ПРОГРАММА занятий по коррекции агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста (6-7 лет).
рабочая программа по коррекционной педагогике

Захаренко Дарья Дмитриевна

Цели программы: Снижение вербальной и невербальной агрессии, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выплескивания гнева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_starshey_gruppy.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

занятий

по коррекции агрессивного поведения

 с детьми дошкольного возраста (6-7 лет).

Педагог-психолог

МКДОУ ««Преображенский детский сад»                                                                    

                                                                      Захаренко Д.Д.

2019 г.

Цели программы: Снижение вербальной и невербальной агрессии, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выплескивания гнева.

Задачи программы:

1. Снятие вербальной агрессии.

2. Снятие физической агрессии.

3. Эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.

4. Сплочение детского коллектива.

5. Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку, сопереживать.

6. Улучшение у детей памяти, внимания, речи, мелкой и крупной моторики.

Форма проведения: групповая, 10 – 25 человек в группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-30 минут.

Занятия проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку.

Каждый комплекс включает в себя следующие виды упражнений:

- Растяжки-разминки способствуют снятию напряжения.

- Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие. Развивают межполушарное взаимодействия, активизируют процесс обучения.

- Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют  повышению работоспособности головного мозга.

- Телесные  упражнения предназначены для  развития внимания, умения  контролировать свои действия, снижению импульсивности, агрессивности.

- Перекрёстные упражнения. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. При выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающие полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

- Дыхательные упражнения успокаивают, улучшают самочувствие. Развивают самоконтроль, снижают импульсивность, способствуют концентрации внимания.

- Релаксация предназначена для успокоения возбуждённых мышц.

Ожидаемый результат. Изменятся в лучшую сторону психические процессы, мелкая и крупная моторика. Повысится способность к произвольному контролю, снизится мышечное напряжение у детей и как следствие, изменится в лучшую сторону поведение детей.

Планирование комплексов.

Декабрь

                 Комплекс № 1

            4 занятия

Январь

                 Комплекс № 2

            4 занятия

Февраль

                 Комплекс № 3

            4 занятия

Март

                 Комплекс № 4

            4 занятия    

Апрель

                 Комплекс № 5

            4 занятия    

               Май

                 Комплекс № 6

             2 занятия

Комплекс № 1.

  1. Приветствие.
  2. Растяжки-разминки. “Дерево”.

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

  1. Глазодвигательные упражнения. “Горизонтальная восьмерка”.

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

  1. Выработка правил поведения на занятиях.
  2. Игра «Лесная школа». В лесной школе шел урок. Первый раз ученики пришли в первый класс. Подскажи, кто из них ведет себя правильно, а кто нет. Объясни почему.            
  • Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную морковку.
  • У лисенка сломалась ручка, и он шепотом попросил запасную ручку у соседа.
  • Белочка тихо в парте играла орешками.
  • Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стуле и он поднял лапу, чтобы попросить у учителя разрешения пересесть на другой стул, большой и удобный.
  1. Упражнения для развития мелкой моторики. “Домик”.

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)

  1. Телесные упражнения.

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

  1. Релаксация “Ковер-самолет”.

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Комплекс № 2.

  1. Приветствие. Упражнение «Перекличка - путанка».

Цель: Развитие произвольного внимания.                                                                                                                                                                                                                                                              

Психолог называет фамилии и имена присутствующих, путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно         слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы имя и фамилия. Кто ошибается,  выбывает из игры.

  1. Растяжки. “Тряпичная кукла и солдат”

  Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.  (4-6 раз закончить  «куклой»).

3. Глазодвигательные упражнения. “Глаз – путешественник”

     Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем. (6-10 предметов).

  1. Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами». Обсуждение рисунков.
  2. Игра «Дотронься до…» Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел -  ведущий.
  3. Дыхательные упражнения “Надуй шарик”.

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. ( 4-6 раз).

  1. Телесные упражнения “Яйцо”.

Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться. (10 раз).

8.        Релаксация «Тучка». (Представьте себе теплый, чудесный день(звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды и горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

Комплекс № 3.

  1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку, какая есть, улыбку по очереди.
  2. Растяжки. «Снеговик».

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  1. Глазодвигательные упражнения. «Фигуры».

Глазами  “нарисовать” 6 кругов (как вариант  треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 – против часовой стрелки.

  1. Разыгрывание ситуации: В группу пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог-психолог просит помирить медвежат. Каждый ребенок по кругу предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей.
  2. Игра «Ругаемся овощами» Детям предлагается поругаться, но не плохими словами, а… овощами: «Ты – огурец», «А ты -  редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква».
  3. Упражнения для развития мелкой моторики. «Бусы».

Бусы маме мы составим,

А потом их ей подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. Перекрёстные упражнения. «Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук « с точностью до наоборот».

  1. Релаксация “Снежинки”.

Мы - снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились (дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).

Комплекс № 4.

  1. Приветствие «На что похоже настроение?» Участники игры  по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на  белое, пушистое облачко в спокойном голубом небе, а              твое?» В конце взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.

2. Растяжки. “Сорви яблоки”.

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

3. Глазодвигательные упражнения. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами вращаем их по кругу (из стороны в сторону).

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.         (6 раз)

  1. Игра «Запрещенное движение». Замечание: запрещенных движений может быть около семи.
  2. Упражнение «Тренируем эмоции».

Попросите ребенка: нахмуриться как:

-осенняя туча;

-рассерженный человек;

-злая волшебница.

Улыбнуться как:

-кот на солнце;

-само солнце;

-как хитрая лиса;

-как радостный ребенок;

-как будто ты увидел чудо.

Позлись, как:

-ребенок, у которого отняли мороженное;

-два барана на мосту;

-как человек, которого ударили;

Испугайся, как:

-ребенок, потерявшийся в лесу;

-заяц, увидевший волка;

-котенок, на которого лает собака;

Устань, как:

-человек, поднявший тяжелый груз;

-муравей, притащивший большую муху.

Отдохни, как:

-ребенок, который много потрудился, но помог взрослым;

-как уставший воин, после победы.

6. Телесные упражнения. «Прыжки по команде ведущего».

4 прыжка вперед + 4 прыжка назад + 4 вправо + 4 влево + пауза (морская качка — перекат с пятки на носок). Выполняется 2 раза.

7.  Дыхательные упражнения . «Горячий чай».

Представить, что в руках блюдце с горячим чаем. Дуть на него, чтобы остудить.  Выполняется 6 раз.

8. Релаксация. «Тикают часики».

Исходное положение - лёжа на спине. «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки. Мы выполнили все задания и можем отдыхать.  Лежим и слушаем, как тикают часики: «тик-так, тик-так». Наши руки становятся тяжёлыми. Всё наше тело тяжёлое-тяжёлое.  Слушаем,  как тикают часики. Отдыхаем… Пора  вставать. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох. Открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

Комплекс № 5.

  1. Приветствие «Дотронься до…» Все играющие одеты по-                                                                разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее, и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Замечание: взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
  2. Растяжки. «Дракон».

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками – крыльями. Затем приземлиться на остров и начать «размешивать» хвостом  море.

3. Глазодвигательные упражнения. « Следим за орлом».

Исходное положение – сидя на полу или стоя. Водить указательным пальцем вправо-влево, вверх-вниз, глазами следить за пальцем. Время выполнения составляет 1-2 минуты.

4.Игра «Злые- добрые кошки». Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего ( хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую - презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…,» и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга!  Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

5. Упражнения для развития общей и мелкой  моторики. «Карандаши».

Положить  на стол 10-15 карандашей. Собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Так же, по одному, выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной, затем –другой.

  1. Перекрёстные упражнения. «Зеркальное рисование». Одновременно рисовать правой и левой рукой (буквы, предметы, линии).
  2. Телесные упражнения. “Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

8. Релаксация. «Лентяи».

Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, лежите на мягком ковре. Вокруг тихо, вы дышите спокойно. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... (Пауза — поглаживание детей.) Отдыхают ручки у... (имя ребенка), отдыхают ножки у... (имя ребенка).  Вам лень шевелиться. Спокойно дышит (имя ребёнка). Потянитесь  и на счет «три» откройте глаза. Спокойно вставайте.

Комплекс № 6.

  1. Приветствие. «Комплименты». Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: 1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. 2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
  2. Растяжки. «Пингвины».                                                                                                                                                          

Исходное положение – стоя, спина прямая, руки вдоль туловища, ладони в стороны. Делать быстро маленькие-маленькие  шажки.

  1. Игра «Веселые клоуны». «Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несмеянок». Используется мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из «несмеянок» становиться водящим.
  2. Игра «Передай мячик» Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее передать мячик, не уронив. Кто уронил – выбывает.

ЗАМЕЧАНИЕ: усложнить упражнение, можно попросив  детей закрыть глаза.

5. Телесные упражнения. «Брёвнышко».

И.п. - лёжа. Прокатываться «брёвнышком»  по полу туда – обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем – вдоль туловища.

6. Релаксация «Волшебный сон»  Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться, и не будешь открывать глаза, пока не «проснешься».  Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».                  

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…    

Мы спокойно отдыхаем (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают    засыпают (2 раза)  

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза)

Дышится легко…  ровно…  глубоко…

      Длительная пауза,

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...

Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...

Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...