Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Сухарева Светлана Александровна

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_kiprin.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

(ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»)

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по коррекции агрессивности у детей

дошкольного возраста

--------------------------

--------------------------

Средняя группа №9

«Чебурашка»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сухарева С.А.

2014 г.

Пояснительная записка

        Коррекционная программа по данной тематике очень актуальна в наши дни, так как сейчас количество агрессивных детей увеличивается. Психологические исследования и практические наблюдения (1) показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. В психологической энциклопедии (3,с.10) агрессивное поведение рассматривается как сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозирующееся и часто не поддающееся контролю. Нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия  или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной или асоциальной направленности.

      Основным направлением работы с дошкольниками является  социализация агрессии, то есть научение ребенка контролю собственных действий. Основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития.

   Основным методом, используемым для коррекции агрессивного поведения в детском саду, является игротерапия, направленная на отработку навыков общения, обучение агрессивных детей управлению своим гневом, а также способам выражения гнева в приемлемой форме; психогимнастика,  ИЗО терапия, музыкотерапия, пальчиковые игры, сказкотерапия, этюды.

    Цель данной программы: формирование у агрессивного ребёнка устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

   Задачи:

  • Снизит уровень агрессивности и тревожности;
  • Обучить способам регуляции эмоционального поведения;
  • Обучит анализу своего внутреннего состояния;
  • Обучить ребёнка речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

   

   Данная  программа включает проведение диагностики методиками «Несуществующее животное», «Кактус», наблюдение на начальном и конечном этапе проведения коррекционной программы; включает ряд игр и упражнений на  ослабление негативных эмоций; методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

 Программа предназначена для детей  дошкольного возраста 3-5 лет.  Коррекционно-развивающая программа включает в себя 26 занятий. Рекомендуемая продолжительность занятий  15-20 минут 2 раза в неделю. Программа рассчитана на срок 6 месяцев. Форма организации деятельности – индивидуальная и групповая.

 

 Структура занятий.

       1.Разминка. Здесь педагог приветствует детей. Рассказывает, что им сегодня предстоит. Спрашивает о настроении, самочувствии.

      2.Основная часть. На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, которые обеспечивают снижение уровня агрессивных проявлений.

     3.Заключительная часть. Педагог   подводит итоги каждого занятия. Хвалит ребёнка за его заслуги. 

Ожидаемые результаты

Программа позволяет   снизить уровень агрессивности у ребёнка, усвоить групповые правила поведения, создать  безопасное пространство для общения.

Тематический  план занятий.

Тема

Содержание

Материалы и оборудование

Знакомство

Рис. «Несуществующего животного»

Листы бумаги, цветные карандаши.

Знакомство

Рисунок

«Кактус»

Листы бумаги, цветные карандаши.

Работа с агрессивным поведением

Упражнение

«Уходи злость, уходи »; «Бумага»

Подушки.

Бумага

Работа с агрессивным поведением

Упражнение «Тропинка»

Не требуется

Проигрывание агрессивного поведения

Разыгрывание сказки

Пластилин

Работа с агрессивным поведением

Игра в

«Детский футбол»

Ранее слепленные герои сказки

Снятие напряжения

Повторение движений за ведущим

Не требуется

Проигрывание способов разрешения конфликтных ситуаций

 Упражнение

«По кочкам »

Подушки.

Снятие психоэмоционального напряжения

Элементы саморегуляции

Не требуется

Развитие сплоченности группы

Упражнение

«Вместе  сила»

Стул, стол

Разрядка психоэмоционального напряжения

Упражнение «Крепости»

Небьющиеся предметы,подушка

Снятие психоэмоционального напряжения

Элементы саморегуляции

Не требуется

Разбор конкретных ситуаций

Обсуждение поведение той или иной ситуации

Набор ситуаций

Снятие мышечного напряжения, психоэмоциональная разрядка

Упражнение

«Тигр на охоте»

Не требуется

Разыгрывание агрессивной ситуации

Упражнение «Жужа»

Полотенце, стул

Снятие психоэмоционального напряжения

Элементы саморегуляции

Не требуется

Снятие мышечного напряжения, психоэмоциональная разрядка

Упражнение

«Падающая башня»

Подушки

Изображение агрессии

Рисунок злого существа

Листы бумаги, цветные карандаши.

Развитие умения работать в команде

Упражнение  «Расставь посты»

Не требуется

Снятие психоэмоционального напряжения

Элементы саморегуляции

Не требуется

Работа с агрессивным поведением

Упражнение  «Бой с подушками»

Подушки

Формирование чувства близости с другими людьми

Упражнение  «Связующая нить»

Клубок крепких ниток

Подведение итогов

Рисунок  несуществующего животного и кактуса

Листы бумаги, цветные карандаши.

Содержание программы.

   Занятие 1. Педагог просит нарисовать животное, которое нет в природе, несуществующее  животное. После у ребенка спрашивает, как его зовут, сколько ему лет, где живет и с кем, чем занимается. Также проводит наблюдение на тему взаимодействия ребёнка с ним и друг другом., благодарит и хвалит  ребенка.

  Занятие 2.  Педагог проводит диагностику  методикой «Кактус». Ребенку  на листе бумаги предлагается нарисовать кактус – такой, какой он себе представляет. Интерпретация происходит как и при других графических методиках. Также  учитывается характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний),  характеристика иголок (размер, расположение, количество). После педагог  проводит упражнение «Брыкание». Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет». После интенсивность брыкания постепенно уменьшается до полной остановки. Это упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

   Занятие 3. Педагог интересуется  настроением ребёнка. После предлагает поиграть в игру «Уходи злость, уходи». Можно предложить включить в игру желающих детей. Дети  ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают  бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» упражнение длится в течение 3-5 минут.  Затем проводится игра, «Бумага». Ребёнку  предлагается скомкать, разорвать бумагу. После педагог спрашивает, что ему понравилось больше, почему, затем подводит итоги, хвалит. 

  Занятие 4.  Педагог предлагает поиграть в игру «Тропинка». Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу начинают двигаться по кругу до тех пор, пока ведущий не произносит слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка» все дети становятся  друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если говорит «копна» - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит «кочка», дети приседают, положив руки на голову. Задания педагогом чередуются. Игра направлена на развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности. После происходит обсуждение игры : что получалось, что нет; понравилось ли.

Занятие 5. Педагог предлагает ребёнку слепить сказку. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя». Работая с пластилином, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивное поведение, чувства. После педагог хвалит ребенка, отмечая его заслуги.

Занятие 6. Это занятие является продолжением прошлого занятия. Психолог предлагает какой-нибудь отрывок из предложенной сказки и разыгрывают мини-спектакль со своими слепленными героями. Затем происходит обсуждение проделанной работы. Эта игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

Занятие 7. Педагог  предлагает на этом занятии провести «детский футбол». Вместо мяча используется небольшая подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый судья. Играть можно руками  и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Педагог  следит за соблюдением правил: нельзя пинать друг друга и драться. Штрафники удаляются с поля. Игра продолжается 15-20 минут. После выявления победителя, их награждают заранее приготовленными медальками. Педагог  благодарит всех за участие и прощается с детьми.  

Занятие 8. Педагог  приветствует детей, спрашивает об их настроении. Затем предлагает поиграть в игру. Дети стоят в кругу. Среди них выбирается командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют. Затем командир меняется через 2-3 минуты. Желательно, чтобы каждый ребенок побыл в роли командира. Это упражнение способствует снятию напряжения, помогает выявить лидерские качества у детей (смотрите, кто первым захотел быть лидером, кто отказался им быть вообще). После педагог благодарит всех детей. Отмечает активных, не агрессивных заранее подготовленными медальками. Желательно, чтобы  награды достались каждому участнику за какую-нибудь заслугу.

Занятие 9. Педагог  предлагает поиграть в игру «По кочкам». Он раскладывает подушки на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Подушек на одну меньше, чем детей. дети – это лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей. Та «лягушка», к которой запрыгнули на подушке должна прогнать пришедшую, либо уйти сама. Желательно, чтобы в игре участвовали все «лягушки». Психолог внимательно следит, чтобы не было серьезных конфликтов. Игра продолжается в течение 15 минут. Упражнение направлено на проигрывание способов разрешения конфликтных ситуаций. После проходит обсуждение поведения участников. Педагог  подсказывает, как можно было выйти из того или иного   конфликта.

Занятие 10.  Педагог предлагает ребёнку упражнение на снятие психоэмоционального напряжения  «Спасти птенца». Для этого педагог предлагает представить, что у ребёнка в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его: медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь птенца? Подыши на него, согревая своим ровным спокойным дыханием, приложи руки к своей груди, отдай птенцу добро своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе. Упражнение длится 10-15 минут. Затем педагог  благодарит ребенка за заботу о птенце. После спрашивает, каково было  его птенцу, что он им говорил, тепло ли им было.

Занятие 11.  Педагог  предлагает поиграть  в игру. Он и ребёнок   встают друг за другом, и держатся за плечи. В таком положении они преодолевают различные препятствия, например,

-подняться и сойти со стула;

-проползти под столом;

-пробраться сквозь «дремучий лес».

-спрятаться от диких животных.

На протяжении всего упражнения они не должны отцепляться друг от друга. Можно на игру пригласить желающего ребёнка. Это упражнение способствует  развитию сплоченности группы. Затем педагог интересуется, что было самым  сложным заданием. Трудно ли  было не отцепляться? Занятие 12.Педагог  предлагает поиграть  в строителей. Для этого ребенку предлагается построить дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стул, стулья, мячи, и т.д. ,строителю задаются вопросы:

 - удобно ли тебе будет жить в этом доме?

 -где ты разместишь приехавших гостей?

 - кто будет жить в твоем доме кроме тебя?

 Можно спросить детей группы, подходит ли домик его строителю. После беседы возможно перестройка дома с помощью других детей. эта игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.

Занятие 13. Педагог предлагает детям разделиться на две равные команды, каждая из которых строит напротив друг друга крепость из небьющихся предметов. У играющих есть мяч - «Пушечное ядро». По очереди каждый во все силы кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся «крепость » не разлетится на куски. Педагог  награждает победителей заранее подготовленными медальками. После идет обсуждение, какие чувства испытывали, когда их крепость рухнула, когда победили. Игра направлена на разрядку психоэмоционального напряжения.

Занятие 14. Педагог предлагает следующее упражнение. Ребёнку следует сесть свободно. Вытянуть руки вперед и приготовить два пальчика: большой и указательный. Педагог  просит взяться  ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «ушки, ушки слышат всё!». Десять раз  в одну сторону и десять раз в другую. Педагог  выполняет упражнения вместе сребёнком, показывая тем самым пример. А теперь опусти  руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся третий глаз!». Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку положи туда руку со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» помассируй ямку десять раз в одну сторону и десять раз в другую сторону. Молодец! Теперь ты видишь, слышишь, чувствуешь. Это упражнение направлено на саморегуляцию.

Занятие 15.  На этом занятии  педагог предлагает ребенку несколько жизненных ситуаций и предлагает попробовать их. После предлагает свой вариант, и вместе с ребёнком выбирает  лучший. Ситуации могут быть следующие:

- Ты вышел во двор и увидел, что дерутся там два незнакомых  мальчика. Что ты будешь делать?

-Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Как ты ее попросишь?

-ты очень обидел своего друга. Как ты попросишь у него прощение?

Занятие 16. Педагог предлагает поиграть ребёнку  в «тигра на охоте». Сначала просит рассказать о тигре, какой он чем он занимается. После договаривается, что он будет взрослым тигром, а ребёнок - тигрёнком. Тигр обучает детей охотиться, тигрёнок  должен подражать движениям и не выскакивать вперед тигра. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав пять-шесть таких движений, он готовится к решающемуся прыжку, и резко прыгает. Тигрёнок  делает всё это с ним одновременно. Далее педагог поздравляет всех ребёнка с удачной охотой. Игра способствует снятию мышечного напряжения, психоэмоциональной разрядке.

Занятие 17.  Педагог предлагает поиграть в игру «жужу». Из группы выбирается  один человек,  он становится «жужей». Он  садится на стул. Все остальные бегают вокруг, строят рожицы, дотрагиваются, щекочут. «Жужа»  терпит как  можно дольше, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками вокруг стула. Желательно, чтобы в роли «жужи» побывали все дети. Взрослый следит за формой выражения дразнилок и силой удара полотенцем. После происходит обсуждение, почему больше не смог терпеть дразнилки, какая была самой обидной.

Занятие 18. Педагог предлагает ребёнку поиграть  с «солнечным зайчиком». Ребёнок садятся  как ему  удобно. Педагог  просит делать то, что он ему  будет говорить. Он просит представить солнечного зайчика. А теперь представьте, что солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он пробежал дальше  по  твоему лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу,  по носу, на ротик, на щечках, подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он не озорник – он любит тебя, а ты погладь его и подружись с ним. А теперь медленно  открывайте глазки и возвращайтесь к нам в группу. Упражнение длится 10-15 минут. После следует обсуждение упражнения. Какой  это был зайчик, как он с тобой играл?

Занятие 19. Сегодня предлагается построить из подушек башню. Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом  запрыгнуть на неё. Победа засчитывается, если тот, кто запрыгивает на башню, не разрушил её стены. Игра способствует снятию мышечного напряжения, психоэмоциональной разрядке.

Занятие 20. Педагог предлагает нарисовать самое злое существо. На рисунок дается 15-20минут. После идет обсуждение рисунка. Автор рассказывает, почему он  нарисовал именно так.

Занятие 21. Педагог предлагает детям активную игру. Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подает сигнал (хлопает в ладоши), ребенок, идущий последним, должен немедленно остановиться и стоять не двигаясь. Остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном порядке ( по кругу, по углам) затем командиром назначается другой ребенок. Желательно, чтобы командирами побывали все участники. Это упражнение развивает умение работать в команде, способствует мышечному расслаблению. Затем с педагогом идет обсуждение данного упражнения: что не получилось, почему, трудно ли было играть роль командира.

Занятие 22.  Занятие посвящено саморегуляции. Психолог просит ребёнка: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол,  руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты- могучее, крепкое  дерево у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека. А теперь полностью расслабься». Упражнение повторяется несколько раз.

Затем педагог  просит  детей ребёнка снять усталость. Для этого  необходимо встать, расставить широко ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, расправив пальцы, склонить голову к груди. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость. Эти упражнения способствуют мышечному расслаблению, снятию напряжения.

Занятие 23.  Педагог  предлагает разделиться на две команды. У каждого участника в руках маленькая подушка. Играющие  кидают друг  в друга подушками, дерутся ими , имитируя сражение двух племён. Во время игры педагог должен следить за тем, чтобы дети не выполняли недозволенных действий. Штрафников следует удалять с поля.

После каждому участнику предлагается выбить из своей подушки пыль.  Он должен хорошенько ее побить. В конце игры педагог  подводит итоги, благодарит детей за  участие.

Занятие 24.  Педагог приветствует детей. Предлагает поиграть в игру «Связующая нить». Для этого дети садятся  в круг, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас  чувствуют, что хотят  для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе психолога, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности. Затем педагог хвалит  всех участников, благодарит их за откровенность.

Занятие 25. На этом занятии проводится повторная диагностика методикой «Несуществующее животное». Процедура аналогична первому проведению.

Занятие 26.  На этом занятии проводится повторная диагностика методикой  «Кактус». Процедура аналогична первому проведению.

После  психолог подводит итоги всей коррекционной программы.    Результативность программы оценивается повторной диагностикой методиками «Несуществующее животное», наблюдением за поведением ребенка в группе в детском саду. Также проводится беседа с ребенком по поводу его отношений со сверстниками. В беседе с родителями психолог уточняет, изменилось ли поведение ребенка дома и в какую сторону.

   Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые  поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Уменьшилась как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение. Родители констатируют  положительные изменения в поведении ребенка. При проведении методик зафиксировано меньшее количество признаков агрессивности дошкольника.

Литература:

1.Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений  в старшем дошкольном возрасте

2.  Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...

Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...

Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...