«Использование фольклора для повышения двигательной активности дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ». (из опыта работы)
статья (средняя группа) на тему

Огородникова Елена Николаевна

В статье расскрывается опыт работы по повышению двигательной активности детей посредством фольклора. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование фольклора для повышения двигательной активности дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ».

(из опыта работы)

Огородникова  Е.Н., воспитатель группы детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ г. Иркутска  детского сада №126

На современном этапе одна из актуальных проблем - сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель здоровьесберегающих технологий обеспечить ребенку в ДОУ возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека, а двигательную активность - удовлетворенной потребностью организма в движении.

От двигательной активности во многом зависят развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной  систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.

Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка в целом.

Для достижения высокого уровня двигательной активности ребенка в течение дня, необходимо, чтобы более 70% ее было реализовано в организованных формах работы по физическому воспитанию детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные досуги и т.д. В связи с этим возникает потребность в поиске таких средств, которые способны вызывать интерес к этим формам работы, «оживлять» этот процесс и в то же время быть доступными детям дошкольного возраста. Одним из них является фольклор.

Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора детей, помогает понять красоту звучащей речи.

Включение фольклора в развитие двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал  должен быть использован в соответствии с возрастными особенностями детей.

Учитывая  это, обозначила задачи, которые решались в процессе физкультурно-оздоровительной работы - одной из видов здоровьесберегающих технологий.

Можно с уверенностью сказать, что возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствовало развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. В игровом образе концентрируются наиболее существенные стороны движения, поддерживается интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

При проведении утренней гимнастики и оздоровительной гимнастики после сна фольклорные произведения  включала  в форме миниатюр под русскую народную музыку с использованием небольших потешек («Веселые путешественники», «Ки-ко-ко - птичий двор»), считалок, загадок, комплексов упражнений, построенных на загадках - «где мы были,  не скажем, а покажем». Вслушиваясь в текст потешки, считалки, их ритм, дети непроизвольно представляли образ персонажа и старались как можно лучше, выразительнее передать его. Этот представленный образ помогал качественно выполнить основные движения, многократно повторить их.

Русские народные подвижные и хороводные игры использовались для закрепления двигательных умений и навыков в различных режимных моментах на протяжении всего дня, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям. Как один из приемов организации подвижной игры использовала  заклички  к играм («дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей»). Услышав слова знакомого зачина, дети становились в круг, и игра продолжалась, это помогало повысить моторную плотность игры.

Во время прогулок знакомые зачины и переклички к подвижным играм, помогали быстрее вовлечь всех детей в игру. Распределяли ведущие роли в игре с помощью считалок - коротких рифмованных стихов. Они доставляли детям радость, способствовали активизации двигательной активности. Дети быстро запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением.

Физкультурные досуги, праздники, построенные на фольклорном материале («В гостях у Мухомора», «Поиграем от души», «Зимние забавы», «Котята» и другие) эмоционально-привлекательны для детей, польза от совершенных детьми движений выше, т.к. они выполняют их охотно и радостно, следовательно  повышается двигательная активность.

Включение фольклорных произведений в комплексы пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры и динамические паузы (с проговариванием считалок и чистоговорок) вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься. Двигательная деятельность приобретает осознанный, мотивированный, целенаправленный характер.

Физкультурные занятия (сюжетные, двигательно-творческие, музыкально-ритмические, игровые) строились таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решались двигательные задачи. Для этого брала русские народные сказки, хорошо знакомые детям, в форме двигательного рассказа («Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Смоляной бычок»). Эти сказки дети с большим удовольствием «пересказывали», ярко и образно выполняли движения, получая при этом эмоциональное и двигательное удовлетворение, соответствующую их возрасту физическую нагрузку, а педагог достигал решения поставленных задач и целей занятия по обучению детей  двигательным навыкам.

Полученные знания дети активно используют в повседневной жизни, играют в различные народные подвижные и хороводные игры, в театрализованном уголке группы показывают сказку в форме двигательного рассказа, читая  вслух потешку, воспроизводят ее вместе с движениями.

Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности детей, что является важным для формирования у них здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательный режим детского сада. как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ....

«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников...

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Все...

Доклад из опыта работы на тему: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Сегодня воспитание здорового ребенка- одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.Поэтому, чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложны...

Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»  Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошк...