Главные вкладки

    Дыхательная гимнастика для средней группы.
    картотека (средняя группа) на тему

    Моисеева Светлана Сергеевна

    Упражнения дыхательной гимнастики для средней группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dyhatelnaya_gimnastika_dlya_sredney_gruppy.docx25.51 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                      МБДОУ «Детский сад «Радуга»

    Картотека дыхательной гимнастики для средней группы  в соответствии с ФГОС

                                                                                       Учитель-логопед: Моисеева С.С.

                                                         г. Исилькуль 2017 г.

    Средняя группа

    Комплекс №1

    1. «Послушаем своё дыхание»

    Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

    И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

    В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

    куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

    какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);

    какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

    какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);

    тихое, неслышное дыхание или шумное.

    2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

    Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

    И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

    Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

                                                                   

    3. «Подыши одной ноздрёй»

    Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

    И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

    Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

    Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

    3-4. То же другими ноздрями.

    Повторить 3-6 раз.

    Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

    4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

    Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

    И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

    Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

    Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

                                                             

    Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

    Повторить 4-10 раз.

    5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее,  рёберное дыхание)

    Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

    И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

    Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

    Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

    На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

    Повторить 6-10 раз.

    Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

    6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

    Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

    И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

    Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

    Повторить 4-8 раз.

                                                                 

    7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

    Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

    И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

    Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

    Задержать дыхание на 3-4 с.

    Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

    Повторить 3-4 раза.

    Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

    8. «Радуга, обними меня»

    Цель: та же.

    И.п.: стоя или в движении.

    Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

    Задержать дыхание на 3-4 с.

    Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

    Повторить 3-4 раза.

    9. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

                 Комплекс №2

    Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

    Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

    1. «Подыши одной ноздрёй».

    Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

    2. «Ёжик».

    Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

    Повторить 4-8 раз.

    3. «Губы «трубкой».

        1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные

            мышцы.

    2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все

        лёгкие до отказа.

    3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

    4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и

        выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

    Повторить 4-6 раз.

                                                                         

    4. «Ушки».

    Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

    Повторить 4-5 раз.

    5. «Пускаем мыльные пузыри».

    1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

        носоглотки.

    2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как

        бы пуская мыльные пузыри.

    3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы

        носоглотки.

    4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

    Повторить 3-5 раз.

    6. «Язык «трубкой».

    1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

        высунуть и тоже сложить «трубкой».

    2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все

        лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

    3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

        подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.  4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.Повторить 4-8 раз.

                                                             

    7. «Насос».

    1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

    2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом

        наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как

        при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

        вдохов).

    3. Выдох произвольный.

    Повторить 3-6 раз.

    Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

    Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

    При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

    Повторить 3-5 раз.

    8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

    Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

                         

                                                               

    Комплекс №3

    Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

    Проводится в игровой форме.

    1. «Ветер на планете».

    Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.

    2. «Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).

    Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей  дыхательной мускулатуры.

    И.п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

    После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

    Повторить 3-5 раз.

    Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

    Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

    Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

                                                                 

    3. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно».

    Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

    4. «Инопланетяне».

    Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».

    Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

    И.п.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

    Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

    1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот,

        грудную клетку.

    2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

    3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая

        «Я сильный (ая)».

    4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

                                                                                           

          Дыхательные имитационные упражнения

    1. «Трубач».

    Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

    Повторить 4-5 раз.

    2. «Каша кипит».

    Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

    Повторить 1-5 раз.

    3. «На турнике».

    Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф».

    Повторить 3-4 раза.

    4. «Партизаны».

    Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

    Повторять 1,5 мин.

    5. «Семафор».

    Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».

    Повторить 3-4 раза.

                                                                 

    6. «Регулировщик».

    Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

    Повторить 4-5 раз.

    7. «Летят мячи».

    Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».

    Повторять 5-6 раз.

    8. «Лыжник».

    Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».

    Повторять 1,5-2 мин.

    9. «Маятник».

    Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением  звука «ту-у-у-у-х-х».

    Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

    10. «Гуси летят».

    Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».

    Повторять 1-2 мин.

                                                               

    Комплекс дыхательных упражнений игрового характера

                   1. Ходьба.

    Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:  

                      Мы проверили осанку

                      И свели лопатки.

                      Мы походим на носках,

                      Мы идём на пятках,

                      Мы идём, как все ребята,

                      И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).

    2. «Куры».

    Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

    Повторить 3-5 раз:

                      Бормочут куры оп ночам,

                      Бьют крыльями тах-тах (выдох),

                      Поднимем руки мы к плечам (вдох),

                      Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой).

                                                             

    3. «Самолёт».

    Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

    Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

                      Расправил крылья самолёт,

                      Приготовились в полёт.

                      Я направо погляжу:

                      Жу-жу-жу.

                      Я налево погляжу:

                      Жу-жу-жу  (Е. Антоновой-Чалой).

    4. «Насос». Дети соят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.

    Повторять 4-6 раз:

                      Это очень просто –

                      Покачай насос ты.

                      Направо, налёг…

                      Руками скользя,

                      Назад и вперёд

                      Наклоняться нельзя.

                      Это очень просто –

                      Покачай насос ты ( Е. Антоновой-Чалой ).

                                                                       

    5. «Дом маленький, дом большой».

    Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

    Повторить 4-6 раз:

                      У медведя дом большой,

                      А у зайки – маленький.

                      Мишка наш пошёл домой

                      Да и крошка заинька ( Е Антоновой-Чалой ).

    6. «Подуем на плечо».

    Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

    Повторить 2-3 раза:

                      Подуем на плечо,                              

                      Подуем на другое.

                      Нас солнце горячо

                      Пекло дневной порой.

                      Подуем на живот,

                      Как трубка станет рот.

                                                             

     Ну а теперь на облака

                      И остановимся пока.

                      Потом повторим всё опять:

                      Раз, два и три, четыре, пять ( Е. Антоновой-Чалой ).

    7. «Косарь».

    Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

                      Косарь идёт косить жнивьё:

                      Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

                      Идём со мной косить вдвоём:

                      Замах направо, а потом

                      Налево мы махнём.

                      И так мы справимся с жнивьём.

                      Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой ).

    8. «Цветы».

    Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

                      Каждый бутончик склониться бы рад

                      Направо, налево, вперёд и назад.

                      От ветра и зноя бутончики эти

                                                                 

     Спрятались живо в цветочном букете ( Е. Антоновой-Чалой).

    По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

    Упражнение повторить 6-8 раз.

    9. «Ёж».

    Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

                      Вот свернулся ёж в клубок,

                      Потому что он продрог.

    Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

                      Лучик ёжика коснулся,

                      Ёжик сладко потянулся.

    Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.Всё упражнение повторить 4-6 раз.

    10. «Трубач».

    Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

                      Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

                      Подудим в свою трубу.

                                                                 

    11. «Жук».

    Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.

    Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

    Повторить упражнение 4-5 раз:

                      Жж-у, - сказал крылатый жук,

                      Посижу и пожужжу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дыхательной гимнастики в средней группе

    Картотека дыхательной гимнастики в средней группе1. «Качели»Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области ди...

    Здоровье сберегающие технологии: дыхательная гимнастика в средней группе

    Дыхательная гимнастика для детей средней группы....

    Картотека дыхательной гимнастики для средней группы

    Картотека дыхательной гимнастики для  средней группыДыхательная гимнастика «Качели»Цель: укреплять физиологическоедыхание у детей. Ребенку,находящемуся в положении лежа,кладут на живо...

    Комплекс дыхательной гимнастики в средней группе

    Комплекс дыхательной гимнастики...