Картотеки
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сапицына Наталья Игоревна

В этой папке представлены картотека дыхательной гимнастики, картотека физкультминуток

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_dyh_gimnastiki.doc96 КБ
Microsoft Office document icon kartoteka_fizminutok.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дыхательной гимнастики

ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует
«щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
 ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как
« дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
 
САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт
  (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
                                                                   

 ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
 
КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
 
ПЧЁЛКА. 
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала:
«Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу
«покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
 Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
 
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить
«п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
 
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить
«ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
 
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить
«ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
 
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая
«чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
 
На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить
«ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
 Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить
«ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
 
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить
«у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
 
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить
«с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
                                                 
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить
«р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
 
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить
«у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
 
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить
«м-м-м-м-м».
 

Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить
«т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
 
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить
«г-у-у-у».
 
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить
«с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

 Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.
 Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.
 
Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
 
Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
 
Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
                                                                 

Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

 Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
 
Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
 

 
 

                                       

  Средняя группа

Комплекс №1

1. «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.                                              

3. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  • Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  • Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  • Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар
  • Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее,  рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

  • Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  • На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  • Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
  • Задержать дыхание на 3-4 с.
  • Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

 

Комплекс №2

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. «Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. «Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. «Губы «трубкой».

    1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные

        мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все

    лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и

    выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.                                          

4. «Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. «Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

    носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как

    бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы

    носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. «Язык «трубкой».

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

    высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все

    лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

    подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.  4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.                            

7. «Насос».

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом

    наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как

    при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

    вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

  Комплекс №3

Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

Проводится в игровой форме.

1. «Ветер на планете».

Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.

2. «Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей  дыхательной мускулатуры.

И.п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял

3. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

4. «Инопланетяне».

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот,

    грудную клетку.

2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая

    «Я сильный (ая)».

  • Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.


                Дыхательные имитационные упражнения

1. «Трубач».

Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

2. «Каша кипит».

Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

Повторить 1-5 раз.

3. «На турнике».

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

4. «Партизаны».

Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

Повторять 1,5 мин.

5. «Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

                                                       

6. «Регулировщик».

Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

Повторить 4-5 раз.

7. «Летят мячи».

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».

Повторять 5-6 раз.

8. «Лыжник».

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».

Повторять 1,5-2 мин.

9. «Маятник».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением  звука «ту-у-у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

10. «Гуси летят».

Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».

Повторять 1-2 мин.

Старшая и подготовительная группы

                                                           

Комплекс дыхательных упражнений игрового характера

               1. Ходьба.

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:  

                  Мы проверили осанку

                  И свели лопатки.

                  Мы походим на носках,

                  Мы идём на пятках,

                  Мы идём, как все ребята,

                  И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).

2. «Куры».

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

                  Бормочут куры оп ночам,

                  Бьют крыльями тах-тах (выдох),

                  Поднимем руки мы к плечам (вдох),

                  Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой).

 

                                             

3. «Самолёт».

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

                  Расправил крылья самолёт,

                  Приготовились в полёт.

                  Я направо погляжу:

                  Жу-жу-жу.

                  Я налево погляжу:

                  Жу-жу-жу  (Е. Антоновой-Чалой).

4. «Насос». Дети соят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.

Повторять 4-6 раз:

                  Это очень просто –

                  Покачай насос ты.

                  Направо, налёг…

                  Руками скользя,

                  Назад и вперёд

                  Наклоняться нельзя.

                  Это очень просто –

                  Покачай насос ты ( Е. Антоновой-Чалой ).

 

                                                                 

5. «Дом маленький, дом большой».

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

Повторить 4-6 раз:

                  У медведя дом большой,

                  А у зайки – маленький.

                  Мишка наш пошёл домой

                  Да и крошка заинька ( Е Антоновой-Чалой ).

6. «Подуем на плечо».

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

                  Подуем на плечо,                              

                  Подуем на другое.

                  Нас солнце горячо

                  Пекло дневной порой.

                  Подуем на живот,

                  Как трубка станет рот.

            Ну а теперь на облака

                  И остановимся пока.

                  Потом повторим всё опять:

                  Раз, два и три, четыре, пять ( Е. Антоновой-Чалой ).

7. «Косарь».

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

                  Косарь идёт косить жнивьё:

                  Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

                  Идём со мной косить вдвоём:

                  Замах направо, а потом

                  Налево мы махнём.

                  И так мы справимся с жнивьём.

                  Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой ).

8. «Цветы».

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

                  Каждый бутончик склониться бы рад

                  Направо, налево, вперёд и назад.

                  От ветра и зноя бутончики эти

                                                         

 Спрятались живо в цветочном букете ( Е. Антоновой-Чалой).

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз.

9. «Ёж».

Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

                  Вот свернулся ёж в клубок,

                  Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

                  Лучик ёжика коснулся,

                  Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.Всё упражнение повторить 4-6 раз.

10. «Трубач».

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

                  Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

                  Подудим в свою трубу.

                                                             

Упражнения на удлинение выдоха

«Наклоны вперед». И.п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и.п. 1—2—3 — пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 — вернуться в и.п.

«Наклоны в сторону» Наклоны с зонтиком»). И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и.п. 1—2—3 — тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой — «накрылись зонтиком» — выдох. 4 — вернуться в и.п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым  носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.                                                  



Предварительный просмотр:

Овощи

 

№1 ОВОЩИ

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

Дети идут по кругу, взявшись за руки,

в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.

Останавливаются, крутят водящего.

Разбегаются, приседают,

водящий их ищет.

Фрукты

№ 2 САДОВНИК

Мы вчера в саду гуляли,

Мы смородину сажали.

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор,

Завели мы разговор:

— Ты скажи,Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.

Движение правой рукой вверх-вниз.

Имитируют удары молотком.

Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок.

Ведут диалог.

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу

на обеих руках, начиная с больших

№ 3 ЕЖИК И БАРАБАН

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане.

Маршируют, спрятав руки за спину.

Подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко.

Разводят руками.

Руки на поясе, выполняют прыжки на месте.

Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

№ 4 ЯБЛОНЯ

— Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

— Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали...

Дети оборвали!

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

В центре стоит один ребенок — «яблоня».

Дети останавливаются, на каждую строку

загибают по одному пальцу на обеих руках.

Опускают руки, пожимают плечами.

Эти слова произносит ребенок-«яблоня».

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

Дети разбегаются, ребенок-«яблоня» пытается их запятнать.

Ягоды.

№ 5 ЗА МАЛИНОЙ

За малиной в лес пойдем,

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем,

наберем.

Солнышко высоко,

А в лесу тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка.

Дети водят хоровод, взявшись за руки.

Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.

Наклоняются и пытаются достать пол.

Идут по кругу, взявшись за руки.

№ 6 ПО ЯГОДЫ

Мы шли-шли-шли,

Много клюквы нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы опять идем искать.

Маршируют по кругу, держа руки на поясе.

Наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен.

Опять идут по кругу.

Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен.

Грибы.

№ 7 БОРОВИК

По дорожке шли —

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Приседают, опускают голову.

Опускают голову еще ниже, группируются.

Вновь идут по кругу.

№ 8 ЗА ГРИБАМИ

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку,

срывают воображаемые грибы.

Бегут по кругу,

собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя,

срывая воображаемые грибы.

Идут вразвалку,

затем топают правой ногой.

Цветы.

№9 НА ОКОШКЕ В ГОРШОЧКАХ

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки,

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг.

Медленно встают.

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Соединяют ладошки над головой

Раскрывают ладошки-бутоны.

Деревья.

№ 10 ДЕРЕВЬЯ

Листья осенние тихо кружатся,

    Листья нам под ноги тихо ложатся.

 И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Снова кружатся на носочках.

№ 11 ВЕТЕР И ЛИСТЬЯ

Ветер по лесу летал,

ветер листики считал

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

тихо дремлет на тропинке

Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Опускают руки, приседают.

Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

.

№ 12 ЯСЕНИ

Ясени роняют семена.

На сугроб ложатся письмена:

Черточки прямые и косые.

Замерзают ясени босые,

А февраль со всех сторон пуржит,

Письмена стирает и кружит.

Стоя лицом в кругу, приседают,

опускают руки на ковер.

Ритмично прямо и косо прикладывают ладони к ковру.

Встают на носочки, поднимают руки вверх, трясут ими.

Кружатся на носочках против часовой стрелки.

Кружатся на носочках по часовой стрелке.

№ 13 СТАРЫЙ КЛЕН

На поляне перезвон —

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Охватила полствола,

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Грянул наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком

                   

Дети встают парами,изображают работу пилой.

 

 

 

Поднимают руки вверх,

 

медленно наклоняются.

 

Ложатся на левый бок,

потягиваются.

Животные

Домашние животные.

№ 14 ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости

                     А. Барто          

Поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки,

потом по спинке,

по хвостику.

Бег по кругу, высоко поднимая колени.

№ 15 ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

                  Русская народная потешка

Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

 

Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад.

 

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.

 

Поворачиваются спиной в круг,

поднимаются на носочки, отставляют руки назад.

№ 16 КОРОВА

«Му-му-му! — мычит корова. —

Забодаю Катю с Вовой.

Вы не пьете молоко?

Убегайте далеко!»

Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.

Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо-влево.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Разбегаются по группе.

№ 17 ТЕЛЕНОК

Бу-бу,

Я рогатый.

Бу-бу,

Я хвостатый.

Бу-бу,

Я ушастый.

Бу-бу,

Очень страшный

Бу-бу,

Испугаю.

Бу-бу,

Забодаю.

                          А. Введенский

Два прыжка.

«Рожки» из пальчиков.

Два прыжка.

«Хвостик» из руки — за спиной.

Два прыжка.

«Ушки» из ладошек.

Два прыжка.

«Рожки» из пальчиков.

Два прыжка.

Топают.

Два прыжка.

«Бодаются».

№ 18 КОШКА

Вы со мной знакомы близко.

Я приветливая киска.

Кверху — кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасно не обижу.

Но дразнить меня опасно —

Я царапаюсь ужасно.

                                    В. Стоянов

Идут по кругу на носочках, крадучись,

держа согнутые руки перед грудью.

Останавливаются, встают лицом в круг,

делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков.

Вновь идут по кругу крадучись.

Опять останавливаются, встают лицом в круг

и показывают «когти»

№ 19 КИСКА

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит

№ 20 КОТЯТА

Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

Правое ушко, левое ушко.

А ушки у котят, как домики стоят.

№ 21 КОТИК

Вот какой котяшка,

Круглая мордашка,

И на каждой лапке

Коготки-царапки.

Все ему игрушки —

Кубик и катушки.

Котик, точно мячик,

По квартире скачет.

                             

                                   О. Высоцкая

Крадутся по кругу друг за другом на носочках.

Останавливаются, показывают обеими руками мордашку,

Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку.

 

Прыгают на носочках. Держат руки на поясе.

Выполняют поскоки, двигаются по кругу друг за другом

.

№ 22 КРОЛИКИ

Мы на ферме побывали,

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики

То ложились, То кружились

В проволочном домике.

Лапками стучали,

Весело пищали.

Мы зверькам не травки жесткой —

Клеверу достанем...

Вырастайте с нежной шерсткой,

С круглыми хвостами.

                                К. Кубилинскас

Идут по кругу, взявшись за руки.

Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.

 

Ложатся. Кружатся.

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

 

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

Вновь прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.

№ 23 КОЗОЧКА

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

Острые рожки,

Тоненькие ножки.

На самой макушке —

Бархатные ушки.

Язык полотняный,

Хвостик конопляный...

                        Литовская песенка      

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

Показывают «рожки».

 

Прыгают на двух ногах.

Делают «ушки» из ладошек.

Показывают язык «лопатой».

Рукой показывают «хвостик».

№ 24 ИНДЮК

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Крыльями захлопал

Весь раздулся, словно шар

Или медный самовар

Затряс бородою

Понесся стрелою.

(шаги на месте)

(остановиться, удивленно посмотреть вниз)

(потопать ногами)

(руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

(руки на поясе)

(сцепить округленные руки перед грудью)

(помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

(бег на месте)

Дикие животные.

№ 25 ЕЖИК И БАРАБАН

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане.

Маршируют, спрятав руки за спину.

Подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко.

Разводят руками.

Руки на поясе, выполняют прыжки на месте.

Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

№ 26 ВЕСЕЛЫЕ ЗВЕРЯТА

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик

                                     Н. Нищева

Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

 

Прыгают, согнув руки перед грудью.

 

Идут вперевалку.

 

Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

№ 27 МЕДВЕЖОНОК

Медвежонок Жак простужен,

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим

                              Н. Нищева

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок.

Останавливаются, протягивают к ребенку руки «ковшиком».

Берут ребенка в круг, идут все вместе.

№ 28 МЕДВЕДЬ

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише... Не шуметь!

                                         И. Токмакова

Дети медленно поднимают руки вверх.

Медленно приседают, опускают руки.

Вновь встают и поднимают руки.

Приседают и опускают руки.

На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.

№ 29 НА ВОДОПОЙ

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

                                   

Дети идут по кругу друг за другом.

.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Идут на четвереньках.

Останавливаются.

№ 30 МИШКИ

Мишки по лесу гуляли,

Мишки ягоды искали.

Вот так, вот так

Мишки ягодки искали.

Сладку ягодку малинку

Положили всю в корзинку

Вот так, вот так.

Положили всю в корзинку.

Как малинкой угостились,

Все на травке развалились.

Вот так, вот так.

Все на травке развалились.

А потом Мишки плясали

Лапки кверху поднимали

Вот так, вот так.

(идем вперевалочку)

(ставим одну руку на бочок – это

«корзинка»)

собираем ягоды и складываем в «корзинку»)

(гладим себя по животику)

(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)

№ 31 ЗВЕРИНАЯ ЗАРЯДКА

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться

Любят долго потянуться

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Присесть, встать

кулачками потереть глаза

потянуться

зевнуть, прикрывая рот ладошкой

движение бедрами в стороны

прогнуться в спине

прыжок

руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса

Ноги на ширине плеч

переступание с ноги на ногу

раскачивание туловища в стороны

Птицы.

№ 32 СНЕГИРИ

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят. —

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

                Н. Нищева                            

4 хлопка руками по бокам

4 наклона головы.

Частые потряхивания руками, опущенными вниз.

2 поворота головы на каждую строку.

Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями.

.

№ 33 ВОРОБЕЙ

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

                           Русская народная потешка      

Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».

В центре скачет на корточках один ребенок — «воробей».

Встают лицом в круг, берутся за руки,

идут приставным шагом.

«Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.

.

№ 34 ЛАСТОЧКИ

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

                       Болгарская народная песенка

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Приседают, сложив руки за спиной.

Делают ритмичные наклоны головы.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

Насекомые.

№ 35 БАБОЧКА

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает.

— Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, считать не сосчитать!

Задень, за два и за месяц...

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Даже мудрая пчела

Сосчитать бы не смогла!

                               Н. Нищева  

Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

Хлопки в ладоши

Прыжки на месте

Шагаем на месте

Хлопки в ладоши

Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

Продукты.

№ 36 КОЛОБОК

Колобок, колобок,

Колобок — румяный бок

По дорожке покатился

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку,

Всем играл на балалайке.

У лисы спел на носу, —

Больше нет его в лесу.

                                       Н. Нищева          

Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.

Бегут на носочках, держа руки на поясе.

Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца

Изображают игру на балалайке.

Пляшут вприсядку.

Разводят руками.

Времена года.

№ 37 ОСЕНЬ

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

На листочках белый иней.

                               Е. Головин

Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,

Плавные движения над головой влево-вправо

Медленно приседают,

делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.

Встают, плавно разводят руки в стороны

Поднимаются на носочки, руки вверх.

№ 38 СНЕЖНАЯ БАБА

Сегодня из снежного

мокрого кома

Мы снежную бабу

слепили у дома.

Стоит наша баба

у самых ворот

Никто не проедет,

никто не пройдет.

Знакома она уже

всей детворе,

А Жучка все лает:

«Чужой во дворе!»

                                      И. Демьянов

Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

Повороты вправо-влево, руки на поясе

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой.

Идут по кругу, взявшись за руки,

№ 39 СНЕГОВИК

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка —

Увы! — и нет снеговика.

                     

                     В. Егоров            

Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком.

«Рисуют» обеими руками большой круг.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа,

встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

№ 40 ХУДОЖНИК-НЕВИДИМКА

Художник-невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

                               Н. Нищева

Маршируют по кругу друг за другом с

высоким подниманием колена.

Останавливаются, встают лицом в круг,

трут щеки ладонями.Щиплют себя за нос.

Идут на цыпочках друг за другом.

Останавливаются лицом в круг,

«рисуют» листья воображаемой кистью.

№ 41 ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильным

Русская народная песенка

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Поворачивают в противоположную сторону.

Останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох.

Опускают руки, приседают, делают выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

№ 42 ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Всё журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

                     Белорусская народная песня  

Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.

Продолжают идти и медленно опускают руки.

Бегут на носочках. Руки на поясе.

Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.

.

Явления природы.

№ 43 ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Шлепаем по лужам.

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Зонтик нам не нужен.

Нам не страшен сильный дождь!

Лето наступило!

Ну, промокли мы. И что ж?

Будем мыться с мылом!

                                Н Нищева

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.

Тянутся вверх, раскинув руки.

Пожимают плечами.

Улыбаются. Показывают, как намыли вают руки.

№ 44 РАДУГА

Здравствуй, радуга-дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга!

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком.

                 Н Нищева

Дети выполняют поклон.

рисуют в воздухе дугу,разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом,

высоко поднимая колени.

Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

Бегут по кругу друг за другом,

высоко поднимая колени.

№ 45 ДОЖДИК

Капля раз, Капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Прыжки на носочках, руки на поясе.

Развести руки в стороны.

Сомкнуть руки над головой полукругом

№ 46 ТУМАН

Туман повис клоками

в саду и во дворе.

Поймать туман руками

решил я на заре.

Я взял его ладошкой

и крепко-крепко сжал.

Но прыткий он как кошка.

Он взял... и убежал.

Висит туман над речкой

и дышит как живой,

Как белая овечка

с кудрявой головой.

И маленькие рожки

на этой голове.

Но поутру остались

лишь капли на траве...

Дети присели на карточки,

выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Медленно крепко сжимают кулачки.

«Бегают» пальчиками по полу.

Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону

Смыкают руки над головой.

Показывают «рожки».

Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

№ 47 ГНОМ И ДОЖДЬ

Дождик, дождик за окном.

Под дождем остался гном.

Поскорей кончайся, дождик,

Мы гулять идти не можем.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.

Приседают.

Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Н. Нищева

Мой дом. Моя страна.

№ 48 В ЛЕТНЕМ САДУ ЛИСТОПАД

В Летнем саду листопад.

Листья в саду шелестят.

В канавке Лебяжьей

купаются листья

Газоны от листьев

дворники чистят.

Грустные статуи

в тихих аллеях.

В тихих аллеях

осенью веет.

                            Н. Нищева

Дети плавно качают руками вправо, влево.

Приседают, водят руками по полу.

Машут воображаемой метлой.

Встают на носочки и замирают.

Дети кружатся на носочках, руки подняты вверх.

№ 49 СТРОИМ ДОМ

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нем старый гном.

Дети выполняют прыжки на месте.

Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой

Указательным жестом вытягивают руки вперед.

Приседают.

                                  Н. Нищева

№ 50 К РЕЧКЕ

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре —

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль,

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Дети идут к центру круга.

Наклоняются, трут лицо руками.

Прыжки на месте

Потянулись, руки вверх

Идут по кругу, взявшись за руки.

.

Показывают «брасс».

Показывают «кроль».

Идут по кругу, сложив вытянутые руки.

маршируют.

.

                        Н. Нищева

Одежда.

№ 51 ПЛАТЬЕ

Это платье для Наташки —

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

«Рисуют» на животике два кармашка.

Прикладывают обе ладошки к животику.

                               Н. Нищева

Обувь.

№ 52 ТАПКИ

Это тапки для Антошки,

Чтобы в них не мерзли ножки.

Топ-топ-топотушки.

Что за тапки! Как игрушки!

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Четыре ритмичных прыжка на обеихногах.

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Сначала левую ногу ставят на носок,

потом — на пятку, потом — правую.

                                Н. Нищева

 

№ 53 БОТИНКИ

Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки.

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

По два раза ритмично топают каждой ногой.

Четыре ритмичных прыжка на обеихногах.

Ходьба по кругу друг за другом.

Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами

                                  Н. Нищева

Человек.

№ 54 ЭТО Я

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали. Вытрем лоб

Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз.

Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.

Левой рукой показывают на нос, правой — на рот.

Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.

Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают.

Кладут ладони на бедра, два раза топают ногами.

Правой ладонью проводят по лбу.

                                    Н. Нищева

№ 55 УМЫВАЛОЧКА

Мы намылим наши ручки,

Раз, два, три. Раз, два, три

А над ручками, как тучки,

Пузыри, пузыри

Круговыми движениями трут одну ладошку о другую.

Два раза выполняют по три ритмичных хлопка.

Выбрасывают руки вверх.

Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе.

                                          Н. Нищева

Посуда.

№ 56 ПОСУДА

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик,

одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

.                             Н. Нищева

№ 57 ЧАЙНИК

Я — чайник,

ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

«Эй, люди, я с вами попить чай хочу».

Дети стоят, изогнув одну руку, как

носик чайника, другую держат на поясе.

Животик надут.

Топают обеими ногами.

Делают призывные движения правой рукой.

Мебель.

№ 58 КРОВАТКА

Вот Кирюшкина кроватка ,

Чтобы спал Кирюшка сладко,

Чтоб во сне он подрастал,

Чтоб большим скорее стал.

Разводят руки в стороны.

Приседают, кладут ладони под щечку.

Медленно поднимаются.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

                              Н. Нищева

Транспорт.

№ 59 МАШИНЫ

На улице нашей

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход!

Я — примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Дети двигаются из одного конца группы в другой,

держа в руках воображаемый руль.

Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.

Маршируют

                                       Я. Тайц

№ 60«Репка»

Вот мы репку посадили

И водой её полили

А теперь её потянем

И из репы кашу сварим

И будем от репки здоровые и крепкие

Наклониться

 имит движения

 имит движения

имит движения

показать силу

№61 Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко

(Энергичные движения плечами).

(Приседания)

№62 Три медведя

Три медведя шли домой:

Папа был большой-большой.

Мама с ним – поменьше ростом,

А сыночек просто крошка,

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(дети идут как медведь)

(поднимают руки вверх)

(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

(садятся на корточки)

(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

№63 Маша растеряша

Ищет вещи Маша,

Маша растеряша

И на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

Маша растеряша!

(поворот в одну сторону)

(поворот в другую сторону, в исходное положение)

(руки вперёд, в стороны)

(присесть, развести руки в стороны)

(руки опустили)

(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)

№64 «Зимний вечер»

Вечер зимний в небе синем

Звезды синие зажег

Ветви сыплют синий иней

На приснеженный снежок

встать из-за стола

встать на носки, потянуться

потряхивая руками, потихоньку сесть

№65 «Птички в гнёздышке сидят»

Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

 Погулять они хотят

И тихонько все летят.

(присесть)

(подняться на носочки)

(помахать руками)

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, ветер тише.

Деревце растёт всё выше.

Дети машут руками к лицу.

Машут кистями рук слева направо.

Присесть, руки вниз.

Встают, поднимают руки, машут кистями рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...