Методическая разработка "Использование элементов системы обучения Карла Орфа в логопедических группах детского сада»
методическая разработка по музыке

Архипова Татьяна Владимировна

Применение Орф-методики при работе с детьми логопедических групп 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx21.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


ГОСУДАСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №30 компенсирующего вида Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург

Методическая разработка

«Использование элементов системы обучения

Карла Орфа

в логопедических группах детского сада»

Составила

музыкальный руководитель

Архипова Татьяна Владимировна

2020 г.

Советский, российский и шведский лектор – музыковед, популяризатор классической музыки Михаил Казиник сказал потрясающие слова:

«Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начните не с физики и химии, и даже не с математики…. Начните с музыки!.... Музыка – пища для человеческого мозга.»

В странах, где серьёзно занимаются музыкальным воспитанием детей, уже оценили роль музыки и в эстетическом, и в интеллектуальном развитии детей. Дошкольники – не исключение.

На музыкальных занятиях сейчас педагоги уделяют всё больше внимания активным формам работы – это и активное слушание, и проговаривание текста с жестами, и т.д. Разработанная 100 лет назад система карла Орфа способствует этому. Такое многообразие форм, способов, вариантов в изучении самого разного материала! Главное – активная творческая деятельность детей, приносящая ребёнку радость и чувство удовлетворения.

При работе с детьми коррекционных детских садов на первое место выходит ритмическая основа музыки. И, отталкиваясь от неё, более лёгким и естественным становится путь к другим основам музыки. Значимость приобретает слово как элемент речи, его интонационное звучание, его метрическая структура.

Промежуточные результаты видны через короткое время: дети с охотой идут на занятия, они помнят, что делали в прошлый раз, фантазируют, дополняют друг друга, активизируется словарный запас, речь. И важно, что материал занятий дети легко используют в своей повседневной деятельности.

Особое значение приобретает игра на шумовых инструментах. Дети становятся более внимательными, появляется навык ансамблевой игры.

Песенки – потешки для занятий:

«Вышли мыши как-то раз…»

«Играет кот на скрипке»

«Тишина»

 Варианты разучивания:

 - пальчиковая игра

- подвижная игра

- игра с применением шумовых инструментов

- произнесение текста чередуется со звучанием инструментов

- театрализованная сценка

- дети сами подбирают звучание инструментов

Истории для озвучивания:

- любые короткие истории как в стихах, так и в прозе

Здесь важно, что дети реагируют на регистры звучания, изменения темпа. Можно использовать инструменты, сделанные самостоятельно из баночек, тюбиков и т.д.

Простор для выбора материала - огромный

«В доме моем тишина» сл.и муз. Т.Боровик

1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)

3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно - звучунчуки звучат (2раза)

4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)

 Эту игру можно назвать «звуки дома». На стадии разучивания можно предложить детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания дети придумывают, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию участники занятия рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков.

Речевая диалогическая игра по песенке «Таря-Маря»

Педагог: - Таря-Маря в лес ходила…

Дети: - В лес ходила?

Педагог: - Таря-Маря шишки ела…

Дети: - Шишки ела?

Педагог: - Шишки ела, вам велела.

Дети: - Шишки ела, нам велела
А мы шишек не хотим,
Таре-Маре отдадим.

Речевая диалогическая игра для развития ритмического и интонационного слуха. Используя эту игру на занятии, постарайтесь, чтобы дети исполняли ее сопровождая выразительной мимикой и жестами, Это помогает развитию  выразительной интонации.

Придумываем, как может выглядеть эта Таря-Маря, какой у нее характер, какое настроение. Все это передаем через яркое исполнение, а может и в рисунке.

инструментах.

Эту линию удачно продолжает песня-игра «Оркестр».

Оркестр

Начало всех куплетов:

Мы славные артисты: на всем играть умеем,
У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты.

ПРИПЕВЫ:

1. Вот, например, вот вам скрипка,
Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем.

2. Вот, например, вот вам флейта,
Тю- лю- лю, вот, вот, вот, вот как мы играем.

3. Вот, например, вот вам медная труба
Тра-та-та, вот, вот, вот, вот как мы играем.

4. Вот, например, вот вам бубны,
Дзин-дзин, бум-бум, вот, вот, вот, вот как мы играем.

5. Вот, например, вот турецкий барабан,
Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем

Игра на музыку Майкапара «В садике»

Варианты текста можно придумать, можно использовать опыт Т.Тютюнниковой

Детвора, детвора

В садике гуляет.

Детвора, детвора

Песни распевает/головой кивает/весело шагает

Детям нравится гулять, ходить «в гости» в другой домик, и вместе с окончанием музыки вовремя прыгнуть в свой (игра проводится с обручами – домиками)

Убедилась на практике, что даже через короткое время применения методики К. Орфа результаты отличные. С детьми логопедических групп это имеет особое значение. Разная степень речевого развития, разный уровень подготовки, но результат всегда отличный – дети с интересом играют, принимают участие во всех видах деятельности на занятии, а через их интерес прокладывается путь к более сложным заданиям.

Литература

  1. ДмитриеваЛ.Т., Черноиваненко Н.М / Л.Т. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко “Методика музыкального воспитания” М. “Академия”2000г.
  2. Зимина А.Н. / А.Н. Зимина “Народные песни с пением” М. “ГНОМ и Д” 2000г.
  3. Тютюнникова Т.Э. / Т.Э. Тютюнникова “Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа” М.”Астрель” 2000г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида № 465 г...

Выступление на родительском собрании «Система организации работы в логопедических группах детского сада»

Информация для родителей о том, как организована работа логопедических групп в детском саду...

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в средней логопедической группе детского сада. Тема: «Великие открытия, перевернувшие мир».

quot;Знакомые незнакомцы" Об удивительных свойствах всеми любимых макарон, дети узнают в ходе веселых экспериментов и опытов...

Конспект музыкального занятия с элементами системы К. Орфа в подготовительной группе

Игровое творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению....

Методическая разработка " Стихотворное авторское переложение сказки " Морозко" для театральной постановки в логопедической группе детского сада"

Сказку " Морозко" я сочинила для постановки в старшей-подготовительной к школе группе.  Ссылка на видео постановки в разделе " Видео"....