 – 40 секунд. Плавают обязательно в шапочке. После выхода из воды  делают  энергичные движения, тело вытирают полотенцем насухо и проводят самомассаж.

    Закаливание в парной. Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. В результате регулярного посещения  бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает   расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма.  Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что  способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.

    «Блага цивилизации»

    Ограничение контакта с вредными продуктами цивилизации помогает повысить устойчивость организма к заболеваниям. Пребывание в душном помещении, постоянное сидение перед телевизором или компьютером, малая подвижность, переизбыток бытовой химии – все это факторы риска развития болезней.

    Правильное питание

    Главное – не кормить насильно! Если у ребенка снижен аппетит, это говорит о том, что он потратил недостаточно энергии. Формирование правильного пищевого поведения, когда еда воспринимается как ценность, а не как досадная необходимость – одна из важных составляющих сознательного родительства. Как приятно видеть проголодавшегося ребенка, который радостно сметает приготовленные мамой блюда! И как печально наблюдать картину, когда малыш плюется любовно приготовленной пищей, а родные должны устраивать длительные «спектакли», чтобы развлечь свое чадо и впихнуть в него хоть несколько ложек еды. Правильный подход к энергозатратам ребенка поможет справиться с этой проблемой.

    Организация сна

    Сон ребенка в прохладном увлажненном помещении очень полезен для здоровья. Куда лучше надеть пижаму потеплее и укрыть одеялом в прохладной комнате, чем спать в легкой одежде и духоте.

    Заключение

    Итак, забота о здоровье человека всегда занимала во всем мире приоритетные позиции. Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольное детство – время интенсивного развития ребенка: приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

    Поэтому перед взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека.

    Сложно найти, что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется.

    В этом случае, закаливание один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать заболеваний, повысить иммунитет.

    Конечно, родители боятся начинать закаливать своих детей в домашних условиях.

    В закаливании, как и в любом другом начинании, важен позитивный настрой. На первых порах нужно постараться эту процедуре преобразовать в интересную игру.

    Закаливание солнцем, воздухом, ножные ванны, обтирание, обливание водой, душ и многое другое – все это не составит огромного труда ни для ДОУ, ни для семей. Зато каждая из перечисленных процедур поможет сохранить, а возможно даже преумножить здоровье своих детей и воспитанников.

    Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь.

    Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой.

    Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни дошкольника круглый год. С этой точки зрения следует подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они живут.  Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п. Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей.

    Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей.

    Несомненно, важным звеном в закаливании детей остается работа с родителями. Это и консультации, и родительские собрания, и круглые столы, и дни открытых дверей, а так же другие методы. Поэтому задача педагога не только проводить закаливающие процедуры с детьми в ДОУ, но и приобщать к ним родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Закаливание летом - использование природных факторов для укрепления здоровья детей

    Закаливание летом - использование природных факторов для укрепления здоровья детей...

    ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ НА ЗАКАЛИВАНИЕ

    Окружающие человека природные факторы: солнце, воздух и вода – постоянно влияют на закаливание организма, а система терморегуляции у нас включается при жаре или холоде. Закаливание нужно рассмат...

    Закаливание дошкольников естественными природными факторами.

    Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок не болел, был крепок и полон сил. Однако под влиянием погодных условий у детей простудные заболевания возникают чаще, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем е...

    Влияние природных факторов на закаливание

    Окружающие человека природные факторы: солнце, воздух и вода – постоянно влияют на закаливание организма, а система терморегуляции у нас включает...

    Закаливание дошкольников естественными природными факторами

    Даны практические рекомендации по закаливанию детей дошкольного возраста естественными природными факторами....

    Консультация для родителей «Закаливание естественными природными факторами в условиях ДОУ и в семье»

    Главное – придерживаться основных принципов закаливания:постепенность,систематичность......