Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения
статья (старшая группа)

Дарсавелидзе Жельмира Джумберовна

Материал посвящен проблеме формирования коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения, учитывающие закономерности психического и личностного развития детей этого периода детства. Старший дошкольный возраст является своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что определяет необходимость развития коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_kommunikativnyh_umeniy_starshih.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития коммуникативных умений старших

             дошкольников в процессе обучения

   

Старший дошкольник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребенка к 5 – 7-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одногруппников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношение продолжительное время, это значит так же, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Несмотря на общую для старших дошкольников потребность в общении, ее проявление происходит по-разному. Отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении старшего дошкольного возраста. Для детей 6 – 7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело».

Между 5 и 6 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы, разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Коммуникативные умения развиты у старших дошкольников неодинаково. Среди них выделяются лидеры, отличающиеся коммуникативностью. Они легко вступают в общение, могут организовать, поддержать, умеют убеждать сверстников и взрослых. В то же время есть учащиеся, испытывающие трудности в общении: застенчивые, неуверенные. Общительность и противоположная ей замкнутость имеют возрастную и временную устойчивость, и проявляется уже в старшем дошкольном возрасте.

Стремясь к взрослению, ребенок подобно губке «впитывает» в себя всю необходимую информацию.  Именно  поэтому необходимо создать в процессе образования условия для успешной осмысленной деятельности, в которой ребенок  приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего коммуникативного поведения, а так же пробовал бы себя в различных коммуникативных ролях.

      В старшем дошкольном возрасте происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения. Он особо испытывает потребность в общении, пытаясь грамотно излагать свои мысли.

       Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из – за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. В таких случаях, необходимо помочь ребенку наладить отношение с окружающими.

Наиболее часто педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.п.

 Для того чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

         Еще одной причиной коммуникативных проблем ребенка могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.

       Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

В старшем дошкольном возрасте у детей складывается определенная самооценка относительно своих учебных способностей и общих возможностей. Наиболее благоприятный вариант, когда самооценка достаточно высока и адекватна. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации.  

Среди используемых педагогами средств для развития у дошкольников коммуникативных умений особое место занимают игры и игровые упражнения, направленные на развитие интереса к общению со сверстниками, помогающие воссоздать различные ситуации общения.

Дети разыгрывают ситуации, когда им предлагают выступить в общении с незнакомым человеком, помириться с другом, разрешить возникший спор. Так же в работе с детьми используются  и совместные игры, в ходе которых они учатся сотрудничать друг с другом, делать правильный выбор, понимать и принимать друг друга.

          Задача педагога состоит в том, чтобы сделать из игры не развлечение, а игру-работу как одну из форм организации учебной деятельности.

      В этом случае труд выступает средством познания, проявляя свою нравственную, воспитательную ценность. В руках учителя игра - это «инструмент» обучения и воспитания.

После проведения игр и игровых упражнений педагог совместно с детьми анализируют действия и поступки каждого ребенка, обсуждают различные варианты выхода из сложившихся ситуаций с тем, чтобы дети приобрели необходимый опыт взаимодействия с окружающими людьми, расширяли свои представления о правилах общения.

Благодаря нравственному и интеллектуальному росту у детей возникает способность преодолевать импульсивность своего поведения, развиваются умения и навыки общения.

Итак, в процессе занятий выделяют следующие особенности развития коммуникативных умений:

  • у ребенка возникает желание общаться с взрослым «на равных»;  
  • умение организовывать общение;
  • желание вступать в контакт с окружающими;
  • способность к лидерству;
  • замкнутость, трудности в общении.

      Несмотря на общую для детей потребность в общении, ее проявление происходит по-разному. Необходимо помогать ребенку наладить отношение с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.  

     Для развитых коммуникативных умений характерно знание норм и правил, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие, уважение, умение понять, слушать и слышать партнера по общению, прийти на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....

Проектная деятельность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психическог...

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, ...

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью

Развитие связной речи, как наиболее сложной формы речевой деятельности, формирует у детей последовательное, систематическое развёрнутое изложение....

Комплекс театрализованных игр для развития коммуникативных умений старших дошкольников

Театрализованная игра является областью активного развития коммуникативных умений дошкольников. Она позволяет развивать опыт социальных умений и навыков поведения, благодаря литературным произведениям...