Картотека здоровьесберегающих технологий
картотека на тему

Малахова Ольга Васильевна

В картотеке представлены комплексы дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз, массажи спины, лица, рук и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx58.21 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека здоровьесберегающих технологий

Физкультминутка

«Жук»

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел: «Ж – Ж  – Ж».

сидя, ноги скрестно, грозить пальцем

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону

Жук на нос к нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

указательным пальцем правой руки совершить движение к носу

Жук наш приземлился,

направление рукой вниз сопровождает глазами

Зажужжал и закружился: «Ж – Ж – Ж»

стоя, ноги врозь, делать вращательные движения руками и встать

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

посиди на ней немножко отвести руку в правую сторону

проследить глазами, то же в другую сторону

Жук наверх полетел,

И на потолок присел.

поднять руки вверх, посмотреть вверх

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

 подняться на носки, смотреть вверх

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

хлопки в ладоши

Массаж

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Массаж ушных раковин - показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Массаж лица

Слова \ Действие

Для здоровья, настроения.

Делаем мы упражнения.

Лоб погладим вправо-влево

Щечки хлопнем смело-смело.

Ушки мы помнем, потрем

И по шире разведем.

Нос не пустит нас гулять,

Нужно нам его помять:

Сверху вниз и покрутить

Точки нужные найти.

растирать крылья носа

Грудь похлопать нам не сложно.

И гулять идти нам можно.

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку ставим козырьком.

Вилку пальчиками делай,

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем, да-да-да,

Нам простуда не нужна!

Массаж ушных раковин.

Слова \ Действие

Подходи ко мне дружок

И садись скорей в кружок!

Ушки ты свои найди

И быстрее их потри.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас  все тянем вниз,

Ушко ты не отвались.

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно

 упражнение «Погреем ушки»

-  Раз, два. Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра.

Наступила тишина!

Массаж пальцев рук

Растирание, надавливание, пощипывание, потряхивание пальцев рук

Эй, ребята, все ко мне

Кто стоит там в стороне!

Легко, весело, без напряженья

Начинай игру — массаж!

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду

С ноготками поиграю.

Друг об друга их потру.

3атем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики

Превращу их в зайчики.

Раз - два, раз - два,

Вот и кончилась игра.

Отдыхает детвора.

Массаж спины

«Зайкин  огород»

(выполняется в паре)

Игра, весёлая игра, игрой довольна детвора!

А ну быстрей лови кураж,

ведь впереди у нас массаж!

Был у зайки огород

Ровненьких две грядки.

 плотное поглаживание от плеча до кисти

Там играл зимой в снежки

легко стучит пальцами по раскрытым в сторону рукам

Ну а летом в прятки.

прячет кулачки под ладонь партнера

А весною в огород,

Зайка с радостью идет!

прыгает вокруг партнера и останавливается у него за спиной.

Но сначала все вскопает,

вращательные движения кулачками по спине

А потом все разровняет,

"Расчесывать" спину сверху вниз

Семена просеет ловко

И пойдет сажать морковку.

берет "зайчика" за плечи  и слегка  трясет

Ямка - семя, ямка - семя,

собирает в щепотку кожу на спине одной

рукой, а в центре нее ставит "точку" другой рукой

Закопает, разровняет

И глядишь, на грядках вновь

Вырастут горох, морковь.

«метелочка» руками  по спине

Урожай свой соберет.

ребром ладоней гладит спину сходящимися движениями рук

Все собрал.

И как раз –

Здесь закончился рассказ!

плотно проводит руками по контуру тела от макушки до щиколоток

Комплекс дыхательной гимнастики

для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания.

    Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «м – м – м» (рот плотно закрыт).

    Вдох через нос короткими толчками  (рот плотно  закрыт).  Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).

    Полный вдох через рот под счет 1, 2, 3,  4.

Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5,6,7; под счет 8, 9, 10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.  

     Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее,  делая поочередно выдох левой или правой ноздрей

 (рот плотно закрыт).

 

    «Ныряльщики»: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.

    «Кто лучше надует игрушку?» - вдох  носом, медленный выдох через рот,  в отверстие игрушки.

Дать понюхать цветок, духи, фрукты.  

«Трубач»

Сидя на стуле, кисти рук сжаты в «трубочку» и подняты вверх перед ртом. Выполняем мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, медленно выдыхая, произносить «п – ф – ф – ф» -

15 – 20 сек.

«Лыжник»

Стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах в течение  1.5 – 2 минут.  Выдох через нос с произношением звука:

«м – м – м – м».

Повторить 4 – 6  раз.

«Часики»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) –

назад (выдох) произносить: «Тик – так».

Повторить 10 – 12 раз.

«На турнике»

Стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произношением звука: «ф – ф – ф – ф».

Повторить 3 – 4 раза.

«Гребля на лодке»

Сидя, ноги врозь: вдох – живот  втянуть, руки вперед. Выдох – живот  выпятить, руки в стороны.

Повторить 8 – 10 раз.

«Ежик»

Сидя, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох с произношением : «п – ф – п – ф – ф». Выпрямить ноги - вдох.

Повторить 6 – 8 раз.

«Журавли»

И.п. - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: « у – у – у».

Повторить  6 – 8 раз.

«Пилка дров»

Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

Повторить 10 – 12 раз.

«Дровосек»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: «ух – х – х».

Повторить 6 – 8 раз.

«Вырасти  большой»

И.п.: стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Повторить 4 – 5раз.

«Гуси гогочут».

И.п.: сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад - длительный выдох с произнесением слова: «Га-а-а». Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение - вдох.

Повторить 4-6 раз.

«Маятник»

И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: «Ту-у-ук». Выпрямляясь - вдох.

Повторить 6-8 раз.

«Чудо-нос»

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

«Ворона»

И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «ка-р-р-р», максимально растягивая звук [р].

Повторить 6 – 8 раз.

«Паровозик»

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».

Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-ту-у-у».

Продолжительность – до 30 секунд.

«Гуси летят»

Медленная ходьба в течение 1 – 2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить «г-у-у-у-у».

Повторить 4 – 6 раз.

«Воздушный шарик»

И.п.: сидя или лежа, ребенок кладет руки на живот.

Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.

Задерживает дыхание на 5 секунд.

Выполняется 5 раз подряд.

«Бросим мяч»

И.п.: стоя, руки с мячом подняты вверх.

Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х».

Повторить 5 – 6 раз.

«Петушок»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.

К нам в гости пришёл петушок. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить: «Ку-ка-ре-ку!»

Повторить 4-6 раз.

«Волна»

И.п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.

На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".

После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Повторить 4 – 6 раз.

«Дерево на ветру»

И.п.: сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).

Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой  (вдох) и опускать вниз,  перед собой (выдох), немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Повторить 4-6 раз.

«Ножницы»

      И.п.: сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).

Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. На медленном вдохе – левая  рука поднимается вверх, правая опускается вниз.

На выдохе – левая рука вниз, правая вверх.

     После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

«Хомячок»

Предложите ребенку пройти несколько шагов  (до 10 -15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

 Повторить 4 -6 раз.

«Ныряльщики за жемчугом»

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Повторить  4-6 раз.

«Подуем на…»

И.п.: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

«Косим траву»

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох,

 вправо – вдох.


Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.


Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками.

Повторить с начала 3 – 4 раза.

«Регулировщик»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5–6 раз.

«Сердитый ежик»


Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.

Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

Повторить 3 – 5 раз.

«Говорим скороговорки»

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Повторить 2 – 3 раза.

«Подуем на…»

ИП: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди,  делает спокойный выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой.

Взрослый приговаривает:

«Подуем на живот,

Как трубка, станет рот,

Ну, а теперь - на облака

И остановимся пока».

«Филин» или «Сова»

День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками – крыльями, опуская их вниз, произносит:

 «у-уф-ф-ф».

Игра также развивает внимательность и способность сосредоточиться.

«Подуй на одуванчик»

И.п.: малыш стоит или сидит.

Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Повторить 4 – 6  раз.

«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу, 
Лечу, куда хочу

руки опущены, ноги слегка расставлены,

вдох через нос
Хочу налево посвищу

повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть 
Могу подуть направо

голова прямо, вдох, голова направо,

губы трубочкой, выдох 
Могу и вверх

голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох
И в облака

опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот 
Ну а пока я тучи разгоняю.

круговые движения руками

«Надуй шарик»

И.п.: ребёнок сидит или стоит.

«Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ф-ф-ф».

«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши,

«из шарика выходит воздух» - ребенок произносит:

«ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Можно использовать стихи.

Надуваем быстро шарик,

Он становиться большой.

Шарик лопнул,

Воздух вышел.

Стал он тонкий и худой.

Повторить 2 – 4 раза.

«Курочка»

И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Повторить 4-6 раз.

«Жук»

     И.п.: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у» - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Повторить 4-6 раз.

« Подуй на свечку»

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос; «три, четыре» — продолжительный и медленный выдох через рот, имитирующий задувание свечи.

Повторить 4 – 6 раз.

 «Спускай воздух»

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!».

Повторить 4 – 5раз.

«Косарь»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!».

Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

«Гуси шипят»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш».

Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Шагом марш!»

Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На  2 шага – вдох, на 6- 8 шагов – выдох. Выдыхая, произносить «ти- ш-ш-ше».

Повторить в течение 1.5 минуты.

«Семафор»

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох, произносить «с-с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

Гимнастика для глаз

Если  каждый день в течение 2-3 мин выполнять следующие упражнения, то можно спасти глаза от утомления и близорукости:

  •   широко раскройте рот и глаза – 4 раза;
  •   крепко зажмурьтесь – 4 – 6 раз не открывая глаз сделайте 12 легких морганий;
  •   закройте глаза, а носом  «пишите», как ручкой;
  •   поднесите палец к лицу на расстоянии 20 см, перемещайте палец сначала в одну сторону, а затем в другую, следя за ним глазами; двумя пальцами правой руки проведите по часовой стрелке вокруг глазницы и брови – 2 – 3 раза;
  •   смотрите прямо перед собой 30 сек, быстро моргайте 30 сек, неподвижно смотрите  перед собой;
  •   закройте глаза и « посмотрите» вверх, затем вниз (8 раз);
  •   закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками влево, вправо, вверх и обратно.

«Самолёт»

Пролетает самолёт.

С ним собрался я в полет.

смотрят вверх, ведя пальцем

за «пролетающим самолетом»

Правое крыло отвел – посмотрел.

                        Левое крыло отвел – посмотрел.

отводят попеременно руки и прослеживают взором

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

делают вращательное движение перед грудью

и  прослеживают взором.

Поднимаюсь в высь, лечу.

Возвращаться  не хочу.

приподнимаются на носочки, имитация полета

Мы летаем далеко.

«Стрекоза»

Вот такая стрекоза – как горошины глаза!

пальцами делают очки  

Влево – вправо, назад – вперед,

глазами смотрят влево – вправо

Ну совсем как вертолет.

круговые движения глазами

Мы летаем высоко,

смотрят вверх

Мы летаем низко.

смотрят вниз

Мы летаем далеко,

смотрят вперед

Мы летаем близко.

смотрят вниз

«Тише, тише»

Как на горке снег, снег,

поднять обе руки вверх и

 посмотреть на кончики пальцев

И под  горкой – снег, снег,

опустить руки, посмотреть на кончики пальцев

И под снегом спит медведь

присесть, сложить ладони вместе у щеки.

Тише, тише – не шуметь!

приложить указательный палец ко рту «Тсс!».

   

«Буратино»

Буратино потянулся,

встают на носочки, поднимают руки и

смотрят на кончики пальцев

Вправо – влево потянулся,

Вниз – вверх  посмотрел

И на место тихо сел.

не поворачивая голову, смотрят влево – вправо

«Послушные глазки»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

закрывают оба глаза

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

продолжают стоять  с закрытыми глазами

А теперь мы откроем, через речку мост построим.

открывают глаза, взглядом рисуют мост

 Нарисуем букву О, получается легко.

глазами рисуют букву о

Вверх поднимем, глянем вниз,

глаза поднимают вверх, опускают вниз

Вправо – влево повернем

глаза смотрят вправо – влево

Заниматься вновь начнем.

глаза смотрят вверх, вниз

«Ветер»

Ветер дует нам  в лицо

часто моргают веками

Закачалось деревцо

поворачивают голову,

смотрят влево – вправо

Ветер тише, тише

медленно приседают, опуская глаза вниз

Деревцо все выше, выше

встают и глаза поднимают вверх

«Заяц»

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри.

смотрят вверх

Вниз морковку опусти

смотрят вниз

Только глазками смотри:

Вверх – вниз, вправо – влево.

глазками смотрят вверх – вниз, вправо – влево

Ай да заинька умелый!

Глазками моргает.

моргают глазками

Глазки закрывает.

глазки закрывают

Зайчики морковки взяли.

С ними весело  плясали

глазки открывают и моргаю.

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

смотрят вверх

Капай, капель не жалей.

смотрят вниз

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами

Зря в окошко не стучи.

«Теремок»

Терем – терем – теремок!

Движение глазами вправо – влево

Он не низок, не высок,

Движения глазами вниз – вверх

Наверху петух сидит,

Он кукареку кричит.

Моргают глазами

Профилактические упражнения для глаз

15 колебательных движений по горизонтали справа налево,

слева направо;

15 колебательных движений по вертикали:

вверх – вниз, вниз – вверх;

15 вращательных движений глазами слева направо;

15 вращательных движений глазами справа налево;

15 вращательных движений глазами в правую, затем

 в левую стороны – «восьмерка».

«Пальцы эти – все бойцы»

Пальцы эти – все бойцы,

Удалые молодцы.

дети разводят пальцы на обеих руках,

потом сжимают в кулак.

Два больших и крепких малых!

приподнимают большие пальцы,

другие крепко прижимают к полу.

Два гвардейца – храбреца!

приподнимают указательные пальцы.

Два сметливых молодца!

приподнимают средние пальцы.

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

приподнимают безымянные пальцы.

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

приподнимают мизинцы,

хлопают ладонями по полу

«Воробей»

Ты малыш, воробей,

раскрыть и соединить несколько раз большой и указательный пальцы, остальные сжаты.

На морозе не робей,

потереть ладони.

По кормушке клювом бей,

постучать указательным пальцем по ладони.

Наедайся поскорей.

поднять скрещенные ладони над головой, помахать.

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей.

Крошки хлеба поклевал, 

постучать указательным пальцем по ладони.

Над землею полетал.

поднять скрещенные ладони, помахать.

Массаж  рук

«Гусь»

Слова / Действие

- Где ладошка? Тут?

- Тут!

Показать правую ладошку.

- На ладошке пруд?

- Пруд!

Круговые движения левым указательным пальцем по ладони.

Палец большой – гусь молодой.

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец.

Полетел гусь в рот.

А оттуда в живот!

Вот!

Махи кистями рук.

Двумя ладонями погладить живот.

Массаж лица

«Летели утки»

Слова \ Действие

Летели утки

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз

Задели ели

Самую макушку.

Так же легко провести 6 раз по щекам

И долго елка

Ветками качала.

Указательными пальцами массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Повторить

Расслабляющий массаж

(для снятия физического и эмоционального напряжения)

     И.П. – стоя. Лёгкие поглаживания ото лба к вискам и вокруг глаз до переносицы.  (5-20 раз)

     И.П. – тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании). (5-20 раз)

     И.П. – тоже. Погладить руки, плечи в направлении  к  туловищу  (5-20 раз)

     И.П. – тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке. (5-20 раз)

Массаж ног

Слова \ Действие

Божьей коровки папа идёт.

сидя, гладить ноги сверху вниз

Следом за папой мама идёт.

разминать ноги

За мамой следом детишки идут.

похлопать их ладошками

Следом за ними малышки бредут.

«Шагать» пальчиками

Красные юбочки носят они,

поколачиваем кулачками

Юбочки с чёрными точечками.

постукиваем пальчиками

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы

А если будет жарко им,

То прячутся все вместе в тень.

погладить ноги ладонями, спрятать руки

Массаж тела

«Пироги»

Слова \ Действие

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

хлопки по левой руке от кисти к плечу

Хлопки по правой руке так же.

Здравствуй Мишенька – дружок.

Сколько стоит пирожок

хлопки по груди

хлопки по бокам

Пирожок – то стоит три,

А лепить их будешь ты!

хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов

К празднику и стол готов!

поглаживание в той же последовательности.

Массаж биологически активных зон «Борода»

Слова \ Действие

Да-да-да, да-да-да.

Есть у деда борода.

потереть ладони друг о друга

Де – де – де,   де – де – де

Есть сединки в бороде.

провести руками от затылка до ямки

Ду – ду – ду,  ду – ду – ду

Расчеши-ка бороду.

большими пальцами провести по шее от подбородка

Да – да – да,  да – да – да

Надоела борода.

сжав кулачки, косточками указательных пальцев растереть крылья носа

Ду – ду –ду, ду –ду –ду

Сбреем деду бороду.

Положить три пальца на лоб и погладить

Ды – ды – ды, ды – ды – ды

Нет больше бороды.

указательный и средний палец положить перед ухом и за ухом и растереть

Массаж тела

«Жарче»

Слова / Действие

Жарче, дырчатая тучка

Поливай водичкой ручки.

растереть ладошки

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки,

Мой затылочек, височки,

Подбородочек и щёчки.

постукивать пальцами по плечам, локтям, кистям, затылку, вискам, подбородку и щекам

Трём мочалкою коленочки,

Щёточкою хорошенечко,

Пяточки, ступни и пальчики.

Моем девочек и мальчиков!

растираем ладонями колени, ступни и пальцы ног

Массаж ушей

Слова \ Действие

На дальней границе

И в холод и в зной,

В зелёной фуражке

Стоит часовой.

легко загнуть руками уши вперёд

На дальней границе

И ночью и днём,

Он зорко, он зорко,

Следит за врагом.

потянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз.

И если лазутчик

Захочет пройти,

Его остановит

Солдат на пути.

указательным и большим пальцем массировать слуховые отвороты.

Массаж лица

«Мельник»

Слова \ Действие

Белый, белый мельник

Сел на облака.

провести пальцами по лбу от середины к вискам

Из мешка посыпалась

Белая мука.

легко постучать пальцами по щекам

Радуются дети,

Лепят колобки

косточками больших пальцев растереть крылья носа

Заплясали сани,

Лыжи и коньки.

раздвинув указательный и средний палец, массировать точки за  ушами и перед ушами

Массаж пальцев

«Подарок маме»

Слова \ Действия

Маме подарок я сделать решила,

Короб с катушками тихо открыла.

тереть ладонь о ладонь

Нитки и пяльцы достала я с полки,

Вдела зелёную нитку в иголку.

растирать пальцы, как  бы одевая кольцо

Вот получился красивый цветок.

Я закрепляю последний стежок.

потереть ладони

В комнату мама войдет – удивится:

Дочка, какая же ты мастерица.

встряхнуть пальцы

Массаж рук

«Плотник»

Слова \ Действия

Мастер в руки взял фуганок

Остро наточил рубанок.

поглаживание рук от плеча к кисти

Доски гладко остругал,

Взял сверло, шурупы взял.

разминать поочерёдно руки пальцами

Доски ловко просверлил,

Их шурупами свинтил.

круговые движения пальцами от плеча к кисти

Поработал долотом,

Сколотил всё молотком.

постукивание по рукам от плеча к кисти

Получилась рама,

Загляденье прямо!

быстро перебирая пальцами, пройтись  от плеча до локтя

Прекрасный тот работник

Зовётся просто плотник.

погладить обе руки

Массаж тела

 «Ладошки»

Слова \ Действия

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

хлопки в ладоши

Правой, правою ладошкой

Мы пошлёпаем немножко.

шлепки по левой руке от плеча к кисти

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

тоже по правой

А потом, потом, потом,

Даже щёки мы побьём.

хлопки по щекам

Вверх ладошки – хлоп, хлоп.

По коленкам шлёп, шлёп.

хлопки над головой, по коленям

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай.

по плечам, по бокам

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

по спине, по груди

Справа – можем, слева – можем!

И крест – накрест руки сложим.

поколачивание ладонями по груди слева, справа

И погладим мы себя,

Вот какая красота.

поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам

Массаж лица

Слова \ Действия

Тёплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

провести пальцами от бровей до подбородка и обратно 4 раза

Дуб нам хочет поклониться,

Клён кивает головой.

от точки между бровями большим пальцем массировать лоб до основания волос и обратно 4 раза

А кудрявая берёзка

Провожает всех ребят.

массаж висковых впадин указательными пальцами круговыми движениями

До свиданья лес зелёный,

Мы уходим в детский сад.

поглаживание лица

Массаж спины

 «Паровоз»

(дети встают «паровозиком»)

Слова \ Действия

Чух – чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу.

похлопывание ладонями по спине

Чух – чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу.

похлопывание кулачками оп спине

Колёсами стучу, стучу,

Колёсами стучу, стучу.

постукивание пальцами

Садись скорее, прокачу!

Чу, чу, чу!

поглаживание ладонями

Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж

Массаж спины

 «Дождик»

(дети встают «паровозиком»)

Слова \ Действия

Дождик бегает по крыше –

Бом, бом, бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом, бом, бом!

похлопывание ладонями по спине

Дома, дома посидите –

Бом, бом, бом!

Никуда не выходите –

Бом, бом, бом!

постукивание пальцами

Почитайте, поиграйте –

Бом, бом, бом!

А уйду – тогда гуляйте.

Бом, бом, бом!

поколачивание кулачками

Дождик бегает по крыше –

Бом, бом, бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом, бом, бом!

поглаживание ладонями

Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.

Массаж тела

«Черепаха»

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Дети выполняют лёгкие пощипывания пальцами: рук, ног, груди.

Массаж спины

( Движения по тексту, выполняются 40-50 секунд)

В колонночку в круг встали,

Ладошками по спинке застучали.

Дети спинку подставляют,

И со спинками играют,

Здоровья спинкам прибавляют.

Массаж стоп

Дети садится на пол, кладут ногу на ногу.

На правой руке сгибают пальцы, делают «щёточку».

Костяшками пальцев энергично проводят по стопе.

Ладонью энергично трут ступню.

Двумя руками разминают пальцы.

Пальцами разминают пятку.

Ладонью поглаживают ступню.

Повторяют всё с другой ногой.

Оздоровительный массаж тела

Слова \ Движения

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки.

А потом ладошкой в лоб –

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Щёки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем!

Ну-ка, дружно, не зевать!

1, 2, 3, 4, 5!

А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди!

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа!

Постучим и тут и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим.

Потянулись – выше, выше.

Массаж спины

«Дятел»

Дятел жил в дупле пустом,

похлопывают ладонями по спине друг друга.

Дуб долбил, как долотом.

Тук, тук, тук! (2 раза)

поколачивают кулачками по спине.

Долбит дятел крепкий сук.

Клювом, клювом он стучит,

постукивают кулачками по спине.

Дятел ствол уже долбит.

Дятел в дуб все тук  да тук.

постукивают ребрами ладоней.

Дуб скрипит: Что там за стук?

Дятел клювом постучал,

поглаживают ладонями спину.

Постучал и замолчал,

Потому что он устал.

массаж делают два раза,

по команде разворачиваются кругом.

Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Цель: профилактика простудных  и других заболеваний; повышение жизненного тонуса у детей; привитие им чувства ответственности за свое здоровье.

Дозировка  выполнения каждого упражнения в комплексе – 5 - 10 раз

Первый комплекс

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Соединить ладони и потереть ими (по горизонтали) одна о другую до нагрева.
  2. Нажимать указательным пальцем точку под носом.
  3. Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
  4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
  5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

Второй комплекс

(декабрь, январь, февраль)

  1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь  о другую поперек. (Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.)
  2. Слегка подергать кончик носа.
  3. Указательными пальцами массировать ноздри.
  4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились».
  5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук

«М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.

  1. Вдох через нос,  выдох  через рот на ладонь – « сдуваем снежинку с ладони».

Третий комплекс

(март, апрель, май)

  1. « Моем» кисти рук.
  2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
  3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
  4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
  5. Несколько раз зевнув и потянуться.

Упражнение на дыхание

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.

Все упражнения следует проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

«Бегемотик»

И.п.: лежа или сидя.

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться словами:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Часики

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

Повторить до 10 раз.

Бабочки полетели

Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола

Коммуникативная игра

«Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки, хлоп – хлоп – хлоп.

похлопать в ладоши.

Здравствуйте, ножки, топ – топ – топ.

руки на поясе, потопать.

Здравствуйте, щечки, тюх – тюх – тюх.

указательным пальцем дотронуться до щек.

Пухленькие щечки, плюх – плюх – плюх.

кулачками постучать по надутым щекам.

Здравствуйте, глазки, миг – миг – миг.

похлопать ресницами.

Здравствуй, наш носик, бип – бип – бип.

указательным пальцем надавить на кончик носа.

Здравствуйте, зубки, щелк – щелк – щелк.

сомкнуть и разомкнуть зубы.

Здравствуйте, губки, чмок – чмок – чмок.

почмокать губами и послать воздушный поцелуй.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека здоровьесберегающих технологий.

Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы и многое другое....

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста

Картотека содержит коммуникативные игры, игровой массаж, дыхательные упражнения, физкультминутки, используемые в работе с детьми раннего возраста....

Картотека "Здоровьесберегающие технологии"

Комплекс №1.(включить не громко музыку для пробуждения)Гимнастика в постелиПотягивание И,п. - лежа на спине, руки поднять вверх.«Вы проснулись?» - «Да»«Улыбнулись?» - «Да» Потянулись?» - «Да»«С б...

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей младшего дошкольного возраста

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека здоровьесберегающих технологий Старшей группы "Будьте здоровы!"

Картотека здоровьесберегающих технологий Старшей группы "Будьте здоровы" содержит в себе пальчиковые игры, дыхательную гимнастику и подвижные игры. Всё то, что необходимо для укрепления здоровья ...

картотека здоровьесберегающей технологии "Будьте здоровы" для старшей группы

картотеказдоровьесберегающей технологии "Будьте здоровы" для старшей группы...