личностно-ориентированный подход к детям на занятиях по плаванию для профилактики психо-эмоциональных нарушений у детей.
методическая разработка (физкультура, средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Игры и игровые ситуации в воде для снятия агрессии, тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichn.-orien._podhod.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ориентированный  подход  к  детям

 на занятиях  по  плаванию  в  детском  саду

 для  коррекции  психо-эмоционального  состояния  детей.

Инструктор по плаванию

МДОУ  №161  Таран  С.Н.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Тверь 2011

     По  определению  Всемирной  организации  здравоохранения  здоровье –

это  « …состояние  полного  физического,  психического,  социального  благополучия». А  сами  термины  физическая  культура  и  физическое  воспитание  подразумевают,  что  мы  должны  воспитать  в  детях  культуру  обращения  со  своим  организмом  для  поддержания, укрепления,  восстановления  при  появлении  проблем  своего  здоровья. Учёные  отмечают,  что  у  30-40% детей старшего  дошкольного  возраста  наблюдаются  расстройства  нервно-психической  сферы.

    В психологии эмоций используется термин «агрессивное поведение», являющееся одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении ситуации. Агрессивность  - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессия - физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение). Психологи рекомендуют учить детей справляться с гневом.  А  физические  упражнения, игры способны скорректировать, не допустить  проблемы в психическом здоровье детей. Так М.А.Панфилова в практическом пособии  «Игротерапия  общения» пишет, что необходимо обучать детей расслаблению,  так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые)  могут приводить  к психологическим заболеваниям. С.И.Чижова и О.В.Калинина в книге «Детская агрессивность» приводят  перечень игр для снятия агрессии. Приводят способы «выплёскивания» гнева, такие как громко спеть,  пробежаться, устроить бой с боксёрской грушей и т. д. Так как водная среда даёт дополнительные возможности для проведения таких мероприятий, мы решили использовать занятия в бассейне для регулирования психо-эмоционального состояния детей. Совместно с психологом  д/с Раузер И.В.  адаптировали к водной среде ряд игр, игровых ситуаций для снятия напряжения, перевозбуждения, агрессивности, комплексы релаксации.

Игры и игровые ситуации вводятся как на занятиях для всей группы детей, так и применяются в индивидуальном порядке на занятиях и в дополнительной работе по рекомендации психолога. Наблюдая за детьми, психолог провёл контрольное тестирование по методике «Несуществующее животное» до занятий  и после проведения занятия по обучению плавания с использованием элементов коррекции нарушений психо-эмоционального состояния  в старшей группе детского сада(10 человек).

 

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

До занятия. 

После занятия.

По результатам эксперимента  можно сделать вывод, что, в особом внимании  нуждаются  дети, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие не всегда отвечают доброжелательно; негативно относятся к замечаниям; дерутся.  

    Средний уровень агрессивности   отличается тем, что дети негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны.  В результате проведения на занятии по плаванию мероприятий по профилактике нарушений в психо-эмоциональной сфере, количество  детей, имеющих высокий и повышенный уровень агрессивности, заметно уменьшилось. Что доказывает эффективность проведения таких мероприятий в процессе обучения плаванию в детском саду.

 Методика “Рисунок несуществующего животного(автор Колосова С.Л.) 

Инструкция:  “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей

Симпто-комплекс

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2

Неаккуратность рисунка

0,1

3

Большое количество острых углов

0,1

4

Верхнее размещение углов

0,1

5

Крупное изображение

0,1

6

Голова обращена вправо или анфас

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8

Угрожающее выражение

0,1

9

Угрожающая поза

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти)

0,1

11

Хищник

0,1

12

Вожак или одинокий

0,1

13

При нападении дерется традиционным способом

0,1

14

Ночное животное

0,1

15

Другие признаки

0,1

На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

  1. Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов
  2. Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.
  3. Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.
  4. Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.

Игры и игровые ситуации на воде для профилактики психо-эмоциональных  нарушений (на основе игр из книг М.А.Панфиловой «Игротерапия общения» и С.И.Чижовой  «Детская агрессивность»).

                «Сосулька»

                      (релаксация для снятия напряжения, зажимов).

Инструктор:

«Сосулька выросла большая, длинная, длинная…»

-дети поднимаются на носочки, руки вверх, делают потягивание.

Инструктор:

«Солнышко стало припекать, сосулька стала таять…»

-дети расслабляют поочерёдно кисти рук, предплечия, плечи, роняют голову на грудь.

Инструктор:

« Сосулька совсем растаяла, осталась большая лужа…»

-дети уходят под воду на задержке дыхания или делая выдох, пытаются при этом максимально расслабиться - «превратиться в воду».

                   «Бокс с водой»

        (игровая ситуация для снятия агрессии, напряжения).

Инструктор:

«Бой начинается! Бей! Бей! Бей!»

-ребёнок или группа детей поднимают руки вверх, а потом с силой начинают наносить удары сжатыми кулаками по воде произвольно.

Инструктор:

«Бой продолжается! Бей еще сильней!»

«Бей, не прекращай!»

«Победа!!! Отдыхай!»

-дети поднимают руки вверх, потом расслабляются и произвольно ложатся на воду (на грудь, на спину, можно использовать нарукавники для лучшего расслабления).

                «Морской бой»

        (профилактика агрессивности, обидчивости).

Дети стоят напротив друг друга.

Инструктор вместе с детьми:

«Я не буду драться никогда, лучше я обрызгаю тебя!»

-дети начинают сильно брызгать друг друга водой (инструктор и другие дети подбадривают игроков).

Инструктор подаёт звуковой сигнал к окончанию боя и вместе с детьми говорит:

«На тебя я больше не сержусь! Снова я с тобою подружусь!»

-дети пожимают руки или обнимаются, могут сделать совместную фигуру на воде по желанию.

        «Барабан»

(групповая игра на снятие агрессивности, тренировка умения действовать по команде)

Дети встают в круг, инструктор объясняет, что вода в кругу – барабан, и говорит:

«Давайте вместе пошумим, по барабану постучим!»

-Дети начинают произвольно или в темпе, заданном инструктором, бить руками по воде (инструктор подбадривает).

«А теперь всё тише, тише… И ещё чуть-чуть потише…Всё!!!» (все поднимают руки вверх).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоционально...

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки.

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоционально...

Конспект занятия по профилактике психо-эмоционального напряжения и предупреждению агрессивного поведения у детей 5-6 лет. Тема: «Турнир. Прогоняем гнев»

Занятие направлено на профилактику психо-эмоционального напряжения и предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации для педагогов «Использование динамических пауз на занятиях по изобразительной деятельности для психо-эмоциональной разгрузки»

Методические рекомендации для педагогов «Использование  динамических  пауз  на занятиях по  изобразительной  деятельности для  психо-эмоциональной  ра...

Презентация на тему "Значение плавания для профилактики и лечения нарушений осанки"

Презентация на тему "Значение плавания для профилактики и лечения нарушений осанки"...

статья на тему "Особенности проведения занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки детей 5-6 лет"

Особенности проведения занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки детей 5-6 лет...


 

Комментарии

Очень интересный материал.Своевременно