Значение подвижных игр для развития речи дошкольников
консультация на тему

Сухова Наталья Викторовна

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сухова Н.В.,  учитель - логопед

                                                     МБУ д/с №49 «Веселые нотки»

Значение подвижных игр для развития речи дошкольников

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. И важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, являются достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

•  развивать моторику мелких мышц кисти;

•  развивать общую моторику;

•  развивать координационные способности;

•  совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;

•  формировать осанку и предупреждать ее нарушение;

•  развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

•  формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;

•  формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

•  формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

       

Примеры игр, направленных на развитие общей моторики

«Кот и сметана»

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот сидит – сметаны нет!

И.П. : основная стойка. Наклоны головой вперед, назад, влево, вправо. Наклон вперед, прогнувшись;

 наклоны вправо, влево.

2 приседания.

«Мишка»

Ходит по лесу, гуляет,

В корзинку шишки собирает.

«Шишка раз, шишка два-

Положу я их сюда».

-А какая это шишка?

-Я не знаю, - шепчет Мишка.

Ходьба на внешней стороне стопы, руки в стороны (в стойке ноги врозь).

Наклоны вперед с касанием рукой пола (поднять «шишку»).

«Кладет шишки в корзину»- поднять руку вверх (показать шишку ).

«На самолет»

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Ходьба на носках, руки в стороны.

Ходьба при приседе.

Бег назад.

Бег вперед.

                                           

    Подвижные игры, физкультминутки имеют особое значение для занятий физической культуры детей с нарушением речи. Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи способствует развитию координации, общей и мелкой моторики. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук и общей моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительское собрание во второй младшей группе детского сада. Тема: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников».

Как обеспечить полноценное развитие  детей? Разговор об одном из аспектов этой проблемы – о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.  Основная  задача – донест...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.

Умные пальчики.   Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связаны с речевой функцией. Известно, что до появления словесной речи первобытный человек, производя разли...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функцио...

"Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников"

Родители сидят по 5—6 человек за столами, на которых лежат разнообразные предметы: мозаика, разные виды конструкторов, семена, орешки, косточки, пуговицы, крупа, бусинки, пластилин, бумага, ножницы, ш...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...