Релаксация для детей
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чеглакова Наталья Владимировна

Релаксация для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsiya_dlya_detey.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для детей на расслабление всего организма

"Снежная баба"

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

"Птички" 

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

"Бубенчик"

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

"Летний денек"

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

 Я на солнышке лежу,
 Но на солнце не гляжу. 
 Глазки закрываем, глазки отдыхают. 
 Солнце гладит наши лица, 
 Пусть нам сон хороший снится. 
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! 
 Прогуляться вышел гром. 
 Гремит гром, как барабан.

"Замедленное движение"

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. 
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. 
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
 Замедляется движенье, исчезает напряженье. 
 И становится понятно – расслабление приятно!

"Тишина"

Тише, тише, тишина! 
Разговаривать нельзя! 
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать 
И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. 

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Релаксационные упражнения для педагогов

Дорогие, коллеги! Мы с вами порой так заняты своей работой, профессиональными и домашними делами, своей семьёй, детьми, что совершенно не замечаем, как мало времени мы уделяем самим себе. Вы никогда не ловили себя на мысли, что постоянно спеша и торопясь всё успеть, мы сердимся, нервничаем и это, бесспорно, отражается на нашем здоровье, общем самочувствии.

Конечно, можно попробовать привыкнуть к постоянному психическому и мышечному напряжению, стараясь не замечать его вредных последствий для нашего организма. А можно, и даже нужно, научиться делать для себя небольшие перерывы, остановиться, отложить очень важные дела и расслабиться.

Выделите в своём плотном графике несколько минут, сосредоточьтесь на себе и ваша истощённая психоэнергетика «скажет» вам большое спасибо!

 «Пресс»

Цель: нейтрализация и подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности.

Закройте глаза. Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение желательно повторить несколько раз в тихой обстановке.

«Руки»

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

Сядьте поудобней. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

«Пословицы»

Цель: снятие внутреннего напряжения, избавление от депрессивного состояния.

Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы», «Сказки» и т. п. Полистайте книгу, читайте фразы, афоризмы в течение 15 -20 мин, пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, та или иная пословица натолкнёт Вас на правильное решение. Возможно, Вас успокоит тот факт, что не только у Вас возникла проблема, над способами её решения размышляли очень многие великие исторические личности.

 «Я – дома, я – на работе» 

Возьмите чистый лист и разделите его пополам. Нужно составить два списка определений, характеристик (желательно как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Начать можно так: «Дома я никогда… », «На работе я никогда… ». Затем проанализировать:

• похожие черты;

• противоположные черты;

• одинаковые проявляющиеся качества;

• отсутствие общих черт;

• какой список было составлять легче;

• какой получился объёмнее и т. д.

«Карикатура»

Возьмите по желанию краски, карандаши или фломастеры. Нужно нарисовать карикатуру на самого себя - «Я на работе». В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, компетентность и пр.) Помните, должна получиться именно карикатура!

Предложенные упражнения помогут вам сориентироваться в собственном психическом состоянии, почувствовать положительное влияние на психику и повысить душевное равновесие.

Почувствуйте себя отдохнувшими, готовыми к новым подвигам и победам

Занятие с педагогами «Релаксационные паузы в работе с дошкольниками»

Цель: познакомить педагогов с приемами релаксации; показать возможность использования релаксационных пауз в работе с дошкольниками.

Мини-лекция «Что такое релаксация? ».

Это способность человека расслабиться. Педагоги, в связи с их высокой эмоциональной загруженностью и частыми стрессовыми ситуациями, возникающими в ходе профессиональной деятельности.

Отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствует возникновению и закреплению негативных черт в характере и профессиональных качествах, разрушает психическое здоровье.

Отдых необходим человеку. На самом деле отдыхать можно не только ночью во сне. Можно замечательно отдохнуть и расслабиться за считанные минуты прямо на работе. Для этого необходимо освоить простейшие приемы релаксации (или расслабления). Сначала попробуйте научиться расслабляться дома в постели. Там вас ничего не будет отвлекать, а когда методика будет освоена, можно устраивать релаксационные паузы прямо на рабочем месте.

Лягте на спину, руки вытяните вдоль тела, ладонями вниз. Ноги положите так, чтобы они не соприкасались друг с другом. Не закрывайте глаза, постепенно они закроются сами. Восточные методики релаксации говорят о том, что если бегают глаза, значит, бегают мысли. Контролируйте эти движения. Старайтесь держать глаза неподвижными.

В процессе расслабления старайтесь не делать никаких движений. Любое движение мешает настроиться и расслабиться. Не ждите скорого результата. Для полного расслабления поначалу вам будет необходимо до четверти часа. Когда вы достигнете полной релаксации, вы поймете, насколько это приятное состояние. Тело практически не ощущается. Если же где-то вы чувствуете неудобство, это означает, что данная группа мышц не расслабилась.

Хорошо помогает расслабиться приятная спокойная музыка, звуки природы (шум моря, стрекотание сверчков и другие). Главное, чтобы эти звуки были вам приятны.

Чтобы легче было расслабляться, можно использовать релаксационные настрои. Давайте, попробуем один из них.

Релаксация «Лентяи».

Сядьте, так чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Сегодня вы хорошо поработали и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы – лентяи и нежитесь в удобном кресле. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги… Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблены. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Раз, два, три. Вы чувствуйте себя отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Мини-лекция «Значение релаксационых пауз для развития дошкольников».

Релаксационные паузы полезны не только для взрослых, доказало их плодотворное влияние на детей с разными особенностями. Гиперактивным детям трудно управлять своим поведением, они плаха владеют своим, недостаточно его ощущают. Релаксационные паузы способствуют развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка равномерность. Благодаря расслаблению нормализуется гипертонус и гипотонус мышц, развивается чувствительность своего тела.

Детям, склонным к агрессивному поведению характерны мышечные зажимы в области лица, кистей рук. Релаксационные паузы, позволяют снимать тонус мышц.

Застенчивым детям, так же рекомендованы релаксационные паузы, так как эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявлять, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания и т. п.) .

Кроме того, релаксационные паузы хорошо использовать в подготовительной группе, для восстановления работоспособности при подготовке к школе, а также для эмоционального развития. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям. 

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему. В приложении представлен конспект занятия в подготовительной группе с включением упражнений на расслабление. Для удобства применения данных упражнений мы классифицировали их по следующим направлениям .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

релаксация для детей!!!

релаксация для детей!!!!!!!Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душ...

РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Релаксация для всех возрастных групп...

Картотека упражнений для релаксации (для детей)

Материал содержит краткое обоснование необходимости проведения релаксации с дошкольниками и картотеку релаксационных упражнений....

Упражнения на релаксацию для детей

ети с самого своего рождения испытывают определенные стрессы, которые также требуют расслабления, как и у взрослых. Какими бы мелкими и незначительными эти тревоги и расстройства не казались. Потому р...

Релаксация для детей

Научить детей правильному дыханию, способствующему экономному расходу энергии....

Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.

Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...