Система в работе по физкультурно-оздоровительному направлению в детском саду
консультация на тему

Токарева Елена Фёдоровна

Основные направления  оздоровительной работы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_v_rabote.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              СИСТЕМА

В РАБОТЕ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ

НАПРАВЛЕНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительного процесса в ДОУ ни у кого не вызывает сомнений. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в три раза. Среди хронических патологий преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. 70% детей страдают кариесом зубов

К основным направлениям оздоровительной деятельности в ДОУ мы относим:

  1. Организацию санитарно-эпидемиологического режима и создания гигиенических условий жизнедеятельности детей
  2. Организацию питания
  3. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в саду
  4. Организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками
  5. Физическое воспитание детей

Профилактика осложнений в физическом развитии представляет систему мер, направленных на предупреждение плоскостопия, сколиоза и других патологий. Комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после дневного сна, физкультурные паузы содержат упражнения направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и др.

        Система общеоздоровительных мероприятий в ДОУ включает

  • Обучение детей уходу за своим телом (занятия по валеологии, ОБЖ);
  • Закаливание
  • Самомассаж
  • Витаминизацию блюд;
  • Фитопрофилактику;
  • Освоение упражнений психосаморегуляции состояния (релаксации);
  • Оптимизацию двигательной деятельности детей

Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.

Несмотря на обогащение понятия физического воспитания в современном мире, его первоочередной задачей было и остается укрепление здоровья детей посредством физического развития и закаливания. Такой подход можно рассматривать как целостность оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В настоящее время много усилий в разработке физкультурно-оздоровительного направления прилагают сотрудники Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Наш детский сад с декабря 2002 г. является экспериментальной площадкой этого института по проблеме «Организация развивающей оздоровительной и физкультурно-спортивной работы с детьми дошкольного возраста».

В своей работе мы пользуемся программой и методическим пособием В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления».

Основные характеристики педагогики оздоровления следующие:

  • Представление о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития;
  • Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм;
  • Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;
  • Работа по оздоровлению детей не может осуществляться только медицинскими методами;
  • Эффективность применения медицинских методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

К числу других принципов педагогики оздоровления относятся:

  • Развитие творческого воображения;
  • Формирование осмысленной моторики;
  • Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
  • Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Какие же методы и формы физкультурно-оздоровительной работы мы используем:

Основные формы деятельности

  • Физкультурные занятия 3 раза в неделю (2 по подгруппам), 2 раза в неделю – оздоровительный бег.
  • Утренняя гимнастика (в зале, на улице, в зависимости от погодных условий)
  • Гимнастика после сна (с использованием нетрадиционного оборудования) для коррекции плоскостопия, нарушения осанки.
  • Дыхательные гимнастики (на занятиях, в режимные моменты).
  • Пальчиковая гимнастика (особенно у детей с речевыми нарушениями – плохо развита мелкая моторика).
  • Точечный массаж, самомассаж, массаж друг другу (книга «Логоритмические занятия в детском саду»).
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Экскурсии, походы.
  • Дни, недели здоровья.
  • Каникулы.
  • Семейные спортивные праздники.
  • Кружковая работа («Олимп» - спортивная школа, ЛФК).
  • Школа для родителей «Содружество» (обучение родителей массажу, дыхательной гимнастике, корригирующим упражнениям – профилактика плоскостопия, осанки и др.).
  • Газета для родителей «Маленькая страна».
  • Су-Джок терапия.

Но никакая работа не будет иметь эффективных результатов без систематического отслеживания деятельности. Так в современном дошкольном образовании появилось понятие «психолого-педагогический мониторинг». Что это такое? Это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, необходимых для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников.

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей мы проводим диагностику физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества двигательных навыков, оценки заболеваемости детей.

На каждого ребенка в ДОУ заведены индивидуальные карты комплексного обследования физического развития, функционального состояния, физической подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...

Статья на тему: "Формирование системы социального партнёрства между семьями воспитанников и детским садом"

На современном этапе развития системы образования и, исходя из новых нормативно-правовых документов, следует, что одним из наиболее важным направлений в работе образовательной организации является фор...

Система работы по познавательному развитию в детском саду

Теоретическое обоснование материалов по познавательному развитию...

«Система поощрения детей на физкультурных занятиях в детском саду»

При правильном выборе системы поощрений можно вызвать у ребенка наибольший интерес к занятиям физкультурой, и в целом способствовать формированию здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенк...

Система работы по развитию речи в детском саду

Развитие речи ребенка нужно тесно связывать с развитием мышления. Важной предпосылкой для решения задач развития речи в детском саду является правильная организация обстановки. « Прежде всего и ...