Отчёт по самообразованию
материал (средняя группа) на тему

Терещенко Любовь Валериевна

Опыт работы по развитию мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_melkaya_motor.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

по самообразованию

 2015-1016уч. г.

Воспитатель: Терещенко Л.В.

Воспитательно-образовательную работу веду в соответствии с ФГОС.

Работаю по программе  «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.

Тема самообразования: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Тему «Развитие мелкой моторики рук» решила выбрать потому, что она помогает решать самую главную задачу дошкольного образования – сохранять, поддерживать и обогащать здоровье детей.

Данная тема очень актуальна в современном мире. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Я считаю, что очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

В 2015 – 2016 была проведена следующая работа по этой теме:  

  1. На педсовете показали презентацию по теме «Особенности использования пальчиковых игр в ДОУ», познакомили педагогов с подборкой методического материала по развитию мелкой моторики с помощью изобразительного искусства «Послушный карандаш».

  1. Регулярно предлагали детям шнуровки – дети учились завязывать узелки и «бантики», думали, как бы покрасивее создать узор из шнурков.

  1. Также дети выкладывали из палочек, из магнитиков  различные фигуры. Это способствовало развитию у детей не только ручной умелости, но и развивались творческие навыки.

  1. Развитию мелкой моторики рук способствовали занятия рисованием в свободной деятельности. Поэтому всегда в свободном пользовании у детей находился изобразительный материал: краски, карандаши, альбомы и др.

  1. Обязательным у нас стало проведение пальчиковой гимнастики. Пальчиковую гимнастику подбирали к теме недели. На основе этого создали картотеку пальчиковой гимнастики. Картотеку пальчиковых игр используем в разные режимные моменты: утром до завтрака, перед обедом, после полдника.

  1. Как известно, развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Поэтому в течение года вместе с детьми работали над долгосрочном проектом «Веселые пальчики».

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… » В. А. Сухомлинский – это высказывание великого педагога стало эпиграфом к проекту.

Работать по проекту начали 01.09.2015, а закончили 30.05.2016, хотя на самом деле, продолжали работать по теме проекта и всё лето.

Содержание проекта интегрирует следующие области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Целью проекта стало создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

- совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей 4-5 лет через использование разнообразных форм, методов и приемов;

- развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки.

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника мы постарались максимально развивать.

Расширение объёма пальчиковых игр и систематическое использование их в работе с детьми активизировало движение пальцев рук, что в свою очередь стимулировало развитие речи.

Используя разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук,  я добилась проявление интереса детей к различным видам деятельности.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В своей работе я использовала следующие источники:

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

  1. Организуя развивающую среду оформили «Центр конструирования» способствующий развитию мелкой моторики рук. В него входит:

•  Конструкторы разного размера.

•  Фигурки людей и животных для обыгрывания: наборы диких и домашних животных и их детенышей и т. д.

•  Образцы построек различной сложности.

•  Крупные и мелкие объемные формы (бруски, кирпичи, призмы, цилиндры, перекрытия).

•  Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический).

•  Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания – мелкие транспортные игрушки; сюжетные фигурки для обыгрывания.

  1. Проводили консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики», «Пальчиковые игры», «Организация игр с детьми в домашних условиях» и др.

Много интересной информации содержится в  научной и учебно-методической литературе, в интернет ресурсах:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Вывод

Целенаправленный, систематический курс пальчиковых игр в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Отчёт по самообразованию

С этим отчётом я выступила  в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Мой отчёт по самообразованию

Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...