Буклеты по формированию коммуникативных навыков "Конфликт дело тонкое..."
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Фирка Татьяна Дьердъевна

Конфликт - это столкновение двух или более различных точек зрения. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, столкновением принципов, оценок, характеров или эталонов поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka2.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что можно почитать?

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.:АСТ: Астрель, 2007
  2. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов-Ярославль: «Академия развития», 1997.
  3. Костяева В.Н. Нестандартный ребенок.-М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Леонина Т.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребёнка.-СПб.: Издательство «Речь», 2002.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2005. —175 с.
  6. Шило Д., Хондзинская Н. современный малыш: типы поведения. Воспитание. Баловать или нет? - СПб.: Питер, 2008.

Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии.
 Лишь бы только в этих страстях и противоречиях
 была бы разумность и человечность…
                                        В.Г.Белинский

Помогая детям

преодолевать трудности,

мы всякий раз сотворяем

своего рода чудо.

Это результат

совместных усилий

педагога и детей,

маленькое произведение

искусства, в создании

которого все принимают

участие подобно

музыкантам одного оркестра.

К. Фопель

Никогда не ведите себя с другими так, как вам не хотелось бы, чтобы они вели себя с вами!!!

Составитель: Лысенко С.Д.,

 педагог – психолог ЦПМПК

г. Архангельск 2014

Конфликт

дело

тонкое…


Что же такое-КОНФЛИКТ?

КОНФЛИКТ  (ссора, столкновение, спор)

- это столкновение двух или более различных точек зрения.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, столкновением принципов, оценок, характеров или эталонов поведения и т. д.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация — скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников (сторон).

Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).

Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать.

Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта — дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, %

Причины конфликтов

Возраст детей, лет

1-2

2-3

3-4

4-5

5-6

Разрушение игры

25

23

23

6

9

По поводу выбора общей темы игры

0

0

2

1

3

По поводу состава участников

0

0

0

10

11

Из-за ролей

0

6

23

32

24

Из-за игрушек

75

71

38

17

7

По поводу сюжета игры

0

0

3

8

7

По поводу правильности игровых действий

0

0

10

26

26

             

             Из-за чего возникают конфликты?

  • незнание или сознательное игнорирование возрастных норм  и необходимых условий развития ребенка;
  • различные личностные проблемы самих взрослых;
  • дефицит совместной деятельности и общения с родителями;
  • необоснованно завышенные, с точки зрения возрастных возможностей, требования к произвольному управлению и контролю за поведением и даже за психическими процессами;
  • дисгармоничные отношения между родителями (характеризующиеся выраженными различиями их темпераментов или характерологического склада);
  • неверные воспитательные установки и представления взрослых.

Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

  • повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
  • проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;
  • отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта — детей;
  • эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
  • вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

  • уход на нейтральную сторону;
  • беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
  • уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;
  • сохранение и укрепление межличностных отношений.

Если конфликт всё же возник…

Разрешение конфликтов:

  •  «устранение полностью или частично причин, породивших конфликт,
  • либо изменение целей участников конфликта» «достижение соглашения по спорному вопросу между участниками»

Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный. 

1.Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).

2.Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

  1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним про  явлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
  2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего  воспитателя, психолога, родителя).
  4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.
  5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных  конфликтов, и уже с участием взрослых.

Несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми

—сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

— не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

— после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения,  определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;

— не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он  может  утвердиться  в  мысли  о  том,   что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

— не всегда  следует вмешиваться  в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если   же   во   время   ссор   один   из   них   всегда побеждает, а другой выступает  «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости  у побежденного.

Игры и упражнения на развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций

 1. «Спина к спине» Дети  садятся  спиной друг  к другу.  Задача  — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями  и своими ощущениями.  Взрослый может помочь им,  задавая вопросы типа:  «Было ли вам удобно?»,   «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» ( Лучше,  если тему для разговора придумают сами дети,  но  и  взрослый  может  им  в  этом  помочь

2. Сказка наоборот

Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:

1-я часть — с привычными образами сказочных героев;

2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.

После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:

—Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?

—Как в жизни люди относятся к разным характерам?

—Трудно ли переключаться с одного характера на другой?

—Бывают ли в жизни такие ситуации?

Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.

3.Ролевая гимнастика

а) Рассказать   известное   стихотворение образом:

  • шепотом;
  • с пулеметной скоростью;
  • со скоростью улитки;
  • как робот;
  •  как иностранец.

б) Походить как:

  • младенец;
  • глубокий старик;
  • лев.

в) Улыбнуться как:

  • кот на солнышке;
  • само солнышко.

г) Посидеть как:

  • пчела на цветке;
  •  наездник на лошади;
  • Карабас-Барабас.

д) Попрыгать как:

  • кузнечик;
  • козлик;
  • кенгуру.

е) Нахмуриться как:

  • осенняя туча;
  • рассерженная мама;
  • разъяренный лев.

Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

4.Злость

«Мысленная картинка» на тему «Что-то очень злое».

«Злая Черная Рука». Детям рассказывают сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, то есть всем причиняла боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее они обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их руки были похожи на Черные (ситуации драки). В результате обсуждения делается вывод, что Черную Руку никому не хочется иметь.

«Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку». По команде ведущего «Злая, злая, злая...» каждый ребенок своей рукой изображает Злую Черную Руку. По команде «Добрая рука» быстро снимают напряжение и изображают добрую и ласковую руку.

«Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
 Прежде чем ударить – посчитай до тысячи»
                          (старинная мудрость)

        Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

 Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя:

  • Прислушайтесь к себе. Если бы ваше настроение можно было покрасить, то какого цвета оно стало? На какое животное или растение похоже ваше настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх? (можно вести «дневник настроений», в котором отображать настроение в виде рожиц, человечков, пейзажей).
  • Нарисуйте контур человечка. Представьте, что человечек радуется, заштрихуйте карандашом то место, где, по вашему мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу. Для каждой эмоции можно выбрать свой цвет.

Ответьте на вопросы:

  1. Что тебя может разозлить?
  2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
  3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
  4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
  5. Какие слова для тебя самые обидные?
  6. Если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения:

  • Изображайте различные эмоции, обращая внимание на мимику гневного человека (стройте «рожицы» перед зеркалом)
  • Нарисуйте запрещающий знак «СТОП»: как только почувствуете, что начинаете сильно сердиться, сразу достаньте этот знак и скажите вслух или про себя «СТОП!»
  • Учитесь словесным формам выражения гнева, раздражения («я расстроен, меня это обидело»)
  • Для выплескивания негативных эмоций воспользуйтесь «чудо –  вещами»:
  • чашка (в нее можно кричать);
  • листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
  • карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
  • пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать).
  • Средство «быстрой разрядки». Если вы перевозбуждены, побегайте, попрыгайте, громко покричите или спойте песню.
  • Игра «Обзывалки»

        Для исключения из повседневного общения обидных слов, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей и т.д. обзывайтесь до тех пор, пока поток слов не иссякнет. При этом получите эмоциональную разрядку.

Упражнения для управления своими эмоциями:

  • Сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
  • Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя. Ты – лев!»
  • Если начинаете злиться, сделайте несколько медленных вдохов-выдохов, сосчитайте до 10.

Материал подготовлен педагогом-психологом

Лысенко С.Д.

«Поднимайся над собой,

 но не теряй себя из виду»

Ежи Лец

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ?

г. Архангельск 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...

Буклет "Игры, направленные на формирование коммуникативных умений"

Развитие коммуникативных навыков - это есть умение общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет, не бояться вступать в кон...