РЕЛАКСАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
статья (старшая группа) на тему

Валентина Алексеевна Пастушкова

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

       РЕЛАКСАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

« Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.  Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка  на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».  Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

 Все здоровьесберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:

      1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья,

      2.Технологии обучения здоровому образу жизни,

      3. Коррекционные технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании — обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами  нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса:  в непосредственно-образовательной деятельности и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
  Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая   способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и корригирующих упражнений.

   Во время непосредственно образовательной деятельности проводим динамические паузы по мере утомляемости детей. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно проводим пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени. Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

В режим дня детского сада желательно  включать «Релаксационные паузы» 

 Упражнения  на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано  как физкультминутка на занятии, в любом режимном моменте в течении дня;

Упражнения на мышечную релаксацию по представлению можно проводить один раз в день, после дневной прогулки (можно перед сном).

Поскольку некоторые из детей испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления

   Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки , они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально.
Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. 

  Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками».

  Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

   Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.  

    Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

   Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.  

С этой целью в  работе с  детьми мы  используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.  Выполняются они в игровой форме – ребенок, повторяя задания  воспитателя, словно играет в игру. Это позволяет расслабиться, играя и «вживаясь» в образ. Существует достаточно комплексов релаксационных упражнений для детей, которые предполагают упражнения на расслабление мышц лица, плечевого пояса, мышц шеи, корпуса. Обычно достаточно по 1-2 упражнению из каждого блока, на выполнение же всего комплекса – около 5-7 минут.

При проведении некоторых релаксационных игр и упражнений, необходимо использовать музыкальное сопровождение. Установлено, что под влиянием музыки происходит усиление восстановительных процессов в физиологических системах человека. Поэтому можно использовать спокойную классическую музыку или звуки природы. Таким образом, регулярное выполнение релаксационных игр и упражнений, делает ребенка более спокойным и уравновешенным. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более внимательными, уравновешенными. Дети скованные, вялые и робкие приобретают бодрость, уверенность. Данный вид здоровьесберегающей технологии позволяет детскому организму сбрасывать лишнее психомышечное и психоэмоциональное напряжение. Предоставляет возможность запастись энергией для дальнейшей активной деятельности,  и тем самым сохраняет здоровье ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика - один из видов здоровьесберегающих технологий.

Логоритмика – система музыкально-двигательных, рече - двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.Включение логоритмических упражнений в м...

Прогулка, как один из видов здоровьесберегающих технологий.

Планирование прогулок в средней группе на весенний период....

Презентация "Физкультурно-оздоровительная работа как один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ".

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приёмов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья....

Консультация для родителей: Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий

Обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни....

Консультация для родителей: Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1 с. Перелюб Перелюбского районаСаратовской области»     Консультациядля родителейСказкотерапия как ...

Сказкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сказкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Сказкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сказкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ...