Развитие мелкой моторики
проект (младшая группа) на тему

Корчигина Наталья Ивановна

Проект для детей младшей группы по развитию мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruk.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск

«ПРИНЯТО»

на педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск

Протокол № _________________

«____» ________________ 2015 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Зав. МДОУ«Детский сад №5 Тополек»  п.Новоорск

_______________ Л.Г.Записочная

«___» _________________ 2015 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название проекта:

«ПАЛЬЧИКИ РАЗВИВАЕМ – ВЕСЕЛО ИГРАЕМ»

Образовательная область:

- физическое развитие;

- речевое развитие.

Проект разработала: Корчигина Наталья Ивановна, воспитатель I квалификационной категории

п.Новоорск, 2015г.

Содержание проекта.

1. Пояснительная записка.

2. Матрица проекта.

3. Проектная карта.

4. Список литературы.

5. Приложения.

1. Пояснительная записка.

Как часто мы слышим выражение «Мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются ребенку для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться…

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

2. Матрица проекта.

Название проекта: «Пальчики развиваем – весело играем!»

Тема проекта: Развитие мелкой моторики рук средствами игры.

Проблемное поле проекта: Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

1. Кинезитерапия. От греч. kinesis — движение, therapia — лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова­тельно, учиться и постигать.

2. Гидрогимнастика. Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

3. Японская методика пальцевого массажа. Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

- массаж большого пальца повышает активность мозга;

- массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

- массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

- массаж безымянного пальца стимулирует печень;

- массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

4. Игровые упражнения. Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счет­ными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т.д.

Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Воспитание  чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

Планируемые результаты:

1. Личностные качества:

- овладевший нормами этики поведения в обществе;

- овладевший разными видами трудовой деятельности.

2. Интеллектуальные качества:

- способен создавать художественный образ своего изделия;

- овладевший приемами работы с разными инструментами.

3. Физические качества:

- проявляет точные и скоординированные движения мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

Вид проекта: игровой.

Состав участников проекта:

- дети 2 младшей группы МДОУ №5 «Тополёк» п.Новоорск;

- родители воспитанников 2 младшей группы МДОУ №5 «Тополёк» п.Новоорск;

- воспитатели 2 младшей группы МДОУ №5 «Тополёк» п.Новоорск.

Этапы реализация проекта:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, установить контакт с её членами.
  • Определить педагогами тему, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
  • Подготовить наглядный материал для работы с детьми и родителями.
  • Собрать и изучить информацию (поиск информации в Интернет, и других источниках).

Содержание работы: Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап — основной (практический).

Задачи:

  • Разработать и апробировать систему игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук.
  • Разработать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
  • Провести мастер-класс для родителей «Сенсорная книга» по изготовлению пособий, тренажёров в домашних условиях по теме проекта.
  • Провести индивидуальные консультации (по необходимости).
  • Пополнить информационно-методические стенды теоретическими материалами.

Содержание работы: Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы по развитию мелкой моторики рук и координации движений рук у детей.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1.

Подготовительный (информационно-аналитический)

1. Анкетирование родителей.

2. Определение темы, цели и задач деятельности по проекту.

3. Поиск материала для реализации проекта.

4. Подбор материала для организации деятельности по проекту.

1-2 неделя сентября

2.

Основной (практический)

1. Разработка системы игровых упражнений для развития мелкой моторики.

2. Мастер-класс для родителей «Сенсорная книга».

3. Организация индивидуальных консультаций по запросам родителей.

4. Организация взаимодействия с детьми.

5. Пополнение информационных стендов по теме.

6. Пальчиковый театр «Теремок».

3-4 неделя сентября

- 4 неделя января

3.

Заключительный (контрольно-диагностический)

1. Анализ эффективности работы по проекту.

2. Круглый стол с родителями.

3. Обобщение педагогического опыта.

4 неделя января

Организационные формы работы над проектом:

Деятельность по участникам

Формы работы

Название/Тема

Сроки

1.

Деятельность воспитателя

Разработка системы игровых упражнений для развития мелкой моторики

«Пальчики развиваем – весело играем»

Сентябрь

Обобщение педагогического опыта

Анализ эффективности реализации проекта

4 неделя января

2.

Совместная деятельность педагога и детей

Пальчиковый театр

«Теремок»

1 неделя октября

Кинезитерапия

«Кулак – ладонь – ребро»

«Ладонь – ребро»

«Карусель»

«Колечко»

«Звоночек»

«Подъемный кран»

«Подъемный кран 2»

«Змейка-1»

«Змейка-2».

По проектной карте в течении всего периода

Пальчиковая гимнастика

«Весёлый человечек»

«Дружные пальчики»

«Есть у нас игрушки»

«Я с игрушками играю»

«Наш детский сад, наша группа.».

«Наша группа»

«Девочки и мальчики»

«Грибы»

«Чайник»

«Посуда»

По проектной карте в течении всего периода

Дидактические игры

- Волшебный мешочек.

- Нанизывание бус и др.

По проектной карте в течении всего периода

Игры с нетрадиционными материалами

- пуговицы;

- тесьма;

- крупа;

- катушки;

- и т.д.

По проектной карте в течении всего периода

Гидромассаж

«Игры с водой – теплой, прохладной»

По проектной карте в течении всего периода

Японская методика пальцевого массажа

- массаж пальцев рук;

- массаж ладоней;

- массаж грецким орехом;

- массаж шестигранными карандашами;

- массаж четками.

По проектной карте в течении всего периода

3.

Совместная деятельность детей друг с другом

Игры с нетрадиционными материалами

- пуговицы;

- тесьма;

- крупа;

- катушки;

- и т.д.

По проектной карте в течении всего периода

4.

Самостоятельная деятельность детей

Игры

- Шнуровка;

- мозайка;

- рисование геометрическими фигурами

По проектной карте в течении всего периода

5.

Совместная деятельность ребенка с родителями

Игры с нетрадиционными материалами

- пуговицы;

- тесьма;

- крупа;

- катушки;

- и т.д.

По проектной карте в течении всего периода

6.

Деятельность родителей

Обобщение опыта взаимодействия с детьми в домашних условиях по теме.

«Игры с нетрадиционными материалами дома»

4 неделя января

Итоговое мероприятие:

Круглый стол с родителями (совместно с детьми) «Ловкие пальчики». Содержание: применение методик развития мелкой моторики в бытовых ситуациях; показ способностей и возможностей детей, сформированных в рамках работы по проекту.

Описание продукта, полученного в результате проекта:

- зона самостоятельных игр для развития мелкой моторики (игры-шнуровки, игры с крупой, водой, мелкими игрушками, мазаика, пазлы, штрихофки и т.д.);

- подборка методических рекомендаций для родителей (папки-раскладушки).

Интеграция образовательных областей:

Название образовательной области

Содержание

Задачи

1.

Физическое развитие

Пальчиковые игры,

логоритмические упражнения.

Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник

2.

Речевое развитие

Пальчиковые игры «Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и  т. д.

Заучивание потешек сопровождающих

3.

Художественно-эстетическое развитие

Пальчиковое рисование «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Выполнение продуктивной деятельности  

4.

Познавательное развитие

Д/и «Чудесный мешочек»,       «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

Экспериментальная деятельность:    Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) .

5.

Социально-коммуникативное развитие

Коллективная продуктивная деятельность

Коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:    

1. Нетрадиционные материалы:

- платочки;

- коврики;

- крупных бигуди;

- прищепки;

- счетные палочки;

- эспандеры;

- длинные бигуди;

- решетки;

- зубные щетки;

- бусы;

- резинки для волос;

- щётки;

- шестигранные карандаши;

- спички, счетные палочки;

- массажные рукавицы и т.д.

2. Игры:

- мозаика крупная;

- шнуровки;

- конструктор Лего;

- дидактические игры «Волшебный мешочек»; «Рисуем геометрическими фигурами» и т.д.

3. Аудио и видеотехнические средства.


3. Проектная карта.

Месяц

Недели

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами по дням недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Сентябрь

1 неделя

1. Анкетирование родителей.

2. Определение темы, цели и задач деятельности по проекту.

3. Поиск материала для реализации проекта.

4. Подбор материала для организации деятельности по проекту.

5. Разработка системы игровых упражнений для развития мелкой моторики.

6. Мастер-класс для родителей «Сенсорная книга».

7. Организация индивидуальных консультаций по запросам родителей.

8. Организация взаимодействия с детьми.

9. Пополнение информационных стендов по теме.

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

1 неделя

Педагог – ребенок. Просмотр пальчикового театра.

(введение детей в тему проекта)

Педагог – ребенок. Пальчиковая гимнастика «Весёлый человечек».

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Кулак – ладонь – ребро»

Педагог – ребенок. Гидромассаж (игры с водой)

Педагог – родитель. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика»

2 неделя

Самостоятельная деятельность.

Игры с нетрадиционным материалом: «Нанизывание пуговиц»

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Кулак – ладонь – ребро»

Педагог – ребенок. Дидактическая игра «Рисование геометрическими фигурами»

Педагог – ребенок. Пальчиковая гимнастика «Весёлый человечек».

Педагог – родитель. Консультация для родителей «Игры с пуговицами»

3 неделя

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Колечко»

Педагог – ребенок. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

Самостоятельная деятельность.

Игры с нетрадиционным материалом: «Рисование пуговицами»

Педагог – ребенок. Гидромассаж (игры с водой)

Педагог – родитель. Индивидуальные консультации родителей

4 неделя

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Колечко»

Самостоятельная деятельность.

Дидактическая игра «Рисование геометрическими фигурами»

Педагог – ребенок. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

Педагог – ребенок. Массаж ладонных поверхностей.

Круглый стол родителей и детей «Какие игры любим мы»

Ноябрь

1 неделя

Педагог – ребенок. Массаж грецкими орехами.

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Ребро—ладонь».

Самостоятельная деятельность.

Игры с нетрадиционным материалом: цветные скрепки.

Педагог – ребенок. Пальчиковая гимнастика «Есть у нас игрушки»

Педагог – ребенок. Гидромассаж (игры с водой)

2 неделя

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Ребро—ладонь», «Звоночек».

Самостоятельная деятельность.

Игры с нетрадиционным материалом: фотопленка.

Педагог – ребенок. Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю».

Педагог – ребенок. Массаж грецкими орехами.

Педагог – родитель. Консультация для родителей «Игры с фотопленкой», массаж грецкими орехами.

3 неделя

Педагог – ребенок.

Массаж шестигранными карандашами.

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Домик».

Самостоятельная деятельность.

Игры с нетрадиционным материалом: вата.

Педагог – ребенок. Гидромассаж (игры с водой)

Педагог – родитель. Консультация для родителей «Игры с водой, ватой»

4 неделя

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Ребро—ладонь», «Домик».

Самостоятельная деятельность.

Игры с нетрадиционным материалом: нитки, шнурки, тесьма.

Педагог – ребенок. Пальчиковая гимнастика «Наш детский сад, наша группа.».

Педагог – ребенок. Массаж шестигранными карандашами.

Педагог – родитель. Индивидуальные консультации.

Декабрь

1 неделя

Педагог – ребенок.

Массаж четками.

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Лезгинка».

Пальчиковая гимнастика «Наш детский сад, наша группа.».

Самостоятельная деятельность.

Игры с нетрадиционным материалом: пустые деревянные катушки.

Ребенок – ребенок. Гидромассаж (игры с водой)

Педагог – родитель. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники массажа»

2 неделя

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Лезгинка».

Педагог - ребенок.

Игры с нетрадиционным материалом: болты, гайки.

Педагог – ребенок. Пальчиковая гимнастика «Наша группа.».

Ребенок – ребенок. Массаж пальцев.

Игра «Лото»

Педагог – родитель. Папка раскладушка «Массаж пальцев»

3 неделя

Педагог – ребенок.

Массаж ладоней.

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Лезгинка», «Счет».

Пальчиковая гимнастика «Наша группа.».

Педагог - ребенок.

Игры с нетрадиционным материалом: болты, гайки.

Педагог – ребенок. Гидромассаж (игры с водой)

Самостоятельная деятельность.

Игры-шнуровки, мазаика.

4 неделя

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Подъемный кран».

Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики».

Ребенок – ребенок.

Массаж грецкими орехами.

Педагог - ребенок.

Игры с нетрадиционным материалом: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Педагог - ребенок.

Д/игра «Волшебный мешочек: домашние и дикие животные»

Родительское собрание «Какие способы развития мелкой моторики мы используем дома»

Январь

2 неделя

Ребенок – ребенок.

Массаж шестигранными карандашами.

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Подъемный кран 2».

Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Самостоятельная деятельность.

Игры с нетрадиционным материалом: прищепки, защипы  для волос и т. п.

Самостоятельная деятельность. Гидромассаж (игры с водой)

Педагог – ребенок.

Д/игра «Волшебный мешочек: «Овощи и фрукты».

3 неделя

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Снеговик», «Карусель»

Пальчиковая гимнастика «Чайник».

Ребенок – ребенок.

Массаж пальцев рук.

Педагог - ребенок.

Игры с нетрадиционным материалом: игровое тесто, глина, песок.

Самостоятельная деятельность.

Игра «Резиночки», «Шнуровки», «Нанизование бус».

Педагог – родитель. Папка раскладушка «Игры, развивающие мелкую моторику, как средство развития речи и интеллекта»

4 неделя

Ребенок – ребенок.

Массаж четками.

Педагог – ребенок. Кинезитерапия «Змейка-1», «Змейка-2».

Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Самостоятельная деятельность.

Игры с нетрадиционным материалом: сухой бассейн с горохом.

Педагог – ребенок.

Д/игра «Волшебный мешочек: Посуда».

Анализ деятельности по проекту. Обобщение педагогического опыта.

Круглый стол с родителями «Итоги работы по проекту: что используете дома, что может делать ребенок в самостоятельной деятельности».


4. Список литературы:

Интернет-ресурсы:

  1. http://pandia.ru/text/78/049/97796.php 
  2. http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/03/11/ispolzovanie-netraditsionnyh-materialov-dlya
  3. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac1039.html

4. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 109, [2] c. : ил. – (Сердце отдаю детям).

5. Приложение.

1. Картотека пальчиковой гимнастики, используемая в рамках проекта:

1.1. Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
1.2. Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

1.3.  Игрушки

У Антошки есть игрушки. 
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) 
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина. 
Это мяч. Он из резины. 
Разноцветная матрешка 
И с хвостом пушистым кошка. 
Катины игрушки
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.
Куклы Танины сидят: 
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.
1.4. Есть у нас игрушки 
 Есть у нас игрушки: Хлопки 
Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки.
Мишка мягкий меховой, Сжимают и разжимают пальцы.
Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, Руки сложить в круг перед собой
Шарик легкий надувной, Руки сложить в круг перед собой.
Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши
1.5. Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
1.6. Наш детский сад, наша группа.

Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем 
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, 
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
1.7. Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно 
Это Маша, начиная с мизинца). 
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
1.8. Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.
1.9. Как живёшь? 
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
1.10. Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

1.11. «Грибы».
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец
1.12. Посуда. 
Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
Девочка Иринка кукле говорила: 
«Салфетки должны быть в салфетнице, 
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице, 
А соль? Ну, конечно, в солонке! 
1.13. Посуда (2)
Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Тарелки, блюдца, чашки Поднимать поочередно пальцы правой руки
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, Поднимать поочередно пальцы левой руки
Шумовку и масленку. .
1.14. Чайник
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик).

2. Развивающие методики – Кинезитерапия.

От греч. kinesis — движение, therapia — лечение.

В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова¬тельно, учиться и постигать.

Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздей¬ствовать на его развитие, — с другой.

2.1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее переби¬райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба вы¬полняется в прямом и обратном (от мизинца к указатель¬ному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2.2. «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8- 10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

2.3. «Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

2.4. «Ребро—ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

2.5. «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямлен¬ных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием на¬жмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

2.6. «Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонталь¬ном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

2.7. «Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».

2.8. «Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальца¬ми возьмите карандаш со стола, приподнимите и опус¬тите его. Сделайте то же левой рукой.

2.9. «Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коро¬бочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

2.10. «Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и бе¬зымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

2.11. «Снеговик».  В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригре¬ло солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляют¬ся руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

2.12. «Рожицы». Выполняйте различные мимические дви¬жения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивай¬те губы трубочкой, широко открывайте рот.

2.13. «Умывание лица». Приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до под¬бородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

2.14. «Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к дру¬гу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участво¬вать все пальцы обеих рук.

2.15. «Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по часовой стрелке и против (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

2.16. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновре¬менно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поме¬няйте положение рук «с точностью наоборот».

2.17. «Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

2.18. «Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка на¬жав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. По¬вторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении — вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

2.19. «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Вы¬двинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатывают¬ся однонаправленные движения, затем — разнонаправ¬ленные.

2.20. «Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выпол¬ните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

2.21. «Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который да¬дут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Дру¬гой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

Развивающие методики – Гидромассаж (гидрогимнастика).

Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, малень¬ких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

Развивающие методики – Японская методика пальцевого массажа.

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опре¬деленный орган:

•        массаж большого пальца повышает активность мозга;

•        массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

•        массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

•        массаж безымянного пальца стимулирует печень;

•        массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систе¬му упражнений для самомассажа.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медлен¬но поднимаются к основанию. Такой массаж желатель¬но сопровождать веселыми рифмовками.

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс». Их нужно:

•        вертеть в руках;

•        щелкать по ним пальцами;

•        «стрелять»;

•        направлять в специальные желобки и лунки-отвер¬стия, состязаться в точности попадания.

Массаж грецкими орехами:

•        катать два ореха между ладонями;

•        один орех прокатывать между пальцами;

•        удерживать несколько орехов между растопыренны¬ми пальцами ведущей руки и обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами:

•        пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

•        удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Развивающие методики – Игровые упражнения.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:

Оборудование: пуговицы.

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

Оборудование: разноцветные скрепки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

Оборудование: использованная фотопленка.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

Оборудование: вата.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растя¬нуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.

Оборудование: пустые деревянные катушки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.

Оборудование: винтики, шурупы, гайки.

Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой малень¬кой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

Оборудование: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сход¬ство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Оборудование: прищепки, защипы  для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конст¬рукции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.

Оборудование: игровое тесто, глина, песок.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

Оборудование: «сухие бассейны» — емкость, наполненная горохом.

Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

Оборудование: веревки капроновые плетеные.

Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами.

Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, формочки для песочницы.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...