Здоровый образ жизни как мировоззренческая ценность личности: от охраны здоровья к успеху в развитии.
методическая разработка на тему

Седельникова Галина Викторовна

 

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД                                                                                      

Здоровый образ жизни как мировоззренческая ценность личности: от охраны здоровья к успеху в развитии.

Автор: воспитатель                Седельникова Галина Викторовна

Саяногорск 2

                           «Здоровье – это вершина, на которую

                    каждый должен забраться сам»

                                                                                                 И.И. Брехман

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. 

На новом этапе развития образования в России и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО первой и приоритетной задачей дошкольного образования является: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем воспитать здорового ребёнка. Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. За последние время в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Поэтому необходимость найти эффективные пути оздоровления приобретает первостепенную социальную значимость.

Так что же такое «здоровье»?

Существует очень много понятий определению “здоровье”. Общепринятое определение дает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. А под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Также выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное и эмоциональное благополучие человека. Термин «психологическое здоровье» введен профессором И. В. Дубровиной. Он подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий , жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир. Такой человек берет ответственность за свою жизнь,  находится в постоянном развитии. Психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности: доброту, красоту, истину.

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни, и является личной и общественной ценностью нации. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новое направление – «валиология» - наука о здоровье.

Таким образом, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.  Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы – это путь к успеху в развитии дошколят.

Как же укрепить и сохранить здоровье детей?

Ответ волнует как педагогов всех уровней, так и родителей.                                                Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Нравственное воспитание, режим дня, сбалансированное питание, организация сна, организация прогулок и закаливание, индивидуальная работа – в этом и заключаются основные задачи охраны и сохранения здоровья детей как комплекс мер, проводимых в ДОУ на всех уровнях развития ребенка.  

Приучая ребенка к активному образу жизни с раннего возраста, делая это без принуждения, не провоцируя внутреннего протеста у ребенка, можно быть уверенным, что именно это и есть забота о сохранении его здоровья.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Поэтому очень важно правильно спланировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Укрепление и сохранение собственного здоровья ребенка дошкольного возраста предусматривает знание:

  • правил гигиены и ухода за своим телом;
  • наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Ведение здорового образа жизни для ребенка должно стать самой важной жизненной привычкой впоследствии. В связи с этим, основная задача дошкольных учреждений и семьи, используя разнообразные формы работы, формировать основы здорового образа жизни. Поэтому именно в семье и в ДОУ у ребенка нужно сформировать и развить понятие ценности здоровья, побуждать самостоятельно и активно сохранять и приумножать его. Ведь дети могут оказаться в абсолютно неожиданных ситуациях, и здесь основная цель – развить у них самостоятельность, ответственность, а иногда и автоматизм. Всё, чему родители и педагоги учат детей, должно применяться ими в реальной жизни. Например, навык мытья рук по приходу домой с улицы, перед и после похода в туалет, после ползанья по полу, перед едой и так далее.

Здесь неоценима практическая значимость: применение валеологических знаний и умений, массаж и закаливание приучают ребенка осознано относиться к своему здоровью. Утренняя ритмическая гимнастика, бег, НОД по физической культуре, степ-аэробика, дыхательные упражнения к ежедневным занятиям по физической культуре, подвижные игры – все это способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.

И тут нужно иметь ввиду, что все усилия педагогов могут сойти на нет, если не будут поддержаны родителями. Ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни. Ведь именно мама и папа являются главным примером, образцом подражания для своих детей, а не воспитатели в детском саду. А потому только с помощью родителей становится возможным добиться по-настоящему хороших результатов в развитии и оздоровлении дошкольников.                                                                    

В связи с этим в нашем детском саду №3 «Фонарик» проводится большая информационная работа с родителями. Это тематические родительские собрания в области формирования, сохранения и укрепления здоровья, совместные спортивные мероприятия, различные буклеты-раздавашки о значимости и профилактики здорового образа жизни, с советами по правильному питанию, закаливанию, использованию нетрадиционных методов медицины.

Таким образом, дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Ведь недаром говорят -  здоровье детей показывает картину общества.

Список используемой литературы:

1. М. Воробьева, «Воспитание здорового образа жизни у дошкольников»/ «Дошкольное воспитание» - 1998 г №7

2. «Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века» состовители: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – 2008 г.  

3. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родник здоровья» программа родительского клуба по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей

 Программа направлена на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения средствами физической культуры....

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

"Здоровый образ жизни - полезен он для всех!" Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду.

Консультация для родителей, материал для сообщения на родительском собринии о формировании здорового образа жизни в детском саду....

Формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни

Развитие интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умение я навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье...