Главные вкладки

    Консультация для педагогов и родителей: «Развитие пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной по мотивам Сибирских сказок»
    консультация на тему

    Милостивая Галина Николаевна

    Сибирские сказки-крайне благодатная почва для развития пластических умений дошкольников. В ходе консультации, объяснена система работы педагога в данном направлении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

    г. ИРКУТСК

    АДМИНИСТРАЦИЯ

    КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

    (ДО КСПК).

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    города Иркутска детский сад  № 10

    (МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10)

    664О20, город  Иркутск, улица Новаторов, дом 38, тел: 32-57-54, факс (3952)32-57-54

    E-mail:mdou10irk@yandex.ru

    ИНН 3810034927   ОГРН 1043801428274

    Консультация для педагогов и родителей:

    «Характеристика Сибирских сказок как средство

    лепки из глины детей старшего дошкольного возраста»

    Подготовила: Милостивая Г.Н. Воспитатель подготовительной

    логопедической группы для  детей с ТНР

    высшая квалификационная категория

    Иркутск, 2014

    Занимаясь с детьми лепкой по мотивам сибирских сказок, встречаясь с бабушками и дедушками, разучивая старинные сибирские русские песни и хороводы, мы наблюдаем неподдельный интерес детей к происходящему.

    Живя в Сибири, в непосредственной близости к природе, где можно ежедневно наблюдать с детьми хозяйственную деятельность человека на земле, примечать сезонные изменения у растений, животных, погоды, использовать лежащий просто под ногами природный материал: глину, цветы, травы, можно и важно создать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста, основанную на развитии пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной на тематике сибирских сказок.

    В наш век - век колоссального прогресса науки и техники - искусство отнюдь не утратило своего значения, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни. Народное декоративно - прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть наследия культуры; эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги нашему народу. Как всякое большое искусство, оно воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру наших детей, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.                                                                                                  

    В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Читая детям сказки и покупая им красивые толстые книги со сказками, мы едва ли задумываемся о том, почему именно те или иные сказочные герои присутствуют в каждой истории, почему герои говорят на таком странном языке?

    Что значит «сибирская сказка»? Особая ли это сказка, отличная от тех, которые бытовали в европейской части России или на русском Севере? Конечно, нет. Корнями своими любая сказка уходит в глубокую древность, в доклассовое общество, когда не сформировались еще нации и народности. Это одна из причин того, что многие сказочные сюжеты являются международными.

    «До некоторой степени сказка – символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках», – писал замечательный исследователь сказки В.Я. Пропп. Сказка структурно невероятно устойчива, она анонимна, у нее нет авторов. Это коллективный продукт. Фольклористика зафиксировала имена уникальных сказителей, но не авторов. Авторская же сибирская сказка также уникальна своим колоритным языком.

    В Сибирь сказка, как и другие фольклорные жанры – песни, загадки, пословицы, предания, легенды, былины, – пришла вместе с первопроходцами и поселенцами из-за Урала. «Отправляясь в новое отечество, переселенцы уносили с собою, как заветное достояние предков, поверья, сказки и песни о былинах прежнего времени», – писал один из первых собирателей и исследователей сибирского фольклора С.И. Гуляев. Он полагал, что «поверья, сказки и песни» являются общими для всего русского народа «на всем неизмеримом пространстве земли русской», «но в Сибири их найдется едва ли не более, чем во всех прочих местах». Сибирская сказка разнообразна именно из-за народностей, населяющих территорию Сибири. Этнос Сибири многолик и разнообразен. Это и русские, и буряты, и эвенки, и тофалары, и якуты, и ненцы.  Много интересных былин и сказок сложили народы Сибири. По этим произведениям учёные познают жизнь народа, его древние представления о мире, его мечты и надежды.

     А. М. Горький называл сказки и былины народов Сибири жемчужинами, советовал собирать их и изучать. Приобщение детей в детском саду к языку, литературе, истории, культуре своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит в основе этнокультурного воспитания дошкольников. А развитие пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной по мотивам сибирских сказок  способствует развитию этнокультурной компетенции дошкольников, приобщение к истокам сибирской культуры, изучение особенностей сибирских сказок, развитие речи.

    «Реформирование всей системы отечественного образования привело к возрождению интереса к историческому прошлому народов России. Появились функциональные понятия: «региональный компонент», «региональный подход» в образовании, в воспитании человека, которые предполагают и знакомство с фольклором малых коренных народов.   Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством сибирского края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации. Например, такие сборники произведений: М.Д. Сергеева "Вот так чудеса", С. К.Устинова "Визит к Берендею", В.П. Стародумова "Берестяное лукошко: байкальские сказки" - поэтичные, полные весёлой выдумки и жизнелюбия, они рассказывают о сибирской тайге, о зверях и птицах, обитающих в Прибайкалье, о быте и традициях народов Сибири.

    Поэтико-прозаическая природа Сибирской народной сказки открывает широкие возможности для педагога-практика, она ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Краеведческая сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности ребенка.

    Красочный язык, богатый множеством сравнений, эпитетов, народных слов и выражений, живая, неповторимая красота родной природы; благородные, честные, мужественные люди и их поступки – все это будет воспитывать в ребенке эстетические чувства, чувства красоты и гармонии человека и природы. Сказка побуждает ребенка совершать честные, справедливые поступки, прививает любовь к родной земле, помогает понять истинную дружбу, воспитывает трудолюбие.

    Народы Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

    Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.

    Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.

    В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.

    Большое место в фольклоре народов   Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.

    Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

    Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так не проявляется его ум, так не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в сказках.

       «Было время, да прошло, а слова остались…» Так гласит забайкальская народная мудрость. И лучше не скажешь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в слове. И наиболее ярко это видно на примере народных и авторских сказок, легенд и былей. Мы знаем, что литературная биография и кладовая различных творческих жанров Забайкалья богата и обширна изобилием сказочных материалов нашего края, которые отражают духовно – нравственное творчество забайкальцев, народов коренных: тунгусов (эвенков), бурят и пришедших позднее в эти места русских, именуемых в народе «рудознатцами».

       Так сложилось исторически, что Сибири была уготовлена судьба территории, которая собирала разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение, обогащение в условиях сурового климата выковало тот особый характер, который зовется Сибирским. Это сплав доброты и отзывчивости, силы и мужественности. Нередко у одного очага во время долгой пурги собирались бурят, русский, украинец и татарин, белорус и монгол. Они говорили на разных языках, но понимали друг друга и всегда находили общий язык, делились историей и бытом своего народа. Поэтому и количество собранного и сбереженного сибирского фольклора этих народностей огромно, поистине неисчислимо, и несёт огромную ценность.

       Сибирские и Забайкальские сказки необычны тем, что пришли к нам из давнего времени, что родились и были написаны на земле, где проживали наши предки; отражают мудрость и красоту души разных народов. Хотя как мы знаем, нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, умение в них выживать, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет князей, купцов и шаманов – все это характеризовало особый характер и духовный склад сибирских народностей.

       Читая Сибирские сказки, беседуя по содержанию со старшими дошкольниками, мы решаем экологические проблемы, связанные с образованием у подрастающего поколения экологического сознания и культуры, способности жить в согласии с законом природы, восприятия себя ее частью. Потому что герои сибирских сказок, легенд преданий, это сама Сибирская природа, озера и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие национальные богатыри, одаренные сверхъестественной силой и умом, борющиеся за свободу народа, правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые наделенные человеческими качествами.

       Во многих сказках, составленных из стародавних сказаний, тексты дают представление о климатических особенностях края, речь идет о характерном для Забайкалья явлении (в морозные дни зимы вода промерзает до дна, и бывает задыхающуюся от недостатка воздуха рыбу, буквально выталкивает на поверхность реки. И люди говорят, иди не «лови рыбу», а «собирай»). Сказки напоминают читателю о близости тайги: нередко герой охотник, охотится в дремучем сосновом лесу на зверей: лося, бурого медведя, соболя, ондатру, снежного барана. Так в сказке «Волшебные рога Огаило» дети знакомятся с редким видом животных – снежным бараном – аргалием, занесенным в красную книгу, узнают о местах его обитания (Тайга и гольца Баргузинского хребта). В сказке «Кедровкины кладовки», написанной по мотивам Таежной были, птицы сохраняют местные названия «кедровка», «сойка», тем самым детьми лучше воспринимается информация об этих птицах, повадках, местах их обитания. Информацию о Байкальской рыбке – голомянка, и втором ее названии «Донюшка», дети получают из сказки В.Стародумова «Голомянка».

    По тематике и стилистике сибирские сказки можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебные, бытовые (сатирические).

    В волшебных сказках отражена не только сибирская природа – озёра, реки, леса, горы, одушевлённые народным воображением. Это могучие национальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом. Они борются с чудовищами или злыми врагами за свободу народа и справедливость.

    Для волшебных сказок характерны присказки, традиционные зачины, концовка, которая обычно носит шутливый характер. Она рифмована и произносится скороговоркой («Вот вам сказка, и мне бубликов связка»).

    Персонажи социально-бытовых сатиристических сказок наиболее близки к повседневной жизни народов тайги, занимающихся охотой, рыбной ловлей скотоводством. Они борются с нуждой и вечными врагами-богатеями. Одерживая верх над знатным человеком, бедняки торжествуют, что победила справедливость без использования чудесных помощников.

    Сибирские сказки о животных наиболее близки и доступны детям дошкольного возраста. Они невелики по объёму, просты по композиции, нередко с юмором. Героями сказок чаще всего бывают сибирские звери, птицы, рыбы (соболь, бурундук, горностай, омуль и др.). Язык изобилует пословицами, поговорками и другими элементами сибирского просторечия («собака собаку по лапе знает», «ни кола, ни двора»), уменьшительно-ласкательные формы («уточки», «гусяточки»), особый ритм («шла-шла, гору нашла, море прошла, молот избила, просвиру изгрызла», «сапоги износила»), красочные сравнения («платье-то, как звёзды на небе горят»).

    Во многих сказках присутствует сибирская лексика: название сибирских сёл, деревень, городов, рек, краёв. Таким образом, сказки, созданные народами Сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития старших дошкольников, так как знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традициями, обычаями народов Сибири.  Для работы с детьми мы проанализировали сибирские сказки и для удобства использования, составили классификацию сказок  по этносам коренных народностей Сибири.

    Таблица 1

    Классификация  сказок по этносам коренных народностей Сибири

    Сибирские этносы, категория

    Название сказки

    Русские сибирские сказки

    Лиса и кот

    Медведь и лиса

    Котушка и лиса

    Лиса и козел

    Лиса, волк и медведь

    Груздь, лиса и сорока

    Лиса и Петя-петух

    Кот да петушок

    Заяц и овцы

    Тетеря

    Медведь и бревно

    Дружба собаки и кота

    Кот и лиса

    Лошадь и тигр

    Про кошечку

    Волк и лиса

    Про лису и волка

    Медведь — деревянная нога

    Сыновья

    Про козу-резу

    Репка

    Мышь и воробей

    Воробей

    Слепень и комар

    О мышке да пузырьке

    Старик и дрожь [дрозд]

    Машенька

    Про козу лупоглазу

    Про козла

    О старике да старухе, о курочке и петушке

    Сказка о козе лупленой

    Белка и кедровка

    Как перевелись барсы на Енисее

    Скупой поп и работник

    Бурдучок

    Любители сказок

    Мужик и барин

    Как мужик гусей делил

    Ненецкие сказки

    Песец и заяц

    Лебедь

    Олень и осётр

    Бурятские сказки

    Комар и стрекоза

    Мышь и верблюд

    Летучая мышь и курица

    Ключ счастья

    Заяц

    Волк

    Охотник

    Журавль

    Снег и заяц

    Хитрый кот

    Богатырь Байкал

    Медведь

    Два барана и лиса

    Конь и Изюбр

    Как перевелись в Сибири львы

    Красный бык

    Отчего волки воют

    Сорока и её птенцы

    Как собака нашла себе хозяина –друга

    Снег и заяц

    Хурист

    Хартагай

    Эвенкийские сказки

    Кто дал эвенкам солнце

    Человек на красном олене

    Как перевелись чёрные гуси

    Асаткан

    Кукушка

    Как журавли стали небесными оленями

    Собаки и человек

    Лисица и птичка

    Агды-Гром

    Заяц-врун

    Лиса и рысь

    Железный сын

    Медведь и карась

    Снегирь

    Волк и старик

    Бобровая речка

    Медведь и кедровка

    Глухарь и тетерев

    Дружба

    Лепёшка эвенкийская

    Лисица и охотник

    Тофаларские сказки

    Вечные люди и живая вода

    Про злого хана Улузуна

    Хозяин воды

    Якутские сказки

    Волк и лиса

    Вражда

    Удюргай-батыр

    Чыбыс-Чыахаан

    Отчего заяц без хвоста

    Авторские сказки

    А.Тороев «Ленивая сова» (бурятская сказка)

    С.Волкова «Счастливый пельмень»,

    Т.Вершинина «Почему зайка босой ходит»

    М.Вишняклв «Татака Свистака»,

    В.П, Старадумов «Лиса и выдра»,

    Д. Нагишкин «Самый быстроногий»

    С. Агеева «О том, как сорока на лису обиделась»,

    А.Казаков «Медведь и птичка»,

    С. Волкова «Щепочка»,

    Иван Соколов-Микитов «Лечея-плачея»,

    М.Д. Сергеева "Вот так чудеса",

    С. К.Устинова "Визит к Берендею",

    В.П. Стародумова "Берестяное лукошко: байкальские сказки"

    Как знакомить детей старшего дошкольного возраста с сибирскими сказками?

    Полноценное усвоение детьми сказок возможно при условии целенаправленного, систематического включения их в процесс дополнительного образования, как в форме непосредственно-образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов, через интеграцию образовательных областей: познавательной, речевой, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, физической.

    На первом этапе работы над сказкой используют иллюстрации, презентации, при этом акцентируется внимание на выразительные средства: фантастический вымысел, «очеловечивание» животных, растений, предметов; построение сюжета (присказка, зачин, концовка), многообразие интонационных оттенков персонажей сказок, поэтического языка.

    После чтения проводятся беседы по содержанию сказок, которые помогали детям вспомнить сюжет, ощутить яркие звуки и краски сибирской природы, поэтический язык, пережить чувства вместе с героями сказок. Например, почему сказка так называется? Кто из героев сказки вам больше понравился? Почему?

    Это помогает детям постичь внутренний мир героев, дать моральные и этические оценки их поведению, отметить их силу, смелость, выносливость. При пересказе полюбившихся эпизодов сказок, целесообразно использовать выразительные средства (интонации, мимики, жестов). Дети пересказывают сказки с помощью предметов-заместителей, моделируя сюжет.

    Воспитательный потенциал сибирских сказок наиболее полно раскрывается в организованной и самостоятельной театрализованной деятельности.

    В целях развития самостоятельной театрализованной деятельности, отбираются сказки с динамичным сюжетом, диалогами между персонажами, короткими по содержанию.

    Таким образом, комплекс педагогических условий, форм организации, методов и приёмов позволит реализовать задачи по формированию у детей старшего дошкольного возраста любознательности, познавательного интереса, ценностного отношения к сибирскому краю, этнокультурной компетентности. Поэтому мы посчитали целесообразным использование Сибирских сказок при обучении детей старшего дошкольного возраста пластическим умениям в процессе лепки глиной.

    Список литературы

    1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 180 с.
    2. Барыкина Е.К. Лепка. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 124 с.
    3. Бутакова Н.В., Гузяева С.Н., Мишарина Л.А. Сибирский фольклор в работе с дошкольниками. Методическое пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002.
    4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.
    5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
    6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 117 с.
    7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М: Просвещение, 1977. - 253 с.
    8. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - М: Сфера, 2000. - 120 с. Русские сказки Восточной Сибири / (Сост., подгот. текста, коммент. и предисл. Е. И. Шастиной). — Иркутск: Вост.-сиб. кн. изд-во, 1985. — 464 с. — (Лит. памятники Сибири).
    9. Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: волшебные и о животных / (РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т филологии; Отв. ред. Е. И. Шастина; Вступ. ст., подгот. текстов, примеч. и указатели Р. П. Матвеевой, Т. Г. Леоновой). – Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. – 346 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Сказки).
    10. Сказки из разных мест Сибири / Под ред. проф. М. К. Азадовского. — Иркутск: Власть труда, 1928. — VIII, 169 — (Тр. Кабинета рус. лит. при Пед. фак. Иркутск. гос. ун-та; Т. 1).
    11. Сударчикова С. Ф. Общие вопросы регионализации дошкольного образования  - Иркутск, 2003.
    12. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. - М.: Творческий центр Сфера, 2005. - 110 с.
    13. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
    14. Халезова Н.Б., Пантюхина Г.В., Курочкина Н.А. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. - Ташкент: Укитувчи, 1991. - 190 с.
    15. Якутские волшебные сказки. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004. – 168 с.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

    Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

    «Развитие двигательных умений у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»

    Выступление на теоретико-практическом семинаре "К гармонии и здровью через движение"....

    Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».

    Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....

    «Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

    Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

    Консультация для педагогов на тему"Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности"

    Дети-это исследователи. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее они развиваются....

    Консультация для педагогов и родителей "Развитие эмоциональной лексики у дошкольников"

    В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Ведь именно слово обеспечивает содержание общения. Значительное место при общении занимает э...