Формирование основ ЗОЖ
материал

Мерзлякова Надежда Михайловна

Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции. Поэтому так важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к здоровому образу жизни у детей. В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни, которую организуют педагоги. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность  в группе компенсирующий направленности детей  от 4 до 5 лет

Тема: «Наши помощники-глаза»

Программное содержание:

-Формировать знания детей о назначении и возможности глаз;

- Продолжать знакомить с внешним строением глаза: веки, ресницы, брови о их значении;

- Воспитывать желание бережно и заботливо относиться к своим глазам;

- Ввести в активный словарь: слово офтальмолог;

- Развивать коммуникативные функции речи, умение рассуждать.

Словарная работа:

а) ввести в активный словарь: офтальмолог.

б) активизировать слова: брови, ресницы, глаза карие,  голубые,  зелёные.

Предварительная работа: чтение литературы, беседы о глазах.

Материал: Мультимедийная презентация «Путешествие в страну Здоровья», зеркала по количеству детей,  мяч для игры « Вредно-полезно», носовой платок, стакан с водой, лёд, картинки для коллажа «Что полезно и что вредно для глаз», лист А-3.

                                                      Ход занятия.

В:- Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Сегодня мы совершим путешествие в страну Здоровья. Дорога в страну Здоровья идет через туннель. В туннеле темно, поэтому закроем глаза и буем продвигаться медленно и спокойно. Звучит музыка, дети с закрытыми глазами проходят   к интерактивной доске. Открывают глаза.

 Слайд № 1

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/10cf/000358a6-c4ab9858/hello_html_m41160173.jpg

 Вот мы и попали с вами в страну Здоровья. Тут живут здоровячки. Они здоровые, потому что каждый день  заботятся о своём здоровье и говорят всем «Здравствуйте». Здравствуй - это волшебное слово, которым мы приветствуем друг друга и желаем здоровья.  

Давайте с вами поздороваемся      

В: «Ребята, я хочу вас научить здороваться необычно. Вставайте в круг и повторяйте вместе со мной: 

Здравствуй, правая рука (протягиваем руку вперёд),

Здравствуй, левая рука (протягиваем руку вперёд),

Здравствуй, друг, здравствуй, друг (беремся за руки),

Здравствуй, здравствуй, дружный круг (качаем руками)».

Воспитатель: «Ребята, вам понравилось так здороваться?» (Ответы детей).

Я приглашаю вас совершить путешествие и побывать в одном из городов страны Здоровья.

Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какой город мы попадём:                                                                   

Два Егорки живут возле горки.

Живут дружно,

Друг на друга не глядят.

 (глаза)

  Слайд № 2

http://alkova-art.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0.jpg

 В:  Правильно, это глаза, а город называется Глазоград. Легко ли вам было идти,  с закрытыми глазами? А как легче двигаться с открытыми или с закрытыми глазами? Почему? (Ответы детей). Сделайте вывод, зачем человеку глаза?  (Помогают видеть, различать и узнавать предметы, их цвет, форму)

В: Давайте посмотрим в зеркало, какого  цвета у вас глаза. (Голубые, серые…)   Слайд №3

http://www.grafamania.net/uploads/posts/2009-04/1239652386_2.jpg

 Как вы думаете, зависит зрение от цвета глаз, можно сказать, что голубоглазые видят лучше, чем кареглазые. (Нет)

В: В какой части лица находятся глаза? (В верхней части лица) Сколько глаз у человека? (Два) Как  по-другому можно назвать два глаза? (Пара глаз)

В:- Наши глаза нежные, поэтому они защищены.  Как вы думаете, как защищены глаза?  

( Веки, ресницы защищают их)

  Слайд №4

http://1litso.ru/wp-content/uploads/2015/07/stroenie-glaza.jpg

В: Да, брови и ресницы не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Есть еще один страж - это слёзы. Они тоже защищают, это заботится о ваших глазах природа, а что делаете вы, чтобы сберечь свои глаза и сохранить зрение?

Д: ответы детей

Игра с мячом «Вредно - полезно» (воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч если это полезно для глаз, и не ловит его если это вредно для глаз)

В: А если вы не уберегли глаза, к кому можно обратиться? (К Врачу)

В какой кабинет нужно обратиться за помощью? (Ответы детей)

В: В кабинете, где проверяют зрение ведёт приём глазной врач–офтальмолог. (Повторить несколько раз)

Слайд  № 5

http://www.optika-8.ru/optika-8-nashi-vrachi.jpg

http://profilib.com/reader/83/72/b147283/002.jpg

 В: Врач офтальмолог проверяет зрение с помощью специальной доски, если зрение плохое, назначает лечение. Что может прописать врач? (Очки, витамины)

 В: Но пока врача нет, какую первую помощь мы можем оказать своим глазам?  Дети показывают первую помощь при болезнях глаза: соринка в глаз попала - нужен чистый платочек; грязь песок попал в глаз - промыть водой; ушибли глаз - холодная примочка.)  

В: - Но глаза нужно не только защищать и беречь, но и ухаживать за ними. Как нужно ухаживать за глазами? ( Ответы детей)

В:- Нужно не только мыть глаза утром и вечером, но делать зарядку для глаз.

В:- Давайте сделаем зарядку для глаз, внимательно следите за направлением стрелок

глазами.

Слайд № 6

http://zdorovia.net.ua/wp-content/uploads/gimnastika-dlya-malysha.jpg

В:- Как вы думаете, зависит наше зрение от того, что мы едим? (Ответы детей)

В: - Что по вашему мнению  из продуктов полезно для нашего зрения? (Ответы детей)

Слайд № 7 (Проверка ответов детей)

http://bolezniglaznet.ru/wp-content/uploads/2016/10/note61204.jpg

В:- Да, наше зрение зависит от нашего питания. Для нашего зрения полезны: овощи и фрукты красного и оранжевого цвета, черника.

В:- Наше путешествие заканчивается, давайте сделаем памятку, «Что полезно и что вредно для глаз» (Создание коллажа «Что полезно и что вредно для глаз»)

В:- Нам пора возвращаться, давайте вспомним, в каком городе страны здоровья мы были? (Ответы детей)

В:- Вы запомнили, как нужно ухаживать за своими глазами, какому врачу обращаться, если случилась беда? (Ответы детей). Какие продукты необходимо есть, чтобы глаза были здоровы?  (Ответы детей).

http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/87/72.jpg

В:- Давайте попрощаемся  со страной Здоровья, которая помогает нам заботится о своём здоровье. До новой встречи.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/10cf/000358a6-c4ab9858/hello_html_m41160173.jpg



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в группе детей от 5 до 6 лет

Тема: «Чтоб здоровыми расти витамины нам нужны»

Цель: Создание условий для формирования представлений о пользе витаминов, о содержании витаминов в продуктах питания.

Задачи:

  • Совершенствовать знания детей о пользе витаминов, которые содержатся в продуктах;
  • Расширять  знания детей о пользе для здоровья овощей и фруктов, их значении для жизни и здоровья человека,
  • Развивать память, внимание, наглядно-образное мышление;
  • Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, коллективизма; бережное отношение к своему организму.

Демонстрационный материал:

  • Картинки с изображением продуктов питания,
  • Мультимедийная презентация по теме «Витамины»;
  • Воздушный шар;
  •  Музыкальное произведение;

Раздаточный материал:

  • карточки с изображением витаминов;
  •  дидактическая игра «Назови полезный продукт»;
  • индивидуальные коврики;
  • натуральные фрукты (апельсин, лимон);
  • краски, альбомные листы.

Технические средства:

  • компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

Предварительная работа:

  • Беседы «Что такое здоровье?», « Вредные и полезные продукты», «Где живут витамины»;
  • Чтение книг «Мойдодыр»     К. Чуковского, «Вредные советы» Г. Остера
  • Рассматривание альбома «Быть здоровыми хотим»;
  • Проведение опытов: «Определи на запах, на ощупь»;
  • Знакомство с понятиями «пища растительного происхождения»,  пища животного происхождения».

Словарная работа:

  • Ввести в активный словарь слова:
  • здоровье,
  • витамины А, В, С, D,
  • «Витамин бодрости»,
  • организм,
  •  пища животного происхождения,

пища растительного происхождения.

Ход.

В: Здравствуйте ребята!  Посмотрите, какой сегодня хороший, солнечный день. Солнышко нам улыбается. Давайте мы друг другу улыбнемся и, скажем «Здравствуйте!» и назовём друг друга ласково.  

 Психогимнастика «Ласковые слова».

В:- Сегодня, ребята, к нам залетел нарядный, красивый воздушный шар. На нём написано: Нижневартовску -45 лет!

- Как вы думаете, что эта надпись обозначает?

Ответы детей.

 В:-.У нашего города Нижневартовска весной будет день рождение,  ему исполнится 45 лет. Смотрите, ребята, а  шар непростой,  с письмом, давайте прочитаем, что в нём  написано.

Педагог читает письмо: «Дорогие ребята, Ангина Ангиновна и Грипп Грппович решили испортить день рождения нашего любимого города, заразить всех жителей  Нижневартовска гриппом и ангиной. Помогите, научите жителей города, что нужно делать, чтобы не болеть и быть здоровыми. С уважением, доктор Айболит». Ребята, поможем жителям нашего города встретить день рождения здоровыми?

 Предполагаемые ответы детей.

В: Дети, а кто из вас может объяснить, что  такое здоровье?

Предполагаемые ответы детей: (Здоровье – это отсутствие болезней, сила, красота, бодрость, радостная жизнь, счастье и т. д.)

В: Я с вами полностью согласна. Здоровье-это и ваше хорошее настроение. Поэтому здоровье  нужно  очень сильно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Ребята,  а кто знает пословицы о здоровье? Давайте вспомним  пословицы, о здоровье.

Д: «Где здоровье, там и красота»

   «В здоровом теле – здоровый дух»

   «Здоровье даром не дается, за него надо бороться» и др.

В: А как можно сохранить здоровье?

Предполагаемые ответы детей: Нужно заниматься гимнастикой, физкультурой, правильно питаться, закаляться, соблюдать режим дня, умываться по утрам и вечерам, чистить  зубы)

В: Как вы думаете, это  нужно делать каждый день или иногда, чтобы чувствовать себя здоровыми,  веселыми и счастливыми?

Предполагаемые ответы детей: Заботиться о своём здоровье нужно каждый день, то есть ежедневно.

В: Вспомним наши заветные слова:    

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

И прямо сейчас мы начнем заниматься (помогать себе)

Динамическая пауза:

Я согнусь, разогнусь     (наклониться вперед, руками коснуться пола).

В мячик поиграю           (прыгать на месте)

Попляшу, покружусь     (прыгать, поднимая ноги, кружась.)

И здоровья наберусь! (руки развести в стороны, пальцы врозь, ладони раскрыты. Сгибать руки к плечам, сжимать, пальцы в кулаки, выпрямлять руки в стороны)

В: Что еще нужно человеку чтобы быть здоровым?    

Предполагаемые ответы детей: (нужно правильно питаться, кушать вкусные полезные продукты)
В: Да, пища дает вам силу для работы и движения, с ней вы получаете все необходимые вещества для роста.
Люди питаются разной пищей, она бывает растительного, животного происхождения. Как вы думаете, какие бывают продукты растительного происхождения?  
Предполагаемые ответы детей: Овощи, фрукты, и другие продукты

В: Какие бывают продукты животного происхождения?  
Предполагаемые ответы детей: Мясо, масло, яйца, рыба и другие продукты

Давайте поиграем в игру «Угадай продукт»

На столе лежат карточки с изображением разных продуктов вам нужно выложить продукты животного происхождения на красное поле, продуты растительного происхождения на жёлтое поле. (Дети выполняют задание.)

В: Чтобы проверить, правильно ли вы выполнили задание, переверните карточки, если цвет карточки совпал с цветом поля, значит, вы справились с заданием.
В: Молодцы, вы все справились с заданием.  

Овощи, фрукты, ягоды очень вкусные,  а еще они полезные. Что такого полезного в них находится?
Предполагаемые ответы детей:  Витамины  
В: А какие витамины вы знаете?                                                                         Предполагаемые ответы детей: ( А,В,С,)
В: Правильно ребята, самые главные  витамины  - А,В,С,
Воспитатель, читает стихотворение:
                                  Никогда не унываю,
                                  И улыбка на лице,  
                                  Потому что принимаю,  
                                  Витамины А.В.С.

 Витамины оказывают различное влияние на здоровье человека.  Чтобы быть здоровым и не болеть необходимо есть продукты богатые витаминами. Нам с вами нужно, как можно больше узнать сведений о витаминах и их пользе, чтобы помочь жителям нашего города, поэтому предлагаю отправиться в страну Витаминов.                              

За морями, за лесам

Есть волшебная страна.

Страною Витаминов зовётся она.

Ребята, как нам можно попасть в эту страну?

Предполагаемые ответы детей:

В:  Я знаю волшебные слова, с помощью которых мы попадём в эту страну. Готовы? Тогда в путь, повторяйте вместе со мной.

                                   Глаза свои закрой, дружок,

                                   Три раза повернись,

                                   В стане Витаминов очутись!  

В:  Интересно к какому витамину  в гости мы попали?


Обратите внимание на продукты, которые изображены на картинках, во всех этих продуктах есть витамин. Дети рассматривают картинки, решают между собой, что это за витамин.
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0973/0004d7ea-9f261f13/img17.jpg

Предполагаемые ответы детей: ребёнок называет продукт и говорит, какой в нём есть витамин.

В: Сейчас мы проверим, правы вы или нет (слайд№2):

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0973/0004d7ea-9f261f13/img17.jpg

на экране появляется витамин А. Да, вы совершенно правы во всех названных вами продуктах есть витамин А. Почему полезен витамин А?

Ответы детей: Витамин «А» помогает бороться с кашлем и простудой, помогает детям хорошо расти, хорошо видеть.

В: Да, совершенно верно, ребята, а вы знаете, как ещё  можно заботиться о своём зрении?

Предполагаемые ответы детей: Нужно делать гимнастику для глаз.

В: Давайте сделаем гимнастику для глаз

(слайд№3) (Дети выполняют гимнастику для глаз.)

Ну, что ж наше путешествие продолжается, давайте отправимся в гости к следующему витамину. Скажем волшебные слова:
Глаза свои закрой, дружок,

 Три раза повернись,

 В стане Витаминов очутись!

В: Ребята посмотрите на эти фрукты, подумайте, и скажите, какой витамин содержится в них?

(слайд№4)

http://ppt4web.ru/images/848/24719/640/img10.jpg

Предполагаемые ответы детей: В этих фруктах есть витамин «С»,

http://ppt4web.ru/images/848/24719/640/img10.jpg

В: Правильно: Витамин «С», или аскорбиновая кислота. Если в пище мало витамина «С», то человек быстро устает, часто болеет. Витамин «С» есть в черной смородине, шиповнике, луке, помидорах, его больше в квашеной капусте, чем в апельсине и лимоне.

В: Ребята, а можно ли найти витамин по запаху?

Предполагаемые ответы детей:
В: Давайте поиграем в игру «Умный нос
» 

Перед вами в подносе лежат «волшебные бочонки» определите по запаху в каком из них находится продукт богатый витамином С

(дети выполняют задание)

А теперь давайте вместе проверим правильность выполнения задания: Откройте «волшебные бочонки», если в нём есть жёлтый жетон, значит, вы справились с заданием.

 В: Молодцы! А нам пора дальше путешествовать по стране Витаминов, собирать знания о здоровье, ведь мы должны помочь Нижневартовцам преодолеть козни Ангины и Гриппа

Скажем волшебные слова:

                                   Глаза свои закрой, дружок,

                                   Три раза повернись,

                                   В стане Витаминов очутись

  В: Я прочту вам стихотворение, а вы  догадайтесь у кого мы в гостях.

                         Очень важно спозаранку,
                        Есть за завтраком овсянку.
                        Черный хлеб полезен нам,
                        И не только по утрам

 Ответы детей:     Мы пришли в гости к витамину «В»                      

 В: Д ля чего полезен витамин «В»

(слайд№5)

http://www.dou38.ru/br57/images/stories/sport/19.png

 Предполагаемые ответы детей: Витамин «В»  помогает  сердцу – главному человеческому органу.

В: Витамин «В» также называют «витамином бодрости».

Если его недостаточно в пище, то появляется слабость, головная боль,

Человек быстро устает.
В: Витамин «
В» есть во многих продуктах, подойдите к столу и выберите карточку с  продуктом, в котором есть витамин В (дети выполняют задание) Давайте проверим друг у друга, правильно ли вы выбрали продукт (взаимо проверка).

В: Молодцы, а нас в гости ждёт ещё один витамин. Вперёд, в путь.

Скажем волшебные слова:

                                   Глаза свои закрой, дружок,

                                   Три раза повернись,

                                   В стане Витаминов очутись

В: Мы попали в гости к витамину  к витамину «Д». Он делает кости рук и ног крепкими. Если в питании малышей не хватает витамина «Д», они могут заболеть, ножки могут на всю жизнь остаться кривыми. Витамин «Д» содержится рыбе, морепродуктах,  в желтке яйца.

 А  больше всего витамина «Д», хотя это и не очень вкусно, но полезном,  в рыбьем жире. Витамин «Д»  мы получаем  с лучами солнца. .

(слайд№6)

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9da7b78df49fc9915e39e3f36af9be6d&n=33&h=215&w=307

 Я предлагаю вам позагорать на солнышке.  Ребята, пройдите, лягте на коврики и закройте глаза.

 (Психогимнастика) «Мы загораем»

(Звучит музыка)

Представьте, что с высокого голубого неба смотрит ласковое

солнышко, его теплые лучи озарили всю поляну. Солнечные лучики

нежно ласкают ваше тело, и оно еще больше расслабляется.

Мы прекрасно загораем!

Наши ноги напрягаем!
Напрягаем…напрягаем…
Загорели! Расслабляем.

Ноги не напряжены, а  рас-сла-бле-ны.

  Воспитатель: Ребята мы побывали в гостях у главные витаминов, которые помогают   нам  меньше болеть, предлагаю поиграть в игру   «Где спрятался витамин»

Описание игры (На столе разложены карточки с названиями витаминов «А», «В», «С», «Д».
Дети подбирают  нужные карточки с изображениям овощей и фруктов к каждому витамину.)

В: Ребята, теперь вы знаете  все полезные продукты необходимые  для организма как же нам наши знания передать жителям нашего города?

Предполагаемые ответы детей:
Ответы детей: Написать, рассказать, нарисовать.

В:  Да, давайте нарисуем то, что мы узнали сегодня в путешествии,   нарисуем овощи и фрукты, которые обязательно должны кушать дети и взрослые города Нижневартовска, чтобы быть здоровыми.
Дети садятся за столы  рисуют овощи и фрукты.
(Во время выполнения задания звучит негромкая музыка).

Молодцы ребята, вы хорошо нарисовали, теперь Нижневартовцы  будут

знать, какие продукты полезны для здоровья, и смогут попасть на день рождения города Нижневартовска. Посмотрите, наш шарик принёс нам приглашения на день рождения города, который будет 9 марта! Мы постараемся не болеть и поздравить наш любимый город.

В:  Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Ведь никто не позаботиться  о тебе лучше, чем ты сам.
Ребята, что нового вы сегодня узнали о своем здоровье?

В гостях у каких витаминов мы побывали?

Какую пользу приносит нашему организму витамин А, и в каких продуктах его можно найти?

Какую пользу приносит нашему организму витамин В, и в каких продуктах Какую пользу приносит нашему организму витамин С, и в каких продуктах его можно найти?

Какую пользу приносит нашему организму витамин D, в каких продуктах его можно найти?

Ответы детей

Если вам понравилось наше путешествие улыбнитесь друг другу и мне, ведь
улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу   радость.  Так давайте же подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение.
Игра «Улыбнись соседу»
Дети становятся в круг. Поворачиваясь, друг к другу лицом и глядя в глаза, передают свою улыбку соседу
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Мастер-класс "Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности детей среднего дошкольного возраста через кейс-технологии"

Цель: Создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:    ...