РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОНТРАСТНОМУ ОБЛИВАНИЮ СТОП (Водная дорожка)
рабочая программа (средняя группа) на тему

Кириллова Ирина Николаевна

Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность

«Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма. Для среднего возраста.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.d._srednie.docx55.06 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано»                                                                                       «Утверждено»

Старший воспитатель                                                            Директор детского сада

____________________                                                          ____________________

 Шипкова В.Н.                                                                       Елизарова М.Г.

Приказ _____ от ___________

                                                             «Принято»

                                                                                                 на совете детского сада

          Протокол №____ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО КОНТРАСТНОМУ ОБЛИВАНИЮ СТОП.

инструктора по физической культуре

Кирилловой Ирины Николаевны

для детей 4-5 лет

Первый год обучения, 32 часа

Санкт-Петербургское государственное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 125 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга»

                         

 

Санкт-Петербург 2016

Содержание

Разделы рабочей программы

Стр.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка: 

Цели и задачи Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Сроки реализации

Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей группы

3

1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы

7

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

8

2.2 Календарное планирование на 2016-2017 учебный год

10

2.3 Формы взаимодействия с родителями

14

3. Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности

15

3.2 Учебный план

15

3.3 Методическое обеспечение

15

3.4 Материально-техническое обеспечение

16

3.5 Оценка результатов освоения программы.

16

3.6 Перечень методической литературы

17

Пояснительная записка

      Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность.  

«Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма,

     

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. 

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

     Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно скорректировать свод стопы различными способами. Коррекция может быть пассивной (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы, физиотерапия).

     Но я в своей работе использую активную, включающую тренировку мышц стопы и голени,  корригирующую гимнастику, игровой самомассаж, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – колючие массажные коврики, тропа из речных камней с одновременным контрастным обливанием стоп и голеней.     Вот почему очень важно знать приемы и способы  профилактики и коррекции плоскостопия.

Цель образовательной программы   – обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

-  профилактика плоскостопия средствами физической культуры;

- Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем закаливания;

- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

-   формирование  двигательных умений  и  навыков ребенка в соответствии с

 его  индивидуальными особенностями  для профилактики  плоскостопия;

- обогащение двигательного опыта через различные виды движений;

- знакомство с доступными способами укрепления и сохранения здоровья.

-   осознанное  овладение движениями, развитие самоконтроля  и  

    самоанализа  при  выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

-   выработка привычки к соблюдению режима дня,  потребности в

    физических упражнениях;

-   воспитание  физических качеств;

-  воспитывать  доброжелательные отношения со сверстниками в

    совместной двигательной деятельности.

Отличительные особенности программы:

1) Использование водных закаливающих процедур

2) Многообразие используемых средств и методов;

3) Имеется ярко выраженный образовательный эффект программы, который заключается в расширении знаний в области физической культуры.

Основные принципы программы:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- систематичности;

- целенаправленности (подчинение комплекса педагогических воздействий четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки)

Сроки реализации: 01.10.2016-31.05.2017. Объем предлагаемых занятий составляет 32 в год.

Программа ориентирована на детей 6-7 лет без специальной подготовки, без медицинских противопоказаний.

Реализация каждого из уровней (возрастной направленности) осуществляется независимо и самостоятельно. На освоение следующего уровня образовательной программы не влияет.

Реализация данного курса программы рассчитана на 8 месяцев.

Особенности физического развития и воспитания  детей 4-5 лет

Отличительной особенностью детей четырех-пяти лет является их познавательная активность и постоянное стремление к выполнению различных действий: расставлять и убирать пособия, имитировать образы животных, птиц и т. д. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют у них ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В процессе выполнения двигательных заданий различной сложности дети пытаются прилагать волевые усилия: перепрыгивают через барьеры, пролезают под дугами, ходят по наклонному буму и т. д. У детей совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются такие физические качества, как быстрота движений, ловкость, координация, выносливость.

В  этом  возрасте  продолжается   рост  всех  органов  и  систем,  сохраняется  потребность  в  движении.  Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4—5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Неправильные статические позы (в положении стоя сидя, во время сна) приводит к искривлению позвоночника. Необходимо воспитывать стойкую привычку как в жизни, так и на занятиях правильно держать тело в различных положениях и движениях.

Возвращаясь к вялой осанке, хотелось бы отметить, что она часто сочетается с различными дефектами нижних конечностей (плоскостопием, плоско-вальгусными стопами, искривлением костей голени), что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышечных групп.

Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2— 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным.

Наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания — от 19 до 29. В возрасте 4—5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается.

Продолжается процесс развития органа слуха. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45—50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70—75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиологических и психических процессов. Нервные процессы — возбуждение и торможение — у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4—5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить приемы обучения. В средней группе, например, улучшать произношение звуков речи можно в процессе специально предназначенных для этого подвижных игр. У детей четырех лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окружающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения. Поэтому чтобы научить детей 4—5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следует совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физкультурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами.        

Воспитание детей пятого года жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.  Педагогическая позиция в отношении к ребёнку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия. В этом взаимодействии ребёнок и взрослый выступают как равноправные, но разнообязанные партнёры. Взгляд на воспитанника как на полноценного, сотрудничающего партнёра на ступени дошкольного детства создаёт между педагогом и ребёнком атмосферу доверия и контакта.

Для пятилетнего ребёнка особую важность приобретает  процесс идентификации себя со сверстниками. Дети внимательно относятся к достижениям и неудачам сверстников, интересуются оценкой, которую даёт взрослый; сравнивают себя со сверстниками; испытывают потребность в положительной оценке воспитателя. Самооценка носит ситуативный, неустойчивый характер. Педагог поддерживает стремление ребёнка к конструктивному оцениванию собственных достижений. 

     Эффект воспитания проявляется в расширении «степеней свободы» воспитанника – его способностей, прав, перспектив.

1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы

Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования уровня развития и образования воспитанников в данный возрастной период освоения программы.

Ожидаемый результат:

-  самостоятельное применение детьми полученных навыков и умений;

- сформированность осознанной  потребности  в  выполнении  упражнений в домашних условиях.

-   благотворное влияние  на сохранение опорно-двигательного  аппарата  

    и  укрепление здоровья;

- укрепление   мышц стопы  и голени.

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Занятия включают упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж, ходьбу по массажной и водной дорожкам с контрастным обливанием стоп и голеней, сухое растирание стоп.

Коррегирующие упражнения

Это задания, направленные на обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса коротких мышц стоп; укрепление связочно - суставного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп и координации движений.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

В состав такой гимнастики могут входить такие простые упражнения как ходьба на пятках, на носках, на внешних и внутренних сторонах стопы. Прыжки на месте, поднимание пяток (при этом пальцы ног остаются на месте), ползающие движения стопой с помощью пальцев ног взад-вперед. Полезно будет прокатывать стопой гимнастические палки диаметром 2-3 см или теннисные мячики, поднимать мелкие предметы с пола при помощи пальцев ног и карабкаться по гимнастической лестнице. Все это хорошо развивает мышцы стоп, улучшает их кровоснабжение.

Любая гимнастика покажет лучшие результаты, если ее сочетать с водными процедурами. К примеру, плавание является хорошим средством стимулирования не только тонуса скелетных мышц организма, но и закаливания.

Контрастное обливание ног – доступное и в то же время мощное средство закаливания.
Опыты показали, что уже в течение первой минуты после погружения ног в холодную воду начинается снижение температуры слизистой оболочки носа. Если же человек систематически обмывал ноги прохладной водой, его организм приспособился к подобным температурным воздействиям. Слизистая оболочка дыхательных путей в этом случае меньше реагирует на резкую смену температуры, и вероятность заболеть значительно снижается. Закаленный ребенок легче переносит внезапную смену тепла и холода. Под влиянием водных процедур человек сначала испытывает холод, кровеносные сосуды кожи суживаются, кровь отливает к внутренним органам, однако уже через пол минуты – минуту сосуды расширяются, кровь приливает к коже и возникает ощущение тепла – кожа розовеет и становится теплой. Кратковременные водные процедуры хорошо влияют на ребенка, его мышечную, сосудистую и нервную системы, а также на обмен веществ и настроение: исчезает вялость, улучшается аппетит и сон.

Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом. Наиболее распространено контрастное обливание стоп и голеней, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны: - для здоровых детей - обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38. - для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18.

Все закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка.

Сухое растирание ног

мощное оздоровительное средство, при помощи которого в 2-4 раза снижаются простудные заболевания; оказывающее общеукрепляющее воздействие на организм, повышающее тонус ЦНС, улучшающее кровообращение, нормализующее обмен веществ.

Эффект закаливающих процедур достигается через 2-3 месяца. В случае лёгких заболеваний детей не следует отменять закаливание - лучше просто уменьшить нагрузку и интенсивность растирания. В случае тяжёлой болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления.

Длительность одной процедуры от 1до 3 мин.

Цели проведения «сухого растирания»:

- профилактика простудных заболеваний;

- закаливание;

- подводить к сознательному желанию быть здоровым

Игры для профилактики плоскостопия.

  • Сидя по–турецки.
  • Загрузи машину
  • Увези машину
  • Нарисуй картину
  • Поймай рыбку
  • Найди клад
  • Стирка
  • Снежинки
  • Гуси.
  • Зайцы и волк.
  • Сидячий футбол.

2.2 Календарный план работы, первый год обучения (4-5 лет)

Октябрь

№ занятия

План занятия

1

  1. Ходьба на носках, на пятках,
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов.
  4. Сухое растирание стоп и голеней

2

  1. Ходьба на носках, на пятках,
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Ноябрь

№ занятия

План занятия

5

  1.  Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Различные виды прыжков.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

6

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

7

  1. Ходьба на носках, на пятках. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

8

  1. Ходьба на носках, на пятках.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Декабрь

№ занятия

План занятия

9

  1. Ходьба на носках, на пятках. Мелкие и крупные шаги.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

10

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

11

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп и голеней.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

12

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Январь

№ занятия

План занятия

13

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

14

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

15

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

16

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Февраль

№ занятия

План занятия

17

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

18

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

19

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

20

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Март

№ занятия

План занятия

21

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

22

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

23

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

24

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней.

Апрель

№ занятия

План занятия

25

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

26

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

27

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения с предметами: ходьба по коврикам и дорожкам.
  4. Сухое растирание стоп и голеней

28

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Май

№ занятия

План занятия

29

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения с предметами: катание гимнастической палки, мячей.
  4. Сухое растирание стоп и голеней

30

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

31

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

32

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

2.3 Формы взаимодействия с родителями.

Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Ведущие цели взаимодействия с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями обучающихся, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике (игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций  в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны открытые занятия, где родитель присутствует не как зритель, а как участник, примерив на себя роль обучающегося.

3. Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности

Объем нагрузки и продолжительность образовательной деятельности

Возраст детей

4-5 лет

Длительность

15 минут

Общее количество в неделю

1

Общее кол-во в месяц

4

Общее кол-во в год

32 учебных часа

Режим занятий

Занятия проводятся как совместная деятельность педагога с детьми по подгруппам Один раз в неделю (4 раз в месяц, 32 раза в год), с начала октября  до конца мая,  во вторую половину дня.   На одно занятие отводится в группе четвёртого года обучения 20 минут.

3.2 Учебный план

Возраст 4-5 лет, первый год обучения, 32 часа (учебных)

  1. Корригирующие упражнения  (на профилактику плоскостопия)

- без предметов                                           -16 часов

-7 часов

  1. Контрастное обливание стоп         - 9 часов
  2. Сухое растирание                             -5 часа
  3. Ходьба, бег                                        -2 часа

                                                              Всего:     32 часа

3.3 Методическое обеспечение программы

  1. План-программа        дополнительного образования «Водная дорожка».
  2. Конспекты        занятий
  3. Картотека        игр и упражнений по профилактике плоскостопия
  4. Консультации        для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки.
  5. Методическая литература по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки

3.4 Материально-техническое обеспечение

  • установка для контрастного обливания стоп
  • раздевалка
  • музыкальный центр или магнитофон
  • диски с записями музыкальных произведений
  • массажные коврики
  • массажные мячи
  • мячи различных размеров (от теннисных шариков до баскетбольных и медицинболов)
  • ребристые и тактильные дорожки
  • мелкий спортивный инвентарь (косички, обручи, верёвки, гимнастические палки)
  • скамейки, шведская стенка
  • ходули

Полотенца (индивидуальные, обеспечивают родители) 

3.5 Оценка результатов освоения программы.

Способы  проверки

Для оценки результативности занятий применяется итоговый контроль.

Цель итогового контроля оценка качества усвоения учебного материала, в практической деятельности результативность оценивается  качеством выполняемых элементов. Ребёнок выполняет задания легко и без усилий, знает названия и исходные положения пройденных элементов.

Формой проведения мониторинга является наблюдение за выполнением детьми выборочных упражнений и оценке по критериям разработанной диагностики.

Способы фиксации результатов

Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». 

Обучающиеся

Корригирующие

упражнения

Сухое растирание

1

2

3

1 год обучения

НИЗКИЙ:  Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая, не умеет действовать по указанию педагога, согласовывать свои движения с музыкой, отстает от общего темпа выполнения упражнений, необходим отдельный показ упражнений, движений. Активно и заинтересованно участвует в подвижных играх.

СРЕДНИЙ:        Ребенок уверенно, с небольшой помощью педагога  выполняет основные движения, упражнения системы игрового стретчинга, соблюдает направление, основную форму и последовательность действий, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения, соблюдает правила в подвижных играх.

ВЫСОКИЙ:        Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует в общем для всех темпе, согласовывает движения и музыку, легко находит свое место при совместных построениях и в играх, быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое, с большим удовольствием участвует в играх.

.

3.6 Список литературы

  1.  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  2. Постановление от 15 мая 2013г. № 26. Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  3. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях детского сада. / авт.сост.
  4. Клюева МН. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
  5. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. -М.:

     Сфера, 2008.

  1. ГалановА. С.Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007.
  2. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  3. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) / авт. сост. Козырева О.В.- 2- е изд. - М.: Просвещение, 2005.
  4. Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста. Практическое пособие/Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общей редакцией Г.В. Каштановой. -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.
  5. Комплексы лечебной гимнастики / авт. Сост. Е.И. Подольская. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Картушина М.Ю. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада . М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Алямовская В.Г.Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении.
  8. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников /авт.сост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж, 2007.
  9. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  10. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /авт. Сост. Т.Г, Карепова. Волгоград: Учитель, 2011г.
  11. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.
  12. Шарманова СБ., Федоров А.И., Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания:Учебное пособие -Челябинск:УралГАФК,1999.
  13. Лосева В.С. Плоскостопие у детей: профилактика и лечение. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  14. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  15. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. - М. УЦ «Перспектива», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Конспект занятия в средней группе по программе дополнительного образования театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)

Конспект занятия в средней группе по театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)Цель: Учить основам театрализованной деятельности по средством...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...