Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
    Программа занятий по коррекции агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста

    Щепетнова Елена Николаевна

    Цели программы: Снижение вербальной и невербальной агрессии, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выплескивания гнева.

     

             Задачи программы:

    1. Снятие вербальной агрессии.

    2. Снятие физической агрессии.

    3. Эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.

    4. Сплочение детского коллектива.

    5. Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку, сопереживать.

    6. Развитие внимания, памяти, расширение кругозора.

     

             Форма проведения: групповая, 10 – 12 человек в группе. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю по 30 минут.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_dlya_doshkolnikov_agresivnost.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -

    ДЕТСКИЙ САД № 71 «ПОЧЕМУЧКА»

    ПРОГРАММА

    занятий

    по коррекции агрессивного поведения

     с детьми дошкольного возраста (6-7 лет).

                                                                         Педагог-психолог

    МБДОУ детский сад № 71

                                                                         «Почемучка»:

                                                                          Щепетнова Е.Н.

    2013 год

    Цели программы: Снижение вербальной и невербальной агрессии, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выплескивания гнева.

            Задачи программы:

    1. Снятие вербальной агрессии.

    2. Снятие физической агрессии.

    3. Эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.

    4. Сплочение детского коллектива.

    5. Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку, сопереживать.

    6. Развитие внимания, памяти, расширение кругозора.

            Форма проведения: групповая, 10 – 12 человек в группе. Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю по 30 минут.

    Занятие № 1.

    1. Приветствие.
    2. Игра «Клубочек». Дети садятся в круг, ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры, тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце игры клубок возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
    3. Выработка правил поведения на занятиях.
    4. Игра «Рукавички». Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу, отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.
    5. Танец под музыку.
    6. Релаксация « Спящий котенок».

    Занятие № 2.

    1. Приветствие. Упражнение «Перекличка - путанка».

         Цель: Развитие произвольного внимания.                                                                                                                                                                                                                                                              

                  Психолог называет фамилии и имена присутствующих,              

         путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно                

         слушают и откликаются только тогда, когда правильно

             названы имя и фамилия. Кто ошибается,  выбывает из игры.  

    1. Рефлексия прошлого занятия. Обсуждение правил поведения на занятиях.
    2. Игра «Секрет». Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого, показать ему свой секрет.
    3. Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами». Обсуждение рисунков.
    4. Игра «Дотронься до…» Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел -  ведущий.
    5. Релаксация «Тучка». (Представьте себе теплый, чудесный день(звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды и горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

    Занятие № 3.

    1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку, какая есть, улыбку по очереди.
    2. Разыгрывание ситуации: В группу пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог-психолог просит помирить медвежат. Каждый ребенок по кругу предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей.
    3. Игра «Гнездышко». Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел – ведущий.
    4. Игра «Ругаемся овощами» Детям предлагается поругаться, но не плохими словами, а… овощами: «Ты – огурец», «А ты -  редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква».
    5. Упражнение «Возьми себя в руки». Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
    6. Релаксация «Поза покоя».                                                                                                                                

    Дети сидят на стульях в позе покоя.

    Все умеют танцевать,                       И становиться понятно -

    Прыгать, бегать, рисовать,               Расслабление приятно!

             Но не все пока умеют

    Расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая -

            Очень легкая, простая,

    Замедляется движенье,

    Исчезает напряженье…

    Занятие № 4.

    1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки».
    2. Игра «Запрещенное движение». Замечание: запрещенных движений может быть около семи.
    3. Упражнение «Тренируем эмоции».

    Попросите ребенка: нахмуриться как:

    -осенняя туча;

    -рассерженный человек;

    -злая волшебница.

    Улыбнуться как:

    -кот на солнце;

    -само солнце;

    -как хитрая лиса;

    -как радостный ребенок;

    -как будто ты увидел чудо.

    Позлись, как:

    -ребенок, у которого отняли мороженное;

    -два барана на мосту;

    -как человек, которого ударили;

    Испугайся, как:

    -ребенок, потерявшийся в лесу;

    -заяц, увидевший волка;

    -котенок, на которого лает собака;

    Устань, как:

    -человек, поднявший тяжелый груз;

    -муравей, притащивший большую муху.

    Отдохни, как:

    -ребенок, который много потрудился, но помог взрослым;

    -как уставший воин, после победы.

    1. Игра  «Жужа». Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней.

                              «Жужа, Жужа выходи,

                                Жужа, Жужа, догони!»

            «Жужа» смотрит из окошка своего домика (со стула),

            показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети        

            заходят за «волшебную черту» выбегает и ловит детей.

            Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в

            плен «Жужи»).        

    1. Релаксация «Сломанная кукла». «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, ноги, тело. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно, соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

    Занятие № 5.

    1. Приветствие «Дотронься до…» Все играющие одеты по-                                                                разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее, и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Замечание: взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
    2. Игра «Что слышно?» Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, на улице, затем просит рассказать, какие звуки они слышали. Можно предложить посчитать услышанные звуки и выбрать победителя.
    3. Игра «Покажи по-разному». 1й этап игры: Взрослый говорит:- Вот я захожу в ворота высокие ( и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота… (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».
    • Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)… Какой пакет?

                      -Я перехожу через широкую реку (показывает), а вот я

                     перепрыгиваю через ручей (показывает)… Какой?        

                      -Я иду медленно, а вот я иду…Как?            

                      -Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне…  

             -Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю…

                      Второй этап: Все действия выполняет ребенок, а

                      Взрослый комментирует или устанавливает правила

                      Игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то

                      ты пригибаешься» и т.д.

    1. Игра «Злые- добрые кошки». Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего ( хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую - презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…,» и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга!  Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
    2. Игра «Рычи лев, рычи, стучи, поезд, стучи».
    3. Танец «Водный карнавал». Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалок, ракушек, крабов, морских коньков и т.д. Звучит плавная музыка – морские обитатели, лежа на полу, или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (ведущий) хвалит особо понравившихся ему танцоров.
    4. Релаксация «Солнечный зайчик». «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот, погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».      

    Занятие № 6.

    1. Приветствие. «Комплименты». Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: 1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. 2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
    2. Игра «Лесная школа». В лесной школе шел урок. Первый раз ученики пришли в первый класс. Подскажи, кто из них ведет себя правильно, а кто нет. Объясни почему.            
    • Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную морковку.
    • У лисенка сломалась ручка, и он шепотом попросил запасную ручку у соседа.
    • Белочка тихо в парте играла орешками.
    • Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стуле и он поднял лапу, чтобы попросить у учителя разрешения пересесть на другой стул, большой и удобный.

    1. Игра «Веселые клоуны». «Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несмеянок». Используется мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из «несмеянок» становиться водящим.
    2. Игра «Клоуны ругаются». «Клоуны стали показывать детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, - говорит клоун,- капуста!» А ребенок отвечает…(пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты – продолжает клоун, - клубника». Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
    3. Игра «Займи свой домик». Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, - «поросята» прячутся в свои домики. Но им хочется погулять, побегать, порезвиться, похрюкать. По сигналу взрослого «поросята» выбегают и веселятся. Но наступает вечер, пора возвращаться домой. По сигналу взрослого дети спешат в свои «домики». Пока «поросята» играли, ветер унес чей-то соломенный домик. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один самый шустрый «поросенок».
    4. Релаксация «Тучка».

            

    Занятие № 7.

    1. Приветствие «На что похоже настроение?» Участники игры          

        по очереди говорят, на какое время года, природное

        явление, погоду похоже сегодняшнее настроение. Начать

       сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на                                                                  

        белое, пушистое облачко в спокойном голубом небе, а                

                 твое?» В конце взрослый обобщает – какое же сегодня у

                 всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и

    т.д.

    2. Рефлексия прошлого занятия.

    3. Упражнение «Тренируем эмоции». (см. занятие № 4)

    4. Игра «Ворона». Ведущий стоит в центре круга,  приговари-     вает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

                    «Ворона сидит на крыше,

                      Ощипывает она свои крылышки.

                      Сирлалала, сирлалала!»

         Затем очень быстро и неожиданно:

                     «А кто раньше сядет?»

          Затем:  

                     «А кто раньше встанет?»

          Кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.

    5.Игра «Злые и добрые кошки». (см. занятие №  5).

    1. Игра «Передай мячик» Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее передать мячик, не уронив. Кто уронил – выбывает.

    ЗАМЕЧАНИЕ: усложнить упражнение, можно попросив  детей закрыть глаза.

    1. Релаксация «Солнечный зайчик».

    Занятие № 8.

    1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки».
    2. Игра «На кого я похож». Дети садятся в круг, выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: « На какое животное он похож?», «На какую птицу?», «На какое дерево?», « На какой цветок?», и т.п. Свои варианты может предлагать и сам ребенок, и так далее по кругу.
    3. Ролевая гимнастика.
    • Рассказать известное стихотворение следующим образом:

                - шепотом;

                             -  с пулеметной скоростью;

    • со скоростью улитки;
    • как робот;
    • как иностранец.

    • Походить как:
    • младенец;
    • глубокий старик;
    • лев.
    • Улыбнуться как:
    • кот на солнышке;
    • само солнышко.
    • Посидеть как:
    • пчела на цветке;
    • наездник на лошади;
    • Карабас–Барабас.
    • Попрыгать как:
    • кузнечик;
    • козлик;
    • кенгуру.
    • Нахмуриться как:

                             -  осенняя туча;

    • рассерженная мама;
    • разъяренный лев.

    1. Игра «Взаимоотношения».

         Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина  

    «Дом с колокольчиком».

    Стоит небольшой старинный

    Дом над зеленым бугром.

    У входа висит колокольчик,

    Украшенный серебром.

    И если ты ласково, тихо

    В него позвонишь,

    То поверь,

    Что в доме проснется старушка,

    Седая-седая старушка,

    И сразу откроет дверь.

    Старушка приветливо скажет:

    -Входи, не стесняйся, дружок.-

    На стол самовар поставит,

    В печи испечет пирожок.

    И будет с тобою вместе

    Чаек распивать дотемна.

    И старую, добрую сказку

    Расскажет тебе она.

    Но если,

    Но если, но если

    Ты в этот уютный дом

    Начнешь кулаком стучаться,

    Поднимешь трезвон и гром,

    То выйдет к тебе не старушка,

    А выйдет  Баба-Яга,

    И не слыхать тебе сказки,

    И не видать пирога.

    1. Игра «Найди друга». Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
    2. Игра «Рычи лев, рычи, стучи поезд, стучи». (Книга Н.Л. Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей», с. 74)
    3. Релаксация «Водопад» (Книга Фопеля К. «Как научить детей сотрудничать?», с.24)

    Занятие № 9.

    1. Приветствие «Комплименты».
    2. Игра «Что слышно?»
    3. Разыгрывание ситуаций.
    • Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
    • Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси ее.
    • Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
    • Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка – пожалей его.
    1. Рисунок «Мои друзья».
    2. Игра «Рычи лев, рычи, стучи поезд, стучи».
    3. Танец «Водный карнавал».

    Занятие № 10.

    1. Приветствие.
    2. Игра «Что изменилось?»
    3. Рефлексия прошлых занятий.
    4. «Лепим сказку».  Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».
    5.  «Король Боровик». Взрослый читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту:

                                         Шел король Боровик

                                         Через лес напрямик.

                                         Он грозил кулаком

                                         И стучал каблуком.

                                         Был король Боровик не в духе:

                                         Короля покусали мухи.

    1. Этюды с неопределенным концом: «Как бы ты поступил?»
    • Дети помогают взрослым убирать территорию детского сада: собирают мусор, метут дорожки и т.д. Один мальчик просто сидит на скамейке.
    • Дети собирают урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках.
    • В детском саду ты захотел поиграть в игрушку. Твой друг тоже направляется к этой игрушке – она понравилась ему.
    • К тебе пришли гости. Пока ты ходил в кухню за фруктами, сломалась твоя новая машина.
    1. Игра «Найди друга» Одной половине детей завязывают глаза,        

         дают возможность походить по помещению и предлагают

         найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук,

         ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден,

         игроки меняются ролями.

    1. Игра «Жужа».
    2. Релаксация «Волшебный сон»  Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться, и не будешь открывать глаза, пока не «проснешься».  Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».                  Реснички опускаются…

                                        Глазки закрываются…    

    Мы спокойно отдыхаем (2 раза)

    Сном волшебным засыпаем.

    Дышится легко, ровно, глубоко.

    Наши руки отдыхают…

    Ноги тоже отдыхают

    Отдыхают    засыпают (2 раза)  

    Шея не напряжена

    И расслаблена…

    Губы чуть приоткрываются,

    Все чудесно расслабляется (2 раза)

    Дышится легко…  ровно…  глубоко…

          Длительная пауза,

    Мы спокойно отдыхали,

    Сном волшебным засыпали.

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем,

    Их повыше поднимаем.

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать.

    Занятие № 11.

    1. Приветствие «Дотронься до…»
    2. Игра «На что похоже настроение?»
    3. «Король Боровик»
    4. Игра «Злые и добрые кошки».
    5. Подведение итогов проведенных занятий.
    6. Игра «Займи свой домик»
    7. Танец под веселую музыку.
    8. Релаксация «Доброе животное» Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы- одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь подышим вместе!» вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад.«Так не только дышит доброе животное, так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

    Занятие № 12.

    1. Приветствие.
    2. Рефлексия прошлого занятия.
    3. Игры по – выбору детей.
    4. Танец.
    5. Релаксация «Доброе животное».

    Литература:

    1. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» // Ярославль «Академия развития», 1997

    1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»// Ярославль, «Академия развития», 1997

    1. Калинина Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника»// Санкт-Петербург, «Речь», 2001

    1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». // М, «Генезис», 2000

    1. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» //М, «ГНОМ и Д», 2001

    1. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников».// Ярославль, «Академия развития», 1999

    1. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» // М., «Генезис», 1998

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

    Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

    Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

    Статья об актуальности проведения занятий по правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста.

    Статья об актуальности проведения занятий по правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста.В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начи...

    Психологическое занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста по теме: "Мой гнев"

    Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста. Может быть интересен для психо...

    Статья об актуальности проведения занятий по правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста.

    В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуация...

    Программа занятий для коррекции агрессивного поведения дошкольников с использованием игротерапии.

    Программа позволяет снизить уровень агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста....