Психологическое занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста по теме: "Мой гнев"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Жильцова Ирина Викторовна

Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста. Может быть интересен для психологов и учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Мой гнев"

Описание работы: данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми младшего школьного возраста. Может быть интересен для психологов и учителей начальных классов.

Цель: Создание условий для осознания ребенком своего гнева, отношения к нему и выражения гнева конструктивными способами.
Задачи:
1.Проанализировать основную причину проявления гнева.
2.Снять эмоциональное напряжение, путем выполнения упражнений
3.Обучить способам конструктивного отреагирования гнева
4.Развивать коммуникативные навыки
Материалы и оборудование:
Карточки с «вариантами» причин гнева.
Карточки с различными способами отреагирования гнева.
Плакат «Как я справляюсь со своим гневом».
Заготовка таблицы для описания гнева через сенсорные каналы.
Листы бумаги, ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры или краски.

Ход занятия

Педагог: Я расскажу тебе одну очень интересную историю про одного мальчика (Предложенная психологическая авторского сочинения из серии «Истории Феи»).
В один из обычных учебных дней учительница поставила мальчику (как ему показалась) незаслуженно низкую оценку. Мальчик в ответ на это вдруг стал громко кричать, топать ногами, порвал тетрадь, толкнул соседку по парте, которая упала, больно стукнулась и заплакала, выбросил разорванную тетрадь в конец класса и, наконец, громко хлопнув дверью выбежал в коридор. В коридоре уборщица мыла пол. Мальчик налетел на нее, уронив ведро с водой, да еще крикнул оскорбительные слова, забежал в туалет и закрыл за собой дверь. Он решил для начала умыться, подошел к раковине, а там увидел себя: лицо его было ярко красным, глаза лихорадочно блестели, волосы были всклокочены и растрепаны, а у рубашки оторвана пуговица. Увидев в зеркале такую картину, мальчик даже испугался на кого он похож, он долго умывался и расчесывался, чтобы привести себя в порядок, а потом длительное время стоял и смотрел на себя в зеркало и не решался идти обратно в класс. Ему было стыдно за свое поведение. Когда он решился пойти забрать свои вещи, то из ребят в классе никого уже не было, а учительница, к счастью для мальчика, не стала его ругать, а только спросила: «Успокоился?». Мальчик понуро кивнул головой и поспешил домой, он уже знал, что дома его скорее всего уже ждет сказочная Фея.
И, правда, едва он переступил порог своей квартиры, как увидел знакомое сияние из-под двери. Он очень обрадовался, что Фея не подвела его и в этот раз и начал скорее рассказывать, что же с ним произошло сегодня. Фея внимательно выслушала мальчика, помолчала немного, а потом сказала:
«Все это проявления гнева. Очень часто, когда нам страшно или мы беспомощны нами овладевает гнев, Он может проявляться в поведении человека и в словах. Именно это с тобой и произошло. Также испытывая такую эмоцию как гнев меняется и выражение лица человека, оно искажается в злобной гримасе, краснеют или бледнеют кожные покровы, учащается сердцебиение, руки непроизвольно сжимаются в кулак, мышцы напрягаются. Могут быть и другие и разные проявления гнева.»
- "Как ты думаешь?": спросила Фея у мальчика - "Почему у одни люди чаще впадают в гнев, а другие реже. Сейчас я назову тебе причины, по которым у людей возникает гнев, а ты выберешь одну которая больше тебе подходит" 

Указание для педагога: (Перед ребенком выкладываются карточки с названием причин проявления гнева. Причины интерпретированы для восприятия ребенка из основных причин эмоционально-волевых нарушений). 

Примеры для выбора причин ребенку:
•Мальчик не умеет управлять своим поведением;
•Мальчик не знает правил поведения и общения в обществе;
•У мальчика случилось что-то плохое, он рассержен, и он не знает, что ему делать;
•Мальчика не любят в классе и все постоянно с ним ссорятся;
•Мальчика все время обижают или обзывают другие дети;
•Так ведет кто-то дома из родителей мальчика;
•Мальчик увидел такое поведение в кино и поэтому решил попробовать вести себя также; 
•Мальчика очень сильно ругают и постоянно за все наказывают дома родители;
•Мальчику, наоборот дома все разрешают делать, выполняют все его желания и просьбы и никогда не наказывают, и не ругают;
•Дома у мальчика очень трудное положение: у родителей очень мало денег и они не могут купить нужные мальчику вещи и игрушки;
•Мальчику очень трудно в школе дается учеба. У него ничего не получается.

Указание для педагога: (Прежде чем назвать причину, которую выбрал мальчик из сказки, попросить ребенка попробовать угадать эту причину. В результате проекции возможно названная причина и есть основная причина проявления гнева школьником).

Ребенок: выбирает (из предложенных на карточке) причину, которая вызвала гнев мальчика из сказки.

Педагог: Мальчик внимательно выслушал Фею и сказал, что, наверное, он просто не умеет управлять своим поведением. 
Он грустно посмотрел на Фею и спросил: «Неужели с эти ничего нельзя сделать?»
- "Как ничего, можно", ответила Фея. "Я тебе расскажу и покажу несколько упражнений которые помогают справится со своим гневом и не дают ему разрастись в огромный костер.
Давай сначала опишем какой он твой гнев» - предложила Фея мальчику.

Педагог: Давай и мы с тобой тоже выполним предложенное Феей упражнение «Мой гнев».

Ребенок: Согласие на выполнение упражнений.

Указание для педагога: (В упражнении ребенок должен проанализировать свои ощущения гнева через сенсорные каналы. Для этого попросите ребенка описать на какую геометрическую фигуру похож его гнев, какого цвета, какой на ощупь, на слух, на вкус.)

Педагог: Еще Фея предложила мальчику рассмотреть вот такие карточки и рассказать, как можно делать, когда ты в гневе и как нельзя, выбранные карточки с правильным поведением необходимо разместить на плакате «Как я справляюсь со своим гневом .

Указание для педагога:(карточки и плакат использованы из серии психологический инструментарий на каждый день Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Издательство «речь», 2005г)» 

Указание для педагога: (если ребенок очень медлителен или устал следующие задания целесообразнее провести на следующем занятии или предложить в качестве домашнего задания).

Педагог: А еще Фея предложила мальчику сочинить сказку про гнев и нарисовать красками сказочный гнев. 

Педагог: Мальчику очень понравились советы Феи, и он решил всегда ими пользоваться если вдруг им снова начнет овладевать гнев.

Рефлексия: 
Педагог: - Тебе понравилось наше занятие?
- Что нового и полезного ты узнал для себя?
Ребенок: Ответы ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по коррекции агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста

Цели программы: Снижение вербальной и невербальной агрессии, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выплескивания гнева.          Зад...

Организация системы занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ТНР, ЗПРс использованием сказкотерапевтических методик

Наиболее эффективным способом коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, ЗПР является по мнению многих авторов использование сказкотерапевтических медотик....

Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы и группового поведения детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие: Самосознания,способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выр...

ПРОГРАММА занятий по коррекции агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста (6-7 лет).

Цели программы: Снижение вербальной и невербальной агрессии, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выплескивания гнева....

Игровые занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми...

Основные направления психологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста очень актуальна и требует комплексного, системного подхода. В данном материале рассматриваются характерологические особенности агрессивных до...