Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность
консультация на тему

Казанцева Наталья Николаевна

Формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режима, лечебно- профилактические мероприятия.       Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность»

                       «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»                                    В.А.Сухомлинский

                                                       

     Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша - это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.      

          Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

        Но для решения указанных задач на практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников - игры.

       Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.

       Игра-это первая школа воспитания общественного поведения. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства. Формирования и развития этих качеств можно достигнуть лишь при правильном руководстве детскими играми.

Большую роль в жизни дошкольников имеют игры: с правилами, подвижные и дидактические. Содержащиеся в них упражнения дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, связную и грамматически правильную речь.

      Игры с правилами – особая группа игр, созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и развития детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами. Задачи обучения реализуются через игровые действия при выполнении какого-то задания. В зависимости от обучающей задачи игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные. Содержащиеся в них упражнения дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, связную и грамматически правильную речь.

     Дидактическая игра является одновременно игровым методом развития детей дошкольного возраста, и своеобразной формой обучения детей, и средством всестороннего воспитания ребёнка.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи в занимательной форме, сами находят решение, преодолевая определённые трудности. Увлекательность дидактической игрой вызывает у дошкольников интерес и успешный результат приносят ребёнку удовлетворение.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.

     Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъёмом, радостью и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка.

Подвижные игры классифицируются:

- по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности),

- по преобладающим движениям (с прыжками, бегом и т.д.),

- по предметам, которые используются (с мячом, лентами, обручем и т.д.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата и выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто бегать, а убегать от лисы…). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. По мнению А. Н. Леонтьева, овладеть правилами – значит овладеть своим поведением.

 Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует отметить, что разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно- сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ.

Формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режима, лечебно- профилактические мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей навыков здорового образа жизни через проектную деятельность

Формирование у детей знаний о правильном питании, здоровом образе жизни....

Из опыта работы «Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальную деятельность»

Доклад из опыта работы «Формирование  у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни  через музыкальную деятельность»...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ «Формирование здорового образа жизни через интеграцию видов деятельности детей с ОВЗ»

Уважаемые педагоги и  родители! Сегодня мы поговорим о том, как разнообразить формы и методы формирования у дошкольников здорового образа жизни, как физическая культура может сочетаться с другими...

«Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность»

Здоровье детей является самым важным условием для его дальнейшего развития Особую роль играет забота о здоровье в дошкольном возрасте . В соответствии с ФГОС игра занимает главное место в развитии и в...

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни через игровую деятельность"

Статья о формировании у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни посредством игровой деятельности....

Презентация "Из опыта работы "Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность"

Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.Сохранение, укрепление физического и психического здоровья детей.Воспитание  культурно-гигиенических навыков.Формирование начальных п...