Составляющие здоровья
статья на тему

Вислых Юлия Александровна

Представлены факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни, модель здорового образа жизни, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sostavlyayushchie_zdorovya.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

   Вислых Юлия Александровна, ГБДОУ № 9 Пушкинского района г. СПб., воспитатель

Составляющие здоровья.

           Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

         Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось.

         Среди факторов, влияющих на здоровье человека, исследователи называют физические, духовные и социальные.

        Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования генетики человека свидетельствуют о существенном влиянии биологических факторов, прежде всего наследственного предрасположения, практически на все аспекты состояния физического и психического здоровья.

        Духовные факторы являются важными составляющими здоровья и благополучия. Это — понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни не очень легко. Знать, что такое здоровый образ жизни - это одно, а вести его другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Зачастую вредные для здоровья привычки могут дать приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания, воли и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор зависит от образа жизни человека.  

          Социальные факторы также влияют на здоровье каждого. Уровень благополучия, а как следствие, и здоровья может быть нормальным только тогда, когда имеется возможность для самореализации, когда человеку гарантированы хорошие жилищные условия, образование, медицинское обслуживание и т.п. Каждый человек отвечает за свое здоровье. Родители ответственны за свое здоровье и здоровье своих детей. Чтобы быть здоровым, нужны усилия постоянные и неустанные.

           Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

      Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.

   

Модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих.

Медицинское определение

Педагогическое определение

Здоровье физическое

    Это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

    Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье психическое

    Это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

    Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье социальное

        Это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.

    Это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных   социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, социальной группе).

Здоровье нравственное

     Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия  и красоты.

 

                                       

                                              Здоровый образ жизни.

    Это типичные формы и способы повседневной жизни человека, укрепляющие и совершенствующие резервные возможности организма, обеспечивая сохранение  и укрепление здоровья.

    Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

     - физической – управление движением;

     - физиологической – управление процессами в теле;

     - психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;

     Интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование  позитивных нравственно – духовных ценностей.

      Таким образом, современная педагогика и медицина сходятся в понимании человека и, следовательно, в своих задачах, направленных на его сохранение и развитие. Можно сказать, что их объединяет идеал, или эталон, человека, на который они ориентируются в своей деятельности. Мало того, педагоги и врачи – партнеры в деле достижения этого идеала. Каждый со своей стороны постоянно уточняет параметры образа, каждый ищет собственные средства для его достижения. Более конкретно  это партнерство проявляется в том, что для успешного выполнения своих задач  они нуждаются в помощи друг друга: для успешного обучения и воспитания необходимо здоровье, а для обеспечения здоровья ребенка нужно научить здоровому образу жизни.

     Педагогическая антропология, согласно мнению К.Д.Ушинского, должна обеспечить «открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей в жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». То есть в данном случае речь идет  и формировании своеобразного психического иммунитета по аналогии с биологическим, который способствовал бы предпочтению здорового образа жизни нездоровому.

    Актуален для педагогики и первый принцип медицины «не навредить». Понятию о гармоничном развитии человека в педагогике, идущем от Я.А.Каменского (1592 – 1670), соответствует понятие о гомеостазе (постоянстве внутренней среды) в медицине, сформулированное физиологом У.Б.Кенноном (1871 – 1945). Суть этого принципа педагогики и медицины – системность, т.е. представление о том, что организм и психика человека представляют собой целостную совокупность взаимодействующих элементов.

     Таким образом, сформировать у ребенка интерес к реальному миру и людям является первоочередной задачей воспитания. Интерес к жизни и полноценное ее проживание выступает как основа здоровья человека. Активная жизнедеяетельность неотделима от процесса творчества. Творить  собственную жизнь – активная позиция здоровой личности.

   Работа в области  формирования культуры здоровья дошкольников способствует созданию атмосферы сотрудничества, активизирующей творческое развитие детей, повышающей их внутреннюю активность и эффективность формирования навыков культуры здоровья.

Использованная литература:

  1. Чумаков Б.Н.; Основы здорового образа жизни РПА; 2004 г.;  416 с.
  2. Христолюбова В.  Сохранить здоровье ребенка. Как?. СПб., Питер, 2009 – 128 с.
  3. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. М., 2001 – 344 с.
  4. Нечепуренко  В.В.Формирование здорового образа жизни дошкольников. – СПб., 2007 -  84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у дошкольников элементарных представлений о составляющих здорового образа жизни.

Формирование у детей валеологического сознания т.е. бережное и заботливое отношение к своему здоровью....

Памятка для родителей "Составляющие ЗДОРОВЬЯ"

"Мой ребенок здоров" - говорят родители, чаще всего имея ввиду физическое здоровье и отсутствие заболеваний. В памятке раскрываются понятия четырех составляющих здоровья - физическое, социальное, духо...

Составляющие здорового образа жизни.

Составляющие здорового образа жизни....

Семинар –практикум по формированию ЗОЖ «Семь составляющих здоровья»

Цель: Познакомить воспитателей с опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, привлечь к участию в совместных с детьми оздоровительных мероприятиях. Задачи: Продолжать работу по ...

Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристо...

Консультация для педагогов на тему: "Культура питания Культура питания – как одна из составляющих здоровья дошкольников."

Данная консультация содержит маиериал для развития знаний педагогов о культуре питания – как одной из составляющих здоровья дошкольников в ДОО....

Консультация «Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни»

laquo;Помните, что первые семь лет жизни - самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние...