Методическая разработка По теме: «Здоровье сбережение. Глазная гимнастика» Подготовила Михалёва О.А
методическая разработка на тему

Михалёва Ольга Анатольевна

Задача данной разработки - ознакомить педагогов с  особенностями развития зрительных анализаторов у детей дошкольного возраста, а так же  использования в непосредственно образовательной деятельности, зрительной гимнастики, в рамках работы по здоровье сбережению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glaza.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на педагогическом совете воспитателей группы №11 ХолошаС. А. И Михалёвой.О.А

По теме: «Здоровье сбережение. Глазная гимнастика»

Задача данного выступления - ознакомить педагогов с  особенностями развития зрительных анализаторов у детей дошкольного возраста, а так же  использования в непосредственно образовательной деятельности, зрительной гимнастики, в рамках работы по здоровье сбережению.

  В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

  Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

 Педагогам необходимо помнить , что любая двигательная активность помогает глазкам ребенка лучше работать. Обязательно надо следить за осанкой, ведь если малыш сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

Проводя консультации для родителе необходимо отметить следующие моменты:

-Нельзя допускать, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом надо помнить, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив.

-Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.

И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.

Таким образом проведение офтальмологических пауз в детских дошкольных учреждениях крайне важны для детей современности. Педагог планируя работу по здоровье сбережению обязательно должен помнить о необходимости проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и пред полагающих большую зрительную нагрузку (составление рассказов по серии картинок или по одной сюжет ной картине, раскрашивание карандашами сюжетных картинок и т.п.). Сочетание зрительных упражнений с двигательными играми, кроме того, обучает дошкольников ориентировке, но уже в пространстве помещения (группа, спортзал и т.п.). Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот» и т.д., а также навыки направленного взгляда.

Учитывая тематическое планирование, предлагаем авторские и широко представленные в специальной литературе зрительные упражнения в сочетании с речевым сопровождением с учетом лексической темы недели.  Их целесообразно проводить в середине или в конце занятия .

Темы: «Овощи - фрукты», «Грибы», «Ягоды»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Ослик

Ослик ходит, выбирает,

Дети вытягивают вперед указательный

Что сначала съесть не знает.

палец правой руки, свободно

перемещают его и следят глазами

Наверху созрела слива,

Посмотреть вверх

А внизу растет крапива,

Посмотреть вниз

Слева - свекла, справа - брюква,

Движения глазами  влево-вправо

Слева - тыква, справа - клюква,

Снизу - свежая трава,

Посмотреть вниз

Сверху - сочная ботва.

Посмотреть вверх

Закружилась голова,

Круговые движения глазами

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Закрыть глаза

И.Лопухина

Наша грядка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Там редиска, там салат.

Наша грядка просто клад.

В.Волина

Круговые движения глазами

Посмотреть вниз

Влево-вправо

Поморгать глазками

Фруктовая загадка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе - лимон –

Фруктовый господин-барон,

Справа - яблоко в корзине.

Его купили в магазине

Ну а снизу - апельсин,

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта - угадали!

Дети смотрят перед собой

Дети смотрят влево

Дети смотрят вправо

Дети смотрят вниз

Опята

Посмотри-ка вокруг: сколько опят! Шляпки грибов, как монетки горят, От шляпок рябит в глазах у ребят.

Движения глазами влево-вправо

Дети смотрят вдаль

Часто поморгать глазками

По ягоды

Справа зреет земляника,

Слева - сладкая черника,

Справа - красная брусника,

Слева спеет ежевика.

Ягоды все соберем

Отдохнем и потом домой пойдем.

Движения глазами влево-вправо

Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 се кунд, повторить 6-8 раз

Рябина

Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

Плотно закрывать и широко откры вать глаза 5-6 раз подряд с интер валом 30 секунд.

В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза ру кой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза

Лесные ягоды

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

По заданному педагогом направле нию дети перемещают взгляд

Тема «Животные»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Мишка

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки

А внизу - берлога мишки

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге  лапу.

Движения глазами снизу вверх

Движения глазами слева-направо

Посмотреть вверх

Движения глазами вниз

Прикрыть глаза

Васька

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Только мыши заскребут,

чуткий Васька тут как тут,

Когти расправляются,

глазки закрываются.

Васька мышек сторожит,

притворился, будто спит.

Движения глазами влево-вправо

Указательные пальцы обеих рук

поднести к внешним уголкам глаз и

потянуть их, чтобы глаза сузились

в щелочку, одновременно часто

моргая

Опустить руки, расслабиться на 2-

3 секунды

Однажды в лесу

Как-то осенью в лесу висела шишка

у всех на виду.

Шишка на всех глядела и тихонечко

висела.

Лось сказал, что низко,

А зайчонок - высоко,

Белочка, сказала - близко,

А ежонок - далеко.

Смотреть на указательный палец вытянутой руки

Движения глазами вниз

Движения глазами вверх

Движения глазами на кончик носа Движения глазами вдаль

Медвежонок

Медвежонок потянулся

Раз - направо посмотрел

Два - налево посмотрел.

Лапы в стороны развел,

Меда видно не нашел.

(А. Гриднева)

Движения глазами вверх

Направо

Налево

Смотрят вдаль и разводят руками

Закрывают глаза

Три медведя

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

 А сынок малютка просто.

Движения глазами вверх

Движения глазами вперед

Смотрят вниз

Тема «Цветы»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Бутончики

Каждый бутончик

Склониться бы рад

Влево и вправо,

Вперед и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном

букете

Движения глазами влево-вправо Посмотреть вдаль и на кончик носа

Сомкнуть веки

Душистые цветы

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

Вот деревья, вот кусты,

Вот - душистые цветы.

Поднять глаза вверх

Круговые движения глазами Посмотреть влево-вправо

Посмотреть вперед

Тема «Осень»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Осенний лес

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа - дуб,

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой-открой

И скорей бегом домой!

Круговые движения глазами

Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх-вниз Движения глазами по тексту

Осень

Осень! Осыпается весь наш бедный сад...

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих ря бин.

А.Толстой

Дети выполняют движения глазами вверх-вниз

Круговые движения глазами влево и вправо

Посмотреть вдаль

Закрыть глазки

Листопад

Листопад, листопад, листья желтые

летят,

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг

Желтый двор, желтый дом

Вся земля желта кругом.

Ю.Вакуленко

Движения глазами вверх-вниз Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх, по кругу Движения глазами вниз, вдаль Движения глазами по кругу

Тема «Зима»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Снег-снежок

Снег-снежок, снег-снежок

По дорожке стелется.

Снег-снежок, снег-снежок,

Белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок,

Замело дорожки.

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке.

Частое моргание глазами

Движения глазами влево-вправо

Частое моргание глазами

Круговые движения глазами

Частое моргание глазами

Посмотреть вдаль

Частое моргание глазами

Посмотреть на ладошку

Тема «Весна»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Весна, весна! Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордо головой

Расцвел подснежник голубой!

Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки Широко открыть глаза

Поморгать глазками

Тема «Птицы»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Петушок

Перед нами петушок –

Он с земли зерно клюет.

 Слева - курица идет,

Справа - уточка плывет.

Сверху солнце ярко светит,

Согревает всех на свете.

Посмотреть вдаль

Посмотреть вниз

Посмотреть влево

Посмотреть вправо

Посмотреть вверх

Быстро-быстро поморгать глазами

Жаворонок

В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине.

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив круглый год

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Частое моргание глазами

Тема «Транспорт»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

В городе

По городу автобусы и трамваи идут, Их по маршрутам водители ведут Поедут направо, налево, кругом Свободны машины и ночью, и днем.

Круговые движения глазами

Движения глазами влево, вправо Похлопать глазками

Машины

По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень,

Поедут направо, налево, кругом,

Свободны машины и ночью и днём

Н.Нищева

Движения глазами по кругу

движения глазами направо, налево

кругом

Дети закрывают глаза - открывают

На луну

Старших всех мы уважаем

Младших мы не обижаем

Мы гуляем и читаем

На луну слетать мечтаем

А. Гриднева

Посмотреть вверх

Посмотреть вниз

Движения глазами направо-налево

Посмотреть вверх

Ракета

А сейчас мы с вами, дети.

Улетаем на ракете.

Посмотри вверх, вниз, вперед. Отправляемся в полет

Выполнять движения глазами по тексту стихотворения

Самолёт

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет

Правое крыло отвел -

Посмотрел,

Левое крыло отвел -

Поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу.

Движения глазами вверх

Движения глазами вправо

Движения глазами влево

Круговые движения глазами

Движения глазами вверх

Тема «Наш дом»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Это наш уютный дом

Всей семьей мы в нем живем! Посмотри-ка вверх, дружок!

Ты увидишь потолок.

Белый - белый он на вид –

Белой краскою покрыт

На полулежит ковер,

Как красив на нем узор!

Видишь голубой плафон?

Он висит под потолком.

На полу стол, стулья, кресло –

В нашем доме интересно!

Видишь, вешалка висит,

У стены диван стоит

Смотри прямо - там буфет,

Много сладких, в нем конфет.

Дальше - кухня, в ней кладовка, Мышка там живет, плутовка. Принесем мы мышке сыр,

Пусть она устроит пир.

Давайте представим, как она от не ожиданности начнет часто моргать своими бусинками-глазками.

Для начала мы с тобой

Повращаем головой.

Оборот и оборот,

А потом наоборот.

Поднимаем глазки вверх,

Плавно опускаем вниз,

Снова посмотри наверх,

Ну, дружочек, не ленись.

Посмотри-ка влево - вправо –

Это легкая забава.

Там стена, а там окно

А теперь смотрите вместе

Вы на доску. Интересно?

Отдых кончен наш ребята,

Нам опять пора за парты.

Круговые движения глазами

Движения глазами вверх

Посмотреть вниз

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Движения глазами направо-налево

Посмотреть на кончик носа

Закрыть глаза и несколько секунд подумать о чем-нибудь приятном, расслабиться в течение 2-3 секунд

Частое моргание глазами 5-10 раз

Вращение головой в стороны

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Движения глазами вверх

Движения глазами направо-налево

Движения глазами направо-налево Движения глазами прямо перед собой на предмет на доске.

Тема «Игрушки»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Игрушки

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата.

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят.

Движения глазами влево-вправо, вверх-вниз за указкой

Сомкнуть веки

Юла

Как юла я весела,

 Я забыла про дела.

Стала я кружиться,

Не могу остановиться

С. Левина, С. Тукачева

Круговые движения глазами

Тема «Насекомые»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Насекомые

Посмотри-ка на ребят,

Теперь на небо - там птички летят, Внизу, по травке, жук ползет,

А слева - деревце растет,

Направо - алые цветы,

Закрыв глаза, понюхай ты.

Над ними бабочка кружит,

С ней рядом шмель большой жуж жит.

Бросить взгляд вперед

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Влево

Вправо

Закрыть глаза, потом открыть

Влево

Вправо

Две бабочки

Две бабочки летели

Друг на друга посмотрели,

И к цветочку вместе полетели

Быстро моргать глазками

Посмотреть на кончик носа

Движения глазами влево-вправо

Бабочки

Крылья пёстрые мелькают

В поле бабочки летают

Раз - два - три - четыре

Полетели, закружились

Широко открывать и закрывать

глаза

Дети смотрят вдаль

Выполнять круговые движения

глазами

Часто моргать глазками, затем

закрыть глаза

Жук

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

На ромашки погляжу.

Я на тучке покачаюсь

И на землю опускаюсь.

Движения глазами влево-вправо

Движения глазами вверх-вниз

Круговые движения глазами

Прикрыть веки

Пчела

Я пчела!

С утра жужжу,

Цветы бужу,

Кружу, гужу

И мед вожу.

Движения глазами влево-вправо, вверх-вниз

Круговые движения глазами

Стрекоза

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза

А сама как вертолет

Влево, вправо,

Назад и вперед

В. Ковалько

Круговые движения глазами

Круговые движения глазами в дру гую сторону

Влево, вправо 

Посмотреть вдаль и на кончик носа

Тема «Лес»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Прогулка

Собираемся мы в лес,

Там деревьев много есть.

Вдалеке мелькает степь,

И вблизь надо посмотреть, Оглянемся мы вокруг,

Иди рядом со мной, друг!

По дороге мы идем

Песню звонкую поем.

Слева - ягоды растут

Справа - ландыши цветут

Сверху - неба синева,

А внизу растет трава.

А теперь пора домой,

Загулялись мы с тобой.

Дети смотрят вдаль

Дети смотрят перед собой

Круговые движения глазами вправо

Круговые движения глазами влево

Движения глазами влево

Движения глазами вправо

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Косари

Тишина стоит вокруг

Вышли косари на луг

 Взмах косой туда – сюда

 Делай раз и делай два!

Глаза закрыты

Широко открыть глаза

Движения глаз слева - направо

Солнышко встаёт

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдёт

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеётся.

А под солнышком нам

Хорошо живётся

Движения глазами вверх

Движения глазами вниз

Дети часто моргают глазами

Дети широко открывают, а потом

закрывают глаза

Мечта

Давайте с вами помечтаем.

Глаза закроем и представим:

Как по лесу мы гуляем,

Грибы и шишки собираем.

Слева - ягоды цветут,

А справа здесь грибы растут.

Снизу - шишки, да трава,

А сверху - неба синева

Открывайте, дети, глазки,

Вот и вышли мы из сказки.

Дети закрывают глаза

Круговые движения глазами

Движения глазами влево

Движения глазами вправо

Движения глазами вниз

Движения глазами вверх

Открыть глаза

Тема «Деревья»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Липы

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят,

Вниз верхушки пригибают,

И качают их, качают...

Колебательные движения глазами справа - налево, затем слева - на право

Дети совершают движения глазами вверх - вниз, вниз - вверх

Клен

Ветер тихо клен качает,

 Влево-вправо наклоняет,

 Ветер дует - задувает,

Листья с дерева срывает.

Движения глазами влево-вправо Движения глазами верх-вниз

Быстро поморгать глазами

Тема «Природа»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Сосулька

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Дети выполняют движения глазами

Смотрит вправо.

по тексту

Смотрит вверх,

Смотрит вниз.

Чуть присела на карниз,

Посмотреть на кончик носа

А с него свалилась вниз!

Посмотреть вниз

Тема «Части тела»

Речевое сопровождение

Зрительные упражнения

Треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

В. Ковалько

Дети представляют внешний вид геометрических фигур (по тексту)

Будь здоров

Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить,

Эти нужные движенья предлагаю

повторить.

Вдаль посмотрим и под ножки.

Влево, вправо побыстрей.

Удивился - что такое? И закроем их

скорей.

А теперь вращай по кругу, словно

стрелочка часов.

Открывай глаза. И снова

на занятье. Будь здоров!

Движения глазами по тексту стихо творения

ЛИТЕРАТУРА

1.  Демирчоглян Г.Г., Янкулин В.И. Гимнастика для глаз. - М., 1998.

2.  Исаева С.А. Физкультурные минут ки в начальной школе: практическое по собие, 2-изд. М., 2004

3.  Ковалев В.А. Профилактика зри тельного утомления. - Химки.: Центр реабилитации для детей с ограниченны ми возможностями, 1996.

4.  Кудряшова Н.И. Зрение: сохране ние, нормализация, восстановление.-М., 1995.

5.  Леонова Е., Тетенькина Е. Дошко льное воспитание 2004, № 3.

6.  Марцинкевич Г.Ф. Обучение детей  дошкольного возраста. Волгоград

7.  Мишин М.А., Тюбекина З.Н. Зрительная гимнастика в условиях

специализированного детского сада как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) - Физическое воспитание детей с нарушениями зрения в детском саду и в начальной школ №1,2000.

8.  Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение

9.  Фопель К. Привет, глазки.

10.    Хетчер-Розенбауер    В.    Школа для глаз. Как улучшить зрение. М., 199


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработкапо здоровосбережению.

Семинар - практикум "Цветок здоровья вышей семьи"...

Технология здоровья сбережения дошкольника на тему: «Здоровье как интегральный показатель состояния организма»

Уже с самых древних времен человек пытался определить состояние организма, которое позволяет ему правильное функционирование. Люди пытались узнать свою биологическую, духовную природу, определить свое...

План методического объединения. Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»

План  методического объединения  Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»  Подготовил: Белоусова Инна Владимировна, старш...

Катротека по теме "Здоровье человека" для детей подгот. группы.

Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях, воспитывать чувсвтво собственного достоинства....

Занятие по здоровье сбережению в старшей группе на тему: «Где прячется здоровье?»

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активно...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну камней» (по здоровье сбережению с использованием музыкотерапии, дыхательной гимнастики , нетрадиционного материала камешков "Марблс", дидактического пособия – па

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну камней» (по здоровье сбережению с использованием музыкотерапии, дыхательной гимнас...