Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом физкульутно-оздоровительного направления развития детей.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом физкульутно-оздоровительного направления развития  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в условиях ДОУ с приоритетом

физкульутно-оздоровительного направления развития

                                               детей.

Выполнила: воспитатель

                                                                               Никифорова Л.А.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить, семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, расширяется их кругозор, получают уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. В нашем детском саду есть такие узкие специалисты, как физкультурный и музыкальный работники. Анализ научных исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического).

Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социо-культурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов в работе с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане. В работе с родителями мы используем различные формы работы:

Индивидуальные и групповые беседы.

Родительские собрания.

«Круглые столы».

Семинары.

Тренинги.

Чаепития.

Спортивные соревнования, КВНы.

Экскурсии.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Детский сад — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Проблемами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и изучением семьи занимаются Н.И.Мушенок, Т.А.Данилина, В.А.Волкова, Е.П.Арнаутова, М.Ю.Картушина, О.Л.Зверева, А.В.Козлова, Т.Н.Дронова и многие другие. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т.д. В настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в дошкольном учреждении, в целом для практики педагогического просвещения родителей характерна раздробленность и случайность, а так же не всегда учитываются запросы родителей в содержании педагогических знаний.

Современная концепция сотрудничества включает 2 традиционных аспекта: концептуальный и организационно-деятельностный, и предполагает следующие этапы работы: информационно-подготовительный этап (педагогическая диагностика семьи), непосредственное включение родителей в деятельность, и третий этап — оказание педагогической поддержки семье, т.е. повышение ее педагогической осведомленности.

Таким образом, современная точка зрения рассматривает родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.

Путем анкетирования выявлялся воспитательный потенциал семьи и их информационные запросы, что в последствии послужило основанием для распределения родителей по группам и оказания им действенной дифференцированной помощи.

Педагогическая осведомленность родителей включает следующие компоненты:

·       Степень участия родителей в воспитательном процессе.

·       Понимание и осознание ответственности за физическое развитие ребенка.

·       Уровень педагогический знаний родителей (знания о развитии, воспитании и обучении детей).

·       Стиль педагогического общения с ребенком (практические умения по организации жизнедеятельности ребенка в семье, осуществления воспитательной деятельности).

Подтверждается предположение, о том, что вопросы оздоровления в большей степени волнуют родителей. И это правомерно, так как детский сад укомплектован детьми часто болеющими, с ослабленным здоровьем.

Нами проводятся как традиционные, так и не традиционные формы работы с семьей: круглые столы с приглашением специалистов разного рода (медицинских работников, физкультурных работников и др.), устные журналы, особый интерес у родителей вызвала «Школа здоровья». Вся работа, ее содержание и формы организации согласовывалась с запросами родителей.

Активное участие всех заинтересованных родителей позволило сделать вывод о том, что данная система работы является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей, способствующей повышению педагогической осведомленности родителей, а наиболее эффективными методами являются интерактивные методы работы.

Успешной работе ДОУ по повышению педагогической осведомленности родителей будут способствовать постоянный учет потребностей родителей в педагогических знаниях, учет трудностей в воспитании и установлении обратной связи, введение интерактивных форм работы ДОУ с семьей и включение родителей в повседневный педагогический процесс.

  Наряду с традиционными формами существуют современные работы с семьей.

  Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения.

  Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научиться хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые помогают нам в нашем детском саду осуществлять необходимые возможности:

Первые визиты в детский сад.

  Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

Вводные собрания.

  После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

Конференции родителей и воспитателей.

  Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Как использовать письменные формы общения?

  Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

  Брошюры.

  Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

  Пособия.

  Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

  Бюллетень.

  Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

  Доска объявлений.

  Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

  Ящик для предложений.

  Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

  Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

  Член родительского совета.

  Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

  Как развивать работу, направленную на родителей?

  Сотрудничество родителей друг с другом.

  Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

  Информация для родителей и их обучение.

  Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

  Использование коммуникативных ресурсов.

  Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

  Обмен литературой.

  Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-,аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Что могут делать родители в детском саду:

- приносить различные игрушки для общих игр;

- собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;

-участвовать в праздниках (например, в спортивных мероприятиях праздников «День именинника», и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы органихзации и содержания работы с родителями в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работ...

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для воспитателей "Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО" Выделены 4 основных направления....

Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...

Перспективный план работы с родителями по организации развивающей предметно-пространственной среды через сенсорное развитие детей 2019-2020г.

Перспективный план работы с родителями по организации развивающей предметно-пространственной среды через сенсорное развитие детей2019-2020г....

Перспективный план работы с родителями на 2018-2019 учебный год (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Целенаправленное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи в воспитании детей, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, содействовие единству целей...