"Органы чувств - наши главные помощники"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Богачева Елена Игоревна (Рычапова)

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_organy_chuvstv.docx24.57 КБ
Файл k_nod_organy_chuvstv.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 131

НОД с детьми старшего дошкольного возраста

«Органы чувств – наши главные помощники»

Воспитатель: Богачева Елена Игоревна

Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

Обучающая: Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным значением.

Развивающая: Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные, расширять кругозор.

Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.

Воспитательная: Воспитывать желание заботиться о своём здоровье, поддерживать интерес детей к проблемам сохранения своего здоровья.

Оборудование:Таблички с номерацией лабораторий и изображениями органов чувств, чеснок, апельсиновая кожура, ватные палочки с запахом духов и чеснока, две объемных геометрических фигуры разного цвета, размера, маленькая ширма, бумага, ножницы, звоночек, 3 пластиковых стаканчика с соленой, сладкой, кислой водой, портреты, фломастеры на каждого ребенка, проектор, игра «Чудесный мешочек»

Содержание:

Воспитатель: Ребята, вы знаете кто такие ученые? (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.) Я хочу вам предложить стать сегодня учеными и отправиться в Институт Здоровья, в котором изучают органы чувств, проводят эксперименты. Как нужно вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, четко выполнят задания, быть внимательным). И так, в путь! (Слайд №2) (Дети проходят и садятся на стульчики).

В: Вот мы с вами и оказались в лаборатории, что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

- Правильно, глаза. (Слайд №3). Для чего нужны глаза человеку?

Дети: Чтобы видеть, смотреть все вокруг.

Воспитатель предлагает детям с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку глаза?

Воспитатель: Опыт: две геометрические фигуры. Что м ы можем сказать про них? (Разное расстояние, цвет, форму, размер). А как вы это узнали? (Слайд №4). С помощью глаз мы можем увидеть как прекрасен наш мир, увидеть какого цвета, формы, размера предметы. Глаза – это орган зрения. А вы хотите узнать какого цвета ваши глаза? Тогда посмотрите в глаза друг другу. Какого они цвета? Рассмотрите глазки. (Слайд №5).

Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях- глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Как вы думаете, для чего нужны ресницы, веки?

Дети: Они оберегают глаза от пыли, ветра.

Воспитатель: Но для того чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

- Нельзя тереть глаза грязными руками.

- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?

- Есть продукты с витаминами.

- Делать упражнения для глаз.

- Гулять на свежем воздухе.

Воспитатель:

В: А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику.

(Слайд №6).

Раз налево, два направо,

Вниз – на три, четыре – вверх.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть всех.

На меня скорей взгляните

Левым глазом подмигните

Правым глазом мне моргните.

Быстро, быстро поморгайте,

Сильно закрывайте,

А теперь их открывайте.

Итак, ребята, мы познакомились с первым органом чувств- глазами. Глаза – орган чувсв. Повторили. Повесили знак глаз на доске.

В: А сейчас перейдем в следующую лабораторию, отгадайте загадку:

Оля слушает в лесу,

Как кричит кукушка,

А для этого нужны -

Нашей Оле(Ответы детей, слайд№7).)

В.: Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

- Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №8)

-Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)

-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)

-Проведем еще один эксперимент. (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой).

-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим? Закройте глаза (Звоню в колокольчик).

Чтобы уши были здоровыми и был хороший слух, надо за ними ухаживать, беречь их.

- Что делать нельзя:

- Ковырять в ушах острыми предметами;

- Не допускать попадания воды;

- Слушать громкую музыку;

- Кричать на ухо;

А сейчас мы проверим, как слышат ваши уши.

П. /игра «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»

Алеша… Ты стоишь в кругу,

Мы завеем тебя«АУ!»

Глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай. (сели).

 А еще полезно для наших ушей делать зарядку! (Слайд№9)

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху - вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем

Вывод: В этой лаборатории исследуют орган слуха – уши. И мы с вами убедились в том, что уши тоже главные помощники(вывешиваю эмблему).

В: Переходим в следующую лабораторию. Загадка поможет определить, что изучают в этой лаборатории.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

(Слайд №10).

- А теперь мы будем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи).

(Слайд №11). Опыт:

-Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1 - вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)

-Что вы почувствовали? (запах чеснока и духов).

-значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе).

-А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику! Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.

. - Ребята, а может ли запах предупредить человека об опасности?

Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут – их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.

Воспитатель: Для того чтобы нос хорошо дышал и мог почувствовать различные запахи необходимо беречь его и ухаживать за ним.

Правила здорового носа:

- Одеваться в соответствии с погодой.

- Избегать простуды.

- Пользоваться платком во время чихания.

- Не засовывать в нос посторонние предметы.

- Не ковырять глубоко в носу.

- Беречь от ударов.

- Тщательно и аккуратно промывать нос.

- При простуде принимать лекарство только с взрослыми людьми.

Итак, нос- орган обоняния. Выкладываем эмблему.

А нам пора в следующую лабораторию.

Отгадайте загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык)(Слайд №12).

Воспитатель: А для чего нам нужен язык?

Дети: Различать продукты на вкус.

Воспитатель: Правильно. С помощью языка мы различаем вкус пищи, поэтому язык – орган вкуса.

Проводится опыт «Определи на вкус».

Окунаем ватные палочки в стаканчики с соленой, сладкой, кислой водой. Мы определили это при помощи языка. Мы определили вкус, значит, язык – орган вкуса. (Вешаем эмблему).

Воспитатель: Нас ждет работа в последней лаборатории.

Отгадайте загадку:

В этой одежде я родился,

В этой одежде в бане помылся,

Эту одежду снять невозможно.

Эта одежда называется….

Дети: Кожа.

Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают орган чувств, который отвечают за осязание. Это наша кожа. (слайд № 13). Кожа - это самый большой орган чувств, он покрывает и защищает все наше тело.

Воспитатель: А для чего нам нужна кожа?

Дети: С помощью кожи человек может почувствовать предметы: горячее, холодное, твердое, мягкое, сухое, мокрое. Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Наша кожа чувствительна к боли. Давайте убедимся, действительно ли мы с помощью кожи можем определить тепло и холод? (дети сравнивают две бутылки: холодную и горячую). А теперь ущипните себя

Попробуйте ущипнуть себя? Почувствовали боль? Кожа – это орган осязания. (Слайд №14). Но самая чувствительная кожа находится у нас на кончиках пальцев рук. Мы даже можем определить предмет на ощупь. Не верите, тогда давайте поиграем и проверим чувствительность ваших пальцев.

Проводится игра

                                        «Чудесный мешочек».

Ребята, а мы можем с вами сбросить нашу кожу как старую одежду и заменить ее на новую?

Конечно, нет. Кожа нам дана одна на всю жизнь. И поэтому ее надо беречь и ухаживать.

А какие правила вы знаете по уходу за кожей?

- Надо держать свою кожу в чистоте. (мыло, мочалка)

- Аккуратно обращаться с острыми предметами.

- Нельзя долго находиться под прямыми палящими солнечными лучами.

- Защищать кожу от сильных морозов.

- Одеваться по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться).

- Не трогать не знакомых животных.

- Вредно для кожи царапины и ушибы.

В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! Давайте еще раз их назовеморган зрения – глазаорган слуха – ушиорган обоняния – носорган вкуса – языкорган осязания – кожа. Их нужно беречь, чтобы быть здоровыми.

(Слайд № 15)

В.: А сейчас давайте посмотрим на экран и запомним, что лучше делать, а чего лучше не делать, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? (Слайды № 16)

Соблюдать следующие правила гигиены:

• относиться бережно, содержать в чистоте;

• не переохлаждаться;

• не обжигаться;

• не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;

• не читать книги при плохом освещении;

• не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите себя, заботьтесь о себе!

игра «Доскажи словечко»

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам (глаза)

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различать поможет (нос)

Есть у зайца на макушке,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и не слушки

Что же это? Наши (ушки)

Чтоб попробовать компот

Есть у человека (рот)

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое…

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша (кожа)

- Ребята, а как можно назвать все эти органы (уши, глаза, нос, язык, кожа, двумя словами?

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

В.: Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат портреты. Чего на них не хватает? Правильно, органов чувств. Давайте их нарисуем и дадим этим героям возможность познавать наш удивительный мир.

Но прежде чем рисовать, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни,

Хочешь,эдак, хочешь так,

Не обидятся никак.

(Действия выполняют в соответствии с текстом).

(Дети садятся и рисуют уши, глаза, нос, рот).

Анализ работ.

В.: Какие прекрасные портреты у вас получились!

Рефлексия.

В: Ребята, теперь вы знаете, какие у вас есть органы чувств и для чего они нужны. Я вам желаю всегда быть здоровыми и беречь свои органы чувств, так как благодаря им мы познаем всю красоту окружающего нас мира. (Слайд №17).

Литература:

1. Азбука Здоровья в картинках под ред. О. Корчагиной, М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.

2. Слисенко Е. И., Гуменюк Н. А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. - 2005. №4,5

3. Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт. - сост. Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель,2015. - 170с.

4. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт. - сост. Сигилива М. Н. -Волгоград: Учитель,2015.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Для детей старшей группы Подготовила: Богачева Елена Игоревна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №131 г. Калининграда

Слайд 2

Путешествие в лабораторию по изучению органов чувств.

Слайд 3

ГЛАЗА ЗРЕНИЕ

Слайд 4

ЧТО МЫ ВИДИМ?

Слайд 5

УШИ СЛУХ

Слайд 6

ЧТО МЫ СЛЫШИМ?

Слайд 7

НОС ОБОНЯНИЕ

Слайд 8

ЧТО МЫ ЧУВСТВУЕМ НОСОМ?

Слайд 9

ЯЗЫК ВКУС

Слайд 10

кожа ОСЯЗАНИЕ

Слайд 11

ЧТО МЫ ОЩУЩАЕМ РУКАМИ?

Слайд 12

ВСЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Слайд 13

Правила гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органы чувств - наши незаменимые помощники

Формирование представления о себе, как о единой биологической единице....

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»

КОНСПЕКТ НОДВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»...

Конспект НОД по ЗОЖ в старшей группе " Органы чувств- наши помощники"

Конспект занятия по здоровому образу жизни в старшей группе...

Проект" Органы чувств - наши помощники"

Индивидуальный проект для изучения органов чувств...

Интегрированная НОД "Органы чувств - наши помощники"

Представлено интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста...

ОД "Органы чувств - наши помощники", подготовительная группа

Конспект занятия «Органы чувств — наши помощники»...