развивающая среда по экологии
материал на тему

Стахеева Людмила Владимировна

здесь выложено выступление на педсовет по теме" Развивающая среда по экологии по всем возрастным группам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001_razvivayushchaya_sreda_po_ekologii.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

1.Организация развивающейся среды по экологии по возрастным группам

   Слайд №2               Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые семь лет жизни ребёнка.  Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идет новое поколение, и наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.  Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. В решении задач ознакомления детей с природой, воспитание любви к ней  поможет уголок природы детского сада.

  Слайд №3            Уголок природы служит не только объектом для изучения растений, животных, но и служит украшением развивающей среды. Его следует размещать на уровне детей, в хорошо освещенном месте, так, чтобы все объекты хорошо просматривались, были доступны для ухода.  Уголок природы должен содержаться в чистоте - растения регулярно поливаются, почва рыхлится, один раз в неделю листья протирают. Подкормка растений проводится биологическими веществами. Инструмент для обработки должен находиться в специально отведенном месте, в чистоте. Вещества для подкормки растений, хранить в недоступном для детей месте. Уголок природы не должен загромождать игровую комнату, недопустим сквозняк, а также попадание прямых солнечных лучей.

Слайд №4             Уголок  природы в ДОУ имеет несколько значений:

Познавательное:  расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.                                                                                                  

 Эколого – эстетическое: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.                      

Воспитательное: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое:  приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.                                                                                    

 Оздоровительное: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных   целях.
Слайд №5             Передача   экологических     знаний   –   это     начальный этап    выработки правильного       отношения    к     окружающему    миру.  Он    осуществляется    согласно      программе,   с   использованием    различных     методов – наблюдения,   труд детей   в   уголке    природы,    игры   с     использованием    объектов     уголка   природы, специальные занятия.
Наблюдения   необходимы   для   познания природных объектов  через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.    

            Формирование навыков  бережного отношения к  растениям и живым существам осуществляется   в   основном   вне   занятий,   но   для   уточнения   и   систематизации    знаний     организуются    специальные    занятия.    Занятия    имеют    определенную дидактическую    цель   и четкую структуру,   представленную в конспекте.
     Все занятия должны быть интегрированными.

 Слайд №6             Воспитатель     является     главной     фигурой     в     экологическом   воспитании    детей,   носителем и   проводником   экологической культуры.  Он создает   обогащенную зеленую  зону в   группе,    осуществляет    постоянное   сотрудничество  с детьми   во     всех видах деятельности,  взаимодействуя    со   всеми  живыми объектами, которые находятся рядом с детьми. Чтобы научить детей   любить   и   беречь   растения    и животных,   воспитатель   должен   обладать   сам   этими   качествами.  При   уходе  за обитателями   уголка    педагог   должен   помнить,   что   его  отношение к ним является образцом, которому подражают дети.
Слайд №7          Важным      аспектом     в     системе    экологического    воспитания     является    работа с родителями.  Необходимо   разъяснять    родителям,   какую    роль в развитии    личности,    нравственном   воспитании   ребенка   играют навыки заботливого, бережного   отношения   ко   всему живому. Привлекать родителей  к  активному участию в акциях,   организуемых    на   базе      детского    сада –  «Опыты   на   кухне»,    «Посади дерево»,   «Урожай на окне»,  организовывать   совместную  деятельность (уборка мусора,  окапывание и подкормка деревьев, озеленение участка и т.д),  приглашать   родителей    на  специальные занятия,  поощрять   участие в выставках, экологических  праздниках, играх – викторинах с целью обогащения экологических знаний.

Слайд №8        При    подборе  обитателей      уголка   природы   в   младших   группах    учитываются   особенности    восприятия       детьми    предметов    (малыши     выделяют  яркие   признаки  и свойства),   а   также   образовательные     задачи.   Малыши   должны  научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
      Дети   второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, обтирают   влажной    тряпочкой      крупные   кожистые   листья     растений.   В    уголок   природы   младших   групп    помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель,    листья) и   ярко, обильно и долго   цветущие.   Это    обыкновенная (или зональная)   герань,   фуксия,    вечноцветущая    бегония,   бальзамин.  

Слайд №9                     Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум   с   рыбкой.   Лучше   всего это обыкновенная  золотая рыбка или золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
        В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.

Слайд №10          В    средней группе    у   детей   формируют  умение     видеть      разные свойства    и качества   предметов   и   их   частей  (формы,   цвета,    величины,   характера поверхности    и    т.д.).   Дети    овладевают    более    сложными    приемами     сравнения,     учатся     устанавливать     различия     и    сходство  предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.  

                 Комнатные    растения    должны     иметь    разную   форму и  величину листьев, дети  обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими    листьями,    обтирают    влажной   кисточкой   или щеткой листья,     имеющие    зазубрины,    сухой  кисточкой — опушенные листья.

             В   дополнение   к   растениям,   названным   для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями,  имеющими зазубрины по краям),    бегонию - рекс,   аспарагус,    душистую    герань   (с узорчатыми,   опушенными листьями) и др.  Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
Слайд №11          В       аквариуме     содержатся      два   вида    рыб,   отличающихся   по   внешнему  виду    и    повадкам:     медлительный      карась        и    юркие     подвижные      верхоплавки.   В    уголке природы    средней группы можно содержать тех же канареек.
             Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за    ними – это  морска   свинку или хомячок.  Уход   за  ними   прост,   они   дружелюбны,   у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.

          В процессе     ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными  умениями: поддерживать  растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки  и кормушки для  животных,   давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают  яркие  проявления  в росте, развитии  растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Слайд №12              В    старшей       группе       продолжается      формирование   умений     наблюдать,   сравнивать предметы,   обобщать   и   классифицировать   их   по   различным   признакам.    Основным   содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных,   изменения их по  сезонам. Дети   должны знать, что растения для своего роста нуждаются   в свете,   влаге,   тепле,   почвенном    питании;   разные   растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

        Здесь помещаются растения с разнообразными стеблями (вьющимися,   стелющимися   или   видоизменениями  прямостоячих стеблей), имеющими луковицы,  клубнелуковицы и т. д…  Это могут быть 2—3 вида традесканции,  комнатный виноград,   вьющийся   плющ,   фикус,   алоэ,    зигокактус  и   другие.    Эти   растения   имеют  разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы.  У  них разные потребности в свете и влаге.
Слайд №13            При     подборе   животных     для    уголка     природы   старших  детей необходимо   учитывать   основную   программную    задачу — обеспечить  формирование первоначальных    знаний   об особенностях  приспособления животных к условиям среды обитания.
           В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий, вьюн и т.д.  

            Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка,  волнистые   попугайчики.   Рост и развитие   птенцов, забота   взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения.  

          В   уголок природы     старшей   группы    хорошо   поместить  черепаху (любой вид)            Разнообразнее   и   подбор   млекопитающих.   Кроме     морской   свинки   и    хомячка,   в     уголок     можно    поместить   ежа,   белку.    

Слайд №14         Основная  задача     ознакомления     с    природой   в  подготовительной     группе — формирование   элементарных    знаний о существенных    зависимостях в мире природы:  зависимости     растений     от   комплекса    условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости   внешнего   строения   и   образа     жизни    животного   от   условий   среды  обитания.  Чтобы     дети    усвоили,    как    поливать   различные    растения,   в     уголок   природы следует   поместить    растения, резко отличающиеся   по своим потребностям во влаге:

  • циперус, который в течение 10 месяцев в году  растет   в очень   влажной   почве   (вазон помещают в воду);
  • кактусы   (1—2 вида), требующие     очень    небольшой     и     редкой    поливки,
  • традесканции  —  с   большой потребностью во влаге;
  • узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно      

Слайд №15      Также    дети     подготовительной    группы     могут   наблюдать    за различными способами размножения растений.

Слайд №16            Рыбы  в аквариумах  (их должно быть 2—3 вида) также разнообразные: из местных водоемов  (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие).  

    Как    и  у    старших   ребят,   в   уголок     природы   подготовительной      к     школе

группы из птиц   лучше   отобрать   тех,   которые   выводят   потомство  в неволе.  

     Из млекопитающих   в   уголке   могут    жить    любые  животные.

 Слайд №17          В   каждой    возрастной     группе  обязательно   должен быть календарь природы,     где     дети   после     наблюдений     на     прогулке    заполняют      календарь наблюдений.     Заполнение      календаря    природы  -  дело     повседневной        жизни.   Воспитатель   с   детьми   регулярно     фиксирует     погоду    и состояние живой природы.

Слайд №18              В   младшей   группе   вместе  они одевают картонную куклу, так же как дети сами были   одеты,   «выпускают»  ее   погулять. Рассматривают волшебный круг и  закрепляют время   года,   называя   его   отличительные     черты (ветер,   дождь,    снег, солнышко).

            В средней   группе   взрослый  помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями   природы, которые   наблюдали   на   улице и выставить их на табло календаря природы.

           В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели,    значками   обозначать   погодные   явления,   изображать  дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей.

Слайд №19  В понятие «экологический уголок»   входит   и    зона   экспериментирования, так   называемая   научная  лаборатория.   Под лабораторией    мы   понимаем   специально    оборудованное   помещение   детского   сада   для самостоятельной    деятельности   детей,   направленной    на  выявление    свойств    и      качеств    объектов     природы,    связей   и    зависимостей    в    природной     среде     через   опытно -  экспериментальную    и    поисковую     деятельность.     Лаборатория    создается для развития у детей   интереса   к  исследовательской      деятельности    и    способствует     формированию   основ  научного    мировоззрения.    В то    же    время  это    база для  специфической игровой   деятельности    ребенка.    Отправной  точкой для самостоятельной   деятельности   детей   в   лаборатории    природы    являются    сведения,    полученные    ими    на    занятиях.

Слайд №20      Постепенно    элементарные    опыты    становятся    играми  -  опытами,   в     которых,  как    в       дидактической    игре,  есть     два  начала:    учебное-познавательное и   игровое  -  занимательное.   Игровой    мотив  усиливает   эмоциональную   значимость    для    ребенка    данной   деятельности.  В   результате    закрепленные    в   играх – опытах   знания о связях, свойствах и качествах природных    объектов    становятся   более   осознанными   и   прочными.   В  дошкольных образовательных учреждениях, в которых организованы лаборатории, отмечают, что дети с нетерпением ждут новых занятий в лаборатории.

Слайд №21            Под лаборатории нужно отводить помещения с краном и раковиной. Это   позволяет детям мыть руки сразу после занятий. Также, в зависимости от размера помещения   можно    разместить     столики   и   стульчики,   стеллажи,   полки       для оборудования материалов. На подоконниках можно поместить ящики с растениями для наблюдений.

Слайд №22            В   качестве    оборудования   для    проведения   опытов  используются  материалы   разного   размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые   прозрачные  банки, микроскопы,    барометры, термометры, песочные часы, бинокль,   комплекты   для   игр с водой.   В   лаборатории   необходимо   хранить   массовый   материал   для     организации занятий: песок, глину, семена, камни.

Слайд №24        В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений.  Приведем вам два примера. Можно соорудить “Дом для червей” - аквариум  или  другая прозрачная емкость с почвой.  Через стеклянные стенки    дети смогут наблюдать   за передвижением   червей и переработкой ими остатков растений.   Почву   нужно   поддерживать   во   влажном    состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети могут  выпустить  “на волю”.

“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать   за    ростом   корней    растений.  Особенно интересно наблюдать за развитием корней   лука.   Длинные   корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить   в   воду,   а   когда  появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее,   сажать   растения   нужно    поближе  к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Слайд №24       Также в экологическом уголке могут быть помещены виды коллекций.

 1. Коллекции “Летающих семян”

 2. Коллекция других семян и плодов

 3. Коллекция соцветий

4. Коллекция камней 

5. Коллекции песка, глины, почвы

           Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

        Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Слайд №25 Только так шаг за шагом мы сможем привить детям бережное, любовное отношение    к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Чтобы предметная среда по экологии в ДОУ стала развивающей

 Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания в детск...

Создание предметно развивающей среды по экологии.

В своей статье  я рассмотрела теоретические и научные высказывание ученёх о необходимости создания экологической среды. Что через среду развивающие мы решаем задачи позновательнае, обучающие, раз...

«Развивающая среда по экологии в ДОУ»

Практический материал к педсовету...

«Развивающая среда по экологии в ДОУ»

практический материал для педсовета...

Презентация "Предметно-развивающая среда по экологии в подготовительной группе"

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...

Развивающая среда в детском саду. Знакомство с центром экологии.

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учрежде...


 

Комментарии

Черепанова Наталья Васильевна

Людмила Владимировна, добрый вечер! Огромное спасибо Вам за такой замечательный материал.