Проект "Осторожно, тонкий лед"
проект (старшая группа) на тему

Пархоменко Елена Митрофановна

Проект для старшей группы доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshaya_gruppa.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное    дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад  № 11»

Проект

на тему:

«Осторожно, тонкий лед!»

                               Разработал:

                                 воспитатель

                                                      МКДОУ детский сад №11

                                           Пархоменко Е. М.

Острогожск, 2016 год

Содержание

1. Краткая аннотация проекта                                 

2. Актуальность проекта                                 

3. Цель, задачи проекта                                         

4. Этапы реализации проекта

5. Модель реализации проекта                                 

6. Работа с детьми                                                 

7. Работа с родителями                                                          8.Итоги проекта                        

9. Список литературы                                                                         

10. Приложение к проекту

Краткая аннотация проекта

Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, наряду с образованием, является главной целью дошкольного воспитания. Так как все, чему учится ребенок дошкольного возраста, запоминается и откладывается на всю жизнь. Если ребенка в игровой форме познакомить с правилами поведения на воде и около водоемов, обучить его правилам оказания первой помощи, он это запомнит и сможет применить в реальной жизни. В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность - безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного поведения на воде является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев во время отдыха у водоемов и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

Проект «Осторожно, тонкий лед!» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) призван расширять знания детей и их родителей о правилах поведения на воде в осенне-зимний период, формировать умение реально оценивать возможную опасность и воспитывать чувство самосохранения и осторожности.

Актуальность проекта

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции , стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Словесно-логическое мышление детей  шестого  года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Тип проекта – краткосрочный (1 месяц).

Цель, задачи проекта.

Цель проекта: Сформировать у детей представление о правильном и безопасном поведении на водоемах и вблизи их в осенне-зимний период. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми при нахождении их вблизи водоемов и для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

  1. Образовательные задачи:

- сформировать у детей понятие «опасность-безопасность»;

- дать детям представление о том, что вода не только может быть другом, но может и представлять опасность для них;

- научить детей правилам безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний период.

2) Развивающие задачи:

- сформировать у детей умение реально оценивать возможную опасность;

- развивать память, мышление, воображение;

- развивать творческие способности дошкольников.

3) Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей культуру поведения на водоемах, проводить профилактику несчастных случаев на воде;

- воспитывать у детей ответственность, уважение к окружающим, чувство самосохранения.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети будут знать  основные правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время, соблюдать эти правила;
  2. Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
  3. Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
  4. Родители  будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время года.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный

2.  Основной.

          3. Заключительный.

  1. Подготовительный этап:

Цель: постановка целей и задач, выбор материала и оборудования.

Задачи:

1) уточнить знания детей о воде и её свойствах.

  1. расширить представление детей об опасности, неправильного поведения у водоемов в осенне-зимний период.
  2. воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь у дошкольников.

Методы: беседы о воде, её свойствах, игровые ситуации.

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьей

  1. Подбор материала для реализации проекта.
  2. Составление плана работы над проектом.
  3. Разработка конспектов занятий на тему безопасного поведения на воде в осенне-зимний период.
  4. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
  5. Выявление первополагающих знаний для детей по заданной теме.
  1. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта, привлечение родителей к сотрудничеству.

  1. Основной этап.

Цель: Заинтересовать детей поставленной проблемой, вызвать желание научить правильно поступать в определенных ситуациях.

Задачи:

1) научить детей правилам безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний период.

2) развивать у детей желание отражать свои впечатления в художественном творчестве и речи.

3) воспитывать у детей культуру поведения, чувство самосохранения, доброжелательное отношение к окружающим.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Работа с родителями

  1. Беседы с детьми познавательного характера «Вода - это жизнь, вода – это опасность!», «Безопасность на воде», «У водоема», «Добрые советы от МЧС для детей и их друзей», «Безопасность – это важно»
  2. Чтение художественной литературы: стихи «Безопасность детей на воде»
  3. Просмотр мультфильмов «Уроки осторожности – водоемы» из серии «Уроки тетушки Совы», «Азбука безопасности»

4.Презентация « Правила безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний период.

5.Дидактические  игры «Внимание! Опасно!», «Правильно – неправильно»

  1. Экспериментирование «Волшебница вода».
  1. Рисование: «Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!», «Осторожно, тонкий лед!»
  2. Подвижные игры.
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Дети в лодке», «У водоема».
  4. Составление рассказов на тему «Безопасность на воде».
  5. Лепка: «Спасательный круг».
  6. Загадки про воду.
  1. Консультации для родителей: «Правила поведения на льду в осенне-зимний период».
  2. Памятка для родителей по оказанию первой помощи людям, потерпевшим бедствие на воде.
  3. Папка – ширма: «Осторожно – тонкий лед»

  1. Заключительный этап.

Цель: проведение анализа результатов работы, закрепление знаний детей, формулировка выводов.

Заключительный результат:

- Развлечение «Водолазы спешат на помощь»

- Информационный стенд для детей и родителей «Правила поведения на воде в осенне-зимний период».

Итоги проекта:

Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице.Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.

Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.

Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. – 336 с.

2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность. – СПб, 2005. – 144 с.

3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб, 2012. – 128 с.

4. Самые новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, Н. В. Иванова. – М, 2009. – 240 с.

5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М., 2010. – 144 с.

6. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград, 2014. – 168 с.

Приложение к  проекту:

БЕСЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

    ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ

В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА.
Беседа: «Осторожно сосульки  (снег с крыши)»

Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека  (если упадут с крыши - травма и вспомнить, если облизывать или есть - ангина);

учить уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?»

Ход беседы:

1.Отгадайте!

-Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю.

(Сосулька)

2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено.

Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?

А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях.

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.

Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.

Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

- Подходить и трогать свисающие сосульки!

- Нельзя сосать, и есть сосульки!

- Не кидайся сосулькой или снегом!

- Будь внимательным и наблюдательным!

3.Напоминание детям о том, что нельзя облизывать и есть сосульки.

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Заработает ангину.

Если съест ее глупец!

4. Игра на развитие общей моторики «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька,      - руки опущены вниз, пальцы рук смыкают  

                                                         домиком.

От солнца насморк у нее.            - трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет,           - собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.            - проводят руками по телу сверху вниз,  

                                                       горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз - заледенеет,       - обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет,     - Руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет,   - руки округляют по бокам.

Тяжелой станет -  упадет.          - приседают.

5.Задание:

  На улице - помочь посыпать скользкие дорожки песком.

Беседа.

Тема: «Зимой на горке»

Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;

Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди;

выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Ход беседы:

1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.

3.Игра (словесная) «Хорошо - плохо».

Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.

3. Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.

4.Сформировать ПРАВИЛА:

 Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

 Подниматься на горку только по ступенькам;

 Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

 Не кататься стоя, а только сидя;

 Не толкать, не цепляться за товарищей;

 Соблюдать очередность;

 Не спрыгивать с горки;

 Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;

 Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;

 Прокатился, быстрее вставай и уходи, т. к. следом за тобой скатится другой

и может сбить тебя;

 Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;

 Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;

 Не сбегай по скату;

 Не кидайся снегом в сторону горки.

   

   К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я       Д Л Я         Р О Д И Т Е Л Е Й.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДОЁМАХ

В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

1. Осенний лёд до наступления устойчивых морозов обычно не прочен. Ещё быстрей ледяной покров разрушается весной – его подтачивает снизу усиливающее течение.

2. Переправляться по льду в это время нельзя! Переходить по льду нужно по оборудованным переправам, но если их нет, то прежде, чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности.

3. Безопасный переход по льду возможен при толщине льда не < 7см, причём люди должны идти на расстоянии 5 – 6 метров друг от друга. Такую же дистанцию надо соблюдать при встречном движении.

4. Если  собралась группа из 4 – 5 человек, то передвигаться можно по льду, толщина которого не < 15см.

5. Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лёд, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения, выбирая безопасные места. Лучше всего идти по проложенной тропе. Опасно выходить на лёд при оттепели. Не следует спускаться на лёд в незнакомых местах, особенно с обрывов.    

6. При движении по льду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места. Особенно осторожным нужно быть в местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где ручьи впадают в водоёмы, выходят родники и вливаются тёплые сточные воды промышленных предприятий, где ведётся заготовка льда и т.п. 

Следует остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега – под снегом лёд всегда тоньше, чем на открытом месте.

Безопаснее всего переходить по прозрачному с зеленоватым, голубоватым  оттенком льду толщиной не менее 7 см.

7. Проверять толщину льда ударом ноги категорически запрещено!

-Ударами можно проверять прочность льда лишь с помощью пешни или палки.

- Если после первого удара лёд пробивается и на нём появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти обратно по следам. Первые шаги на обратном пути надо делать не отрывая подошвы от льда. 

8. Пользоваться на водоемах площадками для катания на коньках разрешается после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 см, а при массовом катании – не менее 25 см. Опасно ходить и кататься на льду в ночное время и особенно в незнакомых местах.

9. При переходе водоема по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепление лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Рюкзак или ранец необходимо взять на одно плечо.

Расстояние между лыжниками должно быть 5 – 6 метров. Во время движения лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его состоянием.

10. Во время подледного лова рыбы нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади и собираться большими группами. Каждому рыболову рекомендуется иметь спасательное средство в виде шнура длиной 12 – 15 метров, на одном конце которого должен быть закреплен груз весом 400 – 500 граммов, а на другом – изготовлена петля.

11. В случае провала льда под ногами надо действовать быстро и решительно –  широко расставив  руки, удержаться на поверхности льда, без резких движенийстараться выползти на твёрдый лёд, а затем, лёжа на спине или на груди, продвинуться в сторону, откуда пришел, одновременно призывая на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

Занятие « Толстый и тонкий». Из серии «Противоположности».

Занятие в младшей группе детского сада.Цель занятия: развитие памяти и  внимания, речи и логического мышления, сенсорное воспитание, развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, глазомера...

Упражнения, развивающие тонкие движения руки

О необходимости развития тонкой моторики говорить излишне. Общеизвестно, что развитая тонкая моторика ведёт за собой успешное развитие речи, более лёгкое обучени чтению и письму и много другое....

«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»

·        Развитие мелкой моторики рук; ·        Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...

Буклеты по формированию коммуникативных навыков "Конфликт дело тонкое..."

Конфликт - это столкновение двух или более различных точек зрения. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, столкновением принципов, оцен...

"Влияние сформированности тонких движений пальцев рук на развитие речи". Автор Балюк Вера Петровна.

В данной статье рассматривается зависимость речевого развития ребёнка от уровня развития мелкой моторики и даются рекомендации по стимулированию речевого развития детей путём тренировки движений пальц...