Консультация для педагогов:
консультация на тему

Садовова Ирина Викторовна

Роль  воспитателя группы на занятиях имеет большое значение. Он, как и инструктор по физической культуре несёт ответственность за жизнь и здоровье детей; следит за порядком, за соблюдением правил поведения при выполнении упражнений, осуществляет страховку при выполнении детьми сложных упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: 

Роль

воспитателя

на физкультурных занятиях

Подготовила

инструктор по физической культуре

Садовова И. В.

Цель физического воспитания в детском саду:

 Формирование  у детей основ здорового образа жизни.

 Физическое  воспитание является одним из главных в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. На занятиях по физической культуре укрепляется здоровье детей, что является первостепенной задачей детского сада. Только в тесном контакте инструктора по физической культуре и воспитателя возможно проведение эффективных, полноценных физкультурных занятий с выполнением программных требований. Необходимо понять , что от четкой организации занятий зависит не только здоровье, но и жизнь детей, так как физкультурные занятия самые травмоопасные, потому что дети на физкультуре находятся  в постоянном движении. Все работники детского сада отвечают за жизнь и здоровье детей, а значит на физкультурном занятии обязательно не только присутствие, но и активная помощь   воспитателя. В последние годы большинство воспитателей стало принимать позицию стороннего наблюдателя, нежели помощника инструктора по физической культуры во время образовательной деятельности. Проанализировав данную ситуацию,  специалисты пришли к выводу, что это стало возможным, благодаря тому, что в последнее время в детские сады в большинстве случаев приходят работать воспитателями люди, имеющие не специальное дошкольное образование, а любое другое педагогическое. Соответственно, они не владеют методикой физического воспитания детей дошкольного возраста
Инструктор по физической культуре во время образовательной деятельности работает в сложных условиях: спортивный зал имеет большие размеры, а если занятие на улице размеры увеличиваются. высокая двигательная активность детей требует  строгой организации, в противном случае она может привести к конфликтам и травмам. На улице присутствует много отвлекающих моментов (палочки, камешки, ветерок, проезжающие автомобили и т.д).Поэтому роль воспитателя группы на занятиях имеет большое значение.
Он, как и инструктор по физической культуре несёт ответственность за жизнь и здоровье детей; следит за порядком, за соблюдением правил поведения при выполнении упражнений, осуществляет страховку при выполнении детьми сложных упражнений. Во время образовательной деятельности может возникнуть необходимость вывести ребёнка из спортивного зала и это должен сделать воспитатель группы, чтобы не оставлять детей одних в зале. И тем более на улице. Воспитателю на занятии по физической культуре отводится очень важная роль, начиная с подготовки детей к занятию (одевание спортивной формы, спортивной обуви, своевременный приход в зал и т.д). Физкультурные занятия делятся на подготовительную, основную и заключительную части и в каждой из них воспитатель должен выполнять определенные функции.

1.      При ходьбе , беге, различных видах перестроений, инструктор по физкультуре дает команды, задает темп, осуществляет звуковое сопровождение (бубен , магнитофон), а воспитатель координирует движение детей, соблюдение дистанции между ними (чтобы не наталкивались друг на друга), направляет в звенья, колонны.

2.       В ОРУ , когда все дети одновременно выполняют движения по показу или словесному указанию инструктора, воспитатель осуществляет индивидуальный подход к тем детям, у которых то или иное движение не получается (в основном -это дети из группы риска, часто болеющие дети, не регулярно посещающие занятия, вновь пришедшие в детский сад или просто с недостаточно развитыми , соответственно возрасту, мышцами, гибкостью, другими качествами. Чтобы не отвлекать других детей, воспитателю лучше делать замечания по ходу ОРУ шепотом, используя тактильный контакт. Если ОРУ выполняются с предметами (мячами, гимнастическими палками, обручами и т.д)воспитатель помогает раздать и собрать пособия, особенно это относится к детям младшего среднего  возраста).

3.    В основной части занятия, перед выполнением основного движения инструктор по физической культуре объясняет детям задание, каким способом можно и лучше выполнять его (например, метание мешочка вдаль). Для качественного выполнения основного движения необходимо правильное исходное положение, проконтролировать каждого ребенка   одному инструктору не под силу, вот тут на помощь приходит воспитатель, который контролирует правильность принятия исходного положения вместе с инструктором. Основные движения могут выполняться разными способами. Например, при фронтальном-инструктор находится с одной стороны, воспитатель с другой. При поточном способе-инструктор в начале колонны, воспитатель в конце.  Организация на занятии должна быть такая, чтобы всегда дети были под наблюдением взрослых (инструктора и воспитателя). Для того , чтобы оказать ребенку правильную помощь при выполнении упражнений, воспитателю необходимо следовать четким указаниям инструктора по физкультуре.

 

 Самое высокое  эмоциональное напряжение, пик двигательной,

  активности - в подвижной игре, в заключительной части занятия. Здесь в зависимости от содержания игры, возраста детей, воспитатель может выполнять разные роли.

 Необходимо отметить, что воспитатель лучше инструктора знает психологические особенности каждого ребенка своей группы. Особое внимание на физкультурном занятии воспитатель должен уделить гиперактивным детям (такие дети есть в каждой группе). Только воспитателю известны секреты, которыми можно сберечь нервную систему ребенка от перевозбуждения. Еще до начала занятия воспитатель должен следить за самочувствием детей, проинформировать инструктора по физкультуре о физическом состоянии детей, о том кто из детей пришел после болезни. Во время занятий, воспитатель вместе с инструктором по физической культуре должен следить за самочувствием детей, определить первые признаки переутомления(покраснение лица, учащенное дыхание), если ребенок устал- предложить ему присесть на скамейку, стул, отдохнуть. При необходимости отвести к медицинской сестре или врачу детского сада. На протяжении всего занятия должна присутствовать дружеская атмосфера, доброжелательные отношения между детьми, детьми и взрослыми.  

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания педагогов и инструктора по физическому воспитанию. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

 Воспитатель - самый главный помощник, без его помощи будет очень трудно реализовать все поставленные образовательные и воспитательные задачи , а также проведение спортивных праздников и досугов.                                                                                                                                              Дети осваивают новые упражнения быстрее в тех группах, воспитатели которых принимают активное участие в образовательной деятельности по физической культуре и при подготовке к ней.

 Все вышеперечисленное определяет очень важные функции воспитателя и показывает, какую огромную роль играет воспитатель на занятиях по физической культуре и в других формах физического воспитания в детском саду.                                                                                                     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....