Буклеты по формированию коммуникативных навыков "Конфликт дело тонкое..."
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Конфликт - это столкновение двух или более различных точек зрения. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, столкновением принципов, оценок, характеров или эталонов поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka2.doc | 433.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что можно почитать?
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.:АСТ: Астрель, 2007
- Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов-Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Костяева В.Н. Нестандартный ребенок.-М.: Айрис-пресс, 2004.
- Леонина Т.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребёнка.-СПб.: Издательство «Речь», 2002.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2005. —175 с.
- Шило Д., Хондзинская Н. современный малыш: типы поведения. Воспитание. Баловать или нет? - СПб.: Питер, 2008.
Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии.
Лишь бы только в этих страстях и противоречиях
была бы разумность и человечность…
В.Г.Белинский
Помогая детям
преодолевать трудности,
мы всякий раз сотворяем
своего рода чудо.
Это результат
совместных усилий
педагога и детей,
маленькое произведение
искусства, в создании
которого все принимают
участие подобно
музыкантам одного оркестра.
К. Фопель
Никогда не ведите себя с другими так, как вам не хотелось бы, чтобы они вели себя с вами!!!
Составитель: Лысенко С.Д.,
педагог – психолог ЦПМПК
г. Архангельск 2014
Конфликт
дело
тонкое…
Что же такое-КОНФЛИКТ?
КОНФЛИКТ (ссора, столкновение, спор)
- это столкновение двух или более различных точек зрения.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, столкновением принципов, оценок, характеров или эталонов поведения и т. д.
В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация — скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников (сторон).
Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).
Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать.
Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта — дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, %
Причины конфликтов | Возраст детей, лет | ||||
1-2 | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | |
Разрушение игры | 25 | 23 | 23 | 6 | 9 |
По поводу выбора общей темы игры | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 |
По поводу состава участников | 0 | 0 | 0 | 10 | 11 |
Из-за ролей | 0 | 6 | 23 | 32 | 24 |
Из-за игрушек | 75 | 71 | 38 | 17 | 7 |
По поводу сюжета игры | 0 | 0 | 3 | 8 | 7 |
По поводу правильности игровых действий | 0 | 0 | 10 | 26 | 26 |
Из-за чего возникают конфликты?
- незнание или сознательное игнорирование возрастных норм и необходимых условий развития ребенка;
- различные личностные проблемы самих взрослых;
- дефицит совместной деятельности и общения с родителями;
- необоснованно завышенные, с точки зрения возрастных возможностей, требования к произвольному управлению и контролю за поведением и даже за психическими процессами;
- дисгармоничные отношения между родителями (характеризующиеся выраженными различиями их темпераментов или характерологического склада);
- неверные воспитательные установки и представления взрослых.
Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:
- повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
- проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;
- отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта — детей;
- эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
- вовлечение родителей.
Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:
- уход на нейтральную сторону;
- беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
- уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;
- сохранение и укрепление межличностных отношений.
Если конфликт всё же возник…
Разрешение конфликтов:
- «устранение полностью или частично причин, породивших конфликт,
- либо изменение целей участников конфликта» «достижение соглашения по спорному вопросу между участниками»
Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный.
1.Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).
2.Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
- Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним про явлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
- Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
- После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).
- Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.
- Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.
Несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми
—сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
— не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
— после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;
— не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
— не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Игры и упражнения на развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций
1. «Спина к спине» Дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» ( Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь
2. Сказка наоборот
Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:
1-я часть — с привычными образами сказочных героев;
2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные.
Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.
После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:
—Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?
—Как в жизни люди относятся к разным характерам?
—Трудно ли переключаться с одного характера на другой?
—Бывают ли в жизни такие ситуации?
Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.
3.Ролевая гимнастика
а) Рассказать известное стихотворение образом:
- шепотом;
- с пулеметной скоростью;
- со скоростью улитки;
- как робот;
- как иностранец.
б) Походить как:
- младенец;
- глубокий старик;
- лев.
в) Улыбнуться как:
- кот на солнышке;
- само солнышко.
г) Посидеть как:
- пчела на цветке;
- наездник на лошади;
- Карабас-Барабас.
д) Попрыгать как:
- кузнечик;
- козлик;
- кенгуру.
е) Нахмуриться как:
- осенняя туча;
- рассерженная мама;
- разъяренный лев.
Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.
4.Злость
«Мысленная картинка» на тему «Что-то очень злое».
«Злая Черная Рука». Детям рассказывают сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, то есть всем причиняла боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее они обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их руки были похожи на Черные (ситуации драки). В результате обсуждения делается вывод, что Черную Руку никому не хочется иметь.
«Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку». По команде ведущего «Злая, злая, злая...» каждый ребенок своей рукой изображает Злую Черную Руку. По команде «Добрая рука» быстро снимают напряжение и изображают добрую и ласковую руку.
«Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи»
(старинная мудрость)
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя:
- Прислушайтесь к себе. Если бы ваше настроение можно было покрасить, то какого цвета оно стало? На какое животное или растение похоже ваше настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх? (можно вести «дневник настроений», в котором отображать настроение в виде рожиц, человечков, пейзажей).
- Нарисуйте контур человечка. Представьте, что человечек радуется, заштрихуйте карандашом то место, где, по вашему мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу. Для каждой эмоции можно выбрать свой цвет.
Ответьте на вопросы:
- Что тебя может разозлить?
- Как ты себя ведешь, когда злишься?
- Что чувствуешь в состоянии гнева?
- Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
- Какие слова для тебя самые обидные?
- Если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения:
- Изображайте различные эмоции, обращая внимание на мимику гневного человека (стройте «рожицы» перед зеркалом)
- Нарисуйте запрещающий знак «СТОП»: как только почувствуете, что начинаете сильно сердиться, сразу достаньте этот знак и скажите вслух или про себя «СТОП!»
- Учитесь словесным формам выражения гнева, раздражения («я расстроен, меня это обидело»)
- Для выплескивания негативных эмоций воспользуйтесь «чудо – вещами»:
- чашка (в нее можно кричать);
- листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
- карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
- пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать).
- Средство «быстрой разрядки». Если вы перевозбуждены, побегайте, попрыгайте, громко покричите или спойте песню.
- Игра «Обзывалки»
Для исключения из повседневного общения обидных слов, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей и т.д. обзывайтесь до тех пор, пока поток слов не иссякнет. При этом получите эмоциональную разрядку.
Упражнения для управления своими эмоциями:
- Сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
- Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя. Ты – лев!»
- Если начинаете злиться, сделайте несколько медленных вдохов-выдохов, сосчитайте до 10.
Материал подготовлен педагогом-психологом
Лысенко С.Д.
«Поднимайся над собой,
но не теряй себя из виду»
Ежи Лец
КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ?
г. Архангельск 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...
Буклет "Игры, направленные на формирование коммуникативных умений"
Развитие коммуникативных навыков - это есть умение общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет, не бояться вступать в кон...