Консультация для педагогов и родителей «Организация здорового ритма жизни дошкольника»
консультация на тему

Ильязова Анна Михайловна

Консультация  для педагогов и родилей дошкольников с приложением практического материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_zdorovogo_ritma_zhizni_doshkolnika.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Организация здорового ритма жизни дошкольника

Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно — важнейший показатель, отражающий биологические характеристики, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды. Дошкольный возраст — наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда личность формируется наиболее быстро. От того, как проведет ребенок этот отрезок жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Приоритетное направление работы детского сада — здоровьесбережение. Подход к оздоровлению детей базируется на мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и особенностях его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Таким образом, в дошкольном учреждении оздоровление — одно из ведущих компонентов деятельности детей.

Основное психогигиеническое и психопрофилактическое средство в ДОУ — рациональный оздоровительный режим. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Они уже ощущают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используем оздоровительную работу.

Особое внимание должно уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Для этого разрабатывается система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года, возрастом и особенностями состояния здоровья детей. В систему входит следующее.

Закаливание в повседневной жизни:

  • организация теплового и воздушного режима в группе;
  • рациональная одежда детей;
  • соблюдение режима прогулок в течение года;
  •   гигиенические    процедуры  (умывание и  обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры).

Специальные меры закаливания:

  • воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями;  
  • контрастное обливание ног;
  • точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

Особое внимание следует уделять использованию физических упражнений на свежем воздухе в разных формах: физкультурные занятия, спортивные упражнения, подвижные игры. Сочетание физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха положительно влияют на организм ребенка. На занятиях на улице дети получают возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативу. Проведение таких занятий обеспечивает выполнение важнейших задач физического воспитания — совершенствование функциональных систем и закаливание организма. Систематические наблюдения показали, что дети легко осваиваются с новой обстановкой, хорошо чувствуют себя в холодное время, всегда эмоционально положительно настроены.

Для закаливания в группе используем влажное обтирание мягкой рукавичкой. В младшей группе обливание ног проводится теплой водой (25-30°С), а в средней группе -  водой контрастной температуры (теплая, холодная, теплая).

Закаливающие процедуры с детьми проводятся систематически без перерывов. Кроме того, в группе дети под руководством воспитателя делают друг другу точечный массаж.

С детьми, у которых стопы постоянно холодные и мерзнут, проводится босохождение — это своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания, летом даем детям возможность побегать босиком: это дополнительный шаг к здоровью.

В течение года соблюдается режим прогулок. Гуляют дети в любую погоду, при температуре воздуха до - 15 °С с ветром, до — 18 °С без ветра — 2 раза в день. Длительность прогулок составляет 1,5 ч утром, 1 ч вечером. Особое внимание следует уделять двигательной активности каждого ребенка. В дошкольном возрасте дети любят подвижные игры, связанные с бегом, прыжками и т.д., развивающие и совершенствующие двигательные навыки и умения и оказывающие огромное воспитательное и эмоциональное воздействие. Такие игры проводятся индивидуально с отдельными детьми и коллективно. Дошкольники очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Она может сделать ленивого трудолюбивым, незнайку -  знающим, неумелого — умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых. В ней воспитывается сознательная дисциплина, дети начинают соблюдать правила, учатся контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других. Характерной чертой подвижных игр считаются не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения;

На занятиях воспитатели могут использовать здоровьесберегающие технологии, такие как:

  • игровой массаж по методике спецзакаливания детей А. Уманской. Его рекомендуется проводить с детьми подготовительной группы в игровой форме, используя в основном растирающие и поглаживающие приемы;
  • засаливающее дыхание «Поиграем носиком» проводится 2-3 раза в день. Рекомендуется для часто болеющих детей. Способствует нормализации дыхания, укреплению дыхательной мускулатуры, предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту;
  • массаж рук «Поиграем ручками» способствует оздоровительному тонизирующему эффекту, поскольку на кончиках пальцев находится множество биологически активных точек. Массаж рук развивает у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизирует речь, память и мышление;
  • «минутки здоровья» проводятся в любое свободное время на занятии, перед прогулкой, началом утренней гимнастики или в игровой деятельности с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Он продолжается 2-3 мин и сопровождается легко запоминающимися словами. «Минутки здоровья» включают массаж, самомассаж, дыхательную гимнастику, упражнения для коррекции зрения;
  • массаж активных точек (ушей, лица, шеи, головы) повышает функциональную деятельность головного мозга, помогает при снятии головной боли;
  • логоритмическая гимнастика — одна из форм активного отдыха для снятия напряжения после  работы в положении сидя.

 Наряду с этими мы используются  следующие лечебно-оздоровительные мероприятия:  

- витаминотерапия;

- кислородный коктейль.

Конечно же в вопросах закаливания должны поддерживать и родители. Они могут использовать следующие методы:

  • босохождение;
  • умывание прохладной водой (обширное умывание);
  • ежедневный вечерний душ;
  • полоскание горла холодной водой;
  • посещение бани;
  • сон при открытых форточках;
  • воздушные ванны.

За годы работы и нашем ДОУ накоплен положительный опыт успешного  применения элементов психогимнастики: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, подавление отрицательных эмоций, снятие невротических состояний.

В   физкультурно-оздоровительной работе предусматривается медико-педагогический контроль: на основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми в определенный период и повторной диагностики даются новые рекомендации родителям по оздоровлению.

Каждый год проводится диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей в каждой группе. Для сравнительного анализа составляется индивидуальная карта по каждой возрастной группе, что позволяет увидеть четкую картину состояния здоровья, физической подготовленности детей и планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом отклонений, дифференцируя степень нагрузок.

Предлагаем комплексы здоровьесберегающих технологий.

Гимнастика

1. Потягивание

Выполняется лежа. Тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим «ид-д-а». Это должно вызвать чувство удовлетворения от растяжки мышц.

Тянем обе ноги пяточками вперед, правую руку вверх, вдоль туловища на выдохе. Задерживаем дыхание и на выходе произносим «пингалла» (очищается правый энергетический канал).

Тянем обе ноги пяточками вперед, вверх, вдоль туловища. Задерживаем дыхание и на выдохе произносим: «Шусумна» (очищается центральный энергетический канал).

2. Массаж живота

(скульптор замешивает глину)

Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком. Цель — улучшить работу кишечника.

3. Массаж области груди

Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).

4. Заводим машину  

Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставим пальчики на середину груди, от вилочковой железы вниз 8 точек. Вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком «ж-ж-ж». Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «Пи» (сигнал, что машина завелась).

5. Лебединая шея

Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.

6. Чебурашка

Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим уши внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника выходящие на ушные раковины).

Растираем за ушами, «промазываем глину», чтобы ушки не отклеились.

 

7. Массаж головы

         На коврике, а ширине плеч. Прорабатываем точки на голове сильным нажатием пальцев. Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от виска к затылку.

8. Лепим красивое лицо

Выполняется сидя на коврике, моги согнуты «по-турецки». Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальцами на активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.

9. Игра «Буратино»

Выполняется сидя на коврике. Лепим красивый нос для Буратино. Тот «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.

10. Массаж рук

«Моем» кисти рук, трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем на каждый палец. Фаланги пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник.

Создается ощущение радости внутри организма.

Выполняется сидя на коврике, ноги «по-турецки», в руке небольшая мочалка.       Трем «рукой-мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья; «смываем водой мыло»;— ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду».

При этом возбуждаются мышцы рук и прочищаются их энергетические каналы.

11. Массаж ног

Потягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

Поглаживаем, пощипываем, сильно растираем голень и бедро (воздействуем на биологически активные центры, находящиеся на ногах).

«Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем встряхиваем руки.  

12. Игра «Покачай малышку»

Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы. Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от их гармоничного движения.                    

13. Качалка

Лежа на спине, потягиваем за колени ноги к животу. Раскачиваемся вдоль позвоночника, затем с боку на бок. Улучшается работа позвоночных дисков, выводятся шлаки из организма.

        14. Велосипед

Лежа на спине «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Улучшается кровообращение в ногах, восстанавливается работа кишечника.

15. Улучшим осанку

Встаем плотно к стене, стопы смыкаем, втягиваем живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем ходим с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот втянут (укрепляем мышцы спины и брюшного пресса), Далее сидим «по-турецки» 20—30 с, дыхание произвольное.

16. Птица перед взлетом

Стоя, дышим спокойно, затем наклоняемся вперед. Ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно.

Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

Ребенок садится на стул правым боком к спинке, упираясь в нее бедром и коленом. Обеими руками берется за спинку стула и поворачивается влево до предела: «Кто там?», затем, расслабляясь, возвращается в исходное положение. При этом освобождаются нервные корешки позвоночника. Далее, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.                                  |

Психогимнастика        

1. Веселая пчелка            

Вдох свободный. На выдохе произносим звук «з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.      

2. Остров плакс              

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается успокоить то одного, то другого, но безуспешно. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки туб опущены, всхлипывание — вдох без выдоха (3-5 мин). Благодаря этому упражнению кровь насыщается кислородом.

3. Холодно — жарко            

Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Расслабляются и напрягаются мышцы  туловища.                                

        4. Шарик

        Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные представляют себя воздушными шариками, надуваемые воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.

        Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабили мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

5. Шалтай-Болтай

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делают повороты, руки болтаются, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол,

6. Зернышко

Ребенок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зернышко» широко зевает, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножками-корешками» и «ручками-росточками», поворачивается, поднимаясь «росточками» к солнышку.

Дыхательная и звуковая гимнастика

Цели: научить дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздре 5 раз.

2. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4.  Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

5. Энергично произносить «п - б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6. Энергично    произносить «т - д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

7.  Высунуть язык, энергично произносить «к - г», «н - г». Укрепляет мышцы полости глотки.

8.  Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозта, а также снимает стрессовое состояние.

1. Покорители космоса

Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету.

«Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно се опускают.

«Полет на Солнце» — также на выдох, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

«Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радостей легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика «грязная» энергия сбрасывается.

2.Гудок парохода

Через нос е шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 с, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, ее звуком «у» (выдох длиннее). Упражнение учит дышать в темпе счета 3—6, вдох короче, с задержкой дыхания, выдох длиннее.

3. Полет самолета

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При взлете — звук направляется к голове, при посадке—к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

4. Упрямый ослик

Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но они начинают кричать «иа».

Что же ты хочешь, мой милый «Иа»?

Сена, лепешек иль молока?

«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.

Дети меняются местами. Звуки «иа» укрепляют связки голосового аппарата.

5. Плакса

Ребенок плачет со звуком «ы-ы-ы».

Что ты плачешь «ы» да «ы»?

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головною мозга.

6. Кто знает больше всех добрых слов

Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, хороший, добрый, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный.

Цели: обогащать словарный запас, научить видеть в окружающих доброе и самое лучшее.

Комплексы оздоровительно-закаливающих мероприятий

Точечный профилактический массаж лица (выполняется в первую половину дня, перед прогулкой).

1. Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем ее, чтобы была упругой.

2. Надавливаем пальчиками на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки по 5—6 раз.

3. С усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам.

4. Мягко и нежно лепим глаза, надавливая на уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

5. Надавливая на крылья носа, ведем пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергиваем себя за нос и представляем, какой красивый нос для Буратино получится.

Пробуждающая гимнастика.

Потягивание

И.п. - из позиции лежа на спине.                  

1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука — вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит «ид-д-да-а».

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела.                        

2. Правая нога тянется ниточкой вперед по полу, а правая рука — вдоль туловища вверх — вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-га-ла-а».

Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела.

3. Обе ноги тянутся пяточкой вперед по полу, обе руки вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».

Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей.

Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.Задачи: - сохранение и укрепление здоровья детей...

Консультация для родителей "Организация здорового образа жизни в семье

Помощь и советы родителям по организации ЗОЖ в своей семье...

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в организации здорового образа жизни дошкольников»

Неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оз...

Консультация для педагогов ДОУ "Формирования основ здорового образа жизни у дошкольников"

Консультация  для  педагогов  детского  сада  о  необходимости  привития детям  с  ранних  лет  потребности  в  здоровом  образе...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»     Рыбинск 2021 Формирование здорового образа жизни дошкольниковЗадача р...