Экологический квест - Защитники морей и океанов
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Воронкова Ольга Васильевна

                                                                             Игра для дошкольников – способ

                                                                         познания окружающего, игры имеют

                                                                              большую педагогическую ценность –

                                                                        они развивают у детей смекалку,

                                                                           выдержку, самообладание, чувство

                                                             юмора, организованность».

                                      Н. К. Крупская

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи   для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель,  дойти  до которой можно последовательно разгадывая загадки.  А задачи могут быть самыми разными: активными,  творческими, интеллектуальными

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 667 ИМЕНИ  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.Я. САМСОНОВА»

117403, г. Москва, Востряковский проезд, дом 13А

Тел.: 8(495)383-36-66; факс: 8(495)384-98-74

                                           e-mail: 667@edu.mos.ru 

                                                                        http://sch667u.mskobr.ru

 

Экологический квест

«Защитники морей и океанов»

(22 марта всемирный день защиты воды)

Старший дошкольный возраст

                                                                           

 

Подготовила и разработала:

Инструктор по Ф. К -1 категория

                                                              Воронкова О. В.

Москва, 2017

                                                                             Игра для дошкольников – способ

познания окружающего, игры имеют

                                                                              большую педагогическую ценность –

                                                                        они развивают у детей смекалку,

                                                                           выдержку, самообладание, чувство

                                                             юмора, организованность».

                                         Н. К. Крупская

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи   для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель,  дойти  до которой можно последовательно разгадывая загадки.  А задачи могут быть самыми разными: активными,  творческими, интеллектуальными

Цель:

  • Экологического воспитания в дошкольных отделениях – становление начал экологической культуры дошкольников, развитие экологического сознания, мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде;
  • Формирование представлений о воде, его свойствах и значимости;
  • Коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей;
  • Практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи экологического воспитания:

1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения на воде, в природе,  в обществе.

2. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

4. Усвоение системы знаний о воде и природе, о связях, существующих в ней зависимостях.

5. Закрепление знаний о природе, формирование трудовых умений и навыков, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножать ее богатство.

6. Систематизировать и закрепить имеющиеся представления о воде, ее свойствах, вводить новые понятия. 

7.Создать условия для поисковой деятельности. 

Познавательные:

1. Уточнять  и обобщать знания детей о подводном мире;

 2. Закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать.

Коррекционно-развивающие:

1. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Подводный мир»;

 2.Совершенствовать навыки словообразования;  

3. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

4. Развивать фонематическое восприятие;

5. Совершенствовать  навыки связной речи;

6. Учить согласовывать речь с движениями;

7. Развивать общую и мелкую моторики;

8. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

9. Развивать  выразительность речи и выразительность движений;

10. Активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный и природоохранный  интерес к представителям морской фауны;

2. Воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

3. Формировать умение работать и играть  в коллективе.

Проблема  квеста: Что нужно делать, что бы сохранить воду чистой? 

Структура квеста:  Путешествие состоит из 4 испытаний

  • в гостях у черепахи Тартилы   - «Кто –кто в синем море живет» (ст. воспитатели)
  • в гостях у Сирены – «Звуки подводного мира» (учитель логопед)
  • ребусы царя- Нептуна – «Вода и песок» (педагог – психолог)
  • в аквариуме у Медузы – «Активный отдых» (инструктор по Ф.К)

Ход квеста:

 Дети заходят по 2 группы в музыкальный зал

 Инструктор: Здравствуйте  ребята! 22марта всемирный день защиты воды. А вы знаете, зачем её защищать?  (ответы детей)

Инструктор: Держит в руках глобус и раскручивая его, говорит, посмотрите сколько воды много  разве ее надо беречь? ( дети излагают свои доводы, высказывания)

Инструктор: Многие из Вас правильно сказали, что вода практически вся соленая и для жизни человека она не пригодна. А давайте посмотрим презентацию и посмотрим, для каких  обитателей нужна вода и почему её надо защищать.

Презентация:

Слайд: 1  Воды на Земле много, и в то же время ее мало. Ее основная часть находится в морях и океанах. Морская вода непригодная для питья, а также для сельского хозяйства.

На пресную воду приходится очень небольшая часть. Основные запасы пресной воды находятся в твердом состоянии в виде снега и льда в Арктике и Антарктиде.

Слайд  2-15:  Показаны животные и растения,  какие могут обитать в морях и океанах.

Слайд  16-21: Какие, пресноводные водоемы существуют, какие жители в них обитают. Почему человеку нельзя употреблять воду из рек и озер(пресных водоемов, хотя вода уже и не соленая, как морская)

Слайд  23: Значение воды и водоемов в жизни человека.

Слайд 24- 32: Источники загрязнения  и кто от этого страдает (человеческие отходы, промышленные, нефть и др.)

Слайд 33-38: Правила как сохранить воду чистой .

Слайд 39: Помните, что каждый из нас может своими поступками внести неоценимый вклад в защиту окружающей среды!

Инструктор: А сейчас ребята, я вам предлагаю отправиться в  путешествие, где вы будете в разных кабинетах детского сада выполнять интересные задания и решать головоломки о воде, водоемах, жителях подводного царства.

Мы сейчас разобьемся на 4 команды (Дельфинов, Осьминожек,  Морских котиков, Морских коньков). (у каждой команды своя эмблема)

Каждая команда получает свой маршрутный лист, и они начинают свое путешествие.

  (у каждой команды карта своего цвета)

Дети передвигаются со взрослым сопровождающим по карте проходя все четыре этапа.

Этап I

В гостях у черепахи Тартилы

«Кто –кто в синем море живет» (ст. воспитатели)

Оборудование: Карточки с загадками, Карточки с правилами поведения около водоемов  и в воде.

На этом этапе «Отгадай загадку»

   

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть... (дельфин)

 

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете... (кит)

 

Вдруг со дна гора всплыла,

Вверх корабль подняла.

Это в море так шалит,

Великан веселый... (кит)

Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно... (акула)

 

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей... (краб)

 

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)

 

И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме... (черепаха)

 

Ей не страшен зверь любой —

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? (Черепаха)

 

Может рыба-великан

Над водой пускать фонтан.

Кто же этим знаменит?

Житель океана — ... (кит)

 

Он огромный, толстокожий,

А по виду — с рыбой схожий.

Вверх фонтан воды летит —

Так приветствует всех... (кит)

 

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он... (скат)

 

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это... (краб)

 

У нее такая пасть!

Каждый может в ней пропасть.

Зубы острые сомкнула

Рыба хищная —... (акула)

 

Что за шар плывет с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмешь.

Этот шарик — ... (рыба-еж)

 

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской... (конек)

Этап II

В гостях у Сирены 

 «Звуки подводного мира» (учитель логопед)

Оборудование: разрезные картинки рыб (аквариумные, пресноводные, морские),

Картинки (море, река, аквариум). Картинки один – много (осьминог, дельфин….)

Артикуляционная и дыхательная  гимнастика. 

  • «Кит выныривает».  Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.
  • «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.

 - Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина).  Да это же ...(дельфин).

  •  «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).

- Киты и  дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как  выныривают  дельфины и киты.

  • «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.

Игра «Назови ласково»  (с массажным мячиком).

  Логопед, называя слово, бросает  ребёнку массажный  мячик. Ребёнок, возвращая мячик,  называет это слово ласково.

  Медуза – медузочка, медузонька .         Рыба – рыбка, рыбонька….                 

 Черепаха – черепашка.                            Акула – акулочка.

Дельфин – дельфинчик.                           Осьминог – осьминожек.                         

  Плавник – плавничок.                              Хвост – хвостик…

  Песок – песочек.                                       Камень – камешек.

Этап III

Ребусы царя- Нептуна

«Вода и песок» (педагог – психолог)

Оборудование: песочницы с разным песком (кинестетическим, речным, песок для рисования), наполнение для песочниц и бассейна (палочки, камушки, фантики и др.), карточки с ребусами, игрушки для отгадки ребусов, бассейн для игр с водой,

Игра «Очистим аквариум»

В бассейне для игр с водой насыпан мусор: палочки, камушки, обертка от конфет и плавают рыбки. Дети должны грабельками достать весь мусор из воды, чтобы рыбкам хорошо жилось.

«Нарисуй волну»

Дети рисуют волну левой и правой рукой по очереди  на песке.

Игра «Отгадай и найди»

C:\Documents and Settings\сапфир\Рабочий стол\ребус 3.jpegC:\Documents and Settings\сапфир\Рабочий стол\ребус 2.gifC:\Documents and Settings\сапфир\Рабочий стол\ребус 4.pngC:\Documents and Settings\сапфир\Рабочий стол\ребус 5.jpgC:\Documents and Settings\сапфир\Рабочий стол\ребус 6.jpg   

Из песка сделаны 5 горок на каждой горке стоит ребус. Дети с помощью педагога – психолога разгадывают ребус и откапывают клад.

«Сделай морское животное»

Дети должны проявить свою фантазию и из кинестетического песка слепить морское животное

Этап IV

В аквариуме у Медузы 

 «Активный отдых» (инструктор по Ф.К)

Оборудование:  игрушки - морские обитатели, мусор(бумага, пластмасса, металл), 3 контейнера для мусора с обозначениями бумага, пластмасса, металл;  мягкие мячи для метания по 2 на ребенка, 2 контейнера с изображениями (дельфин и касатка), фонограмма   «Краб» (из аудиопособия  «Десять мышек» Е. Железнова) и шум моря, обруч на стойках(вход в аквариум).

Игра «Расчистим аквариум»

Дети пролазят в обруч входят в аквариум, в котором много мусора и не видно животных. Медуза предлагает детям расчистить аквариум по специальной схеме. Весь мусор нужно классифицировать по составу (пластмасса, металл, бумага) и отнести в специальный контейнер с обозначающим знаком. Условие надо взять только один предмет и перенести в контейнер с определенной разметкой.

Игра «Накорми морских обитателей»

Дети берут по 2 мягких мячика. Перед ними стоят 2 контейнера с изображениями в одном - дельфин, в другом - касатка. Детям предлагается их накормить, но есть Условие: дельфин ест рыбу только с правой руки, а касатка с левой.

Упражнение  «Краб

Ветер дует, задувает,                     Движение руками влево-вправо.

 пальму в стороны качает – 2 р. Кисти прижаты друг к другу основаниями и  

                                                                раскачиваются, пальцы  растопырены (крона).

А под пальмой краб сидит          Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни)

 и клешнями шевелит – 2 р.       и шевелят ими.

Чайка над водой летает               Ладони соединены большими пальцами, разведены в                                              

                                                              стороны. Дети "машут" ими в воздухе.

 и за рыбками ныряет.                Ладони сомкнуты, чуть округлены и выполняют  

                                                             волнообразные движения.

А под пальмой…

Под водой на глубине                Руки опущены вниз и разведены в стороны.

 крокодил лежит на дне – 2 р.  Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают-  

                                                          закрывают рот». Поменяв руки, повторяют движения.

А под пальмой...

Подвижная игра «Водяной»

Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посередине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором  громко произносят:

Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!

  После слова «Гори!»  все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется.

Существуют и другие варианты правил:

    После слова «Гори!»  водяной с закрытыми глазами должен подойти и осалить игрока, на которого указал рукой. Игроки в это время должны оставаться на месте (но можно уворачиваться от его рук и приседать). Осаленный становится «водяным».

Заключительная часть

После прохождения всех этапов дети возвращаются в музыкальный зал, а там стоят 2-4 аквариума (изготовленные из картона на 2-4 столах в зависимости от команд). А в центре этих столов разбросан мусор (заранее подготовленные из ткани хвосты, киндер –яйцо с дыркой для хвоста, донышки пластиковых бутылок покрашенные в зеленый цвет и столовые пластмассовые ложки).

Инструктор: Ребята, а давайте подумаем, можем - ли  мы из этого мусора сделать что – нибудь , что можно запустить в аквариумы.

Одна из команд  изготавливает золотых рыбок (из киндер –яйца и хвостика, пластилином делают плавнички и глазки), а другая  - черепах (из донышка бутылки и ложки, делают из пластилина глазки)

Когда аквариумы оживают, черепахи ползают по дну, а рыбки подвешиваются на леску.

  

Итог. Оценка работы детей.

 Инструктор:   Сегодня мы побывали в подводном царстве. Сохраняли и очищали водные ресурсы. Ребята, вам понравилось  путешествовать?  А что интересного вам запомнилось?  Куда бы вы ещё хотели отправиться  в следующий раз?  (дети отвечают). Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли…

    В подводном царстве побывали,  рыб и животных морских повстречали.

    Но в группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.

В качестве поощрения можно показать детям мультфильм Смешарики "Маленькое большое море"

Список литературы и методических пособий:

  1. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.:

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.

  1. Буренина А.И.  Ритмическая мозаика. («Аквариум» К.Сен-Санс) -аудиопособие.
  2. Буренина А.И.  Театральные шумы. («Море») - аудиопособие.
  3. Воронина Т.П. Разгадываем ребусы и читаем. Грамотей, 2014.
  4. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007
  5. Железнова Е.С.  Десять мышек («Краб») - аудиопособие.
  6. Железнова Е.С.  Колыбельные - аудиопособие.
  7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. Речь,2016.
  8. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и

познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.

  1. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

  1. Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение:

Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2006.

  1. http:ru.wikipedia.orq (иллюстрации рыб, животных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Обитатели морей и океанов"

Проект разработан и составлен с целью воспитания экологической культуры  и развития познавательных и творческих способностей детей. В нем представлены различные виды деятельности с детьми....

Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"

Конспект занятия по формированию основ экологического сознания дошкольников "Обитатели морей и океанов"...

Экологический проект "Неизведанный мир морей и океанов" в старшей группе.

Экологический проект"Неизведанный мир морей и океанов"в старшей группе....

Отчет о проведении мероприятий, в рамках Всероссийского фестиваля «Праздник Эколят – молодых защитников Природы», Тема: "Международный день защиты морей и океанов" с детьми старшей группы «Б»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25783567","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Цель: Знакомство детей с праздником «Международный день защиты морей и океанов...

Экологический проект для старших дошкольников "Обитатели морей и океанов"

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической культуры и грамотности. Основы экологической культуры закладывают...