Волшебный песочек
презентация на тему

Папилина Татьяна Леонидовна

Арт – терапия  –   (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_pesok.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Волшебный песочек»

Слайд 2

Арт – терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт - терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе педагогами, психологами и психотерапевтами.

Слайд 3

ЦЕЛИ АРТ-ТЕРАПИИ: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; гармонизация взаимоотношений с миром; Раскрытие своего потенциала; развитие познавательной сферы и личности; повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

Слайд 4

ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ: Музыкотерапия Библиотерапия Драмотерапия Изотерапия Маскотерапия Танцедвигательная терапия Метафорические карты Коллаж Оригами Песочная терапия Цветотерапия Сказкотерапия Фототерапия Работа с глиной Мульттерапия

Слайд 5

Заповеди арт - терапии: Самая первая и главная заповедь арт - терапии: Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья. Вторая заповедь арт - терапии: рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором. Анализируя (то есть по- просту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Третья заповедь арт - терапии: арт -терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.

Слайд 6

Основатель аналитической терапии - Карл Густав Юнг («принцип терапии песком») В научном мире, в частности, на международной конференции в Сан-Франциско (1995), принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы « S » — это классическая форма юнгианской песочной те­рапии со свойственной ей теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой « s » — это различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии , сказки на песке, ди­дактические программы на песке, медитации на песке, реабили­тационные программы для людей с ОПФР и др.).

Слайд 7

Противопоказания к использованию арт-песка Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Эпилепсия или шизофрения. Клиент с очень высоким уровнем тревожности. Клиент с неврозом навязчивых состояний. Аллергия на пыль и мелкие частицы. Легочные заболевания. Кожные заболевания и порезы на руках.

Слайд 8

Принципы Добровольность. Ребенок играет по своему желанию. Активность ведущего взрослого. Взрослый в роли организатора, и непосредственного участника. Активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка. Предупреждение открытых конфликтовмежду детьми. Безоценочность . В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей Безопасность. Отсутствие соревновательного начала в играх Атмосфера доброжелательности Введение ритуалов начала и окончания занятия

Слайд 9

Необходимое оборудование: 1. Водонепроницаемый деревянный ящик (50x70x8 см) 2. Чистый, просеянный песок 3. Коллекции миниатюрных фигурок человеческие персонажи; здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические, морские; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растения: деревья, кусты, цветы, овощи; постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ракушки, ниточки, камни, кости, яйца; символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности; сказочные герои: злые и добрые; религиозные предметы и сувениры; живая зелень; домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры.

Слайд 10

Виды игр 1. ОБУЧАЮЩИЕ Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте. 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей городов и стран, историческими героями и событиями. 3. ПРОЕКТИВНЫЕ То, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком; потенциальные возможности ребенка; творческий полет его фантазии; детский мир; сочинение и разыгрывание сказки.

Слайд 11

Основные принципы игр па песке Создание естественной стимулирующей среды «Оживление» абстрактных символов 3. Реальное «проживание»

Слайд 12

Правила поведения в песке 1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. 2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. 3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места. 4. После игры в песке надо помыть ручки.

Слайд 13

Пять шагов организации игрового процесса 1. Первый шаг - демонстрация песочницы 2. Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок 3. Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке 4. Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия 5. Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода

Слайд 14

«Чувствительные ладошки» (игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук) Серия игр «Отпечатки наших рук» Серия игр «Что же спрятано в песке?» 1. ОБУЧАЮЩИЕ «Песочная грамота» (игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму) Игры «Путешествия к звукам» (Путешествие в страну «А» и т.д.) Игры «Живые буквы» Игры «Письмена на песке»

Слайд 15

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Песочная энциклопедия (познавательные игры на песке) Виды познавательных игр Игры, направленные на знакомство с окружающим миром (через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря,острова , город, транспорт и пр.) Географические игры (здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты, моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них) Фантастические игры (в песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр.) Исторические игры Игры-экскурсии

Слайд 16

3. ПРОЕКТИВНЫЕ Ребенку предлагается взять подносик и выбрать из коллекции фигурок те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. «Представь , что ты — Волшебник. Засели свою сказочную страну разными существами... Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.» Вопросы к ребенку: - Что это за мир, сказочная страна? - Какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке) - В каких взаимоотношениях они находятся между собой, всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить - Какие события будут происходить в этой стране, что будут делать герои дальше?

Слайд 17

Этапы игры Средства Стиль поведения взрослого 1. Введение в игровую среду Установка на внимательное слушание и активное участие Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку 2. Знакомство с игрой и ее героями Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами) Позиция отстраненного рассказчика, доброжелательного и мягкого помощника 3. Моделирование конфликта, трудностей Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган) Создание ситуации, в кот. ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы

Слайд 18

Этапы игры Средства Стиль поведения взрослого 4. Выбор пути Что же делать? См ожешь ли ты помочь? Взрослый — заинтересованное лицо, ищет выход наравне с ребенком 5. Борьба и победа Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом Он поддерживает, подбадривает 6. Утверждение победы Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им; что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр. 7. Перспектива дальнейших приключений Рассказ о последующих играх, приключениях Взрослый заинтриговывает ребенка

Слайд 19

Литература Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии ; Песочная игротерапи . Зинкевич-Евстегнеева , Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии . Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Хоменко И. Н. Песочная магия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОЧЕК» Пособие для коррекционно – развивающих занятий с детьми

Волшебный песочек      Дети черпают информацию для развития из разных источников, чаще всего они просты, но  приносят огромную пользу для их развития и обучения. Об...

Проект "Волшебный песочек"

Проект "Волшебный песочек"...

мини - проект в 1 младшей группе "Волшебный песочек"

ЦЕЛЬ: Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей в ДОУЗАДАЧИ: - Расширить представление о свойствах неживой природы – песка- Создать условия для экспериментальной дея...

Совместная деятельность с детьми и родителями "Волшебный песочек"

Рекомендуется в адаптационный период детей в детском саду, в рамках совместной деятельности с детьми и родителями....

Волшебный песочек

Дети узнают не только факторы, но и сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Эти закономерности дети познают преимущественно через экспериментирование. Эксперименты развивают мыслит...

Презентация "Волшебный песочек"

Психологическое развитие детей дошкольного возраста весьма важный момент становления личности. В настоящее время у большого количества детей наблюдаются те или иные отклонения такие как гиперактивност...

Методическое пособие по реализации проекта с детьми первой младшей группы по теме:«Волшебный песочек».

Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любозна...