Тревога и здоровье ребенка.
статья

Талызина Галина Евгеньевна

Здоровый - веселый.

Эти два понятия всегда стоят рядом.

Здоровье кажется неполным, если ему не сопутствует бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм, а присутствует ощущение опасности, тревога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevoga_i_zdorove_rebenka.docx18.75 КБ
Файл trevoga_i_zdorove_rebenka.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тревога и здоровье ребенка.

Здоровый - веселый.

Эти два понятия всегда стоят рядом.

Здоровье кажется неполным, если ему не сопутствует бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм, а присутствует ощущение опасности, тревога.

Причины детской тревоги разные. Иногда она возникает еще до появления ребенка на свет, при неблагоприятных воздействиях, которые перенесла мать во время беременности. Будет ли проявление тревоги кратковременным или затянется надолго, станет она ярко выраженной или незначительной, наконец, самое главное, вырастет ли из тревожного ребенка спокойный взрослый человек - это зависит от условий жизни, правильного поведения окружающих взрослых, родителей.

Даже маленького ребенка не всегда удается оградить от неприятных впечатлений, переживаний. Тревожные дети отличаются тем, что впечатления, которые для здорового ребенка проходят бесследно, у них вызывают сильную реакцию тревоги.

Тревога угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко делает беспомощным. Ребенок боится оставаться один в комнате, боится новой обстановки, незнакомых взрослых и детей.

Тревожные дети бывают то слишком веселы, много говорят, быстро и суетливо двигаются, то расстроены и даже угнетены, безучастны, вялы. Они могут быть замкнутыми, обидчивыми, избегают общих игр. Им очень мешает неуверенность в себе: они боятся, что не справятся с порученным делом, получат плохую отметку, опоздают в детский сад, школу. Для них тягостны любая перемена обстановки, любое переключение с привычного образа жизни на непривычный.

Черты упрямства, негативизма (стремление делать противоположное тому, о чем их просят) могут проявляться у всех детей, однако у тревожного ребенка они длительны и значительно выражены.

Самый тонкий показатель состояния нервной системы - сон. Тревожные дети засыпают с трудом, сон их чуток и прерывист. Они часто вскрикивают, беспокойно ворочаются, их пугают страшные сновидения.

Надо, чтобы он сам учился находить в окружающей обстановке спокойствие, радость, умел извлекать интересное из повседневного; все, что он делает, делать с удовольствием. Разделяйте радость ребенка, даже если, с вашей точки зрения, он радуется пустяку: красивому листику, найденному на дороге, солнечному зайчику, морозному узору на стекле. Обращайте его внимание на все интересное, приятное, веселое, а не только на опасное или нежелательное. А ведь бывает, что ребенок не слышит ничего, кроме «Не лезь - упадешь», «Не трогай -будет больно». Еще хуже, когда детей запугивают волком, «дедом с мешком» и т.д.

Как же сделать, чтобы ребенок был спокойным? Для этого отнюдь не требуется с утра до вечера веселить и развлекать его.

Тон разговора с ребенком должен быть всегда ровным, спокойным. Будьте одновременно мягки и решительны: считаясь с особенностями ребенка, не уступайте любому его капризу.

Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам.

Психологами доказано, что 8-10 объятий родителей ежедневно помогают ребенку чувствовать себя гораздо счастливее и спокойнее, быстрее и менее болезненно преодолевать трудности и тревоги жизни, становиться более ответственными.

Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся инициативными и в целом оптимистически настроенными. И с большим удовольствием переходят на следующую степень познания окружающего мира.

Помните всегда: на ребенка гораздо больше действует не то, что говорит родитель, а то, что он делает. Если дети чувствуют поддержку, они становятся более уверенными, активно принимают участие в самых разных домашних и общественных делах. Дети особенно любят, когда их привлекают к приготовлению пищи или к обсуждению каких-либо важных мероприятий (где и как провести очередной отпуск, куда пойти в выходной день и т.п.

Повышайте самоуважение ребенка. Постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор, узнать, что его беспокоит, как и почему возникло у него чувство тревоги. Если дети чувствуют себя в безопасности, они учатся доверять. Если дети чувствуют дружеское отношение, они учатся находить в мире любовь и спокойствие, контролировать себя, свое чувство тревоги, неуверенности. Они быстрее находят такие формы поведения, которые помогают им ввести свои желания и интересы в социально приемлемые рамки. Если вы все же не справляетесь с ситуацией самостоятельно -обратитесь к специалисту.

Как было бы чудесно, если бы все мальчики и девочки всегда хорошо себя вели и делали только то, что им разрешают родители и учителя!

Тогда детей никогда бы не приходилось ругать и наказывать. К сожалению, это невозможно: идеальных людей нет, и дети -не исключение.

Детям иногда свойственны припадки бурного проявления эмоций, во время которых они падают на пол, бьют по полу ногами, кричат, колотят окружающих.

Понимание причин возникновения вспышек плохого настроения и поведения у детей может помочь родителям разработать меры предупреждения неприятных эпизодов.

Вспышки плохого поведения детей, как правило, происходят, если ребенок устал, голоден, разочарован.

Чаще всего такое поведение возникает в ответ на какой-либо запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку. Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками. Например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду.

Капризы и истерики у маленьких детей.

Психологи выделяют четыре наиболее существенные причины, лежащие в основе нарушения поведения:

V ребенок хочет обратить на себя внимание;

V не хочет подчиняться взрослым; хочет одержать верх над ними;

V мстит взрослым за то, что нелюбим и обижен.

В некоторых случаях вспышки плохого поведения детей являются физиологической и психологической нормами развития. Подмечено, что плохое поведение появляется в следующие периоды развития детей: два-три года, пять лет, семь-восемь лет, в подростковом периоде. В эти критические периоды дети стремятся заявить о своей индивидуальности и провести незримую черту между собой и окружающими. Как правило, в критические возрастные периоды речевое развитие детей не соответствует их эмоциональному развитию. Ребенок не может облечь в словесную форму происходящие в нем перемены, выразить свои чувства и желания. Кроме того, в эти возрастные периоды нервная система детей более чувствительна, более ранима, поэтому он также подвержен вспышкам плохого поведения.

"Что же делать?" - спросите вы. Попробуйте уделить чуть больше внимания эмоциям вашего ребенка. Попробуйте разобраться с причинами их появления, а также помочь ребенку познакомиться с различными эмоциями и с тем, как они проявляются.

  • Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать "нет" (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходимым).
  • Не рекомендуется в момент ярости ребенка поднимать его с пола и насильно брать его на руки.
  • Если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.
  • Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно.

Если произошла истерика, рекомендуются следующие тактики.

  • Однако если взрослый сам находится в состоянии крайнего возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.
  • Очень часто родители в состоянии гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой, не соразмеряя силу удара). Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния. Поэтому желательно контролировать свои эмоции именно тогда, когда мы требуем этого от ребенка.
  • В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но когда "эмоциональный накал" снизится, можно попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание на какое-либо действие или предмет.

А теперь несколько рекомендаций, касающихся того, как строить стиль своего

поведения с вашим капризным ребенком:

  • Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении:
  • Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все. что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но и в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
  • Помните, что для правильного эмоционального развития и обретения уверенности в себе ребенку необходимо 8-10 ласковых и дружеских прикосновений родителей и нескольких одобрительных взглядов каждый день;
  • Поймите, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость или сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе;
  • Если, несмотря на все ваши усилия, истерики случаются очень часто, обратитесь к специалисту.



Предварительный просмотр:

Тревога и здоровье ребенка.

Здоровый - веселый.

Эти два понятия всегда стоят рядом.

Здоровье кажется неполным, если ему не сопутствует бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм, а присутствует ощущение опасности, тревога.

Причины детской тревоги разные. Иногда она возникает еще до появления ребенка на свет, при неблагоприятных воздействиях, которые перенесла мать во время беременности. Будет ли проявление тревоги кратковременным или затянется надолго, станет она ярко выраженной или незначительной, наконец, самое главное, вырастет ли из тревожного ребенка спокойный взрослый человек - это зависит от условий жизни, правильного поведения окружающих взрослых, родителей.

Даже маленького ребенка не всегда удается оградить от неприятных впечатлений, переживаний. Тревожные дети отличаются тем, что впечатления, которые для здорового ребенка проходят бесследно, у них вызывают сильную реакцию тревоги.

Тревога угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко делает беспомощным. Ребенок боится оставаться один в комнате, боится новой обстановки, незнакомых взрослых и детей.

Тревожные дети бывают то слишком веселы, много говорят, быстро и суетливо двигаются, то расстроены и даже угнетены, безучастны, вялы. Они могут быть замкнутыми, обидчивыми, избегают общих игр. Им очень мешает неуверенность в себе: они боятся, что не справятся с порученным делом, получат плохую отметку, опоздают в детский сад, школу. Для них тягостны любая перемена обстановки, любое переключение с привычного образа жизни на непривычный.

Черты упрямства, негативизма (стремление делать противоположное тому, о чем их просят) могут проявляться у всех детей, однако у тревожного ребенка они длительны и значительно выражены.

Самый тонкий показатель состояния нервной системы - сон. Тревожные дети засыпают с трудом, сон их чуток и прерывист. Они часто вскрикивают, беспокойно ворочаются, их пугают страшные сновидения.

Надо, чтобы он сам учился находить в окружающей обстановке спокойствие, радость, умел извлекать интересное из повседневного; все, что он делает, делать с удовольствием. Разделяйте радость ребенка, даже если, с вашей точки зрения, он радуется пустяку: красивому листику, найденному на дороге, солнечному зайчику, морозному узору на стекле. Обращайте его внимание на все интересное, приятное, веселое, а не только на опасное или нежелательное. А ведь бывает, что ребенок не слышит ничего, кроме «Не лезь - упадешь», «Не трогай -будет больно». Еще хуже, когда детей запугивают волком, «дедом с мешком» и т.д.

Как же сделать, чтобы ребенок был спокойным? Для этого отнюдь не требуется с утра до вечера веселить и развлекать его.

Тон разговора с ребенком должен быть всегда ровным, спокойным. Будьте одновременно мягки и решительны: считаясь с особенностями ребенка, не уступайте любому его капризу.

Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам.

Психологами доказано, что 8-10 объятий родителей ежедневно помогают ребенку чувствовать себя гораздо счастливее и спокойнее, быстрее и менее болезненно преодолевать трудности и тревоги жизни, становиться более ответственными.

Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся инициативными и в целом оптимистически настроенными. И с большим удовольствием переходят на следующую степень познания окружающего мира.

Помните всегда: на ребенка гораздо больше действует не то, что говорит родитель, а то, что он делает. Если дети чувствуют поддержку, они становятся более уверенными, активно принимают участие в самых разных домашних и общественных делах. Дети особенно любят, когда их привлекают к приготовлению пищи или к обсуждению каких-либо важных мероприятий (где и как провести очередной отпуск, куда пойти в выходной день и т.п.

Повышайте самоуважение ребенка. Постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор, узнать, что его беспокоит, как и почему возникло у него чувство тревоги. Если дети чувствуют себя в безопасности, они учатся доверять. Если дети чувствуют дружеское отношение, они учатся находить в мире любовь и спокойствие, контролировать себя, свое чувство тревоги, неуверенности. Они быстрее находят такие формы поведения, которые помогают им ввести свои желания и интересы в социально приемлемые рамки. Если вы все же не справляетесь с ситуацией самостоятельно -обратитесь к специалисту.

Как было бы чудесно, если бы все мальчики и девочки всегда хорошо себя вели и делали только то, что им разрешают родители и учителя!

Тогда детей никогда бы не приходилось ругать и наказывать. К сожалению, это невозможно: идеальных людей нет, и дети -не исключение.

Детям иногда свойственны припадки бурного проявления эмоций, во время которых они падают на пол, бьют по полу ногами, кричат, колотят окружающих.

Понимание причин возникновения вспышек плохого настроения и поведения у детей может помочь родителям разработать меры предупреждения неприятных эпизодов.

Вспышки плохого поведения детей, как правило, происходят, если ребенок устал, голоден, разочарован.

Чаще всего такое поведение возникает в ответ на какой-либо запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку. Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками. Например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду.

Капризы и истерики у маленьких детей.

Психологи выделяют четыре наиболее существенные причины, лежащие в основе нарушения поведения:

V ребенок хочет обратить на себя внимание;

V не хочет подчиняться взрослым; хочет одержать верх над ними;

V мстит взрослым за то, что нелюбим и обижен.

В некоторых случаях вспышки плохого поведения детей являются физиологической и психологической нормами развития. Подмечено, что плохое поведение появляется в следующие периоды развития детей: два-три года, пять лет, семь-восемь лет, в подростковом периоде. В эти критические периоды дети стремятся заявить о своей индивидуальности и провести незримую черту между собой и окружающими. Как правило, в критические возрастные периоды речевое развитие детей не соответствует их эмоциональному развитию. Ребенок не может облечь в словесную форму происходящие в нем перемены, выразить свои чувства и желания. Кроме того, в эти возрастные периоды нервная система детей более чувствительна, более ранима, поэтому он также подвержен вспышкам плохого поведения.

"Что же делать?" - спросите вы. Попробуйте уделить чуть больше внимания эмоциям вашего ребенка. Попробуйте разобраться с причинами их появления, а также помочь ребенку познакомиться с различными эмоциями и с тем, как они проявляются.

  • Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать "нет" (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходимым).
  • Не рекомендуется в момент ярости ребенка поднимать его с пола и насильно брать его на руки.
  • Если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.
  • Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно.

Если произошла истерика, рекомендуются следующие тактики.

  • Однако если взрослый сам находится в состоянии крайнего возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.
  • Очень часто родители в состоянии гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой, не соразмеряя силу удара). Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния. Поэтому желательно контролировать свои эмоции именно тогда, когда мы требуем этого от ребенка.
  • В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но когда "эмоциональный накал" снизится, можно попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание на какое-либо действие или предмет.

А теперь несколько рекомендаций, касающихся того, как строить стиль своего

поведения с вашим капризным ребенком:

  • Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении:
  • Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все. что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но и в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
  • Помните, что для правильного эмоционального развития и обретения уверенности в себе ребенку необходимо 8-10 ласковых и дружеских прикосновений родителей и нескольких одобрительных взглядов каждый день;
  • Поймите, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость или сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе;
  • Если, несмотря на все ваши усилия, истерики случаются очень часто, обратитесь к специалисту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

"Тревога и здоровье ребенка"

Причины детской тревоги разные. Иногда она возникает еще до появления ребенка на свет, при неблагоприятных воздействиях, которые перенесла мать во время беременности. Будет ли проявление тревоги ...

Тревога и здоровье

Консультация для родителей у которых тревожные дети....

Тревога и здоровье ребёнка

Советы для родителей тревожного ребёнкаСоветы для родителей тревожного ребёнка ...

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...