Картотека физкльтминуток
картотека по теме

Осипова Екатерина Николевна

В помощь воспитателям для проведения с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki.docx82.1 КБ

Предварительный просмотр:

       Воспитывать детей физически совершенными – значит, добиваться,  чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.

       Для решения задач улучшения здоровья детей используются различные средства физического воспитания. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.

       Гигиенические факторы включают в себя режим дня, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви. Неоспорим тот факт, что ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня и двигательная активность приручают ребенка к организованности, дисциплинированности.

       Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности организма. Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями улучшают приспособительные функции организма ребенка.

       Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его.

       Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.

       Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье детей.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он ворвется

Неизвестно от чего.

       Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную активность, свойственную детям дошкольного возраста.

       Все родители и педагоги должны понимать, как нелегко малышам находится в абсолютном покое.

РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО   ПРОВЕДЕНИЮ   ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

       Физкультурная минутка как форма активно отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми разного возраста.

       Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

       Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течении 1,5-2 минут.

       Первоначально предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера – как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т.д.

       Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультурных минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8.

       И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы. Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале, включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия.  

       Прежде всего, каждый педагог, работающий с детьми, обязан помнить,

что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз – активный отдых.

       Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

       Детям дошкольного возраста можно предложить упражнения с такими пособиями, как флажки, погремушки, кубики.

       Интересные упражнения с флажками, кубиками, ленточками, палками, круговой веревкой, обручами. Дети старшего возраста должны уметь выполнять упражнения с обручами, мячами разного размера, скакалками, ленточками и др.

       Прежде всего, важно, чтобы дети принимали правильное исходное положение. Дошкольникам удобное исходное положение для ног – стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Такая стойка будет обеспечивать устойчивое положение и способствовать равномерному распределению тяжести тела. Для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения для ног при выполнении упражнений.

       Приседания, поднимание и отведение ног выполняется из исходного положения ноги вместе.

       Выполняя упражнения для туловища, используется исходное положение – ноги слегка расставлены, на ширине плеч, ноги вместе.

       Исходное положение для рук – руки вниз, отведены назад, за спину, на поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к плечам.

       Дети, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы.

       На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех

необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ   РАЗРАБОТКИ    ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

ОТ   А   ДО   Я

____А________

А в лесу растет черника

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягодку сорвать,

Надо глубже приседать.

          (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

          (Ходьба на месте.)

Аист

          (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и так же плавно опускают. Следить за спиной.)

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

- Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой.

А над морем – мы с тобою!  

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А на морем – мы с тобою!

          (Дети машут руками, словно крыльям.)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

          (Дети делают плавательные движения руками.)

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

          (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

          (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

          (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

          (Вращение туловищем вправо.)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

          (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,

          (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

          (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

          (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

          (Дети останавливаются.)

____Б________

Бегут, бегут со двора

Бегут, бегут со двора

          (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга:

          (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки,

          (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки,

          (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги,

          (Приседаем.)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды,

          (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи,

          (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке,

          (Приседаем.)

Баран-крутороган-чики-брыки,

          (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комола-тпруки-муки,

          (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги.

          (Шагаем на месте.)

Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко!

          (Прыжки на месте.)

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!

          (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок.

          (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки

          (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку,

          (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку,

          (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли

          (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали

          (Движения головой.)

И все дружно вместе встали.

          (Встали.)

____В________

Ванька-встанька

Ванька-встанька,

          (Прыжки на месте.)

Приседай-ка.

          (Приседания.)

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой!

          (Хлопки в ладоши.)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава.

          (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

          (Потягивания – руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот.

          (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Мы взбираемся на холм,

          (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнем.

          (Дети садятся.)

Ветер тихо клен качает

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

         (Ноги  на  ширине  плеч,  руки  за  голову.  Наклоны  туловища  вправо  и

влево.)

В понедельник

В понедельник я купался,

          (Изображаем плавание.)

А во вторник – рисовал.

          (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался,

          (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл.

          (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал,

          (Прыгаем.)

Очень долго танцевал.

          (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье

          (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

          (Дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

____Г________

Головою три кивка

Раз – подняться, потянуться,

          (Потянулись.)

Два – согнуться, разогнуться,

          (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три – в ладоши три хлопа,

          (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка.

          (Головою три кивка.)

На четыре – руки шире,

          (Руки в стороны.)

Пять – руками помахать,

          (Махи руками.)

Шесть – на место сесть опять.

          (Присели.)

Гриша шел

Гриша шал – шел – шел,

          (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел.

          (Хлопки в ладоши.)

Раз – грибок,

          (Наклоны вперед.)

Два – грибок,

          (Наклоны вперед.)

Три – грибок,

          (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок.

          (Шагаем на месте.

          Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

____Д________

Дети с палками идут

Раз, два – вперед нагнуться.

          (Наклоны вперед.)

Три, четыре – быстрей чуть, чуть!

Приподняться, подтянуться,

          (Руки вверх, потянуться.)

Глубоко потом вдохнуть.

          (Руки опустили, вздохнули.)

Раз, два – назад прогнуться,

          (Прогнулись назад.)

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире!

          (Руки на пояс.)

Дети с палками идут,

          (Ходьба на месте.)

Ровно палки все несут.

Раз, два, три, четыре!

Палки дружно положили,

Стали бегать и скакать,

          (Прыжки.)

Ну, довольно, палки взять!

Дети с палками идут (продолжение)

Снова с палками идут,

Ровно палки все несут.

Палки дружно положили,

Снова бегать и скакать!

Стали палки поднимать,

Стали палки опускать,

Поднимать и опускать,

Поднимать и опускать.

Стали дети наклоняться,

Стали дети выпрямляться,

Наклоняться, выпрямляться,

Наклоняться, выпрямляться.

Стали дети приседать,

Потом вместе все вставать,

Приседать, потом вставать,

Приседать, потом вставать.

Снова с палками идут,

 Ровно палки все несут.

Потом палки положили,

Раз, два, три, четыре!

          (По ходу стихотворения выполняются те или иные движения, которые показывает воспитатель.)

Долго, долго

Долго, долго мы лепили,

          (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)

Наши пальцы утомились.

          (Встряхивание кистями рук.)

Пусть немного отдохнут

          (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем

          (Развели руки в стороны.)

И опять лепить начнем.

          (Хлопаем в ладоши.)

____Е________

Если нравится тебе

          (Педагог поет песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за воспитателем делают движения.)

Если нравится тебе, то делай так.

          (Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так.

          (Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так.

          (Два хлопка за коленками.)

Если нравится тебе, то делай так.

          (Два притопа ногами.)

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо».

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То сделай все!

Есть в лесу

Есть в лесу три полочки:

          (Хлопаем в ладоши.)

Ели-елки-елочки.

          (Руки вверх - в стороны – вниз.)

Лежат на елях небеса,

          (Руки вверх.)

На елках – птичьи голоса,

          (Руки в стороны.)

Внизу на елочках – роса.

          (Руки – вниз, присели.)

____Ё________

Ёжик

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

          (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьем-то ловко

Раздобыл косой морковку.

          (Прыжки на месте.)

____Ж________

Жила-была мышка

Жила-была мышка Мауси

          (Шагаем на месте.)

И вдруг увидела Котауси.

          (Присели.)

У Котауси злые глазауси

          (Закрыли ладонями рук глаза.)

И злые-презлые зубауси.

          (Закрыли руками рот.)

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

          (Встали, руки на пояс.)

Подойди ко мне, милая Мауси!

          (Машем правой – левой рукой.)

Я спою тебе песенку, Мауси,

          (Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо.)

Чудесную песенку, Мауси!»

          (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Но ответила умная Мауси:

          (Хлопаем в ладоши.)

«Ты меня не обманешь. Котауси!

          (Встали, руки на пояс.)

Вижу злые твои глазауси

          (Закрыли ладонями рук глаза.)

И злые-презлые зубауси!»

          (Закрыли руками рот.)

Так ответила умная Мауси,

          (Встали, руки на пояс.)

И скорее бегом от Котауси.

          (Бег на месте.)

____З________

Заинька

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Зайки

Зайки серые сидят,

          (Присели.)

Ушки длинные торчат.

          (Показываем руками ушки.)

Вот наши ушки,

Вот наши ушки;

Ушки на макушке.

Вот бежит лисичка,

          (Бег на месте.)

Хитрая сестричка.

Прячьтесь, прячьтесь,

          (Присели.)

Зайки-попрыгайки.

По лесной полянке

Разбежались зайки.

          (Прыжки на месте.)

Вот такие зайки,

Зайки-попрыгайки.

Зайчики

          (Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

          (Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

          (Дети показывают.)

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

          (Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал.

          (Дети садятся.)

____И________

Игра

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты – Ромашка, я – Вьюнок,

Становитесь в наш венок.

          (Дети становятся в круг.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь – мы ручейки.

Побежим вперегонки.

          (Бег по кругу.)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи.

Мы – резвы и горячи.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире!

____К________

Клен

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

          (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Космонавт

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

          (Потягивание – руки вверх.)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

          (Низкий наклон вперед, руки разводятся в стороны.)

Кто живет у нас в квартире

Раз, два, три, четыре,

          (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире?

          (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять

          (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать:

          (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра,

          (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка,

          (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я –

          (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья.

          (Хлопаем в ладоши.)

____Л________

Лучшие качели

Лучшие качели –

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается,

Да-да-да!

Тот не огорчается

Никогда.

                                (В.Берестов)

          (С началом текста все учащиеся слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед-назад (качели). На слова «Да-да-да!» исполняют хлопки, на две последние строки – произвольные прыжки.)

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

          (Слова текста сопровождаются действиями.)

____М________

Море волнуется

Море волнуется – раз!

          (Шагаем на месте.)

Море волнуется – два!

          (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется – три!

          (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура замри!

          (Присели.)

Мы становимся все выше

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

          (Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в И.п.)

____Н________

Над водой летят стрижи

Над водой летят стрижи,

          (Руки в стороны.)

Под водой плывут ерши, -

          (Присели.)

Плывет лодочка-краса –

Расписные паруса.

          (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Нам пора передохнуть

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

          (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз, два, три, четыре, пять,

Шею надо разминать.

          (Вращения головой в одну и другую стороны.)

Встали рано. Наклонились.

Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем все подряд.

          (Наклоны вперед и назад.)

А потом мя приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем.

          (Приседания.)

____О________

Очень трудно так стоять

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

          (Стихотворение декламируется детьми два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)

____П________

Поднимаем руки все

Поднимем руки все – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперед смотри – это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим и отдохнем,

А потом опять начнем.

Подрастает зернышко

Подрастает зернышко –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает – вот как весело играет!

          (Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели.)

____Р________

Раз, два!

Мы шагаем по дорожке.

          (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши.

          (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки

          (Руки подняли вверх.)

К солнышку, к тучке.

Вдоль дорожки теремок.

Он не низок, не высок.

          (Присели.)

В нем живет мышонок Квак.

Быстро прячется

Вот так!

          (Прыжки.)

Раз – цветок, два – цветок

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до носочков.

Раз – цветок, две – цветок.

А потом сплетем венок.

          (Наклоны вперед, сначала к правой ноге, потом к левой.)

Руки подняли и покачали

Руки подняли и покачали

          (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу.

          (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули –

          (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу.

          (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем

          (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят.

          (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем,

          (Приседания.)

Крылья сложили назад.

          (Встали, спрятали руки за спину.)

____С________

Скачет лягушонок

Скачет лягушонок,

          (Хлопаем в ладоши.)

Ква-ква-ква!

          (Прыжки на месте.)

Плывет утенок,

          (Хлопаем в ладоши.)

Кря-кря-кря!

          (Руки к груди – в стороны.)

Прыгает козленок,

          (Хлопаем в ладоши.)

Ме-ме-ме!

          (Руки на поясе, наклон вперед, повороты головой влево-вправо.)

А за ним ягненок,

          (Хлопаем в ладоши.)

Бе-бе-бе!

           (Приседаем.)

Вот мы на зарядке,

          (Хлопаем в ладоши.)

Раз-два-три!

          (Прыжки на месте.)

Утром на площадке,

          (Хлопаем в ладоши.)

Раз-два-три!

          (Ходьба на месте.)

Все вокруг стараются,

          (Хлопаем в ладоши.)

Спортом занимаются!

          (Прыжки на месте.)

Солнце землю греет слабо

Солнце землю греет слабо,

          (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,

          (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у Снежной Бабы

          (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

          (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

          (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

          (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

          (Имитируют движения руками.)

Стоп, машина

Стоп, машина, стоп, машина.

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина.

Стоп, машина, стоп!

          (Каждый отбивает  ритм  кулаком  о  ладонь.  Потом  все  молча,  без

движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети (никто знака не подает) должны воскликнуть хором: «Стоп!»)

____Т________

Теплоход

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход,

          (Дети встали.)

Раз, два,

Он шагнул назад сначала

          (Шаг назад.)

Раз, два,

А потом шагнул вперед,

          (Шаг вперед.)

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке,

          (Волнообразные движения руками.)

Набирая полный ход.

          (Ходьба на месте.)

Тра-та-та

         (Эта веселая игра приучает детей к четкому соблюдению ритма. Все ученики хором повторяют.)

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

          (Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст (Тра-та, та-та-та, тра-та…») и в нужный момент (никто знака не подает) должны воскликнуть хором последнее «тра-та!»)

____У________

Улыбнись

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу.

          (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись.

          (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай.

          (Приседания.)

А в конце – ходьба на месте,

Это всем давно известно.

          (Ходьба на месте.)

У реки росла рябина

У реки росла рябина,

          (Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх.)

А река текла, рябила.

          (Повороты вправо, влево с плавными движениями рук.)

Посредине глубина.

          (Наклоны вперед, руки прямые.)

Там гуляла ры-би-на.

          (Приседы.)

Эта рыба – рыбий царь

          (Прыжки.)

Называется пескарь.

          (Ходьба на месте.)

Утром встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки,

          (Потянулись, руки вверх – вдох-выдох.)

Приготовился к зарядке.

          (Рывки рук перед грудью.)

Повернулся влево, вправо,

          (Повороты влево-вправо.)

Приседанье сделал справно,

          (Приседания.)

Клювиком почистил пух,

          (Наклоны головы влево-вправо.)

Поскорее в воду – плюх!

          (Присели.)

____Х________

Хватит спать

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо перышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

          (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

          (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперед-назад прогнулись.

          (Наклоны влево-вправо, вперед-назад.)

По команде приседаем –

Раз, два, три, четыре, пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать!

          (Приседания.)

____Ц________

Цапля ходит по воде

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай!

          (Рывком поднять ногу, согнуть в колене, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись.

          (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

____Ч________

Чтобы сильным стать и ловким

Чтобы сильным стать и ловким,

          (Сгибание-разгибание рук к плечам – в стороны.)

Приступаем к тренировке.

          (Шагаем на месте.)

Носом вдох и выдох ртом.

          (Руки на поясе, вдох-выдох.)

Дышим глубже,

          (Руки вверх – вдох; руки вниз – выдох.)

А потом шаг на месте, не спеша.

          (Шаг на месте.)

Как погода хороша!

          (Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши,

          (Шагаем на месте.)

Ловим снег – хлопок в ладоши.

          (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны, по швам,

          (Руки в стороны.)

Хватит снега нам и вам.

          (Хлопаем в ладоши.)

Мы теперь метатели,

          (Изображаем метание левой рукой.)

Бьем по неприятелю.

          (Изображаем метание правой рукой.)

Размахнись рукой – бросок!

          (Изображаем метание левой (правой) рукой.)

Прямо в цель летит снежок.

          (Хлопаем в ладоши.)

____Ш________

Шеей крутим осторожно

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться может.

Влево смотрим – раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

          (Вращения головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся,

          (Потягивания – руки вверх, ходьба на  месте.)

И на место вновь вернемся.

          (Дети садятся.)

____Э________

Это легкая забава

Это легкая забава –

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно.

          (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать.

          (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

          (Ходьба на месте.)

____Ю________

Юрта

Юрта, юрта, круглый дом,

        (Шагаем на месте.)

Побывайте в доме том!

          (Развели руки в стороны.)

Гости явятся едва

          (Повороты туловища влево-вправо.)

В печку прыгают дрова.

          (Прыжки на  месте.)

Печка жарко топится,

          (Хлопаем в ладоши.)

Угостить торопится.

          (Присели.)

Ладушки, ладушки,

          (Хлопаем в ладоши.)

Круглые оладушки.

          (Шагаем на месте.)

____Я________

Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь – раз, два, три.

          (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь - раз, два, три.

          (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем – раз, два, три.

          (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем – раз, два, три.

          (Шагаем на месте.)

Я чайник – ворчун

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд,

          (Шагаем на месте.)

я всем напоказ выставляю живот,

          (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

          (Хлопаем в ладоши.)

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

          (Прыжки на месте.

ВСЕ   ЦВЕТА   РАДУГИ

       Мир, окружающий нас и наших детей, наполнен цветом. Мы выбираем одежду любимого цвета, у ребенка рука тянется к игрушкам, приятным для глаз.

       Любимые и нелюбимые цвета невольно влияют на наше самочувствие, на наше эмоциональное состояние. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие функциональные изменения в организме: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и так т.п.

       У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. Даже если ребенок заплакал, видя игрушку определенного цвета, это говорит о том, что мы неудачно использовали конкретный цвет.

       «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении – гармония в жизни» - известный постулат японских педагогов. Мы попробуем добиться этой гармонии, грамотно используя разноцветные физкультминутки.

КРАСНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии.

       Красны цвет – это сила. Это цвет огня, жажды жизни и скорости. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему.

       Улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме и устраняет застойные явления в органах.

       Под действием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается и углубляется дыхание, активизируется мускульная система.

       Красный цвет может помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии. Красный цвет может помочь активно преодолеть жизненные препятствия, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.

Вот так яблоко!

Вот так яблоко!

          (Встали.)

Оно –

          (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

          (Руки на пояс.)

Руку протяните,

          (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

          (Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

          (Качаем руками вверху.)

Трудно яблоко достать.

          (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

          (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

          (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

          (Встали.)

Оно –

          (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

          (Руки на пояс.)

Мороз Красный нос

Ой, Мороз Красный нос,

Мы тебя все знаем.

          (Хлопки в ладоши.)

И тебя Дед Мороз,

Радостно встречаем.

          (Руки на поясе, наклоны туловища вперед.)

Ой, мороз Красный нос,

Песню запеваем.

          (Хлопки в ладоши.)

И тебя в хоровод

К детям приглашаем.

          (Приседания.)

Ой, Мороз Красный нос,

Бей сильней в ладоши!

          (Хлопки в ладоши.)

А у нас веселей

Затанцуют ножки!

          (Прыжки на  месте.)

Я, мороз Красный нос,

С белой бородою.

          (Хлопки в ладоши.)

Ущипну, так до слез,

Не шути со мною.

          (Топание ногами.)

Для чего, почему

          (Хлопки в ладоши.)

Должен я сердиться?

          (Приседания.)

Я пришел к вам, друзья,

          (Прыжки на  месте.)

Чтобы веселиться!

          (Хлопки в ладоши.)                                                 (Э. Богуславская)

ОРАНЖЕВЫЕ   ФИЗКУЛЬМИНУТКИ

       Как цвет жизненности и тепла, этот цвет регулирует обменные процессы, оказывает положительное влияние на работу эндокринных желез.

       Оранжевый и мягкий персиковый оказывают благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей, помогая им раскрыться.

       Действие оранжевого цвета вызывает у человека некоторое возбуждение, но менее сильное, чем от красного, незначительно учащает пульс и дыхание, улучшает аппетит.

       Оранжевый – это теплый, активизирующий цвет, но светлее и выше вибрациями, чем красный. Этот цвет помогает человеку почувствовать себя более раскрепощенным, свободным, как в физическом, так и в ментальном плане. Оранжевый способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уверенности, доверию и чувству единения.

       Ребята, обычно лисицу называют: хитрая, умная, рыжая. Что это значит – рыжая? (Оранжевая.) Очень часто оранжевый цвет называют также и рыжим.

Оранжевая песенка

(Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера)

Вот уже подряд два дня,

          (Сидя за столом, разминаем кисти рук.)

Я сижу рисую.

          (Встряхиваем руками.)

Красок много у меня –

Выбирай любую.

          (Хлопки в ладоши.)

Я раскрашу целый свет

          (Руки в стороны.)

В самый свой любимый цвет:

          (Повороты туловища влево-вправо.)

Оранжевое небо,

          (Встали, руки вверх.)

Оранжевое море,

          (Присели, руки вниз.)

Оранжевая зелень,

          (Встали, руки в стороны.)

Оранжевый верблюд.

          (Руки на пояс.)

Оранжевые мамы

          (Прыжки на левой ноге.)

Оранжевым ребятам

          (Прыжки на правой ноге.)

Оранжевые песни

          (Прыжки на двух ногах.)

Оранжево поют!

          (Хлопки в ладоши.)

Вдруг явился к нам домой

          (Руки вверх.)

ЖЕЛТЫЕ   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Созерцание желтого цвета обеспечивает организму равновесие, самоконтроль,    создает    гармоничное    отношение    к    жизни,    повышает

самооценку и помогает при нервном истощении. Это цвет полон оптимизма и радости. Это тонизирующий цвет. По сравнению с оранжевым он оказывает более мягкое и нежное воздействие на пульс и дыхание.

       Желтый стимулирует интеллект и общительность. Это последний из теплых цветовых лучей. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.  

 

Апельсин

Желтый, круглый, ты откуда?

          (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

- Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

          (Руки в стороны – на пояс.)

Можешь съесть меня, но только

          (Прыжки на месте.)

Раздели сперва на дольки.

          (Хлопки в ладоши.)

Как меня ты назовешь? (Апельсин)

Апельсин

Мы делили апельсин

          (Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)

Много нас, а он один.

          (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра.

          (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулак, на каждую фразу по пальцу.)

А для волка… кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда.

          (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)

Желтая песенка

Желтое солнце на землю глядит,

          (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)

Желтый подсолнух за солнцем следит.

          (Качание руками влево-вправо.)

Желтые груши на ветках висят.

          (Встряхивание руками вниз.)

Желтые листья с деревьев летят.

          (Махи руками в стороны вверх-вниз.)

Желтая бабочка, желтая букашка.

Желтые лютики, желтая ромашка.

          (Приседания.)

Желтое солнышко, желтенький песочек,

Желтый цвет радости, радуйся, дружочек.

          (Прыжки на месте.)

Желтый шар

Кто-то утром, не спеша,

          (Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар,

          (Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустят из рук –

          (Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг.

          (Поворот.)

Что это за шар?

          (Дети хором: «Солнце».)

Листопад

(Сл. Е. Авдиенко, муз. Т. Попатенко)

Тучи в небе кружатся,

          (Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)

Что ни шаг, то лужица.

          (Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)

День осенний хмурится,

          (Руки на поясе – повороты влево-вправо.)

Листопад на улице.

          (Листопад на улице.)

По дороге стелется

          (Легко бегут по кругу.)

Желтая метелица.

ЗЕЛЕНЫЕ   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Зеленый уравновешивает теплый спектр красного, оранжевого и желтого цветов и холодные цвета: голубой, синий и фиолетовый.

       Зеленый цвет – цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия. Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.

       В лечебном плане зеленый нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, снимает сильное сердцебиение, стабилизирует артериальное давление и функции нервной системы. Эффективно действие зеленого при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения. При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Также зеленый обладает усыпляющим действием, способностью успокаивать расшумевшихся.

       Воздействие зеленого создает в организме ощущение мира и равновесия, недаром мы так замечательно себя чувствуем на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство обновления и безопасности.

Зеленая толстушка

Здесь сидеть мне неохота

          (Движения головой к левому-правому плечу, руки на поясе.)

Лучше прыгну я в болото.

          (Прыжки на месте.)

Я – зеленая толстушка,

          (Хлопки в ладоши.)

Вот зовут меня… лягушка.

Зеленый луг

(«Здравствуй лето!», сл. Г. Коновал, муз. Я. Френкеля)

Расцветает луг зеленый,

          (Руки в стороны – потянулись.)

Раскудрявились леса.

          (Руки вверх.)

Держат радугу в ладонях

Голубые небеса.

          (Руки перед собой, ладони кверху.)

Теплым солнышком согреты

Загорелые ветра.

          (Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе.)

Здравствуй лето,

Здравствуй лето!

          (Прыжки на месте.)

Нашей радости пора.

          (Хлопки в ладоши.)

ГОЛУБЫЕ   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Голубой цвет – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Голубой также цвет мира, он тих и спокоен. Он способен оказать помощь в решении любой проблемы.

       В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях.

       Голубой цвет успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.

       Теплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаивать гиперактивного ребенка. Злоупотребление голубым цветом, особенно если это касается малоактивного, заторможенного ребенка, может привести его к некоторому утомлению.

Голубая речка

(«Пришла весна», сл. Л. Некрасовой, муз. З. Левиной)

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

          (Руки через стороны верх, потянулись.)

И бежит в полях, сверкая,

          (Прыжки на месте.)

Значит, к нам пришла весна.

          (Хлопки в ладоши.)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

          (Приседания.)

И поет пичужек стая –

Значит, к нам пришла весна.

          (Хлопки в ладоши.)

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

          (Наклоны головы к левому-правому плечам.)

Нам еще приятней станет –

Значит, к нам пришла весна.

          (Прыжки на месте.)

Голубой аэропланчик

Голубой аэропланчик

                       Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Утром стрекоза проснулась,

          (Потерли кулачками глаза.)

Потянулась, улыбнулась.

          (Руки через стороны вверх, потянулись.)

Раз – росой она умылась,

          (Потерли ладонями щеки.)

Два – изящно покружилась,

          (Покружились на месте.)

Три – нагнулась и присела,

          (Присели.)

На четыре – полетела.

          (Помахали руками вверх-вниз.)

У реки остановилась,

          (Легкий бег на месте.)

Над водою закружилась.

          (Присели.)

СИНИЕ   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Синий является вторым из цветов холодного спектра. Он помогает прийти к покою в себе, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Синий предполагает мягкость, терпение и самообладание.

       Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.

       Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится еще более замедленным и глубоким, чем при голубом.

       В цветотерапии синий используется для лечения нервных больных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при бессоннице, беспокойстве. Хорош этот цвет для слабых и утомленных глаз.

       Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Применяется для лечения ожогов и воспалительных процессов.    

       Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий также представляет силу разума, ясность мысли.

       Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью, навязчивыми идеями.

       Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.

Синие лужи весны

Голубые, синие

Небо и ручьи.

          (Руки через стороны вверх.)

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

          (Приседания.)

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

          (Прыжки на месте.)

Первые проталинки,

Первая трава.

          (Хлопки в ладоши.)

                                             (Е. Трутнева)

Синяя вода

(Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Синяя вода,

          (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)

Поле без следа,

Без конца и края.

          (Кружимся на месте.)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

          (Присели, обхватили плечи руками.)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

          (Встали, руки вытянули вверх.)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

          (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)

К морю синему

Поскорей неси меня,

          (Кружимся на месте.)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

          (Присели, обхватили плечи руками.)

КОРИЧНЕВЫЕ   ФИЗКУЛЬМИНУТКИ

        Коричневый символизирует надежность и прочность. Он успокаивающий и сдержанный.

       Человек, предпочитающий коричневый цвет, продвигается вперед медленно, но верно. Он склонен все тщательно продумать, рассчитать и лишь затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителе коричневого может быть трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу.

       Позитивные качества коричневого цвета – это цельность, надежность, умеренность, уверенность в себе и здравый смысл.

       Негативные свойства коричневого: разочарование, недовольство, депрессия, навязчивые идеи разрушения.

       Коричневый цвет – это цвет самой земли.

       В природе встречаются коричневые камни, коричневая глина, коричневый песок. У многих деревьев стволы и ветки коричневого цвета. Многие из знакомых вам животных коричневого цвета.

       Этот цвет дарит спокойствие, надежность и прочность. Он помогает снять беспокойство и тревогу. Это цвет защиты, цвет – защитник.

Грибы

          Загадка:

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

              С бархатной подкладкой. (Гриб.)

          (Читается стихотворение повторно и изображается гриб – одна рука ножка гриба, а другая шляпка.)

У медведя во бору

          На одном конце площадки чертится линия «дома». На противоположном конце площадки чертится круг – «берлога». Выбирается медведь, который находится в берлоге. Играющие – дома.

          Играющие выходят из дома, изображают сбор ягод, продвигаются к берлоге и проговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь лежит

И на нас рычит.

          Медведь выбегает из берлоги, догоняет играющих, пойманных уводит к себе в берлогу. Выбирается новый медведь.

БЕЛЫЕ   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Белый включает в себя все цвета и издревле считается цветом очищения и божественности. Белый цвет ассоциируется с облаками, неземным светом, чистотой и святостью. У многих народов белый воспринимается как символ жизни и добра. Если человек предпочитает белый серому, значит, он готов освободиться от страха привязанностей и начать новую жизнь белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как содержит в себе энергию и мощь преобразования. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого цвета.

       Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных. Он помогает при общении.

       Белый дает ощущение чистоты и святости, но следует помнить, что всеподавляющее господство может создать состояние чрезмерной стерильности и неприступности.

Белая зима

(«Зимы я вовсе не боюсь», сл. Н. Бакай, муз. И. Кадомцева)

Пуская снегами все заносит,

          (Руки через стороны вверх, опустили.)

Пускай лютуют холода,

          (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

          (Левой рукой плавно движение вверх-вниз, правая на поясе.)

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном.

          (Правой рукой плавно движение вверх-вниз, левая на поясе.)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

          (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой.)

Белый пух

Снежный пух

Все-все-все в пуху вокруг!

          (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой.)

Пух на шапках,

Пух на губках,

          (Коснулись пальчиками губ.)

Пух на бровках,

          (Бровей.)

Пух на шубках,

          (Погладили себе плечи.)

Пух посыпал лоб и нос…

          (Дотронулись до носиков и лбов.)

                Кто так сделал?... (Дед Мороз.)

          (Хлопки в ладоши.)

ЧЕРНЫЕ   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Человек, который выбирает черный цвет, как правило, пребывает в состоянии депрессии. Этот цвет ориентирован на внутренний мир, в то время как белый – на внешний.

       Белый – созидание, черный – это разрушение. Черный – это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина.

       Пристрастие к черному цвету может указывать на нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.

       В то же время черный может помешать человеку почувствовать, чего же ему не хватает в жизни, надолго задержит его движение вперед. Для преодоления привязанности к черному следует воспользоваться другими цветами.

Черное звездное небо

(«Звездное небо», сл. М. Яцкова, муз. И. Цветкова)

Звери и рыбы,

 Вольные птицы,

          (Круговые движения руками вперед-назад.)

Все, чем богата планета Земля.

          (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Все, что живет

Или только родится,

          (Присели.)

Это все наша большая семья.

          (Подпрыгнули вверх, руки в стороны.)

Ведь над нами оно одно,

Это небо огромное,

          (Руки вверх, прыжки на месте.)

Это небо бездонное,

Звездное небо!

          (Хлопки в ладоши.)

Черный гром

(«Громкая песенка», муз. Г. Струве)

          (Педагог держит в руках палочку с черными лентами. Эта волшебная палочка помогает руководить движениями детей.)

Грохочет гром, грохочет гром,

Гремят раскаты за холмом.

          (Постукивание кулачками один о другой.)

И черноту над головой

Пронзает молния стрелой.

Грохочет гром, грохочет гром,

          (Топание ногами на месте.)

И дождь стучит громко в дом,

Пробить он крышу норовит,

В окно стучит и в дверь стучит.

          (Хлопки в ладоши.)

Грохочет гром, грохочет гром,

Укрылись куры под крыльцом.

          (Прыжки на месте.)

Укрылись куры под крыльцом,

 Чтоб не ударить в грязь лицом.

          (Присели, спрятали головы (прижали к коленям).)

СЕРЫЕ   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Серый цвет получается при смешении белого и черного цветов, и потому является олицетворением всего промежуточного, срединного, среднего. Серый цвет способен управлять эмоциями и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля. Людям, предпочитающим серый цвет, свойственно здравомыслие, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.

       В негативном аспекте серый может быть связан с печалью, депрессией, болезнями, склонностью к критике.

Зайки серые

Зайки серые сидят,

          (Присели.)

Ушки длинные торчат.

          (Показываем руками ушки.)

Вот наши ушки,

Вот наши ушки,

Ушки на макушке.

Вот бежит лисичка,

          (Бег на месте.)

Хитрая сестричка.

Прячьтесь, прячьтесь,

          (Присели.)

Зайки-попрыгайки.

По лесной полянке

Разбежались зайки.

          (Прыжки на месте.)

Вот такие зайки,

Зайки-попрыгайки.

СЕРЕБРЯНЫЕ   ФИЗКУЛЬТММИНУТКИ

       Серебряный цвет успокаивает, уменьшает волнение, освобождает от эмоциональной скованности.

       Этот цвет помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Серебряный цвет развивает воображение и фантазию.

       Отрицательные свойства этого цвета могут быть связаны с самообманом и иллюзиями относительно происходящих событий.

Серебристые корабли

(Сл. О. Высотской, муз. А. Александрова)

Ручейки потекли

Светлые, блестящие.

Вдаль плывут корабли,

Точно настоящие.

Корабли невелики –

Паруса бумажные,

Но ведут их моряки,

Моряки отважные.

Промочил капитан

Шарф и рукавицы,

 Взял корабль он в карман

И пошел сушиться.

Корабли невелики –

Паруса бумажные,

Но ведут их моряки

Моряки отважные.

          (Дети бегают или двигаются шагом врассыпную по залу. За ниточку они ведут бумажные кораблики (основа у корабликов должна быть плоской, а для устойчивости в него можно положить небольшой мешочек с песком). На заключительные слова «Вдаль плывут корабли…» дети бегут к центральной стене и пускают кораблики в ручеек (ставят на широкую ленту). Затем машут рукой, прощаясь с корабликом, и убегают на свои места.)

ЗОЛОТЫЕ   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Золото символизирует чистоту. Все существующее на земле золото представляет собой кристаллизованный солнечный свет.

       Этот цвет излучает приветливость и жизненную силу.

       В своем негативном аспекте золото отличается недоверчивостью.

       Отрицательными чертами золотого могут быть боязнь успеха, страх перед поражением, нежеланием в чем-либо участвовать.

Золотая песенка

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

          (Кружимся на месте.)

Подольше б золото не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

          (Остановились, машем плавно руками вверх-вниз, влево-вправо.)

Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

          (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную позднюю красу.

          (Повороты туловища влево-вправо.)

Деревья все осенним днем

Красивые такие!

          (Плавные движения руками вверх-вниз.)

Сейчас мы песенку споем

Про листья золотые!

          (Присели.)

                   (Н. Найденова)

ПЕСТРЫЕ   ФИЗКУЛЬМИНУТКИ

Лето

(«Песенка с продолжением», сл. И. Земской, муз. В. Богданов)

-Лето…Лето…Лето.

          (Хлопки в ладоши.)

Какого оно цвета?

Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!

-Нежно-зеленого, как в траве кузнечик.

          (Прыжки на месте.)

Желтого, желтого, как песок у речек.

Голубое, синее, самое красивое.

Вот какое лето!

-Лето…Лето…Лето…

          (Хлопки в ладоши.)

Еще какого цвета?

Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!

-Яркого, жаркого, как лихая пляска!

          (Приседания.)

Звездного, звездного, как ночная сказка!

Светлое, зарничное, сладко-земляничное.

Вот какое лето!

-Лето…Лето…Лето…

          (Хлопки в ладоши.)

Еще какого цвета?

Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!

-Красного, красного, как на мачты флаги!

          (Махи руками над головой.)

Гордого, ясного, как слова присяги!

Дружное и братское, наше октябрятское.

Вот какое лето!

          (Хлопки в ладоши.)

Сказка про краски

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

           (Вращательные движения головой.)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

          (Наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, кранным…

          (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

          (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)

                                                                                     (Е. Руженцев)

ЛЕСНЫЕ   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

       Здесь представлены физкультминутки, при помощи которых дети «превращаются» в разных лесных жителей. Подобные игры и упражнения благоприятно воздействуют на детей в эмоциональном плане, они охотно включаются в выполнение физкультминуток.

       Можно  к таким физкультминуткам давать некоторые театрализованные вступления, чтобы разбудить фантазию детей, например: «Внимание! Внимание! В сосновом бору открывается Лесная школа здоровья для жителей. Приглашаются все, кто хочет стать сильным, крепким и здоровым!»  

Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

          (Прыжки на месте.)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?

          (Ходьба на месте.)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно?

          (Потягивание – руки вперед.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

          (Прыжки на месте.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?

          (Бег на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

          (Ходьба на месте.)

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

          (Потягивание – руки вверх.)

Тяжело вздыхает,

          (Глубокий вдох-выдох.)

Садится, отдыхает.

          (Садится, отдыхает.)

Гимнастика для глаз

«Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит.

От дубка к дубку ходит.

          (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

          (Изображать, как он достает и ест мед.)

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

          («Отмахивается от пчел».)

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

          (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка!

          (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

          (Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает

          (Прилечь, руки пол щеку.)

И пчелок вспоминает.

                                                   (И. Лопухина)

Звери делают зарядку

Звери делают зарядку –

          (Ходьба на месте, руки на поясе.)

Кто вприскочку,

          (Прыжок вверх.)

Кто вприсядку,

          (Присесть, руки вперед.)

Кто-то плечи поднимает,

          (Встать, поднять плечи (руки свободно опущены).)

Кто-то плечи опускает.

          (Опустить плечи.)

Сделаем рука взмах,

          (Руки в стороны.)

Вправо мах и влево мах,

          (Маховые движения ногами вправо-влево.)

Полуприсед,

          (Полуприсед, руки на поясе.)

Присед,

          (Присед.)

Наклон,

          (Наклон вперед, руки в стороны.)

Всем спортсменам

Шлем поклон.

          (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)

Стройными, красивыми

Все хотим мы стать,

Добрыми и сильными,

Чтоб весь мир обнять!

Фонопедическое упражнение «Муха»

 Над медведем возле уха

Целый час жужжала муха:

«Ж-ж-ж…»

Комары летят,

Летят и пищат:

«З-з-зу, З-з-зу – укушу!

З-з-зу…»

«Ж-ж-ж...» «З-з-зу…»

          (дети проговаривают текст, разным по высоте голосом: за муху – низким, за комара – высоким.)

ИГРОВЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ

Бегущие спортсмены

Руки согнуты в локтях. Бег на месте.

Бокс

Резкое сгибание и разгибание рук, пальцы сжаты в кулак.

Волчок

И.п. – руки на поясе. Прыжки на двух ногах. (1-4 раза). Прыжки с поворотами направо до И.П. (5-8 раз). То же с поворотами влево.

Дровосек

Соединенные пальцы рук подняты вверх над головой. Ноги прямые. Глубоким взмахом нужно разрубить пень воображаемым топором, затем выпрямиться.  

Котята

И.п. – стойка ноги врозь. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести и, отводя назад, прогнуться – вдох. Расслабив мышцы, вернуться в И.п. – выдох. Темп медленный.

Крылья

Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Развести руки в стороны вверх – вдох. Вернуться в И.п. – выдох. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

Маляры

Красим дом (плавно сверху вниз водим руками.)

Красим скамейку (движения слева направо).

Присядка

Руки перед собой, положив ладони на локти. Присесть на правой ноге (выдох), левая прямая вперед.

Самолетик

Стоя ноги вместе, руки в стороны; производить наклон туловища в правую и в левую стороны, напоминающие движения самолета в полете.

ИГРОВЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ   НА   РАССЛАБЛЕНИЕ   МЫШЦ

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, дождь, лей!

Дождики пляшут,

Как живые:

- Пей, рожь, пей!

И рожь,

Склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет!

                                (Я. Дягутите)

          (Играющие стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. На строки 1-2 дети свободно встряхивают кистями рук. На строки 3-4-5 продолжают встряхивание кистей ладонями вверх. На строки 6-8 движения те же. На две заключительные строки снова поворачивают кисти ладонями вниз, продолжая встряхивание.)

Опенок

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

На ветру качался,

Низко наклонялся.

Тоненький, тоненький,

Ножка, что соломинка!

А потом склонился –

И совсем свалился!

                                    (А. Прокофьев)

          (И.п. – присесть на корточки. На строки 1-2 – встать, на строки 3-6 наклон корпуса вправо-влево, руки на поясе (движение наклона и выпрямление на одну сторону). На 7-ю строку – наклон корпуса вперед, на последнюю строку – «уронить» корпус, руки при этом свободно свисают. Следить, чтобы при движениях не было излишнего напряжения в мышцах рук и шеи.)

   

 

     

     

       

     

     

 

   

 

 

 

         

 

 

                                                                                

         

           

 

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Карттотека физкльтминуток о животных, птицах и насекомых.

В картотеке собраны физминутки про животных, насекомых и птиц, которыми чаще всего пользуюсь....

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Семинар-практикум по проведению и организации физкльтминуток

Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений ,направленных на уменьшение утомления воспитанников.......