Консультация для педагогов и родителей «Нетрадиционные формы оздоровления и реабилитации дошкольников с нарушением ОДА»
консультация на тему

Ильязова Анна Михайловна

Данная консультация полезна для педагогов и родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. А также ее можно использовать для профилактики нарушений ОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovlenie.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №8»

«Нетрадиционные формы

оздоровления и реабилитации

дошкольников с нарушением ОДА»

Подготовила

инструктор по физической культуре

Ильязова Анна Михайловна

г. Новомосковск

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

 действует, бегает, кричит, пусть он находится

в постоянном движении»

Т.В. Хацкевич

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Он попадает в новую обстановку, в которой чувствует себя дискомфортно, что отражается на его настроении и поведении.

В первое время пребывания ребенка в саду осложняется поведенческая реакция, нарушается сон, питание, коммуникативность, что, в конечном счете, сказывается на его состоянии здоровья.

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фактами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.

По общим данным в нашей стране примерно у 17% детей 3-4 лет, сутулая спина и различные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата (ОДА). По данным обследований дошкольных учреждений, у 78% детей - различные нарушения ОДА. Поэтому очень актуальна проблема профилактики нарушений ОДА.

 Эффективным средством оздоровительной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является двигательная реабилитация по средствам применения различных физических упражнений, подвижных игр и др., которые позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основных групп мышц и вестибулярного аппарата, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий.

Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование — важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.

Важность воспитания здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что привить основные знания, навыки и привычки по сохранению и укреплению здоровья можно с самого раннего детства. Со временем они превратятся в важный компонент общей культуры человека и повлияют на формирование здорового образа жизни всего общества.

В связи с этим, в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, необходима организация здоровьесберегающего пространства, включающая использование не только современных лечебно–профилактических средств, организацию эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности, но и нетрадиционных технологий оздоровления дошкольников.

Наиболее приемлемыми являются следующие нетрадиционные технологии оздоровления дошкольников:

самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводится самомассаж ушных раковин и пальцев рук. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж.  Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение, а еще это помогают сформировать у ребенка сознательное стремление к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления;

дыхательная гимнастика - физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание. Цель дыхательной и звуковой гимнастики – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Также это способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких;

тренинги – элементы психической дисциплины, помогают развивать способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное. При выполнении тренингов важным считается умение детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение;

аутотренинг – помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учит расслабляться. После двигательной активности (прогулки, оздоровительного бега, физкультурного занятия) многие дети не могут самостоятельно вернуть системы и органы своего организма в нормальное спокойное рабочее состояние, поэтому ребенка надо научить простому способу расслабления: включить спокойную классическую музыку или музыку природы (музыка ручейка, моря, ветра) и проговаривать слова на ее фоне;

релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц. Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. С помощью релаксации у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений; умение управлять своими чувствами и эмоциями и это ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе. Релаксационные упражнения сопровождаются различными текстами, помогающие детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него;

пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию;

креативная гимнастика способствует внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы – это создает благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности;

игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы  движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Использование в работе этих упражнений кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию;

игровой стретчинг, упражнения которого носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных  таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание;

упражнения на фитболе (большой гимнастический мяч) проводятся с детьми и совместно с родителями. Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы. Упражнения с этими мячами способствуют созданию сильного мышечного корсета вокруг позвоночника, развитию выносливости, ловкости, координации движений, улучшению работы внутренних органов. Занятия на мячах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус, создают оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений.

музыкально-ритмическая деятельность – это занятия по ритмике и танцу, которые включают различные виды деятельности:

1. Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки, происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса, упражнения без музыки и психогимнастика.

2. Упражнения с музыкально – ритмическими заданиями или музыкально – дидактическая игра подвижного или хороводного характера.

3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений, подвижные игры, танцы.

Сюда же удобно включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Большую помощь в работе с детьми оказывают упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача – дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме. Упражнения без музыки:

– помогают принимать правильное исходное положение;

– способствуют осознанию работы двигательного старта;

– укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;

– формируют навыки построения и перестроения.

Можно использовать следующие группы упражнений без музыки.

Упражнения на развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети учатся регулировать степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, чувствовать, где сильно напряжены мышцы, уметь их снять. Упражнения на развитие «мышечного чувства» помогают ощутить возможный размах движений в суставах, создать тяжесть тела и конечностей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперёд (назад) перед началом ходьбы, бега.

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: мышц шеи; мышц плеча; кистей рук; мышц ног.

Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активируют их работу, четкость, размах движений.

психогимнастика очень полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью и т. д.

Такие реакции встречаются у детей с неврозами, легкими ЗПР, а также у детей практически здоровых. Основной акцент в психогимнастики сделан на обучение элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств.

С помощью предлагаемого материала по психогимнастике детей обучают азбуке передачи эмоций – выразительным и разнообразным движениями. В основном используется бессловесный материал, и очень важно педагогу уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений.

Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека, его сознанием существуют сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения используют не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей.

 

Пальчиковая гимнастика.

Погладим котенка

- Киса, кисонька, кисуля!

Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!

- И погладила рукой.

(одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.)

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся моя семья.

(поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «а вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок)

Белка (народная песенка)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

(поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Дождик (народная потешка)

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

(подушечки правой(левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино))

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с вами подружимся,

Маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5.

Начинай считать опять:

1, 2, 3, 4, 5.

Мы закончили считать.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки вниз, встряхнуть кистями.)

Мизинчик

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что все это значит?

Средний пальчик очень важный

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

- А Большой бежит за рисом,

- Тащит рису ложку,

Говорит:

«Не надо плакать,

На, поешь немножко!»

(Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)

- Украсить шапку клоуна разноцветными прищепками с определенными заданиями левой и правой рукой.

- Сделать из прищепок солнышко

- Украсить елочку

- Накачивать насос (при помощи карандаша)

- Подниматься по лесенке (при помощи карандаша)

- Прокатать карандаш между ладошками

Зарядка для пальцев рук и ног:

  1. 20 раз сжать пальцы рук и ног.
  2. 2 ступни и 2 руки вместе сделать 10 круговых движений влево(вправо)
  3. Массировать каждый пальчик, ступню впередназад.

Игра для пальцев ног «Большак рисует»

Пальцы играют (разжать, сжать), переносят мелкие игрушки с одного подноса на другой, прокатывание скалки.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики руки. Чем развитие пальцы, тем лучше развита речь.

Гимнастика для глаз.

(упражнения для глаз проводятся в середине занятия) Австисова методика

Метка на стекле (на стекле, на уровне глаз ребенка, ставится метка красного цвета 3-5 мм)

Ребенок подходит к окну на расстояние 30-35 см, выбирает ориентир (дерево, качели ограда и др.) 30 -35сек. Смотрит на ориентир, затем 3035сек смотрит на метку и так далее. Время выполнения5минут.

Упражнения для глаз:

- И. п. сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклон вперед к крышке стола выдох. Выполнить 5-6раз.

- И. п. то же, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть глаза. Выполнить 4-5раз.

- И. п. сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, то же влево. Выполнить 5-6раз.

- И. п. сидя, смотреть прямо перед собой на воспитателя 2-3сек Поставить руки посередине линии лица на расстоянии 15-20см от глаз. Перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5сек, опустить руки. Выполнить 5-6раз.

- И. п. сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Выполнить 4-5раз.

Дыхательная гимнастика.

Все упражнения выполняются в темпе марша, вдох в 2 раза короче, чем выдох.

Лечебные звуки (по М. Л. Лазареву, автору программы «Здравствуй»).

Звуки музыку рождают,

И недуги побеждают

Звуки слова создают

И скучать нам не дают.

Чтоб здоровым, сильным стать

Чтоб не кашлять, не чихать

Звуковую гимнастику

Будем с вами выполнять.

Вылечим простуду

Чтобы простуду, насморк победить

Должны мы звук - в произносить

В -в-в-в-в-в-в-в- (на выдохе)

Ш-Ж-З лечит трахеит, кашель.

Ладошки на горлышко все положите

Песенку комарика все произнесите:

З -з-з - комар летит

З-з-зкомар звенит

З-з-ззазвенели, запели ребята

З-з-зотдохните мои дошколята.

Руку на грудь положите теперь

Кашель не страшен нам с вами, поверь

Ж-ж-ж-

(дети стоят спиной к друг другу, кулак левой руки на поясе)

Снова, друзья, мы чуть-чуть отдохнем,

Песню змеи произнесем ш-ш-ш,

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна.

Пробуждение.

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик ледяной,

Он всегда, везде со мной.

«просыпайтесь!» - говорит,

«закаляйтесь!» - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. «Киски просыпаются». (предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок).

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

2. Игры с одеялом. (дети прячутся под одеяло и так 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,

А зовут его - Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловит всех котят.

3. Легкий массаж («поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

4. Бег босиком из спальни в группу:

Потянулись, быстро встали,

На носочках побежали...

5. Ходьба по «дорожкам здоровья». (1 дорожка - обычная, 2 дорожка - ребристая, 3дорожка - с плоскими пуговицами)

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Ну-ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем, топ, топ, топ!

Топают ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

6. Завершается подъем гигиеническими процедурами.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся шейка!

Шейка, мойся, хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей: «Развитие пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной по мотивам Сибирских сказок»

Сибирские сказки-крайне благодатная почва для развития пластических умений дошкольников. В ходе консультации, объяснена система работы педагога в данном направлении....

Консультация для педагогов и родителей «Организация здорового ритма жизни дошкольника»

Консультация  для педагогов и родилей дошкольников с приложением практического материала...

Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольника»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитани...

Консультация для педагогов и родителей "Нетрадиционная техника рисования Дудлинг"

На главную страницуСегодня очень популярными становятся такие техники рисования, как дудлинг и зентангл. Это интересные способы рисовать, которые помогают расслабиться, проявить творческие способности...

Консультация для педагогов «Развитие разговорной и связной речи у дошкольников с нарушениями слуха»

В консультации для педагогов раскрываются особенности развития разговорной и связной речи у дошкольников с нарушениями слуха. ...

Консультация для педагогов и родителей "Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей"

В материале рассказывается о том, какие нетрадиционные техники рисования можно использовать при работе с разными возрастными группами, о  значении и пользе нетрадиционного рисования....

Консультация для педагогов «Использование Интеллектуальных карт в работе с дошкольниками с нарушениями речи»

Использование Интеллектуальных  карт, в работе с дошкольниками с нарушениями речи,  способствует облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей....