Педагогический проект во второй младшей группе по КГН "Чистюля"
проект (младшая группа) на тему

Борисова Елена Васильевна

   Способствовать активному включению детей младшего дошкольного возраста в  процесс  воспитания  культурно -гигиенических  навыков  и  навыков самообслуживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chistyulya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Устьянская СОШ» СП д/с «Солнышко»

Педагогический проект

Тема:   «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

у  детей младшего дошкольного возраста»

                           

 Авторы проекта:

 

                воспитатели

      Борисова Е.В.

Жукова Ю.Е.

с. Шангалы

2015-16 гг.

                   

ПЛАН  ПРОЕКТА

 

1.  Актуальность проекта

2.  Анализ ситуации

3.  Проблема  

4.  Цель проекта  

5.  Задачи проекта

6.  Стратегия и механизм реализации проекта

7.  План-схема проекта

8.  Ожидаемые результаты  

9.  Системная «паутинка» проекта

10.  Этапы работы

11.  Этапы проекта

12.  План работы по формированию  культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

13.  План  взаимодействия с родителями

14.  Методические рекомендации

15.  Список литературы

1. Актуальность проекта

 

   Проблема  ухудшения  здоровья  подрастающего  поколения  в  последние годы  приобретает  все  большую  актуальность.  Тема  здоровья  волнует  сегодня всех.    Общеизвестно,  что  здоровье  человека  закладывается  в  детстве.

    Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому  обучению  и  воспитанию.  Воспитание  культурно-гигиенических навыков  и  навыков  самообслуживания  являются  одним  из  важнейших направлений воспитательной работы в детском саду.  Культурно-гигиенические

навыки  и  привычки,  которые  необходимы  для  жизни,  труда,  сохранения здоровья,  нужно  вырабатывать  с  раннего  возраста.  Именно  в  этом    возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти  годы  дети  могут  освоить  все  основные  культурно-гигиенические  навыки,

научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно их выполнять. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.  

   Гигиеническая  культура  столь  же  важна  для  человека,  как  и  умение разговаривать,  писать,  читать.  Уход  за  собой  дарит  человеку  прекрасное ощущение  чистоты,  здоровья:  каждая  клеточка  организма  начинает  жить  в оптимальном  режиме,  не  огорчая  ее  владельца.  Сколько  радости  доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!  

    В  младшем  дошкольном  возрасте  дети  начинают  проявлять

самостоятельность  в  самообслуживании.  Интерес,  внимание  ребенка  к бытовым  действиям,  впечатлительность  нервной  системы  дают  возможность взрослым  быстро  научить  ребенка  определенной  последовательности операций,  из  которых  складывается  каждое  действие,  приемам,  которые помогают  выполнять  задание  быстро,  экономно. Если  же  это  время  упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. 

     

2. Анализ ситуации

 

На основании наблюдений и диагностики, проведенной в  сентябре 2015 года  во  2  младшей  группе  «Непоседы»,  было  выявлено,  что  только  у  19% воспитанников  группы  сформированы  культурно-гигиенические  навыки    и навыки самообслуживания соответственно возрасту, у 81%  - навыки находятся

в стадии становления развития КГН.  

3. Проблема

   Большая  часть  детей  группы  не  умеют  самостоятельно  умываться, одеваться  и  раздеваться  в  определенной последовательности,  аккуратно кушать,  пользоваться  столовыми  приборами,  объективно  оценивать особенности  своего организма. Поэтому  необходимо  углубленно  работать  над темой  «Воспитание  культурно-гигиенических  навыков  и  навыков самообслуживания у детей 4-го года жизни».

4. Цель проекта

   

   Способствовать активному включению детей младшего дошкольного возраста в  процесс  воспитания  культурно -гигиенических  навыков  и  навыков самообслуживания.

5. Задачи проекта

•  Дать  детям  представление  о  необходимости  заботиться  о  своем здоровье.

•  Формировать умения овладевать культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

•  Воспитывать  у  детей  желание  выглядеть  чистыми,  аккуратными, опрятными.

•  Обогатить предметно-развивающую среду группы.

•  Повысить  педагогическую  компетентность  родителей  в  воспитании  у детей  младшего  дошкольного  возраста  культурно-гигиенических  навыков  и навыков  самообслуживания,  укрепить  связи  между  детским  садом  и  семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

6. Стратегия и механизм реализации проекта

 

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 года – май 2016 года

 

Участники проекта: дети в возрасте от 3 до 4 лет, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

 

7. План – схема проекта

 

 

 

8. Ожидаемые результаты

 

•  Повышение  уровня  освоения  культурно-гигиенических  навыков  и  навыков самообслуживания у детей (уметь с небольшой помощью взрослого одеваться и раздеваться  в  определенной  последовательности,    аккуратно  вешать  и складывать  одежду;    соблюдать  элементарные  правила  поведения  во  время еды и умывания; обращать внимание на свой внешний вид: замечать непорядок в одежде, устранять его).

•  Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений.

•  Усиление инициативности детей во взаимоотношениях со взрослыми.

 

9. Системная «паутинка» проекта

 

 

10. Этапы работы

11. Этапы проекта

 

Этапы

Направление и содержание работы

Срок

Подготовительный

- Составить план работы по формированию у детей культурно-гигиенических  навыков  и  навыков самообслуживания.

Сентябрь, октябрь

-  Подобрать  методическую  и  художественную  литературу,  наглядный  материал  по  данной  теме (плакаты, иллюстрации)

- Подобрать  серию  конспектов,  комплекса мероприятий по формированию у детей культурно-

гигиенических  навыков  и  навыков

самообслуживанию

-  Пополнить  развивающую  среду  группы  и  книжного  уголка

- Составить  картотеку подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

-  Оформить  наглядные  пособия  (алгоритм выполнения  действий  детьми)  и  альбом    потешек, загадок и стихов по теме.

-  Подготовить  методические  рекомендации  для родителей по данной теме.

-  Довести  до  сознания  родителей  важность  и необходимость  решение  проблемы  по  формированию  у  детей  культурно-гигиенических

навыков  и обсудить план работы.

Основной

- Беседы с детьми о правилах личной гигиены

Сентябрь - апрель

-  Ситуативные  разговоры  с  детьми,  игровые ситуации по формированию КГН.

- Рассматривание сюжетных и предметных  картин.

- Проведение физкультминуток.

-  Чтение  и  заучивание  стихов  и  потешек, загадывание загадок.

-  Продуктивная  деятельность  (рисование, аппликация, лепка)

-  Использование  малых  форм  фольклора  в режимных моментах.  

- Проведение дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых и театрализованных игр.

Заключительный

-   Диагностика  уровня    сформированности  у детей младшего  дошкольного  возраста  культурно-гигиенических  навыков  и  навыков самообслуживания.  

Май

- Презентация проекта

- Итоговое мероприятие  - открытое занятие «Научим Аленушку умываться»

12. План работы

по формированию  культурно-гигиенических навыков  

и навыков самообслуживания

 Навыки мытья рук и умывания

 

Непосредственно образовательная деятельность

 

  Проблемные ситуации «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»

  Беседы на тему «Вредные микробы», «Надо, надо умываться», «Береги глаза и уши»

  Рассматривание картины  «Мама купает Катю»

  Наблюдение с детьми «Учимся у старших умываться»  

  Рисование  «Мыло, расческа, полотенце»,    «Мойдодыр», «Грязные ладошки»  

  Лепка «Укрась полотенце»

  Аппликация «Мыльные пузыри»

Игры

  Дидактические игры и упражнения: «Умоем куклу Машу», «Купание куклы»,  «Для чего нужны нос, глаза и уши»,  «Покажем  Мишутке,  как мы  умеем умываться и  вытирать руки полотенцем», «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»,  «Где же наши ручки»,  «Умывалочка»,  «Моем  чисто руки и лицо»

   Игры  на  внимание:  «Третий лишний»,  «Лото»,  «Что  сначала,  что потом»

  Подвижные  игры:    «Зайка  серый  умывается»,  «Все  котятки  мыли лапки».

Чтение художественной литературы

«Водичка,  водичка»,    «Моем  носик,  моем  щечки»,  «Кран  откройся, нос  умойся»,  «Ладушки,  ладушки»,    «Умница,  Катенька»,  «Наша Маша  маленькая»,    С.  Капутикян    «Хлюп-Хлюп»,  К.Чуковский  «Мойдодыр »,  А.Барто «Девочка чумазая», «Мыло»,  В. Маяковский  «Что  такое  хорошо  и  что  такое плохо»,  Н.Найденова  «Наши полотенца», Э.Успенский «Удивительное дело».

Навыки культуры еды и поведения за столом

Непосредственно образовательная деятельность

 

  Рассматривание предметных картинок из серии «Посуда», сюжетной картины  «Дети обедают».

  Ситуативные  беседы  «Как  правильно    вести  себя  за  столом», «Встречаем гостей»

 

Игры

 

  Дидактические игры и упражнения: «Поможем куклам накрыть на стол», «Накормим куклу Катю», «Готовимся к приходу гостей»,  «Для чего такая посуда»,  «Мытьё кукольной посуды»

  Сюжетно-ролевые  игры «Семья обедает», « К нам гости пришли»

 

 

Чтение художественной литературы

 

Сказка    «Три  медведя»,  К.  Чуковский  «Муха  Цокотуха»,  «Федорино горе», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», З. Александрова «Катя в яслях», «Вкусная каша»,  С Капутикян «Маша обедает».  «Кто  скорей  допьет»,    С.Маршак  «Где  обедал  воробей», Ю.Кушак  «Приятного  аппетита»,  фольклорные  потешки,  Е  Благинина «Обедать»,  А.Кардашова  «Завтрак»,    «Ужин»,  В.Берестов  «Ложка», Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»

 

Навыки самообслуживания

Непосредственно образовательная деятельность

 

  Рассматривание предметных картинок по теме «Одежда», «Обувь»,  сюжетных «Маша одевает куклу на прогулку», «Рассматривание меха и пальтовой ткани»

 

Игры

 

  Дидактические  игры  и  упражнения:  «Оденем  куклу  на  прогулку», «Уложим  куклу  спать»,  «Покажем  куколке,  как  надо  складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик)», «Покажем кукле Кате как  умеем  одеваться  (раздеваться)»,  «Выбери Ване одежду»,  «Такие  разные  носочки»,  «Причешем  куклу Машу»

  Настольные игры: «Веселые шнурочки»,  «Застежки-шнурочки», «Волшебные пуговки», «Наряди  медведей»

  Игры на внимание: «Что лишнее». «Найди и назови»

  Сюжетно-ролевые  игры  «Парикмахерская», «К куклам в гости».

 

Чтение художественной литературы

 

  П.Воронько «Пора спать», В.Берестов «Новый бант»,  

З. Александрова «Что взяла, клади на место», И.Горюнова «Этикет

для карапузов»,  А.Барто «Игрушки», И.Муравейка «Я сама»

   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

13. ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

 

•  Родительское собрание   

-  «Формирование  культурно-  гигиенических  навыков  и  навыков

самообслуживания у детей младшего возраста»

 

•  Консультации

-  «Как одеть ребенка по погоде»

-  «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

 

•  Индивидуальные беседы 

-  Алгоритм мытья рук

-  "Наличие сменной одежды"

-  «Развитие самостоятельности детей 4-го года жизни»

 

•  Наглядная информация для родителей 

-  «Научим малыша обуваться одеваться»

-  «Это я умею сам»

- «Здоровье ребенка в ваших руках»  

 

•  Папка-передвижка 

-  « Одежда и обувь для детского сада»

 

•  Итоговое мероприятие – открытое занятие 

-  «Научим Аленушку умываться»

14. Методические рекомендации

 

           В  ходе  совместной  деятельности  педагогов  и  родителей  уже  заметны некоторые  положительные  результаты:  у  детей  повысился  уровень сформированности  культурно-гигиенических  навыков  и  навыков самообслуживания (Высокий – 63%, средний – 37%). Большинство малышей  научились  правильно мыть  руки  и не  только  перед  едой,  но  и  по  мере  загрязнения,  пользоваться  полотенцем, самостоятельно  и  аккуратно  кушать,  правильно  держать  ложку,  одеваться  и раздеваться  в  последовательности  обращать  внимание  на  свой  внешний  вид.

          Выполнение  правил  личной  гигиены  и  навыков самообслуживания  стало  для детей необходимым процессом, который они выполняют с некоторыми подсказками взрослых.  

          Таким  образом,  решение  проблемы  формирования  культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у воспитанников младшего дошкольного возраста требует дальнейшего развития.  Поэтому мы планируем на следующий учебный год продолжить работу по развитию КГН в процессе образовательной деятельности и в режимных моментах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект во второй младшей группе "Домашние животные"

Педагогический проект включает в себя : работу над проектом, работу с родителями, перспективный план интеграция образовательных областей...

Педагогический проект во второй младшей группе "Здоровье малыша".

Здоровьесберегающий проект для второй младшей группы ДОУ....

Педагогический проект во второй младшей группе

Педагогический проект во второй младшей группе по программе "Детство"...

Педагогический проект во второй младшей группе « Семья для каждого – это очень важно! »

Мы  попробывали новую форму для привлечения родителей  к сотрудничеству. И у нас не плохо это получилось....

Педагогический проект во второй младшей группе Профессии наших пап .Знакомство с профессией повар кондитер.

Проект для младшего дошкольного возраста. Содержит конспект НОД "Профессия -повар"....

2013-2014 Педагогический проект во второй младшей группе «Безопасная дорога»

Актуальность: Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге в настоящее время необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения. Дети должны быть гото...