Физическое развитие детей раннего возраста от 2-3 лет.
консультация (младшая группа) на тему

Быстрова Виктория Викторовна

Укрепление организма физическими упражнениями для детей раннего возраста (как и для чего это делать?)....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiz_razv.doc726 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое развитие детей раннего возраста от 2-3 лет.

        Особенностью развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования.

Поэтому перед взрослым, занимающимся воспитанием ребёнка стоит важная задача - укрепление организма малыша и своевременное развитие движений.

Отличием физических упражнений от трудовых действий является то, что:

- упражнения направлены на развитие определённой группы мышц и выполняются в строгой последовательности; - в основе упражнений лежит регулирование нагрузки - длительность и интенсивность занятий.

        Систематически тренируются крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения.

Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11-13 лет.

        Упражнения, укрепляющие диафрагму - основную дыхательную мышцу, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса, развивают возможность дышать глубже. Для организма ребёнка это имеет особое значение:

- окислительные процессы в тканях у ребёнка проходят интенсивнее, чем у взрослого, поэтому тканям необходимо больше кислорода;

- у ребёнка значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей.

        Потребность в кислороде велика, а маленький ребёнок даже при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать его с характером движения.

        Ритмичность упражнений формирует навыки рационального дыхания:

- умение регулировать силу и длительность вдоха и выдоха,

- способность сочетать ритм и частоту дыхания с движением.

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений развиваются быстрота реакции, координация, умение распределять внимание. Ребёнок учится осознанно выполнять определённые движения, повторять за взрослым в нужной последовательности. Красивая, правильная осанка способствуют повышению усидчивости.

        В процессе обучения движениям у детей совершенствуются умения ориентироваться в пространстве, выполнять упражнения точно и чётко, в заданном ритме, темпе. При проведении утренней гимнастики в детском коллективе ребят обучают и построению в пары, колонну, шеренгу, звенья и т.д.

Это также развивает способность ориентироваться в пространстве, умение согласовывать  коллективные действия. Необходимый уровень развития двигательных качеств позволяет ребёнку использовать двигательные навыки и умения в повседневной жизни, в быту и игре.

        Комплекс общеразвивающих упражнений, дополненный дозированной ходьбой, бегом (можно на месте), упражнениями для профилактики плоскостопия - это и есть хорошо всем знакомая утренняя гимнастика.

        Утреннюю гимнастику хорошо проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха - это способствует лучшему снабжению организма кислородом.

        Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лёгких, гигроскопичных материалов, на ногах - удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

        Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

        Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.

        В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем как выполнять зарядку в соответствующем темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку.

        В домашних условиях можно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти "змейкой", по кругу, обходить углы, делая фиксированное движения на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры - кубики, длинную верёвку или стулья, кегли и т.д.

        Детям дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом, вполоборота направо, вполоборота налево.

        Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения неутомительные, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.

        Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук.

        Эти упражнения:

- способствуют выпрямлению позвоночника;

- укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

- формируют правильную осанку.

        Чтобы дыхание было свободным, детей приучают, как следует выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.

        Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

        При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы

 (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

        Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.

Утренняя гимнастика для детей 2-3 лет.

        В этом возрасте развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребёнка ещё недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен, не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно.

                        Длительность утренней гимнастики - 4-5 минут.

        Комплексы состоят из 2-3 игровых, подражательных упражнений.

Детям этого возраста свойственна подвижность и слабая способность принимать законченные, фиксированные положения, поэтому все движения выполняются последовательно.

Упражнения повторяются 4-5 раз.

Начинается зарядка с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом. Руки во время движений опущены, продолжительность бега 7-10 секунд.

Иногда бег заменяется подскоками на месте на двух ногах - малыши подскакивают, как зайчики, как мячики,6-8 раз, чередую подскоки с ходьбой.

        Если в комплекс включены два общеразвивающих упражнения, то они даются в такой последовательности:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для ног.

        Если включены три упражнения, то используется такая последовательность:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для туловища;

3) для ног.

Упражнения для мышц плечевого пояса.

- подъёмы рук вперёд, вверх, в стороны;

- раскачивание рук вперёд-назад;

- отведение рук за спину.

Со второй половины года вводятся:

- сгибание и разгибание рук, согнутых в локтях;

- хлопки перед грудью.

Исходные положения для рук:

- руки внизу;

- со второй половины года - руки согнуты в локтях у груди.

                        Общеразвивающие упражнения для туловища.

- только наклоны вперёд, потому что повороты и наклоны в сторону детям 2-3 лет выполнить трудно.

        Исходное положение для туловища:

- сидя на стульях, на полу, вытянув ноги.

Упражнения для ног.

- подскоки на месте на двух ногах;

- приседания.

        Исходное положение для ног: ступни параллельно - "дорожкой", на ширине плеч.

Руководство для взрослых.

        Взрослый показывает упражнение в медленном темпе, с показом сочетается словесное объяснение. По мере усвоения детьми упражнений темп и амплитуда нарастают.         Взрослый выполняет с детьми все упражнения с начала до конца. Объяснения и указания даются в процессе выполнения упражнений. Во вводной и заключительной частях гимнастики можно использовать бубен, но только тогда, когда дети уже освоили движения.

Игры малой подвижности:

"Дуй - кати - ползи".

Цель: Снятие нагрузки с позвоночника.

Ход игры. Игроки берут по городку, кладут их на пол на одной стороне комнаты, встают на четвереньки. Взрослый просит ребёнка сомкнуть губы, носом сделать вдох и подуть на городок так, чтобы он покатился. Игроки ползут на предплечьях (часть руки от локтя до запястья) и коленях за катящимися городками, постоянно вдыхая носом и дуя на городки, пока они не докатятся до другой стороны комнаты.

Достигнув финиша, игроки встают на ноги и поднимают городки вверх. Для того чтобы во время игры не закружилась голова, необходимо делать паузы для отдыха, и то есть медленно встать на ноги и спокойно походить по комнате. Затем можно повторить игру.

"День и ночь".

Цель: Укрепление мышц ног.

Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку вспомнить, что люди делают днём, а что ночью. Игроки произносят стихи и делают движения по тексту:

        Наступает новый день,                (Бег по комнате.)

        Заниматься нам не лень.

        Будем прыгать и играть,              (Прыжки на двух ногах.)

        И здоровье укреплять.

        Солнце село за домами,               (Медленно подойти в дивану.)

        Мы домой вернулись к маме.

        Ночью детям надо спать,

        Чистим зубки - и в кровать!          (Лечь и закрыть глаза).

"На водопой".

Цель: профилактика плоскостопия.

Ход игры. Взрослый и ребёнок идут по комнате. Взрослый изображает взрослое животное, а ребёнок - детёныша. Игроки произносят:

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – слонихой

Топал слонёнок.

За мамой – ежихой

Катился ежонок,

За мамой – медведицей

Шел медвежонок.

        

"Кто как ходит".

Цель: профилактика плоскостопия.

Ход игры. Игроки произносят стихотворение и выполняют движения по тексту:

Кошка ходит по-кошачьи,

Ходит крадучись она.

А собака по-собачьи

Ходит гордости полна.

По-утиному утенок

Чуть вразвалочку идет.

По-козлиному козленок

Скачет рожками вперед.

По-лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет,

И по-заячьи зайчишка

Всё спешит запутать след.

Уважаемые родители!

Если Вы желаете подробнее узнать о развитии ребёнка, о физических упражнениях и подвижных играх, обращайтесь, пожалуйста, к воспитателям! А мы в свою очередь постараемся подобрать Вам необходимую литературу!

Я здоровье берегу - Тело в чистоте держу. Чтоб душа была здоровой, С физкультурой я дружу. Утром делаю зарядку, Зубы чищу я всегда. Приучаюсь по порядку,  Выполнять я все дела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подвижные игры как средство физического развития детей раннего возраста

В данной презентации раскрыта тема по подвижным играм в раннем возрасте. Она состоит из трез разделов: 1) цели и задачи, 2) примеры подвижных игр, 3) вывод...

Физическое развитие детей раннего возраста

Общеизвестно, что потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, но полнота реализации этого потенциала зависит от самого человека, природной и социальной среды его ...

Физическое развитие детей раннего возраста в домашних условиях

Буклет для родителей детей раннего возраста о о развитии физических навыков дома и об укреплении здоровья...

Опыт работы " Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста. "

Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста....