Методические рекомендации по теме: «Внедрение православной и народной культуры в воспитательно-образовательный процесс как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников»
методическая разработка

Ушакова Ксения Сергеевна
Данная работа посвящена важности раннего приобщения детей к культурному наследию русского народа, который вбирает в себя элементы православной культуры, фольклор и декоративно-прикладное искусство. Основными задачами являются:
Формирование культурной идентичности: Важно познакомить детей с культурным достоянием, чтобы они с ранних лет осознавали свою связь с народными традициями и ценностями.
Передача народной мудрости: С помощью сказок, потешек, прибауток, загадок, пословиц и поговорок можно не только развивать речь и мышление детей, но и закладывать основы морального воспитания, прививая такие качества, как доброта, порядочность и сострадание.
Развитие интереса к народному творчеству: Воспитатели могут использовать игры, художественное творчество и практические занятия для вовлечения детей в изучение народных промыслов и декоративно-прикладного искусства, что поможет создать у них устойчивый интерес к культурным традициям.
Работа с родителями: Важно вовлекать родителей в процесс приобщения детей к русской культуре, проводя открытые мероприятия и делая акцент на значимости культурного наследия в воспитании подрастающего поколения.
Предлагаемые рекомендации могут служить практическим материалом для воспитателей детских садов, помогая им создать среду, в которой дети смогут не только узнать о русской культуре, но и развивать свои личные качества через усвоение народной мудрости и традиционных ценностей.
Рекомендации разработаны на основе опыта по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы духовно-нравственной направленности «Земной красоты начало» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида № 252

Методические рекомендации по теме: «Внедрение православной и

народной культуры в воспитательно-образовательный процесс как

фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Разработала:

Ушакова Ксения Сергеевна

Музыкальный руководитель

г. Екатеринбург, 2024 г.

Содержание

Аннотация

3

Пояснительная записка

4

Организация деятельности по внедрению православной и народной культуры в воспитательно-образовательный процесс

6

Список используемой литературы

12

Приложения

13

Аннотация

Данная работа посвящена важности раннего приобщения детей к культурному наследию русского народа, который вбирает в себя элементы православной культуры, фольклор и декоративно-прикладное искусство. Основными задачами являются:

  • Формирование культурной идентичности: Важно познакомить детей с культурным достоянием, чтобы они с ранних лет осознавали свою связь с народными традициями и ценностями.
  • Передача народной мудрости: С помощью сказок, потешек, прибауток, загадок, пословиц и поговорок можно не только развивать речь и мышление детей, но и закладывать основы морального воспитания, прививая такие качества, как доброта, порядочность и сострадание.
  • Развитие интереса к народному творчеству: Воспитатели могут использовать игры, художественное творчество и практические занятия для вовлечения детей в изучение народных промыслов и декоративно-прикладного искусства, что поможет создать у них устойчивый интерес к культурным традициям.
  • Работа с родителями: Важно вовлекать родителей в процесс приобщения детей к русской культуре, проводя открытые мероприятия и делая акцент на значимости культурного наследия в воспитании подрастающего поколения.

Предлагаемые рекомендации могут служить практическим материалом для воспитателей детских садов, помогая им создать среду, в которой дети смогут не только узнать о русской культуре, но и развивать свои личные качества через усвоение народной мудрости и традиционных ценностей.

Рекомендации разработаны на основе опыта по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы духовно-нравственной направленности «Земной красоты начало» для детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка 

Духовно-нравственное воспитание действительно остается актуальной темой, требующей особого внимания, особенно в свете быстроменяющегося социокультурного контекста.

Среди ключевых проблем можно выделить следующие:

Изменение содержания духовно-нравственного воспитания: Современное общество предъявляет новые требования к нравственным ценностям и нормам. Педагогам необходимо адаптировать программы воспитания, чтобы они соответствовали реалиям жизни и ожиданиям семьи и общества.

Потребность в гармоничном развитии: Как вы правильно заметили, воспитание должно учитывать естественную природу ребенка, его психологические и эмоциональные потребности. Важно научить детей не только базовым социальным навыкам, но и развивать их личностные качества, такие как эмпатия, уважение к окружающим и способность к сотрудничеству.

Проблема адаптации: Дети, вступая в общество, сталкиваются с различными трудностями, включая конфликты, различия во мнениях и оценки. Воспитание должно быть направлено на развитие у детей навыков решения конфликтов, социального взаимодействия и умения работать в группе.

Роль родителей и педагогов: Партнёрство между детским садом и семьей становится особенно важным в процессе духовно-нравственного воспитания, так как ценности формируются не только в образовательных учреждениях, но и в домашней обстановке. Родители играют ключевую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров у детей.

Творческое развитие личности: Воспитание должно также включать элементы, способствующие развитию творческого мышления и индивидуальности. Это очень важно для формирования уверенного в себе и социально активного человека.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание дошкольников требует комплексного подхода, который учитывает как изменения в обществе, так и естественные потребности и интересы детей. Успешная реализация программ нравственного воспитания зависит от взаимодействия различных сторон: педагогов, родителей и самого общества.

Одно из наиболее эффективных средств развития и воспитания детей – обращение к русским народным традициям и православной культуре.

Знакомство с православной и народной культурой, в том числе с историей праздников православного и народного календаря, способствует защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства. Также оно способствует сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества.

Знакомство ребенка с православной культурой и историей православных праздников помогает приобщить воспитанников к духовно-нравственным ценностям, восстановить связь поколений, усвоить традиции и культуру русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, формировать чувство толерантности, уважения к другим нациям и их традициям. Обращение к истории православной культуры учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной культуры русского народа и несет познавательную значимость для всех, вне зависимости от отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения человека.

Цель методических рекомендаций: оказать методическую помощь в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию.

Ожидаемые результаты:

- овладение воспитателями опытом организации образовательной

 деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию, через приобщение дошкольников к православной и русской народной культуре;

- проведение мероприятий с детьми в русских народных традициях;

- повышение эффективности взаимодействия педагогов и родителей

дошкольной образовательной организации в целях духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Новизна предлагаемого опыта заключается в том, что методические

рекомендации помогут педагогам:

- разработать систему работы по ознакомлению детей старшего

дошкольного возраста с историей и культурой русского народа с целью формирования духовно-нравственных чувств и качеств у детей;

- составить перспективный план для работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию;

- скорректировать работу с родителями по духовно-нравственному воспитанию, через ознакомление детей с историей и традициями русского народа.

Организация деятельности по внедрению православной и народной культуры в воспитательно-образовательный процесс.

Содержание деятельности по развитию духовно-нравственных качеств дошкольников определено в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Приоритет в построении образовательного процесса отдается игровым и интерактивным методам работы, используются новые педагогические методы и технологии.

Интеграция  с основными направлениями развития

Образовательная область

Задачи

«Социально -

коммуникативное

развитие»

- Формировать усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральных и нравственные ценности.

- Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

- Формировать чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

-Формировать позитивных установок к различным видам труда и творчества.

- Воспитывать уважение к труду взрослых и детей.

- Воспитывать гуманные чувства детей.  

- Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти  на помощь в трудную минуту.

«Речевое развитие»

- Развивать навыки общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

- Развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.

- Совершенствовать   умение   связно   и   выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи педагога.

- Поддерживать попытки   детей   самостоятельно   составлять   небольшие   рассказы.

«Художественно –

эстетическое

развитие»

- Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы.

- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

- Побуждать к занятиям художественным творчеством.

- Побуждать к реализация самостоятельной творческой деятельности.

- Развивать и совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

- Побуждать воспитанников использовать импровизацию на заданную тему.

- Поощрять стремление детей подбирать знакомый репертуар, включать его в игровые импровизации.

- Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях.

- Воспитывать ценностное отношения к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях.

«Познавательное

развитие»

- Развивать интересы детей, любознательность и познавательною мотивацию.

- Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве.

- Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

- Формировать представления о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

- Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада.  

- Развивать память, внимание, мышление детей.

- Формировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов.

«Физическое

развитие»

- Формировать физические качества, двигательные навыки и умения.

- Развивать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей.

- Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движениями.

- Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроения.

Работа по развитию духовно-нравственных качеств дошкольников включает в себя 4 раздела по временам года. В каждом разделе педагогами выстраивается системный подход образовательного процесса.

1 раздел: «Зимние православные и народные праздники».

В данном разделе воспитанники знакомятся с праздником «Рождество Христово» и народными традициями «Колядки», «Святки».

Цель: Знакомство с происхождением праздника Рождество Христово». Приобретение знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.

Задачи:

- познакомить детей с историей зимних православных праздников;

- расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;

 - привлечь внимание всех участников образовательных отношений к христианским традициям;

 - воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.

2 раздел Весенние православные праздники

«Масленица», «Вербное воскресенье. Пасха».

Цель: Знакомство детей с историей и традициями весенних православных праздников.

Задачи:

 - познакомить детей с обычаями православной церкви, народными играми и забавами;

 - приобщить к истокам культурных традиций русского народа;

 -воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

3 раздел Летние православные праздники

«День семьи, любви и верности!»

Цель: Воспитание ответственного отношения к семье, как к базовой ценности общества.

Задачи:

 - познакомить с историей возникновения праздника «День семьи, любви и верности!»;

 - сформировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

 - научить вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях;

 - прививать детям чувства дружбы, любви и уважения к родителям, своим близким и гордость за свою семью.

4 раздел Осенние православные праздники

«Неопалимая купина»

Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Задачи:

 - познакомить детей с историей и традициями праздника;

 - расширять знания детей о правилах поведения во время пожара;

 - воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью;

 -  создать условие для изучения и соблюдения правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста;

 - развивать познавательную активность и творческие способности детей;

 - расширять знания о профессии пожарного.

«Капустница», «Осенины»

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

 - познакомить детей с историей и традициями русских народных праздников «Капутница», «Осенины»;

 - прививать любовь к родной земле, ее прошлому, интерес к родному языку;

 - закрепить и расширять экологические знания детей;

 - развивать познавательную активность и творчество.

Одним из важных условий развития духовно-нравственных качеств дошкольников  является взаимодействие с семьей: дети, педагоги, родители, администрация, социальные партнеры – главные участники педагогического процесса.

Задачи:

- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах духовно-нравственного и патриотического развития воспитанников.

- Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей.

- Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

- Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

Немаловажным фактором является создание предметно-просранственнойсреды в группе.

Создание полноценной среды для реализации духовно-нравственного компонента предусматривает наличие также оборудования и инвентаря, способствующего развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. При этом учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.

Проектирование зоны духовно-нравственной направленности предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, созданная для реализации программы, является:

• содержательно-насыщенной,

• трансформируемой,

• полифункциональной,

• вариативной,

• доступной.

• безопасной.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания соответствующими материалами в соответствии со спецификой темы:

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает: игровую, познавательную, и творческую активность воспитанников, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения детей.

В группах представлена литература по духовно-нравственному воспитанию, картотеки игр (дидактические, подвижные, словесные), патриотический уголок, фонотека музыкальных произведений, иллюстрации, тематические папки, мини-музеи. Атрибуты для театрализации и народных игр, альбомы с фотографиями

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, созданная для развития духовно-нравственных ценностей, предполагает возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; свободный доступ детей к игрушкам, материалам; соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Можно сделать вывод о том, что воспитание детей в традициях православной и народной культуры успешно реализуется при создании благоприятных условий развития детей, обогащении нравственного опыта каждого ребенка, формирование чувства сопричастности окружающей действительности, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей, взаимодействие с родителями воспитанников.

Список литературы:

1. Алымова, Н. А. Всякая душа празднику рада / Н. А. Алымова // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 12. – С. 34–37. Сценарий игрового занятия о годовом праздничном цикле.

2. Блинова Г. П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2015 г.

3. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2016 г.

4. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкальной культуры.: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. /Под ред. и сост. Т. В. Охитайло – Омск, 2011. – 44 с.

5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

8. А. С., Бударина О. А., Маркеева О. А., Карепанова О. Н. – Знакомство детей с русским народным творческом: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВТВО ДЕТСТВО - ПРЕСС» - 2015. – 304 с.

9. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». О. Л. Князева, М. Д, Маханева.

10. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю.  Белоусова, А.Н.  Егорова, Ю.С.  Калинкина.  — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.  — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).

11. Праздник в детском саду: (сценарии детских праздников) / [авт.-сост. Корчаловская Н. В., Посевина Г. Д.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 572 с., [8] л. ил. – (Мир вашего ребенка). – ISBN 5–222–01288–3.

12. Печерская, А. Праздники в детском саду: сценарии, игры, викторины / А. Печерская; [худож. А. Лукьянов]. – Москва: РОСМЭН, 2000. – 79 с.: ил. – (Я играю, мы играем). – ISBN 5–257–00920–Х

13. Сценарии православных праздников / сост. А. В. Соколов. – Москва: Школьная пресса, 2003. – 95 с. – (Воспитание школьников; вып. 41). – ISBN 5–9219–0267–5.

Электронные ресурсы:

14.https://ped-kopilka.ru/blogs/tamara-fedorovna-sadiulina/kak-raskazat-detjam-o-pashe.html

15.https://yandex.ru/collections/user/kirastel13/paskhalnye-iaitsa-raskrask

16.. http://detochka.ru/articles/a_9059/

17. https://rupoem.ru/esenin/kolokol-dremavshij-razbudil.aspx

Приложение 1

Календарно – тематический план по развитию духовно-нравственных ценностей

1 раздел. «Зимние православные праздники»

«Рождество. Святочная неделя» (январь)

Старшая группа

Социально-коммуникативное развитие

- Сюжетно-ролевая «Гадание на профессию».

- Знакомство с традициями и обычаями Святок.

- Интервью у детей о праздниках.

Познавательное развитие

- НОД «Зимние святки».

- Познавательная беседа «Колядки на Святки».

Речевое развитие

- Беседа: «Что такое колядки?».

- Рассматривание иллюстрации из книги «Рождество»

- Продолжать знакомить с праздниками «Рождество», «Святки».

- Обогащать словарь: святки, гадание, святочные вечера, коляда.

- Загадывание и разгадывание загадок на тему «Святки».

- Знакомство со считалочками, скороговорками на тему «Святки».

Художественно-эстетическое развитие

- Русская народная игра «Метелица».

- Игра «Бубенцы», «Плетень»

- НОД Лепка «Красногрудый снегирек».

- НОД Музыкальная деятельность. Разучивание колядок, праздничных рождественских песен. Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «В церкви».

Физическое развитие

- Подвижные игры: «Мороз красный нос», «Плетень», «Золотые ворота», «Снежная карусель».        

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Консультация: «Коляда, Коляда! Отворяй ворота...».

- Анкета: «Значение фольклора  в воспитании детей».

Подготовительная к школе группа

Социально-коммуникативное развитие

-  Игра-импровизация «Как на тоненький ледок».

- Интегрированное занятие «Святки-колядки».

- Сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей».

Познавательное развитие

- Ознакомительная беседа о значении, обычаях святочной недели.

- Просмотр мультимедийной презентации «История святочных колядок».

- Знакомство с народными приметами.

Речевое развитие

- Чтение и заучивание колядок, небылиц, скороговорок, примет.

- Загадывание и разгадывание загадок.

- Просмотр репродукций и обсуждение «Святочные гадания» К. Е. Маковский.

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Аппликация на тему: «Рождественские звезды».

- НОД «Изготовление русско-народных кукол из ткани».

- НОД Музыкальная деятельность. Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Декабрь. Святки». Исполнение песни «К нам гости пришли» Ан. Александров, колядок.

- Игры с музыкальным сопровождением: русская народная игра «Метелица», игра «Золотые ворота».

- Музыкальное развлечение «Колядки на святки».

Физическое

развитие

- Эстафета «Пройдём в ворота».

- Подвижные игры: «Два мороза», «Гори ясно».

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

- Оформление папки-передвижки «Святки – колядки».

- Консультации: «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из соленого теста».

2 раздел. Весенние православные праздники

«Масленица» (февраль – март)

Старшая группа

Социально-коммуникативное развитие

- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица».

- Беседы о названиях дней масленицы, «Значение и символика блинов».

- Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

- Просмотр мультфильма из серии «Смешарики. Масленица».

Познавательное развитие

- Беседа «Что за праздник Масленица?».

- Отгадывание загадок о зиме и весне.

- НОД «Госпожа Масленица».

- Дидактические игры: «Русская изба», «Придумай узор для платка».

Речевое развитие

- Рассматривание репродукции картин Б. М. Кустодиева «Масленица», К. Е. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы».

-Заучивание закличек, загадок, частушек, пословиц о Масленице.

- Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины».

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Рисование «Тарелочка для блинов» (по городецкой росписи).

- Оформление выставки детских рисунков.

- НОД Музыкальная деятельность. Разучивание песни «Блины» р. н. п. в обр. А. Абрамовского.

- Хороводные игры: «Едет Масленица», «Как у наших у ворот».

- Слушание русских народных обрядовых песен «Как на масленой неделе», «А мы масленку встречаем».

- Праздник «Широкая Масленица».

Физическое развитие

- Подвижные игры: «Карусель», «Гори, гори ясно», «Ручеёк».

- Игра-забава «Валенок», «Кто быстрее на метле?».

- Народная игра-забава «Блинная эстафета».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

– Изготовлению куклы – Масленицы совместно с детьми.

- Памятка: «Традиции празднования Масленицы в России».

Подготовительная к школе группа

Социально-коммуникативное развитие

- Просмотр мультимедийной презентации «История Масленицы»,

- Просмотр мультфильма «Масленица».

- Беседа: «Как приготовить традиционные русские блины».

- Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».

Познавательное развитие

- Беседа «Что за праздник Масленица?», «Что мы узнали о Масленице».

- Рассматривание репродукции картин В. Сурикова «Взятие снежного города», С. Соловьёва «Тройка», А. Степанова «Катание на Масленицу».

- Дидактические игры: «Масленичный стол», «Составь костюм», «Узнай узор по описанию», «Повара пекут блины», «Так - не так».

Речевое

развитие

- Знакомство с поговорками про Масленицу.

- Чтение и заучивание стихов, закличек, пословиц о Масленице.

- Рассматривание иллюстраций о том, как изготавливается чучело - масленицы.

- Чтение «Снегурочка» (по народным сюжетам).

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись).

- НОД Конструирование «Изготовление куклы – масленички из салфеток».

- НОД Музыкальная деятельность. Слушание «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков, «Как на Масляной неделе» р. н. п.

- Разучивание и проведение хороводных игр «Галя по садочку ходила», «Карусели».

- Разучивание песен «Эх, Масленица» муз. и сл. Т. Шикаловой, «Вот уж зимушка проходит» р. н. п.

- Праздник «Прощай, Масленица!».

Физическое

развитие

- Народные игры – забавы: «Петушки», «Перетягивание каната», «Звонарь», «Ручеёк».

- Хороводная игра «Заинька, попляши».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Создание папки-передвижки: «Масленица» (история праздника).

- Консультация: «Праздники на Руси. Масленица».

- Создание книги рецептов «Наши блинчики» (конкурс для родителей (законных представителей)).

«Вербное воскресенье. Пасха» (апрель)

Старшая группа

Социально-коммуникативное

развитие

-Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха».

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «К нам гости пришли».

Познавательное развитие

- Беседы: «Что такое вербное воскресенье».

- Отгадывание загадок о вербе, Пасхе.

- Дидактические игры: «Сложи картинку пасхального яйца», «Укрась яйцо к Пасхе».

Речевое

развитие

- Чтение легенд, сказок, стихов о православном празднике «Пасха».

- Викторина на пасхальную тему.

- Составление рассказов «Как мы дома готовимся праздновать Пасху».

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Лепка «Украшаем пасхальное яйцо».

- НОД Музыкальная деятельность. Слушание «Утренняя молитва» (из детского альбома П. И. Чайковского).

- Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки» р. н. п. обр. В. Агафонникова.

- Музыкальная игра «Жаворонок».

- Разучивание укр. н. п. «Веснянка» обр. Г. Лобачева. «Пришла весна» муз. З. Левина, сл. Л. Некрасовой.

Физическое

развитие

- Знакомство и разучивание подвижных игр: «Игры с яйцами», «Гори ясно».

- Игры-соревнования: «Катание яиц», «Раскручивание яиц».

- Спортивное развлечение «Пасхальные игры».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Выставка – конкурс с участием родителей (законных представителей) «Пасхальный сувенир».

- Консультация: «Пасха - радостный и светлый праздник».  

Подготовительная к школе группа

Социально-коммуникативное развитие

- Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий в свободной деятельности.

- Игры-эксперименты: «Яйцо в бутылке», «Вареное или сырое», Послушное яйцо».

Познавательное развитие

- Беседы: «Что такое Пасха?», «Как празднуют Пасху в других странах?».

- Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

- Головоломки «Лабиринт», «Логическая цепочка».

Речевое

развитие

- Знакомство с пословицами, поговорками и приметами на Пасху.

- Заучивание стихотворения «Уж верба вся пушистая» А. Фет.

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Аппликация «Пасхальный кулич».

- НОД Конструирование «Пасхальный заяц» (оригами).

- НОД Музыкальная деятельность. Разучивание хороводной игры «Солнышко-вёдрышко».

- Разучивание танца «Кадриль с ложками», р. н. м. обр. Е. Туманяна.

Физическое

развитие

- Пасхальные подвижные игры: «Катание яиц», «За двумя зайцами», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами».

 - Беседы по правилам пасхальных игр.

- Спортивное развлечение «Пасхальные игры».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Консультация: «Пасха, светлая пасха!».

- Выставка совместных с детьми работ «Украшение пасхальных яиц и куличей».

3 раздел. Летние православные праздники

«День семьи, любви и верности! (июль)

Старшая группа

Социально-коммуникативное развитие

- Просмотр мультимедийной презентаций: «Красота вокруг нас».

- Просмотр мультфильмов: «Каникулы в Простоквашино», «Про Сидорова Вову», «День рождения бабушки»

- Книжно-иллюстративная выставка «Семья, любовь, верность».

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «В путешествие с семьёй», «Детский сад».

Познавательное

развитие

- Тематические беседы: «Семья-это значит, мы вместе», «В какой сказке встречаются семьи».

- Дидактические игры: «Кто главный», «Кого как зовут», «Кто где живет», «Маленькие помощники», «Ласковое слово».

Речевое

развитие

- Чтение произведений о семье «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, сказка «Аленушка и братец Иванушка».

- Разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о любви, добре и верности.

- Заучивание пословиц о семье.

Художественно-

эстетическое

развитие

-НОД Аппликация. Коллективная работа «Ромашка – символ верности».

- НОД Рисование «Мама, папа, я – вместе дружная семья».

- Конкурс рисунков на асфальте «Моя семья».

- Оформление фотовыставки «Моя любимая семья».

- НОД Музыкальная деятельность. Разучивание песен «У меня есть семья» муз. и сл. К Макаровой, аранж. В. Ремчукова, «Вместе хорошо» муз. и сл. Л. Некрасова (с движениями).

- Разучивание шуточного танца «Семья медуз».

- Слушание музыкальных произведений: «Родительский дом» муз. А. Закшевского.

- Музыкальное развлечение «День семьи, любви и верности».

Физическое развитие

- Подвижные игры: «Собери букет ромашек», «Растеряхи», «Мы – весёлые ребята», «Запеленай малыша».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Консультация: «Как рассказать ребёнку о празднике – День семьи, любви и верности».

- Создание альбома: «Семья и семейные традиции», «Профессии моих родителей».

Подготовительная к школе группа

Социально-коммуникативное

развитие

- Просмотр мультимедийной презентации «День семьи, любви и верности».

- Рассматривание репродукции картин и просмотр мультфильмов на тему «Семья».

- Рассматривание семейных фотоальбомов, альбома «Профессии наших родителей».

- Мини-доклады детей о своей семье.

- Сюжетно-ролевые игры: «Дружная семья» «Заходите в гости к нам», «Мой дом».

Познавательное развитие

- НОД «Моя семья, моя родословная».

- Тематические беседы: «8 июля – День семьи, любви и верности. История праздника», «Моя родословная. Генеалогическое древо».

- Дидактические игры: «Домашний труд», «Заботимся о родителях», «Клубочек волшебных слов», «Кто больше назовет ласковых слов для своих родных», «Родство», «Как мы помогаем родным».

Речевое

развитие

- Составление рассказа «Выходной день в моей семье».

- Чтение художественной литературы: В. Осеевой «Волшебное слово», «Сыновья», Р. Гамзатова сказка «Доброе сердце дороже красоты», П. Лебеденко.

- Заучивание стихотворения «Хорошо, что есть семья» В. Кернис-Амелин, «Семья – это мы» Я. Фирсова.

- Знакомство с пословицами и поговорками о семье, дружбе.

- Оформление книжного уголка, подбор литературы по данной тематике.

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Аппликация в технике коллажа «Ромашковая поляна» (коллективный плакат)

- Конкурс рисунков на асфальте «Моя семья».

- НОД Музыкальная деятельность. Разучивание песни «Мама, папа, я» И. Якушенко, «Взрослые и дети» музыка Ю. Чичкова.

- Слушание музыкальных композиций: «Гимн семье» муз. А. Лунева, «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

- Музыкальное развлечение «День семьи, любви и верности».

Физическое

развитие

- Подвижные игры: «Собери ромашку», «Мамин зонтик», «Все я в доме приберу».

- Народные игры: «Заря-зарница», «Лебедь и лебедка», «Колечко, колечко», «Платочек симпатий».

- Игры-забавы: «Гусеница», «Семейная зарядка».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Консультация: «Семья и семейные ценности».

- Выставка совместных творческих работ детей и родителей (законных представителей): «Наша дружная семья» (генеалогическое древо).

4 раздел. Осенние православные праздники

«Неопалимая купина» (сентябрь)

Старшая группа

Социально-коммуникативное развитие

- Сюжетно-ролевые игры «Мы – пожарные», «Пожарная служба».

- Просмотр мультимедийной презентации «Профессия - пожарный».

- Просмотр мультфильмов Смешарики. «Азбука безопасности – Пожарная безопасность».

Познавательное развитие

- Беседы: «От чего происходят пожары?», «Пожар. Как действовать».

- Дидактические игры: «Что пригодится на пожаре?».

- НОД по теме «Человеку друг огонь – только ты его не тронь!».

Речевое развитие

- Чтение стихов посвящённых пожарной безопасности и заучивание наизусть.

 - Чтение художественной литературы: Сказка «Кошкин дом» С. Маршак; Мецгер Александр «Как звери тушили пожар». 

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Аппликация «Пожар в лесу» (коллаж).

- НОД Конструирование «Пожарная машина» (оригами).

- НОД Рисование. Плакат «01 – пожарная служба» (коллективная работа).

- НОД Музыкальная деятельность. Разучивание оркестра шумовых инструментов «Сказка шумелка».

- Слушание «Тревожная минута» С. Майкапара.

- Музыкальная игра «Кошкин дом».

- Разучивание песен «Я стану спасателем-пожарным» муз. и сл. И. Кононовой, «Каким бывает огонь» А. Сахаровой.

Физическое

развитие

- Игра-эстафета «Затуши огонь», «Пожарные на учении».

- Подвижные игры: «Огонь и пожарные».

- Эстафета «Водоносы», «Вызов пожарных», «Сбор пожарной команды».

- Спортивное развлечение «Смелые пожарные».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Консультация: «Огонь-опасность».

- Выставка- конкурс семейных работ  «Я - спасатель».

Подготовительная к школе группа

Социально-коммуникативное

развитие

- Сюжетно-ролевые игры: «Мы – спасатели», «Ситуации», «Вопрос-ответ».

- Игра-тренинг: «Диалог с диспетчером пожарной службы (службы спасения).

- Просмотр мультимедийной презентации «Профессия - пожарный», «Путешествие по правилам пожарной безопасности».

- Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» «огонь».

- Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, ситуаций по безопасности в свободной деятельности.

Познавательное развитие

- Беседы: «Профессия пожарный», «Огонь друг, огонь-враг», «Маленькая спичка-большая беда».

- Дидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Вызови службу», «Четвертый лишний», «Продолжи предложение», «Порядок действий при пожаре».

- Решение проблемных ситуаций.

Речевое развитие

- Рассказ о профессии пожарных и спасателей, дружин юных пожарных.

- Знакомство с пословицами, поговорками по теме.

- Чтение стихов посвящённых пожарной безопасности и заучивание наизусть.

- Чтение художественной литературы: «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак, К. И. Чуковский «Путаница», Б. Житков «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа», А. Иванов «Азбука безопасности».

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Аппликация «Пожарная машина», «Средства пожаротушения».

- НОД Конструирование «Пожарный» (оригами), макет «Пожарная часть».

- НОД Музыкальная деятельность. Разучивание танца «Огонь» под песню М. Девятовой «Ты огонь, я вода».

- Слушание «Баллада о лесном пожаре» А. Арутюнова.

- Разучивание песен «Песенка юных пожарных» на мотив песни «Мы едем, едем, едем», «Пожарные» муз. Ю. Кудинов, сл. Е. Щепотьева.

Физическое

развитие

- Подвижные игры: «Огонь и пожарные», «На пожар».

- Эстафета «Кто быстрее сообщит о пожаре», «Вызов пожарных», «Эвакуация из детского сада», «Сбор пожарной команды».

- Спортивное развлечение «Огнеборцы».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Консультация: «Если в доме начался пожар».

- Выставка-конкурс семейных работ: «Внимание, огонь!».

«Капустница» (октябрь)

Старшая группа

Социально-коммуникативное развитие

- Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Поваренок».

- Просмотр мультимедийной презентация «Народный праздник «Капустная вечеринка».

- Просмотр мультфильма «Веселый огород», из серии Смешарики «Капуста», «Капуста и компот».

Познавательное развитие

- Беседы: «Что за праздник, капустница?», «О витаминах и полезном продукте капуста».

- Дидактические игры: «Овощное домино», «Назови, как можно больше признаков».

- НОД: «Может ли капуста принести вред нашему здоровью».

Речевое

развитие

- Рассказывание по картинке на огороде.

- Знакомство с пословицами, поговорками, загадками о капусте.

- Чтение художественной литературы: «Капустный лист» Е. Бехлерова, «Капуста» И. Мазнин, белорусская народная сказка «Пых».

- Конкурс чтецов «Капустные посиделки».

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Рисование «Сто одежек и все без застежек».

- Выставка детских рисунков «Вот какая я бываю!».

- НОД Конструирование «Капуста» (оригами).

- НОД Музыкальная деятельность. Разучивание народных игр «Уж как по мосту», «Селезень и утка».

- Хоровод «Вейся, вейся, капустка», танец «Лявониха».

- Пение: «Овощи» муз Э. Силиня, «Вот какие кочаны» муз. Д. Львов-Компанеец,

- Музыкальная игра: «Бояре, мы к вам пришли», «Пугало».

- Развлечение «Капустные вечерки».

Физическое

развитие

- Подвижные игры: «Угадай, что в корзинке?» «Плетень», «Гусеница», «Веселая капуста», «Передача кочана капусты по кругу», Посади и собери урожай», «Вершки, корешки».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Создание папки-передвижки: «Загадки с грядки».

- Стенгазета: «Кто откуда, а мы с дачи».

- Создание фотоальбома совместных с детьми и родителями (законными представителями) блюд из капусты дома: «Вот как мы умеем!».

«Осенины» (октябрь)

Подготовительная к школе группа

Социально-коммуникативное

развитие

- Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья – осенние хлопоты», «Уборка урожая»; «Хлеборобы», «На прогулке в осеннем лесу».

- Просмотр мультимедийной презентации «История праздника Осенины на Руси».

- Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы. Времена года» (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий на осеннюю тематику в свободной деятельности.

Познавательное развитие

- Беседы: «Земледельческий календарь», «О праздновании праздника урожая «Осенины».

- Знакомство с репродукциями картин об осени известных художников «Осенний день», «Осень», «Золотая осень» И. Левитана, «Яблочный спас», «Времена года» О. Нагорная, Венецианов А. Г. «Русская народная вышивка, о бытие в «Осенины».

- Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Чудесный мешочек», «Осенние приметы», «Две корзинки», «С какого дерева лист?», «Что лишнее».

Речевое

развитие

- Знакомство с пословицами, поговорками, загадками по теме.

- Чтение стихов, посвященных теме «Осенины» и заучивание наизусть.

- Чтение художественной литературы: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек», «О чем мечтают зерна?» В. Нестеренко,  «Листопад» Н. Егорова, «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин, «Овощи» Ю. Тувим, «Птицы и листья» М. Пришвин.

Художественно-эстетическое развитие

- НОД Рисование «Портрет Осени».

- НОД Коллективная аппликация «Осенние листья», «Ветка рябины».

- НОД Конструирование «Корзинка» (оригами), макет «Осенний парк».

- НОД Музыкальная деятельность. Разучивание хоровода «На горе-то, калина».

- Танцевальная композиция «Осень в парке» под вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», «Калинка» р. н. м.

- Разучивание шумового оркестра «Пляска с ложками».

- Слушание музыкальных произведений: А. Вивальди «Времена года», «Времена года» П. Чайковский, «Фея Осени» С. Прокофьев.

- Музыкальная игра: «Гори, гори ясно» обр. Р. Рустамова, «Кукушка и лягушка» муз. Л. Олифировой,

- Хороводная игра: «Осень-гостья дорогая» муз. Л. Олифировой.

- Разучивание песен: «Осенины на Руси» муз. и сл. Л. Олифировой, «Закружила листва золотая» муз. Л. Олифировой, стихи С. Есенина.

- Музыкальное развлечение «Осенины на Руси».

Физическое

развитие

- Игра-эстафета «Собери осенний букет».

- Подвижные игры: «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Соберем осенний букет», «Поедем в лес», «Вершки и корешки», «Совушка».

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

- Консультации: «Что вы знаете о русских народных праздниках», «Витамины в саду и на грядке».

- Создание мини-музея народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Представление опыта работы на тему: «Роль методической работы по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОО»

Представлен опыт работы методиста по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО...

Рекомендации для педагогов «Внедрение и использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ»

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно – образовательном  процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальны...

Методические рекомендации по теме: «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельнос...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...