Конспект занятия по профилактике психо-эмоционального напряжения и предупреждению агрессивного поведения у детей 5-6 лет. Тема: «Турнир. Прогоняем гнев»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Васильевна Краснова

Занятие направлено на профилактику психо-эмоционального напряжения и предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 по профилактике психо-эмоционального напряжения  и предупреждению агрессивного поведения у детей 5-6 лет.

Тема: «Турнир. Прогоняем гнев»

                                                                Автор - составитель:

                                                                педагог-психолог МБДОУ

                                                                детский сад № 12 Белочка»

                                                                г. Котовск Тамбовской обл.

                                                                Краснова Е.В.

        

        

Цель:  Профилактика психо-эмоционального напряжения и предупреждение агрессивного поведения у детей.

Задачи:

  • Расширять представления об эмоции «гнев» (злость);
  •  Способствовать профилактике нежелательных эмоциональных нарушений, выходу эмоционального напряжения, снижая потребность в агрессии, выражению речевой агрессии в социально приемлемой форме;
  • Продолжать обучение детей релаксации (снимать напряжение, развивать саморегуляцию, достигать расслабления и ощущения покоя), стимулировать воображение, управлять своими мыслями;  
  •  Учить понимать свои чувства и чувства других людей;
  • Воспитывать положительные черты характера.        

                                               

Оборудование и материалы:

  • «Волшебный туннель» для входа на «турнир», «Сухой душ» (из атласных ленточек), выполняющий роль «ворот для победителей»,
  • магнитная доска,
  • фотографии с изображением агрессивных детей,
  • пиктограммы эмоций (радость, удивление, печаль, спокойствие, любопытсво, удивление),
  •  обруч, подушки для сидения на полу,
  •  «мешок криков»,
  • два детских стула;
  • небольшие листы бумаги и фломастеры.

Музыкальное сопровождение:

  1. Подбор музыкальных композиций: спокойная, марш, среднего темпа.

2. «Танец Троллей» из коллекции «Музыкальные шедевры» (к программе «Музыкальные шедевры О.П. Радыновой)

Содержание:

Вводная часть

   Дети проходят в спортивный зал.

Педагог-психолог приглашает детей в круг и просит рассказать о своем настроении в данный момент.

 - Я недаром сегодня пригласила вас  в спортивный зал. Хочу предложить вам принять участие в одном турнире. Кстати, кто из вас знает, что означает слово «турнир»? (Ответы детей).

 - Да, «турнир» означает соревнование, состязание, борьбу. Но, я вам предлагаю необычный турнир. А с кем придется побороться, мы узнаем чуть позже.

- Итак, вы готовы?! (Ответы детей).

- Чтобы попасть на «турнир», нужно пройти через «волшебный туннель».

Основная часть

       Звучит музыка. Дети преодолевают «волшебный туннель».

- Смотрите, а вот и подсказка (на магнитной доске прикреплена фотография ребенка, находящегося в состоянии агрессии).

Кто изображен на фотографии? В каком состоянии мальчик? Как вы узнали? Какие признаки об этом свидетельствуют? (дети высказывают свои предположения).

    Далее педагог активизирует жизненный опыт детей.

Вам приходилось в жизни испытывать ярость, гнев? Из-за чего? Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? Что вы делаете, чтобы гнев ушел? ( Дети рассказывают ситуации, когда им приходилось испытывать гнев.)

   Психолог раскладывает перед детьми пиктограммы разных эмоций. Предлагает найти эмоцию, которая соответствует состоянию мальчика и прикрепить рядом.

   Затем  дети определяют и называют остальные эмоции, изображенные на пиктограммах.

 Игра-ассоциация «Злость – это ….» 

    Педагог приглашает детей присесть на ковер в круг.

Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Мысленно попробуйте представить, на что похож гнев, какой цвет ему соответствует, какого он запаха, какие звуки ему подходят.

  - Расскажите, что вы представляли?

  - Вы сказали, что злость это – драки, обзывания, крики, и т.д.

  - Ну что, готовы вы побороться с гневом (злостью), прогнать их от себя?

Педагог приглашает детей  на «волшебный ринг», где будут происходить волшебные превращения.

  Игра «Волшебный круг – боксер, каратист, злая кошка»

     В центр зала кладется обруч – это «волшебный круг». Один ребенок (по желанию) выходит в круг и по сигналу превращается в боксера (соответственно в каратиста, злую кошку), выполняет характерные движения, не выходя из круга. Дети за кругом кричат: «Сильнее! Уходи злость, уходи!». Затем ребенок выходит из круга и становится самим собой.

   Игра «Мешок криков».

   - Ребята, а вы заметили, когда человек злится, он еще и громко кричит, шумит?

Если хочется крикнуть, поругаться, но чтобы никого не обидеть, а просто дать себе разрядку, хорошо в группе и дома иметь такой мешочек. Все крики в нем растворяются.

- Вы говорили, что когда люди злятся, они могут говорить друг другу обидные слова. А потом еще больше начинают злиться друг на друга, уже на эти слова.

 

 Игра «Ругаемся овощами, миримся фруктами и ягодами»

 Дети разбиваются на пары.

Ставятся два детских стула, спинками друг к другу. Дети по сигналу называют друг друга овощами.

После того, как детям «надело ругаться», стулья поворачивают друг к другу и получается «скамейка примирения».

 

   Упражнение «Разреши предполагаемую ситуацию»

     Психолог предлагает каждой паре ситуацию из-за  которой они поссорились.

  1. Ангелина и Лиза не поделили коляску, в которой катали кукол. Как вы поступили бы, чтобы не поссориться?  
  2. Кирилл и Петя строили гараж, но он получился размером для одной машины. Они поссорились и поругались. Как вы поступили бы, чтобы не поссориться?  
  3.  Сережа и Артем шли сегодня в детский сад, перед ними оказалась лужа. Они вместе прошлись по этой луже, обрызгали друг друга и соответственно поссорились, не стесняясь в выражениях. Как вы поступили бы, чтобы не поссориться?

Затем, дети мирятся, называя друг друга «фруктами и ягодами».

- Ну вот, дети помирились и отправились на прогулку. (Подушки положить чуть в сторону). Кто подметает дорожки, кто наблюдает за погодой, кто катается на самокате. У детей веселое настроение.

 Игра «Заколдованное колечко» Звучит музыка (2)

      - Коварная «Злость» решила подкрасться к детям с хитростью.

   Она кидала перед каждым ребенком «заколдованное колечко». Дети надевали колечки себе на палец, любовались ими, но, в тот же миг, они превращались в злых, агрессивных людей. Они кривлялись, дрались, прыгали, валялись на земле. Тут поднялся сильный ветер и из окон детского сада полетели рисунки детей (педагог раскидывает листы бумаги). Злые дети комкали их, рвали в клочья, кидали друг в друга.

     - Обессилевшие и уставшие, они свалились на землю и уснули.

И тут, на помощь детям, пришла добрая фея «Радость». Она сняла «заколдованные колечки», дотронулась своей волшебной палочкой, и дети очнулись от страшного сна. Потянулись, улыбнулись и стали наводить порядок. (Дети собирают «мусор»).

- Ребята, вам нравилось изображать злых, агрессивных детей? Что вы чувствовали? (рефлексия)

    Детям предлагается нарисовать эмоцию злости на маленьких листочках  и порвать ее.

Заключительная часть

Психологическая рефлексия

Как вы сами думаете, удалось вам побороть гнев, злость, агрессию?

Что вы чувствовали во время нашего «турнира»? Какие мы допустили ошибки? Кому с кем понравилось быть в паре, почему?

А сейчас какое у вас настроение?

По всем правилам, вы заслужили награды, как победители!

Детям вручаются медали с изображением «Радости».

Звучат фанфары. Победители выходят через «Волшебные ворота победителей».

 

Информационные источники:

  1. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет, Ярославль: Академия развития, 2006.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1997.
  3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
  4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов. С-П «Детство-пресс», 2008.
  5. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / под редакцией А.В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...

Психологическое занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста по теме: "Мой гнев"

Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста. Может быть интересен для психо...

Статья на тему «Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и п...

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...

Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».

Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»....

Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста».

Консультации для родителей по теме: «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»....