Методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации здоровьесберегающего подхода в воспитательном процессе
консультация на тему

Гайнуллина Наталья Владимировна

Вопросы охраны и укрепления здоровья детей может успешно решаться только в том случае, если будет вестись по двум направлениям:

1. Создание оптимальных внешнесредовых условий в группе, дома и рациональная организация жизнедеятельности детей и педагогического процесса («здоровьесберегающая педагогика»).
2. Воспитание у дошкольников и младших школьников сознательного отношения к своему здоровью- самой большой ценности данной человеку Природой.
Основной показатель результативности – это применение полученных знаний в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon З.О.Ж.158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по реализации здоровьесберегающего подхода в воспитательном процессе

Все мы родом из детства, тем не менее, то самое детство, которое мы «прошли», остается для нас загадкой, и мы, взрослые, неустанно о нем размышляем с тем, чтобы сделать детство современных детей по-настоящему детским, т.е. уберечь детей от горестей и ошибок.
Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Здоровый ребенок – талантливый ребенок, его легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые навыки и умения. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные к нему требования.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибается тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 — 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Число близоруких детей с 1 к выпускным классам увеличивается с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%. С нарушениями осанки- с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России 30-40%.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления».
Отличительными чертами педагогики оздоровления являются следующие:
• В физическом плане ребенок – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
• В интеллектуальном плане ребенок – проявляет хорошие умственные способности,  любознательность, воображение, самообучаемость;
• В нравственном плане ребенок – честен, самокритичен, эмпатичен;
• В социальном плане ребенок – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
• В эмоциональном плане ребенок – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Здоровье и нравственность понятия взаимосвязаны. В настоящее время этому не уделяется должного внимания. Нравственно здоровым человек не станет сам и не позволит другим совершать безнравственные поступки, нанося ущерб природе, здоровью окружающих людей и собственному здоровью.
В современном образовательном пространстве педагогический процесс строится так, что человек с детских лет тратит большие усилия на изучение предметов, тем самым «сокращает время и величину усилий на труд души». В должной мере не культивируется внимание к духовному развитию личности, «воспитанием души занимается каждый сам, по мере своих сил и возможностей». Мишель Монтеньяк отмечает: «Величайшее недомыслие учит наших детей науке о звездах и движении восьмой сферы раньше, чем науке о их собственных душевных движениях».
Выдающиеся педагоги прошлого П.Лесгафт, П.Ф. Каптерев, И.И. Мечников, А.А. Ухтомский, Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов в своих педагогических трудах постоянно уделяли внимание физическому и духовному здоровью учащихся, необходимым элементом медицинского просвещения, здоровьесберегающим аспектам естественно – научного образования. К сожалению, реализация этих идей в практике детского сада и школы остается на крайне низком уровне, что является одной из причин снижения состояния здоровья детей.
Формирование здоровьесберегающей культуры это процесс постоянный, многоразовый, развивающийся. Тут важны все аспекты и мелочей здесь не бывает. Необходимо не только говорить, как строить процесс учения, но и делать это, организовывать процесс обучения так, чтобы он учитывал физиологические, биологические, психические особенности ребенка. Само содержание предметного образования должно помогать осуществлять валеологическую грамотность, как компонента здоровьесберегающей культуры, а процесс усвоения валеологических предметных знаний и должен формировать здоровьесберегающее поведение.
Реализация здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении невозможно без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. От скоординированной работы всех структур зависит полноценное, направленное на сохранение и улучшение здоровья ребенка.
Кроме того, валеологизация воспитательной и образовательной среды необходима для формирования целостного адаптационного-реабилитационного пространства на всех этапах воспитательного процесса, разработки новых комплексов оздоровительно-профилактической работы. Не следует также забывать о том, что дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования правильных привычек.
Новизной предлагаемых рекомендаций является система работы воспитателя по приобщению детей к здоровому образу жизни, сочетающаяся с другим процессами в детском саду и в начальной школе:
— внутренняя пространственно-временная структура;
— не зависимость от места и времени;
— эмпирические проверки эффективности;
— превентивное обучение;
— акцент на настоящее.
При такой организации воспитательно-образовательного процесса дети приобретают стойкие культурно- гигиенические навыки, знания по ОБЖ, психическую стабильность.
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей может успешно решаться только в том случае, если будет вестись по двум направлениям:
1. Создание оптимальных внешнесредовых условий в группе, дома и рациональная организация жизнедеятельности детей и педагогического процесса («здоровьесберегающая педагогика»).
2. Воспитание у дошкольников и младших школьников сознательного отношения к своему здоровью- самой большой ценности данной человеку Природой.
Основной показатель результативности – это применение полученных знаний в повседневной жизни.

2.ЛЕЧЕБНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ.

2.1.МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Одновременно на занятиях, кроме формирования валеологической грамотности, важно формирование валеологической культуры через обучение организации процесса учения. В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленных на реализацию здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.
Представления у детей и их родителей о здоровом образе жизни должны формироваться с самого раннего детства их ребенка.
Приходя в образовательное учреждение, родитель сразу сталкивается с проблемой сохранения здоровья ребенка и полноценного его развития. Во взаимодействие с семьей вступают не только педагоги, но и медицинские работники, повара, заведующий образовательным учреждением и другие категории работников.
От слаженной работы всех структур зависит полноценное, направленное на сохранение и улучшение здоровья ребенка пребывание детей в образовательном учреждении.
Недаром валеология синтезирует в себе знания других наук: биологии, анатомии, психологии, физиологии, гигиены и педагогики.
Кроме того, валеологизация воспитательной и образовательной среды необходимой для формирования целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах воспитательного процесса, разработки принципиально новых комплексов оздоровительно-профилактических программ. Не следует также забывать о том, что дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования правильных привычек. Выработать их на поздних этапах на прослушивание музыки, чтобы получить улучшение психического состояния (снятие напряжения, успокоение, мобилизация и др.) подобрав для этого соответствующую музыку. Приведем пример:
Для моделирования настроения можно порекомендовать следующие музыкальные произведения:
«Утро» Э. Грига, «Полонез» Огинского (при переутомлении и нервном истощении).
«К радости» Л.В. Бетховен, «Аве Мария» Ф. Шуберта (при угнетенном меланхоличном настроении).
«Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского (при выраженной раздражимости, гневности).
«Времена года» П.И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана (при снижении сосредоточенности, внимания).
Расслабляющее воздействие оказывают такие классические мелодии, как: «Бакарола» П.И. Чайковского, «Пастораль» Ф. Бизе, Соната до мажор (часть 3) С.Леклена, «Лебедь» Сен-Санса, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского. Кроме того, для более широкой аудитории можно использовать популярные произведения: романс Д.Д.Шостаковича из кинофильма «Овод»; «Старинную песенку» Бизе; «Историю любви» Лея; «Вчера» Д. Леннона; «Элегию» С.Форе и др.
Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Чардаша» К. Монти, «Кумпарситы» Р. Родригеса, «Аделиты» А. Пурсела, «Шербудских зонтиков» С. Леграна и др.
Непосредственно для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение (в конце учебной смены) и мобилизацию (перед занятиями). В качестве примера можно использовать следующее.

Успокаивающий вариант 
1.Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха (И.С. Бах. Прелюдия № 1)
2. Расслабление мимических мышц (И.С.Бах. Прелюдия № 8)
3. Расслабление мышц рук (И.С.Бах. Хор)
4.Расслабление мышц туловища (Ф.Шопен. Прелюдия № 4)
5.Расслабление мышц ног (Ф.Шопен. Прелюдия № 13)
6. Регуляция ритма дыхания (Ф.Шопен. Прелюдия № 15)
7.Регуляция ритма сердечных сокращений (Ф.Шопен. Прелюдия № 15)
8.Выход из состояния расслабленности (К. Глюк. «Мелодия»)
9.Общая активизация (Ф.Шопен. Прелюдия № 17)

Мобилизующий вариант
1.Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха. (И.С.Бах. Прелюдия № 1.)
2.Расслабление мимических мышц. (И.С.Бах. Прелюдия № 8)
3.Расслабление мышц рук. (И.С.Бах. Хор.)
4.Расслабление мышц туловища. (Ф.Шопен. Прелюдия № 4)

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние.

1. Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении) «Утро» Э.Григ, «Полонез» Огинский;
2. При угнетенном меланхолическом настроении: «К радости»Л. Ван Бетховен «Аве Мария» Ф. Шуберт;
3. При выраженной раздражительности, гневности«Хор пилигримов» Р. Вагнер, «Сентиментальный вальс»П.И.Чайковский;
4. При снижении сосредоточенности, внимания:«Времена года» П.И. Чайковский,«Лунный свет», «Грезы» К. Дебюси;
5. Расслабляющее воздействие: «Баркарола» П.И.Чайковский,«Пастораль» Бизе, «Соната до мажор» (ч.3) Лекана, «Лебедь» Сен-Санс, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковский, романс из кинофильма «Овод» Д. Шостакович.
6. Тонизирующее воздействие: «Чардаш» Моти, «Шербутские зонтики» Леграна, «Аделита» Пурсело, «Кумпарсита» Родригес.

Соответствующая музыка может включаться в начале занятия, в конце, в середине.
Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Механизм воздействия музыки на человека в процессе труда можно понять, исходя из учения А.А.Ухтомского о доминанте.
Проявление доминантного возбуждения в определенной совокупности нервных центров лежит в основе деятельности, но устойчивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров.
И вот тогда дополнительный ритмический раздражитель способен как бы раскачать центральный нервный прибор и ускорить процесс усвоения ритма, восстановить нарушенный уровень усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты.
Физиологические исследования показывают, что в ритмичных движениях при работе руководящая роль принадлежит корковым динамическим стереотипам, но в них активное участие принимают и подкорковые области центральной нервной системы.
Это говорит о связи ритма движений с органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека.
Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определенная связь, регулируемая специальным нервным механизмом – моторно – висцеральными рефлексами. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему – двигательный стереотип. Используя музыку, как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат (блок лечебно – оздоровительный).

2.2. СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Важно создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Сказка нас учит, что не бывает событий только плохих. Сказочный урок проходит в реальную жизнь и направляет ребенка по пути к осознанию происходящих с ним событий. Это не простое занятие и для взрослого и для ребенка, так как очень важно для формирования Я – Концепции ребенка.
Сказкотерапия – процесс объективизации проблемных ситуаций. Сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание дается по силам. Понимание этой простой истины часто производит психотеравтический эффект: «израненный» человек осознает у себя внутри источник силы. «Я могу!».
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Идея Живой природы дает нам богатый инструментарий для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в кусте, цветке, травинке, разве будет желание ломать ветки и рвать цветы? Если ребенок будет знать, что в воздухе живут маленькие эльфы, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет загрязнять воздух удушливыми газами и мусором? Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, реке живет свой мир, захочется ему загрязнять воду?
Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка. Волшебство – это и превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное. В ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…
В сказкотерапии выделяют 4 этапа.
1. Устное народное творчество.
2. Собирание и исследование сказок и мифов.
3. Психотехнический, т.е. «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
4. Интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с понимание сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
В сказкотерапическом процессе используется пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией, и подаются под различными «соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж – терапия. Рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице и другое. Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки… Процесс Познания в наиболее созвучной нашей Душе образной форме. Может быть, именно для этого многовековой мудростью человечества послана нам Сказка? И лечит сказка – Душу человеческую!

Структура коррекционно – развивающего сказкотерапевтического занятия

1. Ритуал «входа» в сказку- создать настрой на совместную работу (коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мяч; или совершается иное «сплачивающее» действие)
2. Повторение- вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились(ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течении тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз)
3.Расширение-расширить представления ребенка о чем-либо(ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки)
4.Закрепление-приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка(ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения)
5.Интеграция- связать новый опыт с реальной жизнью (ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня)
6.Резимирование -обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся(ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт)
7. Ритуал «выхода» из сказки- закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде (повторение ритуала «входа» в сказку с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают к груди.)
Важно, чтобы у детей в процессе занятий образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, и понимание механизмов их воплощения в жизни. Каждая новая сказка будет обогащать этот список.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
— активность – от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в действии;
— самостоятельность – от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
— творчество – от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний по пантомимическим этюдам, темпоритма, музыкальной композиции;
— эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
— произвольность – от переживаний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
— связную речь – от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Можно выделить три этапа работы с дошкольниками.

I этап – познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа.
Ведущий метод — словесная режиссёрская игра.
Цели:
1. Догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев, о природных явлений.
2. Выразительно интонировать голоса героев сказки. Для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова, голоса животных.
3. Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Обращать внимание детей на содержательную сторону слова, понимание смысловых оттенков, уточнять их значения. Использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.

II этап – словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.
Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выразительных движений и ритмического рисунка.
Ведущий метод — словесное комментирование.
Цели:
1. Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом своё отношение.
2. Совместно составлять словесные описания пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки.

III этап – выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова.
Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся дети. Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Вариант сказкотерапии для детей младшего дошкольного возраста

Корова Бурёнка

Жили- были дед, бабка да корова Бурёнка. Бурёнка давала много молока и громко мычала: «Му-му!». Заснула Бурёнка крепким сном. Спит, не просыпается. Плачет дед, плачет баба. Позвала баба мышку: «Разбуди, мышка, Бурёнку. Дам тебе молока». Запищала мышка: «Пи-пи-пи, просыпайся! Пи-пи-пи, поднимайся!» Бурёнка спит, не просыпается. Позвала бабка котика: «Разбуди, котик, Бурёнку. Дам тебе молока» Замяукал котик: « Мяу-мяу, просыпайся! Мяу-мяу, поднимайся!». Бурёнка спит, не просыпается. Увидела тучка Бурёнку. Дула-дула тучка щеки, да и лопнула. Стучит дождик по травке, стучит по зелёной. Бурёнка спит, не просыпается. Загремел гром. Стучит дождик по травке, стучит по зелёной. Проснулась Бурёнка, замычала: «Му -му!». Стали дед с бабкой гостей звать и молоком угощать.

2.3. ПСИХОГИМНАСТИКА

Психогимнастика – как курс специальных занятий (этюды, упражнения и игры), направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально- личностной сферы. Основной акцент делается на:
• Обучение элементам техники выразительных движений;
• Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств;
• Приобретение навыков в саморасслаблении.
Общая задача психогимнастики состоит в сохранении психического здоровья и предупреждении эмоциональных расстройств у детей. В конечном итоге детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, вырабатываются положительные черты характера, изживаются невротические проявления.
Психогимнастика используется в следующих случаях:
— снятие детских страхов;
— боязнь школы;
— нарушения, связанные с недержанием мочи;
— нарушения эмоциональной сферы;
— трудности поведения и характера;
— нарушение моторики.
В процессе занятий используются:
— различные виды игр;
— свободное и тематическое рисование;
— музыка;
— элементы театрализованной деятельности.

Схема занятий по психогимнастике

1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных сопереживанием телесного и психического довольства и недовольства.
2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: Выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой, их моральная оценка.
3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность, на определенного ребенка или группу.
Цель: Коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера
Между 2 и 3 фазами делается перерыв – «минутка шалости».

2.4. ЦВЕТОТЕРАПИЯ

Еще в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства и даже на мысли человека.
Термин «хромотерапия» произошел от греческого слова – цвет. Лечение цветом применялось с давних времен. Целительные свойства определенных цветов использовали древние цивилизации Египта, Индии и Китая. Сама по себе наука цветотерапия берет начало английскими учеными лечебных свойств ультрафиолетовых лучей. Важным шагом в развитии науки стали труды американских ученых Эдвина Баббита и Плизантона ( 1878 г.) , в которых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра.
Известны случаи, когда люди жаловались на холод в помещениях, окрашенных в голубые или темно – зеленые цвета, хотя температура в них была в пределах нормы. После перекраски помещений в светло – оранжевые и красно – желтые тона недовольство пропадало. Теплые цвета вызывают, как правило, бодрое настроение – их часто называют активными. Холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными. Большая интенсивность цвета, действующая на человека (а ребенка особенно) длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает. Кроме того, при синем освещении снижается острота зрения и скорость зрительного восприятия, которые повышаются при желтоватом и белом свете.
Красный цвет повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание, усиливает кровообращение, улучшает работу щитовидной железы. Красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает физическую силу, работоспособность, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, хронических иммунодефицитных заболеваний, вирусных инфекций.
Розовый – оберегает детей от многих хворей.
Фиолетовый – прекрасный стимул для работы легких, сердца, кровеносных сосудов. Повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли, невралгию.
Оранжевый – самый радостный, возбуждающий, веселящий, но утомляющий.Он помогает преодолеть дерепрессию и нервные срывы, способствует избавлению от страхов и неврозов, благотворно влияет на мышечную систему, уменьшает проявление астматических явлений, снимает спазмы, повышает аппетит.
Желтый – создает радостное, веселое настроение, повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно- кишечного тракта, печени, способствует выздоровлению при анемии, хроническом бронхите, заболеваниях кожи, возбуждает моторику, улучшает дыхание и стимулирует воображение. Это тот цвет, который надоедает реже всего и требует менее строгой дозировки. Желтый делает человека лучезарным, вселяет в него надежду, придает душевные силы, уменьшает перепады самочувствия в ходе лечения любой болезни и вместе с бледно-зеленым даже убивает страх пациента перед стоматологом.
Чисто зеленый – цвет внутренней гармонии, лучшее средство против бессонницы. Он притормаживает умственные процессы, замедляет реакции и рассеивает внимание, помогает контролировать состояние раздражительности при нервных срывах , дарит спокойствие, повышает остроту зрения.
Голубой – цвет альтруизма и покоя, он способствует устранению воспалительных процессов органов дыхания, стрессов, неврозов, переутомления.
Например: использование в оформлении группового помещения синего цвета, который издавна считался символом благородства, покоя и веры. Он является « цветом здоровья»: успокаивает нервную систему, содействует умиротворению, что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, оказывает положительное воздействие на органы дыхания.
Первым шагом на пути создания в группе центра хромотерапии – оформление с использованием синего цвета информационного уголка для родителей и декорирование в этой цветовой гамме мебели в приемной и игровой комнатах. В дальнейшем сине-голубую палитру можно использовать при оформлении штор в групповой, при изготовлении методических пособий.
Применение синего цвета в спальне способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну у дошкольников, а значит — хорошему отдыху. Это в значительной мере повысит уровень активности и работоспособности воспитанников, что обеспечит более быстрому овладению знаниями, умениями и навыками, способствует формированию и развитию у детей основных психических процессов, навыков учебной деятельности.
Следующим шагом станет обновление центров активности, где можно применить сочетание двух цветов: синего и оранжевого, — учитывая не только их оздоровительные свойства, но и силу эмоционального. Эстетического воздействия, раскрывающего ребенку законы красоты окружающего мира.
Оформление интерьера группы в определенной цветовой гамме дает возможность не только создавать уникальный для каждой группы стиль, но и эффективно использовать цвет в оздоровительных целях, а использование хромотерапии как одного из видов природного лечения, оправдано для усовершенствования системы мероприятий по комплексному оздоровлению детей.

2.5. ФЛОРОТЕРАПИЯ

В настоящее время с помощью биолокационных методов установлено, что растения по-разному влияют на человека, так береза является энергетическим источником примерно для 90 – 95 % жителей средней полосы России.
Вторым важным для россиян деревом является сосна. Взаимодействие с сосной наиболее полезно для больных, ослабленных людей, в то время как береза снимает усталость, повышает тонус, нейтрализует негативные последствия повседневно мелких стрессов.
Окраска деревьев также влияет на зрительный анализатор. Цвета спектра являются светом различной длины волны. Более короткие волны фиолетового, синего, голубого, зеленого цветов считаются холодными, пассивными. Они, как правило, способствуют отдыху, вызывают успокаивающие ассоциации. Красный, оранжевый, желтый тона – с большей длиной волны — считаются теплыми. Они возбуждают организм, тонизируют его, повышают работоспособность.
Комнатные растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества- фитонциды, пагубно влияющие на болезнетворные микроорганизмы. Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на взрослых и детей, придают помещение своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Кроме того, живущие рядом с нами растения создают в помещении определенный энергетический баланс. Нужно только научиться их чувствовать.
Это важно не только использовать при организации образовательного процесса, но и учить детей, использовать подобную информацию.
Полезно педагогу знать и учитывать при общении с детьми информацию о влиянии цвета.

2.6. АРОМОТЕРАПИЯ

В последнее время все больше появляется информация со стороны медицинских работников о влиянии ароматических веществ на физиологическое состояние человека, что, несомненно, важно учитывать при реализации валеологического подхода.
Отечественный врач А. Кюнцель одним из первых предложил термин «аромотерапия» — лечение запахом. Исследования, проведенные академиком А.Гродзинским, показали, что вдыхание эфирных масел мяты, лаванды, аниса в процессе выполнения какой- либо трудовой деятельности улучшает мозговое кровообращение, увеличивает производительность труда, повышает иммунитет детей, сказывается на улучшении самочувствия, обеспечивает бодрость, свежесть, уменьшает усталость, улучшает сон, нормализует функции нервной системы. Пихта избавляет от сильной усталости, выгоняет хворь; можжевельник прекрасно дезинфицирует воздух, препятствует развитию грибковых заболеваний; липа устраняет головную боль. От березовых листьев исходят фитонциды, которые губительно действуют на бактерии.
Современный человек более половины жизни проводит в помещении, лишая себя естественного контакта с природой. Вдыхание ароматов растений хотя бы в какой-то мере поможет компенсировать эти затраты.
Аромотерапия может осуществляться при организации прогулок детей на природу; при контакте с соответствующими комнатными растениями, а также через подушечки, в которые зашиваются листья ароматизированных растений.
Среди других видов терапии сегодня все больше говорят о танцетерапии, зоотерапии, живописитерапии, дизайнотерапии, смехотерапии.

Приведем пример о влиянии животных на человека
Кошки — снимают внутренние стрессы;
Собаки — защищают от посторонней биоэнергетической агрессии, заряжают положительной энергией;
Аквариумные рыбки — полезны при гипертонии; успокаивают, снимают раздражение;
Змея, уж — снимают головную боль;
Хорек, лиса — снимают агрессию;
Сова — активизирует мыслительную деятельность.

3. КОМПЛЕКС ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
(по Стрельниковой)

В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом»
С дыханием связан целый ряд психофизиологических функций; массаж диафрагмой внутренних органов брюшной полости, тренировки дыхательных мышц, воздействие на периферическую и центральную нервную систему, выделения отработанных газов и токсинов.
Дыхание – главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки. Как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Упражнение 1. «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Упражнение 2. «Поясок»
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 3. «Поклон»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох, в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
Упражнение 4. «Кошки»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать лёгкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками « сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 5. «Обними плечи»
Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.
В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 6. «Большой маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперёд, руки опустить к коленям — шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи — ещё один вдох. Выдох пассивный метлу двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.
Упражнение 7. «Повороты головы»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.
Упражнение 8. «Ушки»
Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.
Слегка наклонить голову к правому плечу- короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.
Упражнение 9.«Малый маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол — вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
Упражнения 10. «Перекат»
Исходное положение: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах.
Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.
Упражнение 11. «Танцевальные шаги»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге — вдох. Вернуться в исходное положение — пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
Упражнение 12. «Задуй прямую свечу» 
Исходное положение: в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
Упражнение 13. «Паровоз»
Исходное положение: ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
Упражнение 14. « Гуси летят»
Исходное положение: медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-19 раз).
Упражнение 15. « Аист»
Исходное положение: стоять прямо, понять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тих произнеся «ш-ш-ш» (6-7 раз)
Упражнение 16. « Охота»
Исходное положение: закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)
Упражнение 17. «Шарик»
Исходное положение: представить себя воздушными шариками; на счёт 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-5 медленно выдохнуть.
Упражнение 18. «Каша»
Исходное положение: вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
Упражнение 19. «Покатай карандаш»
Исходное положение: вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
Упражнение 20. «Греем руки»
Исходное положение: вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11 упражнений.

3.1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РОТОВОГО И НОСОВОГО ВЫДОХОВ

В результате выполнения упражнений ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений.
Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков — «ф», «в», « с», «з», «ш», «ж», «щ», «х».
Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков — «п», «б», «т», «д», «к», «г».
Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат («ц», «ч») и групп согласных звуков разного способа образования («тс», «пл», «вр» и т.д.)
После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.
Главная особенность этих комплексов — сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха
1.1 Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
1.2.Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м…)
1.3. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать)
1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (широко открыть, язык на нижних зубах — как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…)
1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…)
1.7.Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
1.8.Вдох через нос, выдох — высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха
2.1. Вдох — носом, выдох через нос толчками.
2.2.Вдох носом, выдох через не¬плотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!).
2.3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
2.4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
2.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).
2.6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
2.7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!).
Комплекс 3. Формирование рения сочетать фиксированный и форсированный выдох. 
3.1. Вдох носом, удлиненный вы¬дох с усилением в конце (ф… ф! ф!).
3.2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф…).
3.3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у… у! у!).
3.4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у…).
3.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м… м! м!).
3.6. Вдох через слегка сомкну¬тые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный вы¬дох (м!м!м…).
3.7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с…с! с!).
3.8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце пере-ходящий в плавный выдох (с! с! с…).
3.9. Вдох носом. Длительно про¬износить звук «ш» с усилением в конце (ш… ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удли¬нить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш…).
При выполнении тех упражнений, когда воздух должен проходить через рот, для развития самоконтроля рекомендуется использовать «носослушатель»1.
Он представляет собой резиновую трубку, один конец которой вставляют в ухо ребенка, а другой — в ноздрю. Если при ротовом выдохе воздух проходит через нос, ребенок ощущает давление на барабанную перепонку и слышит шумы. «Носослушатель» должен использоваться при проговаривании всего речевого материала.

Упражнения для развития речевого дыхания

1. Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:
• па, папа, папапапа;
• папо, папопу, папопупы, папопупыпэ;
• папаппопопупу, папапапопопопупупу;
• фаф,фаф.фаф.
Слогосочетания сначала следует произносить равноударно. Ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.
2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счёт может быть прямым, обратным, порядковым и т.д.:
• один, два;
• один, два, три;
• один, два, три, четыре.
3. По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времён года.
4. Произносить считалочку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе. Равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: вдох через четыре, пять, шесть и т.д. «Егорок».

• Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки (вдох)
Один Егорка, два Егорки, три
Егорки (вдох)
Четыре Егорки, пять Егорок,
Шесть Егорок (вдох)…
И т.д. до конца счёта.

Следить, чтобы вдох расходовался не в паузах, а только на очередное сочетание слов.
5. Упражнение аналогично предыдущему.
• Шли семеро стариков (вдох).
Говорили старики про горох (вдох).
Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох)
Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох)
Третий говорит: «Горох хорош!» (вдох)
И т.д. до конца счёта.
6. Наращивание слов в предложении.
• Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.

Далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок.
• Вы ели-ели форели у ели,
Их еле-еле у ели доели.
• Кукушка кукушонку сшила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
• Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, ноне ныла мила.
Мила-молодчина!
• Пришёл Прокоп – кипел укроп,
Ушёл Прокоп — кипел укроп,
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
• Был тупогуб, тупогубенький бычок;
У быка бела губа была тупа.
Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем – двух, далее — куплета на одном выдохе.
• Среди белых, голубей
Вот летает воробей,
Откликайся, не робей
Вылетай-ка, воробей!
• На санках Саня с Соней
Едут, санки погоняя.
Санки — скок, Саню — в бок,
Соню — бух в сугроб!
• Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи,
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.
Но не страшна грузовику
Гусей горластых стая.
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.
• Няня Петю без конца
Мягкой губкой мыла,
Чтобы смыть с его лица
Синие чернила.
Смыла губкой полосу
На щеке и на носу.
Только кончила купать-
Весь в чернилах он опять!

При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить. Только потом можно переходить к тренировкам.

Правила проведения работы по нормализации дыхания

1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.
2. Не переутомлять ребёнка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений, при не недомогании лучше отложить занятия.
3. Не делать слишком большой вдох.
4. Следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
5. Ребёнок должен ощущать движения диафрагмы, межреберные мышцы, мышцы нижней части живота.
6. Движения необходимо производить плавно, под счёт, медленно.
7. Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппаратов.

4. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ

Первые подаренные игрушки из детства запоминаются нам взрослым надолго. Это – кукла, ведерко, формочка, совочек.
С каким удовольствием и сейчас дети варят суп и каши из песка, выпекают куличики, пирожки и прочие «лакомства». Именно в песочнице ребенок чувствует себя комфортно, все ему понятно и близко. Здесь определяется лидер, выявляются скрытые детские таланты.
Песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние детей. Занятия с песком их успокаивают, ребенок становится значительно добрее.
Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети начинают прислушиваться к себе, к своим ощущениям. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Ставят их для того, что¬бы дети чувствовали себя зимой, как летом, и играли сами. Это, конечно, очень важно, особенно в наших условиях, — Крайнего Севера.
Работать с песочницей начинаем сразу: сначала сказочные города, придумываем, произойдет с жителями в стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить таланты.
Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее — холодное», «сухое — мокрое», «твёрдое — мягкое», «гладкое -острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.
Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативности терапии»:
— по скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
— «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
— создать опечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
— «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, кому они принадлежат!
Можно «поиграть» на поверхности, как на пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения можно предложить детям те же движения на поверхности стола. Песочницу использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопан¬ной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, стараться научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
На первом этапе используются игры на развитие фонематического слуха:
— выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
— выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д. Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д., и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными гостями. Это простая игра помогает нам решить немало задач:
— закрепить навыки правильно¬го произношения звука;
— развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д. Очень любят дети лепить бук¬вы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буква¬ми, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «По¬строй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами- трёхсложные.
Для развития навыка дифференциации звуков используем игру «Кто быстрее?». Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на своё поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.
Опыт работы показывает: пользование песочной терапии дает положительные результаты.

5. САМОМАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУХОГО БАССЕЙНА

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой? Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Это дает основание приравнивать ее к артикуляционному аппарату и судить о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции. Таким образом. Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, для этого «сухой бассейн».
Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
— нормализации мышечного тонуса;
— стимуляции тактильных ощущений;
— увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
— формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Горох
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в
«бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем
не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне — игрушки для
детей,
Мы их достанем без затей.
Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Лодочка
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Повар
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
Стираем платочки
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд-назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают
платочки.
Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножко мы устали.
Колобок
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок.
Мы сожмем его разок.
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играв!
Зарядка
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Напрягаем пальцы
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
Ладошки здороваются
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки: слегка пошевелить пальцами.
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко-накрепко сожмём.
Лягушки
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Пальцы играют
Опустить руки в «сухой бассейн» . Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре,
пять —
Начинаем разгибать.

6. КОНФЛИКТ ФАКТОР ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА

При организации образовательного процесса в условиях реализации здоровьесберегающий подход одним из главных факторов выступает создание положительного эмоционального фона, снятия конфликтных ситуаций, т.е. создание условий эффективного общения.
Медицинские работники отмечают, что сфера общения – самый мощный источник тех факторов, которые определяют наше психическое состояние, вплоть до нервно – психического здоровья и его нарушений.

Зависимость активности детей от настроения

1. Приподнятость настроения, бодрый, мажорный тон: проявление энтузиазма, подъема к действиям, доброжелательность во взаимоотношениях. При повышенной активности возможна чрезмерная возбужденность, потеря контроля за своими состояниями, снижение критичности к своим действиям.
2. Общая неудовлетворенность, тревожность: проявление активности как стремления исправить сложившееся положение, добиться лучшего результата, завоевать доверие и т.п. Возможны проявления агрессивности, конфликты, потеря контроля над собой, сопротивление воспитательному воздействию.
3. Спокойные, уравновешенные состояния с незначительными колебаниями тональности настроения: ровные, деловые взаимоотношения, стремление к взаимопониманию.
4. Преобладание приятных эмоциональных состояний: умиротворение, пассивная созерцательность, замедленность реакций, отсутствие напряженности. Длительное пребывание в этом состоянии может способствовать появлению равнодушия во взаимоотношениях, формированию «стоячего болота».
5. Общее состояние неудовлетворенности, упадка, уныния, конфликтная ситуация: потеря интереса к деятельности, к взаимодействию, повышенная раздражительность, апатия.

Для снятия конфликтных ситуаций можно использовать различные пути, описанные в литературе. Нами при реализации валеологического подхода, основанного, на создании положительного эмоционального фона используются игротерапия и сказкотерапия. Это не только снимает эмоциональную скованность, уменьшает нервное напряжение, агрессивность, благотворно воздействуя на общее состояние людей, но и способствует их общению, взаимопониманию, снятию конфликтных ситуаций.

6.1. Педагогические технологии в основе реализации деятельностного подхода при формировании воспитания здорового образа жизни

При организации деятельности детей с целью создания положительного эмоционального фона, как условия, способствующего повышению работоспособности ребенка, раскрытию его резервов творческих возможностей, моральному удовлетворению и личностному гармоническому самовыражению и саморазвитию, нами использовались система интеллектуальных, валеологических игр, а также нетрадиционных технологий обучения (здоровьесберегающие технологии с дошкольного возраста)
Сегодня наука обладает большим количеством обучающих и развивающих технологий, однако далеко не все они могут претендовать на валеологическую целесообразность (сберегать здоровье).

6.2. Средства здоровьесберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение:
• Физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены:
• Эмоциональные разрядки и «минуты покоя»:
• Гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний;
• Лечебная физкультура;
• Подвижные игры;
• Специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);
• Массаж, самомассаж;
• Психогимнастика, тренинги.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движении, ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, способствует снятию негативного воздействия обучения на детей.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, аромотерапию, ингаляцию, витамитерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год — в декабре и весной с целью укрепления памяти учащихся).
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитием адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно – гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков самообслуживания; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Одним из главных требований к использованию перечисленных средств является их системное и комплексное применение.

Важным признаком новых педагогических технологий являются: — обеспечение эмоционального – целостного отношения к содержанию и процессу обучения;
— индивидуальный темп работы, исключение необходимости в сдерживании темпа продвижения одних и понукания других;
— формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно – мотивационной сферы;
— культивация творческого отношения к деятельности;
— формирование адекватной самооценки личности своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Психологи всего мира показали, что, отсекая прямое общение между детьми во время занятий (запрещая им переговариваться, подходить друг к другу, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощными, незащищенными, несамостоятельными, а потому гораздо более зависимыми от взрослого, склонным во всем подражать ему и не искать собственной точки зрения. Разделяя детей, мы делаем их более податливыми нашему влиянию (власти), но менее творческими, самобытными. Соединяя детей (в группы 2, 4, 6, 8 человек), мы создаем им почву, в которой (если регулярно выпалывать сорняки) вырастает спокойное самоуважение ребенка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равнодостойных. А с чувством собственного достоинства – с этой основой эмоционального благополучия – у многих детей далеко не все в порядке.
Таким образом, при реализации здоровьесберегающего подхода необходима модификация всех элементов педагогического процесса: содержания, деятельности, средств обучения, методов и т.д. что заложено нами в содержании блоков предлагаемой педагогической системы.
В данных методических рекомендациях мы ставили цель привести в обобщенном виде материал для осуществления различных видов терапии, как наиболее остро востребуемый в практике.

7. Литература

1. Воробьев Г. Врач прописывает цвет. «Семья и школа».-1995, №5,с.24-26.
2. Данилов О.В. Целебные и магические свойства растений. Саратов: Приволжское.-1992.-С10-12.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии» Москва, «Вако»- 2004 –С3-12.
4. Мартынов В. О врачевании души и тела с помощью благовоний, парной бани и веников. Дошкольное воспитание.-1990, №9,с.58-65.
5. Мегенетти А. Музыка души. С-Пб, 1992.-250 с.
6. Степанова М. Образовательная нагрузка дошкольников: взгляд гигиениста. Детский сад от А до Я.- 2004,№ 3, с.16-23.
7. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Москва «Илекса», Ставрополь «Сервисшкола».-2001.- 400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов : Учёт половой специфики при построении образовательно — воспитательного процесса в предшкольной подготовке.

Учёт половой специфики при построении образовательно — воспитательного процесса в  предшкольной подготовке....

«Методические рекомендации для педагогов и родителей по применению нетрадиционных подходов в оздоровлении детей»

laquo;Методические рекомендации для педагогов и родителей по применению нетрадиционных подходов в оздоровлении детей»...

Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе.

Реализация интегрированного подхода в воспитательно - образовательном процессе через синтез образовательных областей. Это дает детям реализовать творческие способности. При реализации интегрированного...

«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...