РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОНТРАСТНОМУ ОБЛИВАНИЮ СТОП (Водная дорожка)
рабочая программа (средняя группа) на тему

Кириллова Ирина Николаевна

Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность

«Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма. Для среднего возраста.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.d._srednie.docx55.06 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано»                                                                                       «Утверждено»

Старший воспитатель                                                            Директор детского сада

____________________                                                          ____________________

 Шипкова В.Н.                                                                       Елизарова М.Г.

Приказ _____ от ___________

                                                             «Принято»

                                                                                                 на совете детского сада

          Протокол №____ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО КОНТРАСТНОМУ ОБЛИВАНИЮ СТОП.

инструктора по физической культуре

Кирилловой Ирины Николаевны

для детей 4-5 лет

Первый год обучения, 32 часа

Санкт-Петербургское государственное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 125 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга»

                         

 

Санкт-Петербург 2016

Содержание

Разделы рабочей программы

Стр.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка: 

Цели и задачи Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Сроки реализации

Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей группы

3

1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы

7

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

8

2.2 Календарное планирование на 2016-2017 учебный год

10

2.3 Формы взаимодействия с родителями

14

3. Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности

15

3.2 Учебный план

15

3.3 Методическое обеспечение

15

3.4 Материально-техническое обеспечение

16

3.5 Оценка результатов освоения программы.

16

3.6 Перечень методической литературы

17

Пояснительная записка

      Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность.  

«Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма,

     

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. 

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

     Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно скорректировать свод стопы различными способами. Коррекция может быть пассивной (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы, физиотерапия).

     Но я в своей работе использую активную, включающую тренировку мышц стопы и голени,  корригирующую гимнастику, игровой самомассаж, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – колючие массажные коврики, тропа из речных камней с одновременным контрастным обливанием стоп и голеней.     Вот почему очень важно знать приемы и способы  профилактики и коррекции плоскостопия.

Цель образовательной программы   – обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

-  профилактика плоскостопия средствами физической культуры;

- Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем закаливания;

- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

-   формирование  двигательных умений  и  навыков ребенка в соответствии с

 его  индивидуальными особенностями  для профилактики  плоскостопия;

- обогащение двигательного опыта через различные виды движений;

- знакомство с доступными способами укрепления и сохранения здоровья.

-   осознанное  овладение движениями, развитие самоконтроля  и  

    самоанализа  при  выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

-   выработка привычки к соблюдению режима дня,  потребности в

    физических упражнениях;

-   воспитание  физических качеств;

-  воспитывать  доброжелательные отношения со сверстниками в

    совместной двигательной деятельности.

Отличительные особенности программы:

1) Использование водных закаливающих процедур

2) Многообразие используемых средств и методов;

3) Имеется ярко выраженный образовательный эффект программы, который заключается в расширении знаний в области физической культуры.

Основные принципы программы:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- систематичности;

- целенаправленности (подчинение комплекса педагогических воздействий четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки)

Сроки реализации: 01.10.2016-31.05.2017. Объем предлагаемых занятий составляет 32 в год.

Программа ориентирована на детей 6-7 лет без специальной подготовки, без медицинских противопоказаний.

Реализация каждого из уровней (возрастной направленности) осуществляется независимо и самостоятельно. На освоение следующего уровня образовательной программы не влияет.

Реализация данного курса программы рассчитана на 8 месяцев.

Особенности физического развития и воспитания  детей 4-5 лет

Отличительной особенностью детей четырех-пяти лет является их познавательная активность и постоянное стремление к выполнению различных действий: расставлять и убирать пособия, имитировать образы животных, птиц и т. д. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют у них ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В процессе выполнения двигательных заданий различной сложности дети пытаются прилагать волевые усилия: перепрыгивают через барьеры, пролезают под дугами, ходят по наклонному буму и т. д. У детей совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются такие физические качества, как быстрота движений, ловкость, координация, выносливость.

В  этом  возрасте  продолжается   рост  всех  органов  и  систем,  сохраняется  потребность  в  движении.  Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4—5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Неправильные статические позы (в положении стоя сидя, во время сна) приводит к искривлению позвоночника. Необходимо воспитывать стойкую привычку как в жизни, так и на занятиях правильно держать тело в различных положениях и движениях.

Возвращаясь к вялой осанке, хотелось бы отметить, что она часто сочетается с различными дефектами нижних конечностей (плоскостопием, плоско-вальгусными стопами, искривлением костей голени), что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышечных групп.

Потребность организма ребенка в кислороде возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2— 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным.

Наблюдаются большие индивидуальные колебания показателей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания — от 19 до 29. В возрасте 4—5 лет ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоординированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается.

Продолжается процесс развития органа слуха. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45—50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70—75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиологических и психических процессов. Нервные процессы — возбуждение и торможение — у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4—5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить приемы обучения. В средней группе, например, улучшать произношение звуков речи можно в процессе специально предназначенных для этого подвижных игр. У детей четырех лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окружающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость. Сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения. Поэтому чтобы научить детей 4—5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следует совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физкультурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами.        

Воспитание детей пятого года жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.  Педагогическая позиция в отношении к ребёнку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия. В этом взаимодействии ребёнок и взрослый выступают как равноправные, но разнообязанные партнёры. Взгляд на воспитанника как на полноценного, сотрудничающего партнёра на ступени дошкольного детства создаёт между педагогом и ребёнком атмосферу доверия и контакта.

Для пятилетнего ребёнка особую важность приобретает  процесс идентификации себя со сверстниками. Дети внимательно относятся к достижениям и неудачам сверстников, интересуются оценкой, которую даёт взрослый; сравнивают себя со сверстниками; испытывают потребность в положительной оценке воспитателя. Самооценка носит ситуативный, неустойчивый характер. Педагог поддерживает стремление ребёнка к конструктивному оцениванию собственных достижений. 

     Эффект воспитания проявляется в расширении «степеней свободы» воспитанника – его способностей, прав, перспектив.

1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы

Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования уровня развития и образования воспитанников в данный возрастной период освоения программы.

Ожидаемый результат:

-  самостоятельное применение детьми полученных навыков и умений;

- сформированность осознанной  потребности  в  выполнении  упражнений в домашних условиях.

-   благотворное влияние  на сохранение опорно-двигательного  аппарата  

    и  укрепление здоровья;

- укрепление   мышц стопы  и голени.

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Занятия включают упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж, ходьбу по массажной и водной дорожкам с контрастным обливанием стоп и голеней, сухое растирание стоп.

Коррегирующие упражнения

Это задания, направленные на обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса коротких мышц стоп; укрепление связочно - суставного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп и координации движений.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

В состав такой гимнастики могут входить такие простые упражнения как ходьба на пятках, на носках, на внешних и внутренних сторонах стопы. Прыжки на месте, поднимание пяток (при этом пальцы ног остаются на месте), ползающие движения стопой с помощью пальцев ног взад-вперед. Полезно будет прокатывать стопой гимнастические палки диаметром 2-3 см или теннисные мячики, поднимать мелкие предметы с пола при помощи пальцев ног и карабкаться по гимнастической лестнице. Все это хорошо развивает мышцы стоп, улучшает их кровоснабжение.

Любая гимнастика покажет лучшие результаты, если ее сочетать с водными процедурами. К примеру, плавание является хорошим средством стимулирования не только тонуса скелетных мышц организма, но и закаливания.

Контрастное обливание ног – доступное и в то же время мощное средство закаливания.
Опыты показали, что уже в течение первой минуты после погружения ног в холодную воду начинается снижение температуры слизистой оболочки носа. Если же человек систематически обмывал ноги прохладной водой, его организм приспособился к подобным температурным воздействиям. Слизистая оболочка дыхательных путей в этом случае меньше реагирует на резкую смену температуры, и вероятность заболеть значительно снижается. Закаленный ребенок легче переносит внезапную смену тепла и холода. Под влиянием водных процедур человек сначала испытывает холод, кровеносные сосуды кожи суживаются, кровь отливает к внутренним органам, однако уже через пол минуты – минуту сосуды расширяются, кровь приливает к коже и возникает ощущение тепла – кожа розовеет и становится теплой. Кратковременные водные процедуры хорошо влияют на ребенка, его мышечную, сосудистую и нервную системы, а также на обмен веществ и настроение: исчезает вялость, улучшается аппетит и сон.

Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом. Наиболее распространено контрастное обливание стоп и голеней, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны: - для здоровых детей - обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38. - для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18.

Все закаливающие мероприятия должны проводиться на фоне положительной эмоциональной настроенности ребенка.

Сухое растирание ног

мощное оздоровительное средство, при помощи которого в 2-4 раза снижаются простудные заболевания; оказывающее общеукрепляющее воздействие на организм, повышающее тонус ЦНС, улучшающее кровообращение, нормализующее обмен веществ.

Эффект закаливающих процедур достигается через 2-3 месяца. В случае лёгких заболеваний детей не следует отменять закаливание - лучше просто уменьшить нагрузку и интенсивность растирания. В случае тяжёлой болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления.

Длительность одной процедуры от 1до 3 мин.

Цели проведения «сухого растирания»:

- профилактика простудных заболеваний;

- закаливание;

- подводить к сознательному желанию быть здоровым

Игры для профилактики плоскостопия.

  • Сидя по–турецки.
  • Загрузи машину
  • Увези машину
  • Нарисуй картину
  • Поймай рыбку
  • Найди клад
  • Стирка
  • Снежинки
  • Гуси.
  • Зайцы и волк.
  • Сидячий футбол.

2.2 Календарный план работы, первый год обучения (4-5 лет)

Октябрь

№ занятия

План занятия

1

  1. Ходьба на носках, на пятках,
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов.
  4. Сухое растирание стоп и голеней

2

  1. Ходьба на носках, на пятках,
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

3

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

4

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Ноябрь

№ занятия

План занятия

5

  1.  Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Различные виды прыжков.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

6

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

7

  1. Ходьба на носках, на пятках. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

8

  1. Ходьба на носках, на пятках.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Декабрь

№ занятия

План занятия

9

  1. Ходьба на носках, на пятках. Мелкие и крупные шаги.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

10

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

11

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп и голеней.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

12

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Январь

№ занятия

План занятия

13

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

14

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

15

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

16

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Февраль

№ занятия

План занятия

17

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

18

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

19

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

20

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Март

№ занятия

План занятия

21

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

22

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

23

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

24

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках. Боковой галоп
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней.

Апрель

№ занятия

План занятия

25

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

26

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

27

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения с предметами: ходьба по коврикам и дорожкам.
  4. Сухое растирание стоп и голеней

28

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

Май

№ занятия

План занятия

29

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Перекаты с пяток на носки
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения с предметами: катание гимнастической палки, мячей.
  4. Сухое растирание стоп и голеней

30

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

31

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. Бег на носках.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

32

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Контрастное обливание стоп.
  3. Упражнения без предметов
  4. Сухое растирание стоп и голеней

2.3 Формы взаимодействия с родителями.

Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Ведущие цели взаимодействия с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями обучающихся, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике (игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций  в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны открытые занятия, где родитель присутствует не как зритель, а как участник, примерив на себя роль обучающегося.

3. Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности

Объем нагрузки и продолжительность образовательной деятельности

Возраст детей

4-5 лет

Длительность

15 минут

Общее количество в неделю

1

Общее кол-во в месяц

4

Общее кол-во в год

32 учебных часа

Режим занятий

Занятия проводятся как совместная деятельность педагога с детьми по подгруппам Один раз в неделю (4 раз в месяц, 32 раза в год), с начала октября  до конца мая,  во вторую половину дня.   На одно занятие отводится в группе четвёртого года обучения 20 минут.

3.2 Учебный план

Возраст 4-5 лет, первый год обучения, 32 часа (учебных)

  1. Корригирующие упражнения  (на профилактику плоскостопия)

- без предметов                                           -16 часов

-7 часов

  1. Контрастное обливание стоп         - 9 часов
  2. Сухое растирание                             -5 часа
  3. Ходьба, бег                                        -2 часа

                                                              Всего:     32 часа

3.3 Методическое обеспечение программы

  1. План-программа        дополнительного образования «Водная дорожка».
  2. Конспекты        занятий
  3. Картотека        игр и упражнений по профилактике плоскостопия
  4. Консультации        для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушения осанки.
  5. Методическая литература по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки

3.4 Материально-техническое обеспечение

  • установка для контрастного обливания стоп
  • раздевалка
  • музыкальный центр или магнитофон
  • диски с записями музыкальных произведений
  • массажные коврики
  • массажные мячи
  • мячи различных размеров (от теннисных шариков до баскетбольных и медицинболов)
  • ребристые и тактильные дорожки
  • мелкий спортивный инвентарь (косички, обручи, верёвки, гимнастические палки)
  • скамейки, шведская стенка
  • ходули

Полотенца (индивидуальные, обеспечивают родители) 

3.5 Оценка результатов освоения программы.

Способы  проверки

Для оценки результативности занятий применяется итоговый контроль.

Цель итогового контроля оценка качества усвоения учебного материала, в практической деятельности результативность оценивается  качеством выполняемых элементов. Ребёнок выполняет задания легко и без усилий, знает названия и исходные положения пройденных элементов.

Формой проведения мониторинга является наблюдение за выполнением детьми выборочных упражнений и оценке по критериям разработанной диагностики.

Способы фиксации результатов

Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». 

Обучающиеся

Корригирующие

упражнения

Сухое растирание

1

2

3

1 год обучения

НИЗКИЙ:  Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая, не умеет действовать по указанию педагога, согласовывать свои движения с музыкой, отстает от общего темпа выполнения упражнений, необходим отдельный показ упражнений, движений. Активно и заинтересованно участвует в подвижных играх.

СРЕДНИЙ:        Ребенок уверенно, с небольшой помощью педагога  выполняет основные движения, упражнения системы игрового стретчинга, соблюдает направление, основную форму и последовательность действий, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения, соблюдает правила в подвижных играх.

ВЫСОКИЙ:        Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует в общем для всех темпе, согласовывает движения и музыку, легко находит свое место при совместных построениях и в играх, быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое, с большим удовольствием участвует в играх.

.

3.6 Список литературы

  1.  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  2. Постановление от 15 мая 2013г. № 26. Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  3. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях детского сада. / авт.сост.
  4. Клюева МН. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
  5. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. -М.:

     Сфера, 2008.

  1. ГалановА. С.Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007.
  2. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  3. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) / авт. сост. Козырева О.В.- 2- е изд. - М.: Просвещение, 2005.
  4. Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста. Практическое пособие/Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общей редакцией Г.В. Каштановой. -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.
  5. Комплексы лечебной гимнастики / авт. Сост. Е.И. Подольская. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Картушина М.Ю. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада . М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Алямовская В.Г.Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении.
  8. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников /авт.сост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж, 2007.
  9. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  10. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /авт. Сост. Т.Г, Карепова. Волгоград: Учитель, 2011г.
  11. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.
  12. Шарманова СБ., Федоров А.И., Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания:Учебное пособие -Челябинск:УралГАФК,1999.
  13. Лосева В.С. Плоскостопие у детей: профилактика и лечение. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  14. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  15. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. - М. УЦ «Перспектива», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Конспект занятия в средней группе по программе дополнительного образования театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)

Конспект занятия в средней группе по театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)Цель: Учить основам театрализованной деятельности по средством знакомства детей со ска...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...