Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью
материал по логопедии (подготовительная группа)

Колчинская Ольга Сергеевна

Развитие связной речи, как наиболее сложной формы речевой деятельности, формирует у детей последовательное, систематическое развёрнутое изложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка»

«Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью»

Учитель-логопед Колчинская О.С.

Г.Гагарин

Более 15 лет я занимаюсь логопедической коррекцией недостатков произношения у детей третьего уровня ОНР. Всё это время пыталась раскрыть содержание и методы работы по развитию связной речи детей 5 – 7 лет в условиях логопедической группы детского сада комбинированного вида. Воспитание и обучение детей осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с окружающей действительностью, в повседневной жизни.

Имея опыт работы с детьми по развитию связной речи, я систематизировала и обобщила материал по теме «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью».

Развитие связной речи, как наиболее сложной формы речевой деятельности, формирует у детей последовательное, систематическое развёрнутое изложение.

Коммуникативная функция связной речи направлена на стимулирование всестороннего развития ребёнка, имеющего недоразвитие речи и связанных с нею психических процессов.

При обследовании состояния связной речи выясняется несформированность грамматического строя речи, которая проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний. включающих количественные числительные, неправильное согласование прилагательных в роде, числе и падеже. У детей с ОНР обнаруживается несформированность навыков практического словообразования. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление новых слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия. состояния предметов, затруднён подбор однокоренных слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР имеют особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Эти особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной итощаемостью.

Коррекция звукопроизношения

У детей с ОНР третьего уровня речевого развития наблюдается нарушение произношения звуков. Иногда звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко:

- Недифференцированное произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.

- Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене сопоров, свистящих и шипящих.

- Нестойкое употребление звука, когда в разных слогах он произносится различно

- Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях взаимозаменяет их, при этом искажает артикуляцию некоторых фонем.

У детей отличается нечеткое произнесение звука ы.

Фонематическое недоразвитие проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. У детей нарушена звуко-слоговая структура и звуконаполняемость слова.

Обогащение словарного запаса.

Работа по коррекции речевого недоразвития включает в себя формирование словарного запаса. Продолжается работа по развитию понимания речи. Детей учим вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова. Формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков предметов, они учатся их группировать в практической деятельности. Уточняется значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дети учатся воспринимать глагольные приставки, выполнять действия с предметами.

Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по звуковому составу, но разные по значению. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство с различными способами словообразования (относительных прилагательных). Одновременно у детей воспитывается умение образовывать прилагательные от наречий, от существительных, а также разные их степени.

Развивая умение правильно передавать в речи оттенки слов, дети учатся образовывать уменьшительные названия качеств предметов.

Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение многозначных слов. Слова с переносным значением (лицо румяное, как яблоко).

Подготовительным этапом ознакомления детей со словами-антонимами является проверка и уточнение известных детям слов – названий признаков предметов и действий.

Формирование грамматически правильной речи.

Одновременно с обогащением словарного запаса происходит грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование различных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончание падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи опирается на представления ребёнка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.

Связная (монологическая) речь.

Монологическая речь отстаёт от возрастной нормы. У детей с ОНР (приблизительно у 30 – 50% в зависимости от степени тяжести дефекта) к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. У детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами. Поэтому возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения. Дети, которые могут быть условно отнесены к верхней границе III уровня ОНР, обучаются в общеобразовательной школе с обязательным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте.

Приведение связной речи детей к норме на момент поступления в школу.

Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у детей мотивированной потребности речи путём стимуляции их речевой активности, разговорная речь приблизительно у 50% детей, поступающих в школу, малословна.

Обучение составлению повествовательных, описательных и сравнительных рассказов, творческих рассказов.

Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедической работы. В это время уделяется внимание закреплению навыка свободного пользования в речи поставленными звуками. На протяжении всего коррекционного обучения эта работа сочетается с развитием чёткости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звуконаполняемости.

Пути решения поставленных задач

Работая над темой по развитию связной речи у дошкольников 5-7 лет с ОНР, разработала дидактическое обеспечение:

§  Составила календарно-тематическое планирование в старшей и подготовительной группах по периодам обучения.

§  Подобрала соответствующую демонстрационную наглядность:

- предметные картинки по лексическим темам;

- парные картинки для составления предложений;

- «живые картинки»;

- сюжетные картины;

- сюжетные картинки и серии сюжетных картинок;

- схемы описательных рассказов.

- кроме этого использую различные наглядные материалы: реальные предметы, игрушки, муляжи. картины.

§  Текстовой и игровой материал:

- тексты коротких рассказов;

- тексты со смысловыми ошибками;

- карточки с деформированными предложениями;

- карточки с группами слов;

- карточки с опорными словами для составления рассказов;

- конспекты фронтальных занятий;

- дидактические игры;

- атрибуты для проведения диалогов, праздников. досугов, игр-драматизаций.

Этапы формирования связной речи у детей с ОНР

§  Однословное предложение

(Этап логопедической работы с неговорящими детьми)

Основные задачи логопедического воздействия – вызвать речевую деятельность детей, расширить объём понимания речи.

Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи. Одни дети владеют большим пассивным словарём, у других понимание речи ограниченное. Занятия на этом этапе – индивидуальные или подгрупповые (не более 3 человек). Основная форма проведения занятий – игровая. Занятия насыщены невербальными заданиями. Всякое проявление речи у детей необходимо поощрять.

§  Двухсловное предложение.

На этом этапе мы учим детей строить двухсловное предложение (обращение + повеление), заучивать определённые обиходные словосочетания, произносить ударный слог слова, расширить объём понимания чужой речи. У детей развивается аномальная речь детей – полное отсутствие способности к словоизменению. Дети с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной слова. коррекционная работа – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи.

§  Двусоставное предложение.

На этом этапе перед логопедом стоят задачи:

- Учить детей грамматически правильно строить предложения типа: И. п. существительного + согласованный глагол 3-л. настоящего времени;

- Воспроизводить ритмико-слоговую структуру 3-х сложных слов;

- Продолжить работу по различению грамматических форм слов.

Активный словарь на этом этапе пополняется новыми обиходно-разговорными словами. Дети смешивают основные значения слов. В это время появляется умение употреблять 3-е лицо глаголов настоящего времени.

Аграмматичные инструкции не выполняются появившимися правильно построенными грамматическими стереотипами. Эта речь не может служить им средством полноценного общения.

§  Предложение из нескольких слов.

Учить детей грамматически правильно строить предложения из 3 – 5 слов. Учить самостоятельному словоизменению существительных и глаголов. Формировать простейшие навыки связной речи. Активный словарь пополняется словами, обозначающими признаки предметов.

§  Расширение объёма простого предложения:

- учить детей строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;

- продолжить работу по словоизменению;

- учить согласовывать местоимения и прилагательные с существительным.

Дети начинают использовать служебные слова: предлоги и союзы. Стремление ребёнка к усложнению своего высказывания выражается в хаотичном наборе словосочетаний. Отмечаются положительные сдвиги в развитии речи детей, появляются предложения с однородными членами.

§  Формирование сложного предложения.

Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переход к обучению составления разных видов предложения. Логопедическая работа ведётся от сложносочинённого к сложноподчинённому предложению.

При составлении предложений хорошо использовать вопросно-ответную форму речи.

§  Совершенствование связной речи.

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.

Работа по развитию связной речи ведётся по следующим направлениям:

- обогащение словарного запаса;

- обучение пересказу и придумыванию рассказов;

- разучивание стихотворений;

- отгадывание загадок.

§  Обучение рассказыванию.

Обучение рассказыванию занимает большое место в системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал.

Приёмы обучения

Рассмотрим наиболее характерные приёмы, которые используются в условиях дошкольных учреждений.

·  Комментирование действий, показ и рассматривание предмета.

Комментирование действий.

Комментирование действий детей используется для развития восприятия речи. Этот приём более всего отвечает решению пропедевтических задач. Систематически используя его на занятиях, можно исподволь подготавливать любую следующую ступень речевого развития детей: предварять употребление необходимых слов в активной речи ребёнка. построение предложений любой конструкции, составление рассказа. Использование данного приёма позволяет предупреждать появление аграмматизма в речи детей. Комментирующая речь позволяет выражать констатацию факта, побуждение к действию, регуляции и оценки деятельности ребёнка. Она может быть тесно связана с любой деятельностью, выполняемой ребёнком самостоятельно или совместно со взрослым.

Использование комментирующей речи оказывает большое влияние на развитие восприятия речи, способствует потребности в общении, речевой активности, а также подводит детей к пониманию определённой последовательности в действиях через рассказ и является подготовительным этапом в обучении рассказыванию.

При показе и рассматривании предмета решается одна из важных задач – развитие речевых средств: знакомство с новыми словами, уточнение их значений и постепенное их включение в активный словарь детей. Для показа и рассматривания следует брать новый предмет, которого нет в групповой комнате.

При обучении рекомендуется использовать разнообразную наглядность: реальные предметы, игрушки, муляжи, картины.

Картины, выбираемые для демонстрации на фронтальных занятиях, должны быть большого размера. При выборе предметных картинок дл одновременного показа, обращать внимание на их соотношение по величине. Все предметы, с которыми знакомятся дети, должны быть должны быть яркой окраски. Новые предметы привлекают детей вкусовыми качествами, ароматом, различиями в весе, температурой.

Дети ориентируются при показе на слово, обозначающее предмет, и на слова, обозначающие признаки. Показ предмета и его рассматривание используется для активизации речи детей. на занятии дети то слушают то активно действуют.

·  Выполнение действий с предметами.

При выполнении действий с предметом решаются те же задачи, что и при проказе предмета и его рассматривании – развитие восприятия и речевых средств, обогащение словаря ребёнка. ребёнок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием или признаком. если он широко опирается при знакомстве с ним на различные анализаторы. Важно, чтобы ребенок не только смотрел и слушал, но и действовал с предметом: трогал его, ощупывал, гладил, двигал и т. п.

При этом словарь обогащается названиями действий, что способствует появлению в активной речи ребенка предложений.

Для развития понимания речи ребенком усвоения и активизации новых слов, обозначающих действия, следует использовать пары слов с противоположным значением (птичка хвостик опускает – поднимает, везти коляску быстро – медленно и т. д.).

·  Просьбы, поручения.

Выполнение просьбы или поручения помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в ее обращенной и повествовательной форме. С этой целью ребенка просят не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал (принес, пошел и т. д.).

Одновременно с речевым развитием происходит формирование у детей ориентировки в окружающем, поскольку правильное выполнение поручений детьми зависит от знания ими названий предметов, их признаков, мест расположения. В дальнейшем выполнение просьбы или поручения может быть связано с употреблением отраженной речи: ребенку следует что-то попросить у товарища, спросить о чем-то няню и т. д. Постепенно усложняются и обращения логопеда, и побудительная речь ребенка.

Таким образом, обучение детей путем поручения приводит к формированию у них умения самостоятельно выражать просьбу.

·  Повторение за взрослым слов, словосочетаний, предложений.

Основное назначение этого приема состоит в пропедевтике. Повторяя за логопедом отдельные высказывания, мы готовим детей к усвоению и правильному воспроизведению слов со сложной слоговой структурой, а также связных слов в словосочетаниях и предложениях. Ведем работу по предупреждению нарушения слоговой структуры слова и аграмматизма. Данный прием включают в работу тогда, когда дети начинают пользоваться активной речью.

Повторение ответов особенно полезно тем, что логопед может включить нужное слово в словосочетание или предложение. Логопед создает условия для прослушивания более сложных образцов речи, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем.

·  Вопросы – ответы.

Данный прием используется для активизации речи детей. Вопрос побуждает детей пользоваться словесной речью, дает возможность проверить их знания и умения в речевой коммуникации. С помощью вопросов мы развиваем у детей умение вслушиваться в содержание обращенной речи, т. е. развивать внимание к речи взрослого. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился правильно отвечать на вопросы. Использование данного приема предусматривает тренировку детей в правильном употреблении слова в различных грамматических формах, в употреблении слова в построении предложений.

·  Опосредованное общение через игрушки (предметы).

Использование данного приема способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей.

По мере использования данного приема, дети учатся восприятию речи, затем отвечают на вопросы одним словом, словосочетанием и, наконец, предложением.

·  Многократное проговаривание речевого материала.

Данный прием используется для того, чтобы дети могли вслушиваться в изменение слов, когда одни и те же слова употребляются в различных словосочетаниях и в разных формах. При многократном проговаривании речевого материала логопедом решаются следующие задачи: развитие восприятия речи детьми (умение сосредоточиться, вникнуть в содержание речи), обогащение словаря детей, развитие понимания различных грамматических форм слова и сочетаний слов; решаются также пропедевтические задачи.

С целью многократного повторения отдельных слов, речь логопеда по поводу нескольких предметов можно представить в виде сказки, содержанию которой свойственны повторы.

Виды рассказывания

Особенностью моей системы работы является то, что последовательно применяя этапы обучения, удаётся формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развёрнутыми смысловыми высказываниями.

Разговор, беседа с детьми.

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты. взгляды, мимику, интонацию и др.. Эта форма речи более проста: оно состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Формирование разговорной речи осуществляется на различных занятиях.

В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребёнком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Кроме кратких разговоров воспитатель или логопед предусматривают разговоры, которые планируются как педагогический приём. Разговоры могут быть индивидуальными и коллективными. Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей и труд.

Беседа – активный метод интеллектуального развития. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребёнка воспроизводить наиболее значимые, существенные факты, сравнивать. рассказывать. обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. дети внимательно слушают других, дополняют, поощряют ответы товарищей, сами задают вопросы. Т. о. беседа – эффективный метод активизации словаря.

Повествовательные короткие рассказы.

Сжатые, простые рассказы житейского характера («На прогулке», «Дома вечером», «Моя семья» и т. д.).

Рассказы-описания и рассказы-сравнения.

Широко используются с детьми на занятиях по развитию связной речи (описание и/или сравнение фруктов, овощей. животных, игрушек, предметов одежды, мебели и т. д.).

Рассказ по картине (предметной и/или сюжетной).

Рассматривание картины, знакомство с основными объектами, установление связи между ними; изложение последовательности событий путём наводящих вопросов. В зависимости от состояния речи детей рассказы могут быть простыми и сложными.

Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины, специально созданные для детских садов. Полезным наглядным материалом для описания могут быть крупные фотографии, слайды.

По сюжетным картинам, по сериям картин дети учатся составлять связный повествовательный рассказ. Залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (О чём она? Про кого? Как её можно назвать?). ребёнку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображённых предметов; установит связи между объектами, персонажами. Пониманию картин помогают небольшая вводная беседа или пояснения во время предварительного рассматривания. Каждому из этих занятий, требующих от детей связной монологической речи, логопед должен умело дать образец, предложить его план, а на первых порах – прибегнуть к составлению коллективного рассказа.

Логопед в первой части занятии начинает описание одного объекта, а ребёнок заканчивает 2 – 3 предложениями. Такие высказывания об отдельных частях картины в итоги объединяют в один рассказ.

На последующих занятиях составлению рассказов помогает план.

Назначение сюжетной, многопредметной картины – помочь ребёнку составить повествовательный (сюжетный) рассказ о действиях героев, опираясь на свои впечатления.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Сначала дети рассматривают сюжетные картинки, затем располагают их в логической последовательности. Далее дети кратко рассказывают по каждой картинке, затее проводится беседа по содержанию сюжета и самостоятельное рассказывание детей.

Диалог – или пересказ по ролям (в лицах).

Наиболее полно развитие самостоятельной речи проявляется в диалоге. Дети ищут ответы на поставленные задачи, что приводит их к языковым и логическим обобщениям.

Одним из необходимых условий обеспечения развития самостоятельной речи детей является сохранение естественного характера диалогической речи. Словарная работа состоит не только в уточнении. расширении и активизации словаря, но и в обучении использовать его в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик, заучивание роли каждого исполнителя, а также в диалоге формируется выразительность детской речи. Если дети инсценируют диалог (потешку) в стихах, логопед надевает им на голову шапочки героев диалога.

Разучивание стихотворений.

разучивание стихотворений (двустиший, четверостиший. скороговорок, чистоговорок, потешек, считалок) в основном происходит на подгрупповых и индивидуальных занятиях по общепринятой методике заучивания стихотворения. Как средство закрепления правильного звукопроизношения, стихотворные формы используются в логопедической работе с целью развития речи.

- Работа с загадками.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Пересказ художественного текста.

Этот вид работы можно проводить тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. тексты должны быть доступны ребёнку по содержанию и форме изложения.

До начала чтения рассказа, логопед объясняет детям смысл трудных слов, они проговариваются хором и индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Прочитав рассказ, задаются вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

- пересказ по наводящим вопросам;

- пересказ «по цепочке»;

- пересказ в лицах;

- выборочный пересказ;

- краткий пересказ.

Творческие рассказы.

Основные направление коррекционной работы по обучению рассказыванию и пересказу с элементами творчества:

- составление предложений по 2-м предметным картинкам;

- воспроизведение деформированных предложений;

- составление предложений по «Живым картинкам»;

- восстановление предложений со смысловой деформацией;

- отбор слов из названных логопедом и составление с ними предложений.

Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности.

Узнать больше

Труднее всего детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Для развития любой творческой деятельности дети нуждаются в показе способов действия. При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания – «придумайте». Наиболее лёгкий для детей приём – предложение нескольких вариантов развития сюжета. Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал педагог, а затем придумывают свои.

Процесс становления монологической речи совершается в единстве с развитием мышления. Обучая этому виду рассказывания. нужно помогать детям осмыслить содержание, установить систему связей – пространственных, временных, логических и т. д..

Виды работ по развитию связной речи

§  Ознакомление с окружающим и развитие речи.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи дети усваивают определённые знания об окружающих предметах и явлениях, которые формируются благодаря речи и выражаются с помощью речи. Тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решить задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром.

Благодаря объяснению взрослого, ребёнок научается выделять из ряда впечатлений те, на которые указывает взрослый. Таким образом, у ребёнка развиваются познавательные способности.

Чем ближе ребёнок знакомится с предметами и явлениями окружающей действительности, чем глубже его заинтересованность, тем быстрее образуются у него связи слов с предметами и их признаками.

развитие речи в процессе ознакомления детей с окружающей действительностью над осуществлять в определённой последовательности, соответствующей динамике развития коммуникативных навыков, т. е. навыков речевого общения. на занятиях новое должно сочетаться с уже усвоенным, знакомым. задачи речи надо усложнять постепенно.

Для более успешного развития речи следует систематически развивать понимание речи и стимулировать речевую активность детей.

§  Действия с предметами.

Большое значение имеют действия с предметами как взрослых, так и самих детей. Овладение действиями предваряет появление слов, обозначающих эти действия, способствуют лучшему усвоению слов. Обучение игровым действиям с предметами используется для развития речи ребёнка. Во время обучения игре дети овладевают способами действий и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, действий, отношений. Так накапливается глагольный словарь. который необходим для построения предложений и рассказа.

§  Развитие восприятия речи.

Работа по развитию речи не должна ограничиваться рамками занятий и игр. необходимо использовать все имеющиеся возможности для активизации речевых навыков.

На основе развития интереса к предметам и явлениям окружающего мира следует учить детей воспринимать обращенную речь взрослых: логопеда. воспитателей и других окружающих его людей.

Основой обучения является развитие восприятия – формирование умений вслушиваться в речь, понимать её содержание. а также сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи.

Развитие восприятия речи осуществляется в процессе всей практической деятельности детей в условиях детского сада: воспитателями и логопедом используются все режимные моменты, игры, занятия, наблюдения, экскурсии.

Развитие речевой коммуникации связано не только с накоплением запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Эти правила усваиваются детьми практическим путём постепенно: сначала – через восприятие речи взрослого, затем – в отражённой речи и в самостоятельной речи.

Формы организации воспитания и обучения дошкольников:

§  Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

В логопедических группах ОНР учителем-логопедом проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.

Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- дальнейшее развитие связной речи.

Фронтальные логопедические занятия можно разделить:

- занятия по сообщению нового материала;

- занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

- занятия по обобщению и систематизированию знаний;

- итоговые занятия;

- комбинированные занятия (смешанные, объединённые)

Формирование речевой практики осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; на основе наблюдений над связью слов в предложении.

Постепенно происходит овладение речевыми средствами, на основе которых происходит переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Одновременно дети подготавливаются к успешному усвоению учебных предметов. выполнение этими задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей. выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

клама

§  Ознакомление с произведениями художественной литературы.

Литературные произведения оказывают большое влияние на развитие детей. В обучении детей с ОНР необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. Пи этом важную роль играют произведения фольклора: как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные – сказки. Произведения народного творчества в работе с детьми ОНР следует рассматривать в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, природой, бытовыми ситуациями, рассматриванием картин.

детям также читают сказки и рассказы, беседуют с ними о прочитанном, учат их пересказывать, читать стихи.

§  ФЭМП и развитие речи.

На занятиях по математике дети стараются отвечать на вопросы педагога-специалиста. Участвуют в анализе задачи (называют условие, вопрос), При ориентировке в пространстве, используют наречия, сравнительную степень прилагательных: справа, слева, вверху. внизу, в середине; выше. ниже, шире. уже, тоньше, больше, меньше и т. д..

Дети, считая устно, используют в своей речи порядковые и количественные числительные, согласовывая их с существительными. В пассивном словаре детей заложена математическая терминология (предыдущее число, последующее число. увеличить. уменьшить и т. д..

§  Труд и развитие речи.

У детей с ОНР трудовая деятельность ограничена. Детей приучают самостоятельно и аккуратно есть. одеваться и раздеваться, убирать за собой стул, аккуратно складывать или вешать одежду.

Обучение навыкам самообслуживания тесно связано с решением специальных задач. в частности, с развитием мелкой моторики.

В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи: развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения.

Очень важно в процессе посильного труда развивать у детей внимание к речи взрослых: умение выслушивать объяснение, задание до конца, и только после этого приступить к его выполнению, вслушиваться в речь взрослых в процессе выполнения действий и движений при самообслуживании.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание пред приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурства, экскурсии. Все эти моменты связаны с реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений. активизируется речь детей.

Важно правильно организовать наблюдения за трудом взрослых, на прогулке, экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

§  Занятия изобразительной деятельностью и развитие речи.

Изобразительная деятельность благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с ОНР. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах. способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим объясняется её связь с коррекционным обучением.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребёнок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребёнок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребёнку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысления процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет большое образовательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты.

Важно и то, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительной влияние на развитие речи.

При обучении дети хорошо усваивают определённую цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкций.

постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его части, сравнивать их.

В группах с ОНР необходимо воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем совмещать с речью свою деятельность.

Взрослый должен не только обучать рисованию, но и развивать восприятие, воображение.

Изобразительная деятельность воспитывает самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы; усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

§  Музыкальные занятия и логоритмические упражнения и развитие речи. и развитие речи.

Своевременное овладение правильной речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно.

Музыкальные занятия и логоритмические упражнения для детей помогают исправить речевые нарушения дошкольников.

На музыкальных занятиях при проведении логоритмических упражнений прослеживается основополагающий принцип взаимосвязи речи, музыки и движения. Музыка используется для упорядочения темпа характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Логоритмические пятиминутки проводятся с опорой на лексический материал. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых. речевых и певческих навыков. Содержание музыкальных занятий и логоритмических упражнений изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.

Логоритмические упражнения направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

§  Развитие речи в игре.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с ОНР.

В игре осуществляется познавательной развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Как в сюжетно-ролевых, так и в играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания.

В процессе игры развиваются нравственные качества: смелость, решительность, честность, доброжелательность. Многие игры воспитывают у детей эстетически чувства.

Игры влияет на весь ход психического воздействия на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и формированию грамматического строя языка и т. д..

- Сюжетно-ролевые игры.

одной из первых форм игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. дети с ОНР в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно, интерес к игре у них неустойчив.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за себя и за неё, подражает гудению самолёта, голосам зверей и т. д..

В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривают с детьми, в результате чего у неговорящего ребёнка возникает потребность в речевом общении. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Обучение детей с ОНР сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой. Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий.

Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая логопеда. ребёнок быстро и хорошо запоминает её название.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них. наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машинок. Наряду с сюжетными игрушками, изображающими реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (кубики, шарики, палочки и т. д.). Сюжетно-ролевые игры организуют логопед и воспитатель. Обучение детей практическим действиям проводится логопедом в форме занятия, а дальнейшее развитие игры, её обогащение осуществляется воспитателем.

Дидактические игры.

Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с ОНР занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходство и различия и т. д..

Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе и речи, наблюдательность, память, сообразительность. В начале обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много – мало, больше – меньше); на различение неречевых звуков.

В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей. Дидактические игры проводятся логопедом со всей группой. с подгруппой и индивидуально. В ходе игр дети знакомятся с окружающим их миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретённые в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру.

Для детей с ОНР большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки.

Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки.

дидактические игры должны быть направлены на овладение предметными действиями. После таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру.

Подвижные игры.

В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движение, формируются такие качества как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Наличие в подвижных играх правил воспитывает у детей волевые качества.

ВУ ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве. При ОНР с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями.

Одним из важных условий успешного обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо и непринуждённо.

При выборе подвижной игры необходимо учитывать изучаемую лексическую тему. При изучении домашних животных проводится игра «Лохматый пёс», «Коровушка»; животных наших лесов – «У медведя во бору» и т. д..

Подвижные игры логопед и воспитатель проводят ежедневно со всей группой детей. логопед организует подвижные игры в помещении, а воспитатель – во время прогулки на участке детского сада.

§  Режимные моменты, экскурсии и развитие речи.

Развитие речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой). Можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, экскурсии, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и её направляет взрослый.

В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребёнка является обучение.

Обучение речи – планомерный целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирование речевых умений и навыков.

Основная форма дошкольного обучения – занятия. Примерами занятий, где детям сообщается новый материал, является экскурсия в библиотеку, на почту, наблюдение за белкой, осмотр медицинского кабинета и т. д..

§  Праздники, развлечения, досуги и развитие речи.

Особое место в системе воспитания детей с ОНР занимают праздники. Высокий эмоциональный подъём, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал, содержание песен и стихов.

Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми ОНР.

Участвуя в праздничных утренниках. развлечениях дети приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан на занятиях. У детей постепенно развивается речь, начинает развиваться чувство уверенности и творческие способности.

Планирование этой работы осуществляется логопедом и музыкальным руководителем.

Педагогический подход к детям с ОНР должен быть дифференцированным. Для замкнутых и неуверенных детей необходимо создать щадящую обстановку, не предъявлять высоких требований к их деятельности, поддерживать, отмечать малейшие успехи.

В проведении праздников, досугов и развлечений есть своя специфика. Не рекомендуется заучивать с детьми стихотворения, песни сложного содержания. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями. Они могут участвовать в небольших сценках..

При составлении программ необходимо подбирать материал, доступный для понимания детей и посильный для участия в праздниках.

Сценарии утренника, другие развлечения должны быть несложными, простыми по содержанию, занимательными по форме, непродолжительными по времени.

ни музыкальный руководитель, ни воспитатели не должны начинать разучивать песни, стихотворения, инсценировки до тех пор, пока не будет проведена тщательная словарная работа.

Не следует использовать речевой материал, упражнения, построения, танцы, песни, которые требуют усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения детей.

Весь несложный репертуар должен быть усвоен детьми постепенно. Праздники. развлечения в детском саду – это прежде всего радость для детей, а не только для гостей.

В зависимости от уровня речевого развития детей, динамики коррекционной работы с ними, программы утренников. развлечений в сравнении с программой массовых детских садов значительно упрощается не только по содержанию, но и по объёму.

Развивая слуховое внимание детей, обучая их простым действиям, музыкальный руководитель особое внимание уделяет развитию чувства ритма, слухового восприятия, памяти. Важное место в работе имеют музыкальные упражнения, которые способствуют выработке чёткой артикуляции и дикции детей (разнообразные распевки на гласные звуки. на простые словосочетания и т. п.).

Музыкальные руководители и воспитатели согласуют сценарии утренников и развлечений с логопедом. Логопед первоначально отрабатывает тексты песен.

Специфика работы с детьми с патологией речи не допускает совместного проведения утренников с детьми массовых групп.

Праздники и развлечения должны обучать и воспитывать. помогать детям закреплять ранее приобретённые знания. полученные на специальных занятиях.

Взаимосвязь в работе педагогического коллектива

Успешное преодоление речевого недоразвития в детском саду возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единстве требований, предъявляемым детям.

Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей, специалистов, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определение порядка занятий и их задач. После такой предварительной работы составляются календарные планы, намечаются взаимные посещения занятий с последующим анализом.

Важно, чтобы воспитатель и логопед решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.

Занятия воспитателя строятся с учётом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению знаний слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в изобразительной деятельности, конструировании, сочетая их с развитием речи.

Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки пользования доступной активной самостоятельной речью.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания. отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к предстоящему логопедическому занятию, много времени уделяет словарной работе: знакомит детей с новыми словами, уточняет их значения, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в собственной речи детей.

Воспитатель расширяет у детей представления о предметах окружающей действительности, учит вычленять и называть их существенные признаки.

Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя с учётом имеющихся у детей речевых навыков. Также поощряется инициативная речь детей. Не следует останавливать детей, подавлять их желание высказываться, а, наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме, вовлекать и других детей в беседу. Режимные моменты для поддержания инициативной речи детей более благоприятны, чем занятия.

Музыкально-ритмические занятия не только формируют движения под музыку, развивают музыкальный слух и певческие навыки, но и содействуют коррекции внимания, совершенствуют двигательные реакции детей. У детей с недоразвитием речи формируются умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключаться с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, её характер, ритм и т. д..

На основе предварительной подготовки, проведённой воспитателем, логопед на фронтальном занятии развивает умение активно пользоваться сначала диалогической речью в правильной грамматической форме, а затем связной речью: пересказом, составлением рассказов. В обучении детей с ОНР обеспечивается многократность повторения одного и того же материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи детьми, так и для её актуализации.

Воспитание и обучение в логопедической группе способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР III уровня в процессе логопедической работы над связной речью

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.Одной из главных задач воспита...

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....

статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется....

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Материал посвящен проблеме формирования коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного во...

Проект. "Формирование коммуникативных умений у детей в процессе логопедической работы над связной речью и мелкой моторикой"

Создание условий для развития навыков свободного общения через включение ребенка в театрализованную деятельность...