ФГОС дошкольного образования Его цели, принципы и задачи
учебно-методический материал на тему

Титова Мария Ивановна

ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС дошкольного образования

Его цели, принципы и задачи

 

  ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

1.     Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).

    Требования настоящего Стандарта к Организации распространяются на ИП, реализующего Программу, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом. Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках.

    Возраст детей – младенческий (от рождения до 1 года0, ранний возраст ( от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

    Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

    Образовательная среда – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

   Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках.

    Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

    Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охрана и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

    Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей, социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями.

    Самооценка детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

    Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

2.     Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

     Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

     При разработке Стандарта учтены:

·        особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

·        возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

 

 

 

3.     Стандарт утверждает основные принципы:

·        полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

·        индивидуализации дошкольного образования;

·        содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

·        поддержки разнообразия детства (инициатива детей в различных видах деятельности); сохранения уникальности и самооценки дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

·        партнерства организации или индивидуального предпринимателя с семьей;

·        приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

·        формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

·        создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка  в соответствии с его возрастными  и индивидуальными особенностями и склонностями;

·        учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

·        занятия требованиями к условиям реализации программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребенка, ключевого места в структуре Стандарта.

 

4.     Стандарт преследует следующие цели:

·        повышение социального статуса дошкольного образования;

·        обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

·        обсечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

·        сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

5.     Стандарт решает задачи:

·        охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

·        обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

·        обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

·        создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

·        объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

·        формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

·        обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников»

·        формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

·        обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

·        определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

 

 

6.     Стандарт является основой для:

·        разработки и реализации Программы;

·        разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);

·        разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

·        формирования учредителем государственного (муниципального ) задания в отношении Организаций;

·        Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

·        Подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

 

7.     Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

     Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

      Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

 

8.     Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программа. При разработке Программы Организации определяет продолжительность пребываний детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребываний детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребываний детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.

    Программа реализации в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.

 

 

9.     Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.

 

10.                        Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

·        к структуре Программы;

·        к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

·        к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

 

 

11.                        Важное место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...

Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,

Сл. 1 Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»«Воспитание служит необходимойи всеобщей формой развития ребенка.Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность...

презентация "Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования: создание педагогических условий"

Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования: создание педагогических условий...

Презентация "Задачи и содержание педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Данный материал может быть использован на совете педагогов, методическом объединении и других мероприятиях....

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ДЕЛЕНИИ ГРУППЫ НА ПОДГРУППЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Моя главная  задача - не навязывать детям свой вариант решения. На моих занятиях дети свободно передвигаются по группе, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять контрол...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННОЙ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дан сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования....

Сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования

Презентация к статье "Сравнительный анализ принципов традиционной программы  и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования"...