Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога
консультация на тему

Найденова Наталья Николаевна

     Данный материал представляет собой групповую консультацию для педагоговс целью профилактики эмоционального выгорания.  С модернизацией в системе образования, начавшейся еще в конце прошлого столетия и продолжающейся до настоящего времени, труд педагога не стал менее стрессогенным,  несмотря на то, что в двадцать первом веке психологическая наука вышла на новый уровень информативности широких масс и сейчас не для кого ни секрет, что о своем психологическом состоянии  необходимо заботиться не менее, чем о физиологическом.   Новое время предъявляет  все более  повышенные требования к личности учителя, воспитателя. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Работа с педагогами является очень важным направлением психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Это необходимо, в первую очередь, потому что известно:  эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает  своих воспитанников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный воспитатель   не только в силах давать знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД и интегративные качества, организовать  педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально - личностного подхода в обучении и развитии каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой человек творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья воспитанников  невозможно без работы с педагогами в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emots_vygor.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром эмоционального выгорания

и его профилактика у педагога

       Еще в 70-е годы двадцатого столетия некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности, в частности, у педагогов. В результате психологического исследования были обнаружены следующие факторы.  Они заключались в том, что на определенном этапе своей деятельности  у довольно большого количества педагогов начинали появляться такие симптомы, как: потеря интереса к своей работе, формальное отношение к своим обязанностям, конфликты с коллегами по непринципиальным вопросам. В среднем эти симптомы появлялись у педагогов через 5-10 лет профессиональной деятельности, у некоторых через 15-20 лет.  А у отдельной категории учителей и воспитателей и  в течение довольно короткого времени  от начала педагогического  труда (от 1 года до 5 лет). В дальнейшем у данной категории учителей начинали развиваться соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было выявлено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса.

      С модернизацией в системе образования, начавшейся еще в конце прошлого столетия и продолжающейся до настоящего времени, труд педагога не стал менее стрессогенным,  несмотря на то, что в двадцать первом веке психологическая наука вышла на новый уровень информативности широких масс и сейчас не для кого ни секрет, что о своем психологическом состоянии  необходимо заботиться не менее, чем о физиологическом.  

      Новое время предъявляет  все более  повышенные требования к личности учителя, воспитателя. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы или, наоборот, очень маленький опыт. Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы и группы ДОУ  детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые мероприятия, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют его и без того напряженную деятельность.

      Работа с педагогами является очень важным направлением психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Это необходимо, в первую очередь, потому что известно:  эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает  своих воспитанников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный воспитатель   не только в силах давать знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД и интегративные качества, организовать  педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально - личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой человек творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья воспитанников  невозможно без работы с педагогами в этом направлении.

     Что же такое эмоциональное выгорание педагога?  Оно стоит рядом с профессиональным выгоранием. Его можно определить  следующим образом.

Эмоциональное  выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

    Рассмотрим общие причины эмоционального выгорания, причины появления напряженности у педагога. Если их объединить в общие группы, то получится приблизительно следующая классификация.

Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;

Загруженность рабочего дня;

Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;

Чувствительность к имеющимся трудностям;

Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка;

Необходимость творческого подхода  к профессиональной деятельности;

Необходимость в овладении современными методиками и технологиями обучения.

   В течение жизни с профессионалом любого труда  происходят изменения, ничто в мире не остается постоянным. Человек  меняется с возрастом, становится  немного  другими, меняется его социальный статус. Так же и педагогическая работа  оказывает влияние, оставляет свой след. В чем это изменение? Педагог  получает опыт, больше узнает  о людях, о детях, о воспитательных процессах, учится, как лучше выйти из то или иной затруднительной ситуации. Но в этих изменениях есть не только положительные стороны. Минусы подкрадываются незаметно.
У любой профессии есть побочные эффекты. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его. 
 Как же это выражается? Существует ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют:

снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;

бессонница;

постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

переживание негативных эмоций, для которых нет адекватных причин;

чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

чувство гипер - ответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.
 Происходит накапливание отрицательных эмоций.  Но,  работая с детьми (да и их родителями), педагог  находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Личность старается защититься, не работать на полную катушку, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа в конечном итоге и самому педагогу становится не в радость, и для детей не полезна, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.  Если человек  вовремя не заметит происходящие изменения в эмоциональном состоянии , то дело может закончиться достаточно плачевно.

   Повышается личностная и ситуативная тревожность, снижается самооценка, появляется ощущение эмоциональной нестабильности, ощущение собственной бесполезности. Исследователи все больше связывают синдром эмоционального выгорания с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ (синдром профессионального выгорания) отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".

Обычно выделяют три главных компонента СЭВ:

– эмоциональное и/или физическое истощение;

– деперсонализация (отгораживание от других людей);

– сниженная рабочая производительность.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. выделяют  следующие ресурсы преодоления выгорания:

  • Перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.
  • Активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее принятию, умение решать трудные ситуации совместно с другими людьми, ассертивное поведение).
  • Использование приемов саморегуляции.
  • Экстравертированность. Способность к компромиссу. Способность контролировать глубину и насыщенность общения.
  • Способность легко «заражать» своей энергией и восполняться снова.

  • Активность, реализация человеком своих потенциальных возможностей.
  • Аутентичность - подлинность, искренность по отношению к себе и к другим, при которой человек проявляет себя свободно и др.

  Выбор методик и техник по профилактике СЭВ, на мой взгляд, должен предполагать следующее. Основной целью профилактики эмоционального выгорания должна стать следующая:

формирование позитивной «Я – концепции»педагогов, развитие навыков саморегуляции, коррекция личностной тревожности, создание позитивного настроя на профессиональную деятельность, оказание помощи  педагогам в осознании позитивных моментов педагогической деятельности.

  Основополагающими методами должны являться позитив-технологии, направленные на развитие позитивного мышления педагогов. В основе позитив-технологий лежит метод НЛП — «искусство и наука совершенствования личности». К примеру, существуют такие упражнения, как «Моя аффирмация» и «Калоши счастья», направленные на развитие позитивного мышления.  Упражнение «Я — молодец!», которое я также использую,  позаимствовано мною у автора программы психологического тренинга «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды» Е.В. Шарыповой (Томск, 2005). Это упражнение также можно отнести к методам позитив-технологий,  так как основная его цель — развитие навыков позитивного самовосприятия.  Выбор арт-терапии и медитативные техники все чаще применяются как универсальные методы в работе с детьми и взрослыми. Ценность арт-  терапии заключена в том, что она обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека. Медитативные техники эффективны и полезны в процессе групповой работы. Эти техники используются в обучении физической и чувственной релаксации и в результате сводятся к закреплению навыков саморегуляции.  Медитативное упражнение «Сад моей души» я дополняю арт-терапевтическим закреплением эффекта. Выбор проективных методов интересен тем, что они позволяют «вытащить» то, что волнуетпедагога, определить диапазон проблем, выйти на групповое обсуждение этих проблем. Проективный метод широко используется как совокупность психологических методик диагностики личности с помощью анализа его действий и высказываний по поводу слабоструктурированного материала. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать.

  Итак, формы, методы и приемы работы с эмоциональным выгоранием  я бы объединила таким образом:

  • Обучение  способам  саморегуляции и восстановления себя;
  • Позитив-технологии (методы НЛП);
  • Медитативные и релаксационные техники;
  • Элементы арт-терапии;
  • Метод рефлексии (обсуждение);
  • Групповые и индивидуальные консультации с целью снижения тревожности и создания позитивной «Я – концепции» педагога (Приложение № 1);
  • Метафоры и сказкотерапия;
  • Информативный материал (памятки, рекомендации); и т.п.

   Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма. К естественным приемам регуляции организма можно отнести:

смех, улыбка, юмор;

размышления о хорошем, приятном;

различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

наблюдение за пейзажем за окном;

рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

вдыхание свежего воздуха; чтение стихов;

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

  На своих консультациях я активно использую игротерапию. Большим успехом в профилактике эмоционального выгорания пользуются игры – формулы.

Игры-формулы. Эти игры используются для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух при подготовке к занятию в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариации        отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п.

Важно иметь четкий язык формулировки самоприказа. Тексты формул самовнушения составляются педагогом заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и сейчас».

Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь...», «У меня все получится ...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в магические действия произносимых слов. Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и состоянием сосредоточенности.

Используются утренние и вечерние формулы, имеющие целью внушить уверенность в себе, любовь к детям, позитивное отношение к работе. Игры-формулы эффективны в течение рабочего дня, ориентированны на уменьшение напряжения, снятие волнения и усталости, восстановление сил.

Важно найти свой  собственный язык, наиболее эффективно на конкретного человека воздействующий. Если, например, это  человек, не терпящий приказов и директив, тогда рекомендуется построить текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения: «Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор». Если это человек эмоциональный, тогда текст должен содержать яркие прилагательные: «Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания». Если же это  человек сдержанный и в то же время сильный, энергичный, формула должна звучать  как краткий и резкий приказ или команда: «Я должен быть спокойным! Спокойно! Уверенность в себе!». Тексты формул составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и сейчас».

Выводы

  Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога – данная проблема требует комплексного решения. Это проблема в свете внедрения ФГОС должна быть рассмотрена на самом высоком профессиональном уровне. Здесь недопустим формальный подход. Только лишь педагог – психолог без активного взаимодействия с администрацией ОУ ее не решит. Необходима заинтересованность в решении данного вопроса всей системы образования. Педагогу, как никому, необходимо заботиться о своем психологическом здоровье, потому что от его эмоционального состояния зависит стабильность в воспитании и развитии подрастающего поколения, сохранение и формирование здоровья его воспитанников. Достойный материальный уровень жизни, возможность супервизии, получения своевременной психологической помощи и поддержки, забота администрации об удовлетворении нужд каждого работника образования, создание благоприятного психологического климата в коллективе создает условия для профилактики эмоционального выгорания.

Список литературы

1.        Безносов, С.П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004.

2.        Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов/ М.В. Борисова // Вопр. психологии. – 2005. - № 2.

3.        Ефремов, К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Народное образование. - 2005. – № 3.

4.        Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер. -М.: Академ. проект, 2005.

5.        Ожогова, Е.Г. Синдром «психического выгорания» в работе педагога и профессиональные стратегии поведения / Е.Г. Ожогова // Психология и школа. – 2006.

6.        Менте М. Ван Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб: Питер, 2001.

7.        Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005.

Приложения

Приложение № 1

Групповая консультация на тему:

«ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания, формирование позитивной «Я – концепции» воспитателей ДОУ, диагностика эмоционального выгорания, развитие навыков саморегуляции, коррекция личностной тревожности, создание позитивного настроя на профессиональную деятельность, оказание помощи  педагогам в осознании позитивных моментов педагогической деятельности.

Составитель: педагог-психолог МКДОУ «ДС № 28» г. Благодарного Ставропольского края Найденова Н. Н.

План:

1. Психологический настрой на групповое взаимодействие. Упражнение «Откровенно говоря» .

Материалы: карточки с незаконченными фразами (Приложение № 1).

Упражнение выполняется в кругу.

Инструкция: «Уважаемые педагоги!  Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно. Желательно говорить первое, что приходит в голову».

Ожидаемый результат:  упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

2. Анкетирование «Эмоциональное выгорание»  (Приложение № 2).

  3. Теоретическая часть: «Проблема эмоционального  выгорания».

  Еще в 70-е голы прошлого столетия некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности, в частности, у педагогов. В результате психологического исследования было обнаружено, что на определенном этапе своей деятельности, через 5-10 лет, у некоторых через 15-20 лет, от начала профессионального труда у довольно большого количества педагогов начинали появляться такие симптомы, как: потеря интереса к своей работе, формальное отношение к своим обязанностям, конфликты с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у данной категории учителей начали развиваться соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было выявлено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса.

   В течение жизни с каждым из нас происходят изменения, ничто в мире не остается постоянным. Мы меняется с возрастом, становимся немножко другими, когда меняется наш социальный статус. Но так же и наша работа, профессия оказывает на нас влияние, оставляет в нас свой след. В чем это изменение? Мы получаем опыт, больше знаем о людях, о детях, о воспитательных процессах, знаем, как лучше выйти из то или иной затруднительной ситуации. Но в этих изменениях есть не только положительные стороны. Минусы подкрадываются незаметно. Они не отражаются в похвальных листах, грамотах, зачетных и трудовых книжках. 

  У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев кривые ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его. 

Эмоциональное  выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

  Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

  Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами.

снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.

бессонница;

постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

переживание негативных эмоций, для которых нет причин

чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

чувство гипер- ответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее  все труднее и труднее;

постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;

чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.
  Вышеперечисленное – это признаки такого явления как эмоциональное выгорание. Откуда оно берется?  Происходит накапливание отрицательных эмоций. Это не значит, что работа наша такая ужасная-ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания - есть всегда. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно. 

  Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.»

4. Деловая игра «Плюс-минус: позитив» .

Материалы и оборудование: пустые карточки для письма, ручки для каждого участника, карточки с позитивными аффирмациями (Приложение № 3).

Инструкция:

1. «Уважаемые коллеги! Предлагаю вам разделиться на две группы. Одна группа будет обсуждать и писать на карточках «Плюсы» педагогической деятельности. А другая – «Минусы».  Каждая группа должна на одной карточке написать один фактор. Нужно заполнить столько карточек, сколько членов вашей группы».  (При помощи жеребьевки определяется, какая группа над чем будет работать).

2. «После того, как мы написали «Плюсы» и «Минусы», я предлагаю вам все карточки сложить в одну коробку. Мы их перемешаем.  (Коробка кладется психологом на центральный стол). А теперь мы поиграем в игру «Моя аффирмация». Будем во всем искать позитив. Любая ситуация, будь то положительная или отрицательная, дана нам для саморазвития. Мы с вами рассказывали на бумаге об успехах и трудностях нашей профессиональной деятельности, обозначив их «Плюсами» и «Минусами». Кроме той коробки, куда мы сложили наши карточки, у меня есть еще одна волшебная коробочка с полезными мыслеформулами, или аффирмациями, которые могут нам  помочь. Вы будете по одному выходить, доставать из одной коробки «Плюс» или «Минус», зачитывать его вслух, а из другой коробки  - мыслеформулу, которая поможет вам или усилить положительный эффект от «Плюса», или уменьшить отрицательный – от «Минуса». Из любой ситуации  можно выйти с юмором и дать себе такую установку, которая поможет вам справиться со стрессом!».

5. Рефлексия. Обсуждение результатов консультации, эмоций, возникших в ходе ее.

6.  Рекомендации (раздаточный материал):

«Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания

(рекомендации психолога)»

1.Будьте внимательны к себе: это поможет Вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2 Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим наклонностям и возможностям. Это позволит Вам обрести себя, поверить в свои силы.

4.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5.Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

6.Находите время для себя, Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7.Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

  В первую очередь, необходимо не допускать в свой внутренний мир депрессивных мыслей и «заунывных» чувств.

     Немецкий психолог Вера Биркенбил советует:

«… если вас одолели тягостные мысли, измучили грусть и тоска, попробуйте уединиться( дабы не вызвать у окружающих недоумение своим неадекватным поведением) и наденьте на лицо улыбку. Пускай для радости нет никакого реального повода, всё равно попробуйте. Поначалу получиться лишь вымученная гримаса. Но её необходимо удержать хотя бы на минуту, Чтобы сигналы об этом выражении лица могли активно воздействовать на мозг. Не было случая, чтобы в течении минуты гримаса не начинала приобретать черты по-настоящему искренней улыбки. Параллельно начинает меняться и настроение, мир уже не кажется таким мрачным».

Приложения

Приложение № 1

«Откровенно говоря…»

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь..

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда ко мне на собрание приходят родители…

Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят заведующая или старший воспитатель…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

Откровенно говоря, когда работа с детьми…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с руководителем…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, после рабочего дня…

Откровенно говоря, когда наступает пятница…

Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, неприятности на работе…

Откровенно говоря, успехи на работе…

Приложение № 2

                                        Анкета «Эмоциональное выгорание»

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных у меня уже испорчен. 

Да 

Нет 

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделала бы это без промедления. 

Да 

Нет 

Коллеги по работе раздражают меня, невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

Да 

Нет 

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники и их родители. 

Да 

Нет 

На протяжении последних трех месяцев я отказывалась от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. 

Да 

Нет 

Коллегам и детям я придумала обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно. 

Да 

Нет 

С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. 

Да 

Нет 

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. 

Да 

Нет 

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям. 

Да 

Нет 

10 

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна книга по специальности, из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое. 

Да 

Нет 

  

 Приложение № 3

Карточки «Моя аффирмация»

(позитивные утверждения).

У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!

Я СЧАСТЛИВА!

Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!

Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СЭС» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Памятка для педагогов " Синдром Эмоционального выгорания СЭС и его профилактика   Эмоциональное выгорание - на слуху. Это исчезновение энергии, желания и "огонька" в отношении к д...

Синдром эмоционального выгорания и его профилактика

В статье описаны симптомы эмоционального выгорание педагогических работников стадии выгорания его профилактика  и пути выхода....

Синдром эмоционального выгорания и его профилактика

В статье описаны симптомы эмоционального выгорание педагогических работников стадии выгорания его профилактика  и пути выхода....

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Презентация: "Синдром эмоционального выгорания педагога: способы профилактики".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444982","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444990","attributes":{"alt":"","class"...